ЭНЕРГИЯ
СЕВЕРО-ЗАПАДА
август 2021
В этом выпуске:
Выберите материал
или листайте вниз
ГЛАВНАЯ ТЕМА
Экологически чистая модернизация
Завершился первый этап модернизации Верхне-Туломской ГЭС. Были полностью обновлены два из четырех гидроагрегатов. В праздничной обстановке губернатор Мурманской области Андрей Чибис и генеральный директор ООО «Газпром энергохолдинг» Денис Федоров дали разрешение на пуск нового гидроагрегата № 1.
Запуск провели с планшета — новая система управления позволяет совершать все операции удаленно. Меньше чем за две минуты модернизированный гидроагрегат достиг новой номинальной нагрузки 75 МВт и синхронизировался с Единой энергосистемой.

Набор нагрузки новым генератором прошел штатно, но у энергетиков есть свой особый ритуал — проверка работы турбины без автоматики. В «ТГК-1» это называется «монетка на счастье» — на генератор устанавливается на ребро монета: если оборудование работает без сбоев, она не должна упасть. Новый гидроагрегат успешно прошел тест.
Еще одна традиция, но на этот раз новая (ей чуть больше 10 лет) — передача от станции к станции по мере ввода в эксплуатацию новых агрегатов символа новой энергии — памятного камня из симбирцита. На этот раз символ новых пусков перешел в Заполярье от Центральной ТЭЦ. Директор станции Игорь Садовский вручил симбирцит директору Каскада Туломских и Серебрянских ГЭС Игорю Пацану.

Модернизация самой мощной гидростанции на Северо-Западе — Верхне-Туломской ГЭС — идет поэтапно. Работы стартовали в августе 2018 года, в апреле 2020-го был сдан гидроагрегат № 4, сразу же начались работы на следующем гидроагрегате — № 1. Модернизация, включавшая замену гидрогенерирующего и электротехнического оборудования, решила две ключевые задачи — повышение экологичности работы оборудования и увеличение дополнительной мощности каждого гидроагрегата на 8 МВт. К 2023 году станция выйдет на мощность в 300 МВт — это новая экологически чистая энергия.

Торжественный день сменился новым этапом в работе энергетиков: уже 2 июля начался демонтаж гидроагрегата № 3.
Все новое оборудование и автоматические системы управления произведены российскими компаниями. Во время телемоста, который соединил поселок Верхнетуломский с Сызранью, вице-президент ГК «Тяжмаш» — директор бизнес-единицы по гидротурбинному оборудованию Дмитрий Трифонов рассказал и показал, что оборудование для следующего агрегата уже готово к отгрузке.

Важно отметить, что за счет использования современных полимерных материалов для уплотнений и перехода на более высокое давление в системе регулирования новое оборудование стало более экологичным. При его производстве применялись самые современные материалы, а обслуживание его упростилось, в том числе за счет автоматизации.
Глубоко в историю
Сооружение Верхне-Туломской ГЭС было начато в 1961 году. Строили ее больше 3 тысяч рабочих финской компании «Иматран Войма». Параллельно с возведением ГЭС были построены 168-километровая дорога — теперь это автомобильная трасса регионального значения «Лотта», самая длинная в Европе телефонная линия и комфортный поселок для сотрудников с коттеджами, стадионом и детским садом.

Станция была введена в эксплуатацию в 1965 году, в ее запуске принимали участие и советские, и финские специалисты. Сегодня линии электропередачи соединяют ГЭС с Мурманском, населенными пунктами и предприятиями Печенгского и Кольского районов. Это самая мощная гидроэлектростанция в энергосистеме Северо-Запада.
Уникальность этой ГЭС заключается в том, что она расположена в глубине скалы. Машинный зал и гидрогенераторы расположены на глубине от 50 до 90 метров.
Из книги воспоминаний финских строителей, работавших на стройплощадке Верхне-Туломской ГЭС
«По инициативе заказчика в Верхней Туломе 22.01.1965 был устроен праздник в честь запуска первого гидроагрегата. На событие, которое частично проходило в машинном зале, а частично в помещении Объединения персонала стройплощадки, было приглашено двадцать представителей Советского Союза и примерно столько же представителей Imatran Voima Oy. Торжественная часть началась в машинном зале, где начальник строительства, дипломированный инженер Э. Куорикоски поприветствовал гостей. Imatran Voima Oy представляли в том числе: генеральный директор компании, господин Х. Лехтонен, председатель совета директоров, директор банка А. Симонен, заместитель генерального директора М. Лаурила, а также директор отдела по внешним связям Г. Телестам. Также присутствовал мэр региона Лапландия М. Миеттунен. Советский Союз представляли среди прочих председатель исполнительного комитета по Мурманской области (по сути аналогичное лицо мэру региона Лапландия) Н. Коновалов, секретарь партии Мурманской области Денисов, инспектор ГЭС Советского Союза Асмолов, главный инженер ГЭС Донтченко, председатель управления компании заказчика Е. Павлов.

Молодая дочь инженера Шелвакова вынесла гостям на подушке ножницы. Господа Денисов и Куорикоски вместе торжественно разрезали ленту, натянутую перед машинным залом, символизировав, таким образом, запуск работы первого гидроагрегата».
Денис Федоров
генеральный директор ООО «Газпром энергохолдинг»
Стратегия «Газпрома» в электроэнергетике предусматривает обеспечение высокого уровня надежности энергоснабжения потребителей. Это предполагает реализацию проектов по созданию новых и модернизации действующих генерирующих мощностей. В Мурманской области в настоящее время такими проектами являются обновление мощной стратегически важной Верхне-Туломской ГЭС и строительство новой малой ГЭС на реке Паз. Обновляя оборудование и увеличивая мощность наших объектов, мы обеспечиваем инфраструктурные условия для развития экономики Мурманской области, в том числе и для реализации арктических проектов. Несмотря на ситуацию, связанную с распространением коронавирусной инфекции, проект модернизации Верхне-Туломской ГЭС осуществляется в запланированные сроки, своевременно идут работы и по обновлению еще двух гидроагрегатов.
Андрей Чибис
губернатор Мурманской области
Хочу поблагодарить всю команду за этот важнейший проект и с точки зрения экологии, и с точки зрения мощности. Это обновление позволяет обеспечить совсем другое качество экологической защиты и для Туломского водохранилища, а также дает новые возможности для нашей энергетики.
Понравился материал?
Не очень
Норм
Нравится!
или листайте дальше
НОВОСТИ
В «ТГК-1»
«ТГК-1» поставит «зеленую» энергию для химической компании «Щекиноазот»
Химическая компания «Щекиноазот» приобрела у ПАО «ТГК-1» 5 000 «зеленых» сертификатов, которые подтверждают происхождение энергии из возобновляемых источников. Сделка прошла на блокчейн-платформе Сбера.

Электроэнергия, производимая на гидроэлектростанциях ПАО «ТГК-1», позволяет компаниям переходить к декарбонизации производства, соответствовать современным ESG-стандартам и минимизировать риск уплаты углеродного сбора при экспорте продукции в Европу.

Ранее ПАО «ТГК-1» заключило свободные договоры купли-продажи электроэнергии с предприятиями «Сибурэнергоменеджмент», «Фосагро» и пивоваренной компанией AB InBev Efes, а также провело крупнейшую сделку по выпуску «зеленых» сертификатов международного стандарта I-REC в адрес ПАО «Полюс».
«ТГК-1» расширила состав генерирующего оборудования, обеспечивающего системную надежность единой энергетической системы
Энергоблок № 4 Южной ТЭЦ ПАО «ТГК-1» прошел конкурентный отбор и с июля 2021 года участвует в обеспечении системной надежности Единой энергетической системы России в части нормированного первичного регулирования частоты (НПРЧ).

Задача НПРЧ ― минимизировать отклонения частоты электросети при возникновении дисбаланса мощности в любой части энергосистемы. Стабильная частота в 50 Гц является важнейшим параметром качества электроснабжения и необходимым условием работы электрооборудования.

Энергоблок Южной ТЭЦ прошел необходимые испытания и получил сертификат соответствия стандартам организации АО «Системный оператор Единой энергетической системы». Он стал вторым энергоблоком ПАО «ТГК-1», включенным в реестр, после энергоблока № 2 Правобережной ТЭЦ, приступившего к оказанию услуг по НПРЧ в январе 2021 года.
Сотрудники «ТГК-1» добегут до Белого моря
В «ТГК-1» проходит интерактивный спортивный флешмоб «АНОМАЛИЯ 2.0: ТУР К БЕЛОМУ МОРЮ». Участники бросают вызов аномалиям современности, напоминая себе и окружающим, что спорт на свежем воздухе — это не только полезно, но и весело.

Любители ходьбы, бега, катания на велосипеде и других двигательных активностей отправляют свои достижения, зафиксированные фитнес-трекерами, на электронный адрес sport@tgc1.ru. Данные суммируются и отражают прогресс команд, которые виртуально прокладывают путь из Санкт-Петербурга и Териберки навстречу друг другу по маршруту длиною свыше 1 500 км. Место встречи на берегу Белого моря определится по ходу состязания в зависимости от результатов. После финиша самые продуктивные спортсмены получат памятные подарки, наиболее активный филиал — специальный приз и звание самого спортивного филиала ПАО «ТГК-1».

Спортсмены публикуют фото и видео в Instagram с хештегом #ТУРКБЕЛОМУМОРЮ и упоминанием сообщества tgc1_sport. В этом же сообществе можно узнать подробности акции.
В «Газпром энергохолдинге»
Финальные заводские испытания нового генератора для Киришской ГРЭС прошли успешно
Завершены заводские испытания генератора для новой турбины Киришской ГРЭС ПАО «ОГК-2» на заводе «Электросила» АО «Силовые машины».

В соответствии с планом качества новый генератор мощностью 80 МВт в течение трех дней проверяли на специализированном стенде на различные параметры: нагрев, шум, изоляцию, вибрацию и прочее. Проведены испытания на холостом ходу и опыт короткого замыкания. На заключительном этапе изоляция обмотки статора проверена повышенным напряжением, более чем двукратно превышающим номинальное. Успешно прошедший все испытания генератор будет разобран, окрашен и подготовлен к транспортировке на электростанцию.

По словам управляющего директора ПАО «ОГК-2» Артема Семиколенова, Киришская ГРЭС стала первенцем в ПАО «ОГК-2» в рамках реализации государственной программы Конкурентного отбора модернизированных мощностей. Успешный старт создания отечественным машиностроительным холдингом нового оборудования для электростанции позволяет компании быть уверенной, что ближайшие три года обновление мощностей будет идти четко по плану. Сегодня на энергообъекте все готово к приемке генератора. После чего ожидается получение турбины.

Проект модернизации ТЭЦ-части Киришской ГРЭС проводится в том числе в рамках государственной программы Конкурентного отбора модернизированных мощностей (КОММод).
В России
Экспорт электроэнергии из РФ побил 10-летний рекорд
Объемы экспорта электроэнергии из России вышли на рекордный уровень с 2012 года. Об этом сказано в протоколе совещания у замглавы Минэнерго Павла Сниккарса.

В первом полугодии 2021 года поставки в Финляндию выросли втрое относительно того же периода 2020-го, в страны Балтии — вдвое. Всего в январе — июне, по предварительным данным, экспортировано 10,2 млрд кВт⋅ч. Такие показатели в Минэнерго объясняют благоприятной ценовой конъюнктурой на фоне продолжительной холодной зимы, а также аномальной жары летом. Также рост связан с рядом решений по транзиту энергии и окончанием строительства новых электростанций, добавили в «Интер РАО». По мнению экспертов, по итогам года Россия может заработать на экспорте электроэнергии более 1 млрд долларов.

Учитывая значительные избытки генерирующей мощности в российской энергосистеме, наращивание экспорта — позитивный фактор не только для монополиста-экспортера, но и для экономики в целом, отметили в «Сообществе потребителей энергии». Наряду с наращиванием поставок за рубеж и пополнением бюджета это позволяет сокращать удельные расходы на содержание энергосистемы.
На Камчатке реанимируют советский проект по водороду
Компания «Н2 Чистая энергетика» займется проектом по созданию приливной электростанции на Камчатке для экспорта водорода.

«Н2 Чистая энергетика» подписала соглашение с Корпорацией развития Камчатского края о разработке проекта Пенжинской приливной электростанции (ПЭС) в северо-восточной части залива Шелихова Охотского моря. Цель — сделать ПЭС одним из крупнейших источников для производства водорода в мире.

В 1970-е годы стоимость проекта оценивалась более чем в 200 млрд долларов, а установленная мощность ПЭС — до 100 ГВт, что соответствует примерно 40 % общей установленной мощности электростанций единой энергосистемы России.
«Силовые машины» приступили к испытаниям горелочного устройства для ГТУ на метано-водородном топливе
Компания «Силовые машины» разработала и приступила к испытаниям экспериментального горелочного устройства камеры сгорания для первой в России газотурбинной установки на метано-водородном топливе ― ГТЭ-65В.

Одна из наиболее важных частей испытываемой конструкции — жаровая труба — изготовлена из жаропрочного материала и предназначена для работы при температуре свыше тысячи градусов по Цельсию. За счет оригинальной системы подвода топлива в совокупности с высокотехнологичными датчиками удалось добиться повышенной безопасности процесса горения, что крайне важно при использовании в качестве топлива водорода.

Как показали предварительные исследования, использование метано-водородной смеси с долей водорода 40–50 % увеличит мощность газотурбинной установки примерно на 10 %. Такие энергоустановки можно будет в перспективе использовать на крупных промышленных предприятиях, для тепло- и электроснабжения малых городов или жилых районов мегаполисов.
В мире
Датчане изобрели технологию переработки термореактивных композитов
Датская компания Vestas разработала технологию для переработки и повторного применения термореактивных композитов — материалов, используемых для изготовления лопастей ветряных турбин.

Согласно заявлению компании, это последний технологический шаг на пути к полностью безотходной цепочке создания стоимости в отрасли. Для ее внедрения и продвижения экономики замкнутого цикла в ветроэнергетике была создана инициатива CETEC (Circular Economy for Thermosets Epoxy Composites — «Экономика замкнутого цикла для термореактивных эпоксидных композитов»).

Новая технология предусматривает два основных этапа процесса переработки. Сначала термореактивные композиты разбираются на волокно и эпоксидную смолу, затем благодаря новому химическому процессу эпоксидная смола дополнительно разделяется на основные компоненты, аналогичные исходным материалам.
Прибрежный ветер декарбонизирует электроэнергетику США
К 2030 году в прибрежных водах США установят ветроустановки мощностью 30 ГВт, об этом объявила Администрация президента Байдена. Планируют привлечь 12 млрд долларов инвестиций.

Через 10 лет будут созданы 44 тысячи рабочих мест в секторе морской ветряной энергетики и 33 тысячи — в обслуживающих секторах. Энергии от морских ветряков должно хватить для электроснабжения 10 млн домов в год, что позволит избежать выброса в атмосферу 78 млн метрических тонн углекислого газа.

Сейчас в США работают лишь две небольшие ВЭС на шельфе совокупной мощностью 42 МВт. Во время предвыборной кампании Байден обещал провести декарбонизацию электроэнергетики. После его инаугурации завершена экологическая экспертиза Vineyard Wind. Это первый проект по производству ветряной энергии на шельфе в промышленных масштабах. Сейчас проводится экспертиза еще двух проектов у берегов Лонг-Айленда и Нью-Джерси.
В США предложили получать электричество с помощью углеродных нанотрубок
Специалисты Массачусетского технологического института открыли способ получения электричества с помощью углеродных нанотрубок.

Жидкость (органический растворитель) вытягивает электроны из частиц, генерируя ток, который может быть использован для управления химическими реакциями или для питания микро- или наноразмерных роботов. В результате появляется возможность заниматься электрохимией без проводов.

В исследовании, описывающем это явление, ученые показали, что они могут использовать получаемый электроток для запуска реакции, известной как окисление спирта — органической химической реакции, которая важна в химической промышленности.
Шведы начали строительство офшорной ветряной электростанции мощностью 1,5 ГВт
Ожидается, что первые турбины морской ветряной электростанции Hollandse Kust Zuid — проекта шведской компании Vattenfall — будут введены в эксплуатацию к 2022 году, а весь комплекс — летом 2023 года. Электростанция станет одной из крупнейших в мире офшорных ВЭС с 140 турбинами. Она размещена в голландских водах.

Проект реализуется совместно с химическим концерном BASF, подписавшим контракт на покупку 49,5 % акций ветряной электростанции за 300 миллионов евро. BASF планирует использовать свою часть производства для внедрения инновационных технологий с низким уровнем выбросов на нескольких своих производственных площадках в Европе.
На 124-летней гидроэлектростанции добывают биткоины
ГЭС в Механиквилле, штат Нью-Йорк, одна из старейших гидроэлектростанций мира, начала майнить криптовалюту.

Станция, которая сейчас принадлежит компании Albany Engineering Corp., была построена в 1897 году. Она работает на оригинальном оборудовании, и производительность ее невысока. По заверению генерального директора Albany Engineering, просто продавать электроэнергию нерентабельно, эксплуатация ГЭС обходится недешево. Благодаря майнингу криптовалюты на территории станции в итоге вместо 3 центов за киловатт-час компания зарабатывает втрое больше.

Albany Engineering продает биткоины в конце каждой недели. Майнингом на ГЭС занялись только в этом году в качестве эксперимента. В компании подчеркивают, что такой метод добычи криптовалюты экологически чистый.
Гренландия отказалась от добычи нефти, газа и урана на своей территории
Правительство Гренландии приняло решение отказаться от добычи нефти, газа и урана на территории острова.

С 1970-х годов нефтяные компании, включая таких гигантов, как ExxonMobil, Chevron, Shell и Eni, пытались добывать в Гренландии нефть. Недавнее исследование Геологической службы Дании и Гренландии (GEUS) показало, что на западном побережье острова находятся залежи на 2,87 млрд долларов. Также крупные залежи, по предварительным оценкам, находятся под морским дном на восточном побережье. Однако власти сочли, что цена добычи нефти, газа и урана слишком высока с экологической точки зрения.

В сообщении правительства говорится, что решение было принято «ради нашей природы, ради нашего рыболовства, ради нашей индустрии туризма и для того, чтобы сосредоточить наш бизнес на устойчивом развитии».

В настоящий момент в Гренландии действуют четыре лицензии на добычу нефти. Они истекают в 2027–2028 годах.

Кроме того, правительство сочло разработку нефтяных месторождений экономически необоснованным.
В Австралии построят парк ветрогенераторов и солнечных батарей размером с Калининградскую область
Проект подразумевает строительство на юге Западной Австралии «Западного центра зеленой энергетики» (Western Green Energy Hub) — крупнейшего в мире парка солнечных и ветровых установок для производства экологически чистого водорода.

Общая стоимость парка — 100 млрд австралийских долларов. Его создание анонсировал консорциум австралийских компаний, в который входят InterContinental Energy, CWP Global и Mirning People. Строительство планируется завершить к 2030 году.

Общая площадь парка — 15 тысяч кв. м, заявленная мощность — 50 ГВт, 20 ГВт из которых будут приходиться на солнечную энергию и 30 ГВт — на энергию ветра. Предполагается, что центр будет производить до 3,5 млн тонн «зеленого» водорода или до 20 млн тонн «зеленого» аммиака в год. По мощности новый парк соответствует 12 Ленинградским АЭС, а по площади — Калининградской области. Также мощность сравнима с совокупной мощностью всех угольных, газовых и возобновляемых источников энергии национального энергетического рынка Австралии. Произведенный водород и аммиак будут использоваться на электростанциях, в судоходстве, тяжелой промышленности и авиации.
По материалам газеты «Известия», информационного агентства РБК, журнала «Энергетика и промышленность России», информационного ресурса «RenEn — Возобновляемая Энергетика», информационного агентства «Интерфакс», телеграм-канала Energy Today, интернет-издания TechSpot, газеты «КоммерсантЪ».
Понравился материал?
Не очень
Норм
Нравится!
или листайте дальше
Производство
Проект особого значения
В Петрозаводске стартовал масштабный трехлетний проект по перекладке теплотрассы от Петрозаводской ТЭЦ до павильона № 1.
Работы по перекладке участка магистральной тепловой сети от Петрозаводской ТЭЦ до павильона № 1 начались в июне текущего года в районе ул. Пограничной. Его значение для города и жителей переоценить сложно — в зоне ответственности бесперебойное теплоснабжение семи районов Петрозаводска: 656 домов в Сулажгоре, Октябрьском и Первомайском районах, Центре, Зареке, Голиковке, Кукковке и 200 тысяч жителей города. Энергетики не просто меняют трубы, но и увеличивают их диаметр с 900 мм до 1000 мм; с 250 мм до 300 мм. В первую очередь это позволит повысить надежность работы системы теплоснабжения, обеспечить подключение новых потребителей, а также поддерживать необходимый гидравлический режим.
Началу реализации проекта, разработанного в 2018 году, предшествовала серьезная подготовка. С 2018 по 2019 год энергетики заменили тепловые сети на участке после железнодорожного переезда основного хода до павильона № 1 на Первомайском проспекте. В 2019 году построили временную тепловую сеть — на время перекладки основной именно она обеспечит жителей горячей водой. И, наконец, для подвоза материалов и развертывания строительной техники, необходимой для монтажа труб, появилась временная дорога протяженностью более 300 метров.
Новая тепловая сеть будет проложена в двухтрубном исполнении наружным и подземным (в зоне пересечения железнодорожных путей) способом, и в этом ее уникальность. Кроме того, она позволит обеспечить частичное резервирование теплоснабжения в случае нештатных ситуаций на другой магистральной тепловой сети, обеспечивающей потребителей микрорайона «Древлянка», население которого превышает численность населения любого районного города Республики Карелия и составляет около 60 тысяч человек.
При соблюдении всех проектных параметров давления и температуры теплоносителя, а также показателей качества сетевой и подпиточной воды срок службы новых трубопроводов составит как минимум 30 лет. В ходе реализации проекта, за которую отвечает ООО «МТЭР Санкт-Петербург», будут осуществлены поставка оборудования, переустройство существующих инженерных сетей сторонних организаций в зоне строительства, а также сами строительно-монтажные и пуско-наладочные работы.
Понравился материал?
Не очень
Норм
Нравится!
или листайте дальше
Прогресс
От свинца к графену
Какие технологии накопления определят энергетику ближайшего будущего
Системы накопления энергии становятся все более важным элементом мировой энергетики на фоне «зеленого» курса, подразумевающего в том числе переход к более распределенной и автономной генерации.

В предыдущие два десятилетия самым значимым событием для сектора стал переход от свинцово-кислотных батарей к литий-ионным, но сейчас индустрия уперлась в своеобразный технологический потолок их развития. Для эффективного промышленного использования требуется значительно повысить энергетическую плотность аккумуляторов, обеспечить более высокую скорость зарядки и при этом гарантировать число циклов перезарядки не менее, чем у существующих сегодня образцов.

Проблемы возникают и с сырьем. Во-первых, цветных и редкоземельных металлов, используемых в батареях, добывается относительно мало, чтобы удовлетворить кратно возрастающий спрос, во-вторых, их добыча – это грязное производство с ущербом для окружающей среды. Да и после использования возникают проблемы того же характера с утилизацией использованных батарей.

Все более активное внедрение систем накопления энергии в энергосистемы стимулирует научные разработки — скорость разработки и внедрения ноу-хау постоянно возрастает. Не все они в итоге будут реализованы на практике, но каждое из них способствует научно-техническому прогрессу.
Начнем с новостей о доработке литий-ионной технологии, являющейся сейчас в мире базовой. В 2019 году Tesla Илона Маска объявила о разработке батарей, способных без замены пройти более 1,6 млн км, тогда как современные аккумуляторы рассчитаны на 300–500 тысяч км пробега. В августе прошлого года та же Tesla и Pacific Gas & Electric начали строительство в Калифорнии на усовершенствованных литий-ионных батареях. Система, получившая название Moss Landing, включает 256 аккумуляторных блоков Tesla Megapack и сможет выдавать в сеть до 730 МВтч с максимальной выдачей мощности 182,5 МВт в течение четырех часов. Соглашение PG&E с Tesla предусматривает возможность увеличения емкости системы до шести часов, или 1,1 ГВтч.

Подстанция Moss Landing в Монтерее, Калифорния
В 2020 году Mercedes-Benz объявил о планах по созданию органического аккумулятора. Основой технологии станет графит с электролитом на водяном растворе, что исключит использование тяжелых металлов, повысит экологичность и продукции, и производства. Утилизировать такие батареи планируется путем простого компостирования, но, как признает сам Mercedes, их массовое производство может быть развернуто не ранее 2035 года.

Система дифференциальной электрохимической масс-спектроскопии в IBM Research, которая измеряет количество газа, выделившегося из элемента батареи во время зарядки/разрядки
Повышение экологичности интересует и других исследователей. В конце 2019 года IBM представила образец аккумулятора без никеля и кобальта. Прототип был создан из материалов, которые можно получить из морской воды. Батарея включает комбинацию катодного материала без тяжелых металлов и безопасного жидкого электролита с высокой температурой горения. Разработчики говорят, что подобные системы окажутся существенно дешевле литий-иона, будут менее огнеопасны, иметь большую скорость зарядки и энергетическую плотность. Для создания производства IBM уже заключила коммерческое соглашение с Mercedes-Benz, поставщиком электролита Central Glass и производителем батарей Sidus.
Одновременно сразу несколько компаний ведут разработку батарей на основе графена — самого тонкого и прочного из пока открытых материалов. Специалисты испанской компании Graphenano представили прототип — аккумулятор Grabat, который может обеспечить запас хода электромобиля до 800 км. Емкость 2,3-вольтового Grabat огромна: около 1 000 Втч/кг, что почти в 10 раз выше показателей современных литий-ионных батарей, скорость зарядки — в 33 раза выше.
В этом году ученые из университета Чалмерса (Швеция) представили автоаккумулятор из углеродного волокна. Достигнутый уровень номинального напряжения в 2,8 В позволяет батарее, состоящей из почти 4,7 тыс. ячеек, иметь плотность энергии 380 Втч/кг. В будущем такие системы из композитных материалов можно будет использовать как в автомобилях, так и в самолетах, чтобы сделать их легче и экологичнее.

Пластина аккумулятора из углеродного волокна
Еще один прорабатываемый вариант — создание полимерных аккумуляторов, материалы для которых получают из алюминия и других природных материалов. Стартап Ionic Materials презентовал полимерный аккумулятор, который должен оказаться безопаснее, долговечнее и экономически выгоднее литий-иона, так как процесс их производства похож на изготовление пластиковой упаковки. Правда, получив достаточно высокое напряжение (5 В), разработчики бьются над увеличением числа циклов зарядки/разрядки: пока батарея выдерживает 400 циклов, что кратно хуже передовых разработок, но исследователи рассчитывают увеличить его как минимум втрое.

Другой стартап — EnZinc — в этом году заявил, что нашел способ заменить литий в аккумуляторах на нетоксичный и дешевый цинк. Ранее в мире выпускались лишь неперезаряжаемые цинковые батареи. Уже появились первые цинковые батареи, выдерживающие несколько тысяч циклов зарядки и имеющих емкость в 2–4 раза выше, чем у литий-иона (460 Втч/кг против 120–240 Втч/кг). Пока идут испытания образцов, но разработчики обещают, что такие системы будут обходиться вдвое дешевле самых простых литий-ионных батарей.

Батарейка Nano Diamond Battery может работать тысячелетиями
В прошлом году в США был представлен образец давней мечты фантастов — «вечной атомной батарейки». По существу, аккумулятором разработка Nano Diamond Battery не является, это радиоизотопный источник энергии. Бета-гальваническая батарея в теории может проработать 28 тысяч лет — именно столько будет «фонить» стержень батареи, получаемый из переработанных ядерных отходов углерода-14, помещенный в корпус из синтетических алмазов. Внутри устройства бета-излучение изотопов преобразуется в электроток. Компания предложила уже несколько форм-факторов таких устройств, в том числе в распространенных форматах АА, AAA, 18650, CR2032 и других.
Первоначально «атомные батарейки» разрабатывались для космической промышленности, подобные технологии были в СССР, а затем и в России. Так, НИТУ «МИСиС» разработал никелевый бета-гальванический элемент со сроком службы около 20 лет. Там же выпускают термохимические ячейки, которые превращают тепло в электрическую энергию. Эти элементы можно размещать на одежде и использовать их энергию для зарядки мобильных устройств. Схожие изыскания ведутся в США, где группа ученых разработала новые, ультратонкие металлические электроды на золоте, которые позволят создавать прозрачные солнечные панели. Эти панели можно будет устанавливать прямо на окнах домов и офисов.

Бета-гальваническая батарея разработки НИТУ «МИСиС»

Геотермальный накопитель GeoTES
Впрочем, электрохимические накопители — не единственное технологическое направление, вызывающее интерес у изобретателей. Американский стартап UC Won в 2020 году предложил концепцию геотермального накопителя GeoTES (Geological Thermal Energy Storage) для круглосуточного использования солнечной энергии. Система объединит солнечные тепловые коллекторы с параболическими зеркалами (фокусируют лучи в одной точке), подземное хранилище тепла в осадочных породах и паровое электрогенерирующее оборудование. При нагревании солнцем вода в трубках будет испаряться, а пар будет входить в турбину и одновременно закачиваться под землю, разогревая осадочную породу. Ночью вода под землей будет испаряться уже под воздействием разогретой породы. Получаемый пар можно будет использовать для выработки электроэнергии.
Накапливать энергию уже с помощью охлаждения, а не разогрева, пытаются в Великобритании. Стартап Highview Power начал в Манчестере строительство комплекса CRYOBattery мощностью 50 МВт и емкостью 250 МВтч. Система будет захватывать воздух из атмосферы в специальную емкость и сжимать его при сверхнизких температурах (–196 ºC), чтобы превратить в жидкость. Эту жидкость поместят в баки с теплоизоляцией и низким давлением. Нагревание вернет воздух в газообразное состояние, а газ приведет в действие турбины генераторов, которые будут вырабатывать электричество.

В мире сохраняется интерес и к гравитационным накопителям. В этом году шотландский Gravitricity запустил пилот в Эдинбурге — крупнейшем закрытом глубоководном порту. Системы с грузом от 500 до 5 000 тонн будут монтироваться над 150–1 500-метровыми заброшенными шахтами. Выработка энергии в системе мощностью 4 МВт будет происходить при спуске груза в периоды пикового потребления, подъем осуществляется в моменты низкого спроса и дешевой энергии.
Система Gravitricity
Понравился материал?
Не очень
Норм
Нравится!
или листайте дальше
Александр Русецкий
Нужно стремиться не к оптимизации себя, а к совместной работе над улучшением целого
Интервью
Александр Русецкий
Нужно стремиться не к оптимизации себя, а к совместной работе над улучшением целого
Интервью
Дирекции по строительству и технологическим присоединениям «ТГК-1» исполнилось пять лет. Редакция не смогла обойти это событие стороной и побеседовала с ее директором Александром Русецким. Он рассказал, над чем сейчас работает ДСТП и почему это важно для компании. А также дал «литературную» рекомендацию.
Александр Валерьевич, в чем заключаются цели и задачи Дирекции?
Ключевое направление работы Дирекции — выполнение инвестиционной программы в соответствии с бизнес-планом «ТГК-1», а основная задача — сопровождение работ по техническому перевооружению и реконструкции объектов филиала «Невский» в ходе всего жизненного цикла инвестпроектов. То есть от планирования затрат и участия в формировании технического задания на проектирование до ввода объекта в эксплуатацию. Наши специалисты координируют деятельность всех участников инвестиционного процесса, обеспечивают строительный и инструментальный контроль, сопровождение технической, исполнительной и сметно-договорной документации. Работа ведется непосредственно с группами капитального строительства каждого структурного подразделения.
Но сила любого подразделения всегда в его людях. Что скажете о своем коллективе?
Основа нашей сплоченной и результативной команды заложена еще в 2016 году первым директором ДСТП Александром Сидоровым. Одна из основных задач, которая была и остается приоритетной для него как для руководителя, — это умение «заразить» людей, чтобы они шли за тобой и у всех была единая философия. Вот тогда будет и единая команда, которая способна выполнить любые задачи. Наш коллектив достаточно молодой, дружный, стремится к достижению общей цели. Все ребята амбициозные в хорошем смысле этого слова, и, я думаю, очень важно сохранять их желание развиваться, расти, идти вперед. Мы нацелены на то, чтобы каждый сотрудник Дирекции любил свою работу и выполнял ее добросовестно, а на счету у каждого было много достижений и успешно реализованных идей.
Какие инвестпроекты сегодня в центре внимания Дирекции?
Сейчас в зоне нашей ответственности более 100 действующих инвестиционных проектов по разным направлениям: надежность, электроснабжение, экология, автоматизация, выполнение тарифных мероприятий. Имеет смысл немного сказать о каждом из них.
Давайте начнем с надежности. Что подразумевает это направление?
Энергообъекты «ТГК-1» — стратегические источники тепловой энергии для жителей Санкт-Петербурга, поэтому значительная часть инвестиционной программы компании, конечно же, нацелена на обеспечение надежности работы основного и вспомогательного оборудования. Один из примеров — реконструкция большой пиковой водогрейной котельной Автовской ТЭЦ. В 2017–2020 годах выполнено техническое перевооружение водогрейных котлов ПТВМ-180 № 5 и 7 с полной заменой поверхностей нагрева, вспомогательного оборудования. Завершить комплексную реконструкцию планируем до конца 2022 года, после техперевооружения котлоагрегата № 6. В итоге мы обеспечим надежное теплоснабжение потребителей, в том числе после вывода из эксплуатации первой очереди.

В то же время реализация инвестпроектов тесно связана с капитальными ремонтами основного оборудования ТЭЦ. Так, в 2022–2023 годах, в период капремонта второго энергоблока Южной ТЭЦ, планируем выполнить замену устаревшего выключателя и разъединителя генератора на новое элегазовое генераторное распредустройство с интеграцией в АСУ ТП энергоблока. Тогда же будут проведены модернизация щеточно-контактного аппарата, системы возбуждения генератора паровой турбины, замена газоходов от дымососов до борова дымовой трубы.
Перейдем ко второму направлению — электроснабжение.
Здесь прежде всего хочу сказать о Первомайской ТЭЦ. В 2018–2020 годах станция перевела кабельные линии потребителей 6 кВ и 110 кВ со «старой» части на новые распределительные устройства КРУ-6 кВ и КРУЭ-110 кВ. Это позволило вывести из эксплуатации ОРУ-110 кВ «старой» части ТЭЦ и повысило надежность электроснабжения потребителей юго-запада города.
Какие работы ведутся в экологическом направлении?
Техперевооружение объектов в зоне ответственности ДСТП в том числе касается повышения контроля экологических показателей. В 2017–2021 годах построены локальные очистные сооружения Правобережной ТЭЦ. Сейчас ведутся строительно-монтажные работы по реконструкции очистных сооружений Василеостровской ТЭЦ, разрабатывается проект по модернизации аналогичного оборудования Северной и Южной ТЭЦ.
А что делается в части автоматизации?
Продолжается замена устаревших систем контроля и управления основного и вспомогательного оборудования на новые автоматизированные системы управления на базе оборудования российского производства ГК «ТЕКОН». Яркий пример — модернизация Северной ТЭЦ. В 2017–2020 годах введены в эксплуатацию АСУ ТП энергоблоков № 1, 3, 4, 5, пиковых водогрейных котлов № 1, 2, котлоагрегата № 1 котельной низкого давления.
И последнее выделенное Вами направление — выполнение тарифных мероприятий.
Ведутся работы по снятию технических ограничений по выдаче тепловой мощности ТЭЦ, и здесь мы тесно сотрудничаем с комитетами по тарифам Санкт-Петербурга и Ленинградской области. За последние годы на объектах филиала «Невский» модернизированы теплофикационные установки для дополнительной выдачи тепловой энергии более 400 Гкал/час, и это позволило обеспечить теплом новые жилые кварталы — Мурино, Кудрово, Новое Девяткино, новостройки на насыпных территориях Василеостровского района и др. Все эти работы проводятся в первую очередь в интересах жителей — и Санкт-Петербурга, и новых жилых районов в Ленинградской области. Учитывая непрерывность работы теплофикационной установки, проведение ее реконструкции зачастую возможно только в период летнего останова горячего водоснабжения. Ежегодно на каждом объекте он составляет не более двух недель. В связи с этим перед нами будет стоять серьезная задача — обеспечить безусловную реализацию работ в кратчайшие сроки.
Вы довольно подробно рассказали о работе Дирекции на теплоэлектроцентралях компании. А как насчет ГЭС?
Безусловно, наши гидроэлектростанции тоже не обделены вниманием, и начать стоит с Каскада Вуоксинских ГЭС, где с 2014 года ведется масштабная модернизация гидротехнических сооружений. Выполнена модернизация слипов плавучих ремонтных затворов на Светогорской и Лесогорской ГЭС, аварийно-ремонтных затворов и их морально устаревших механизмов подъема, восстановлены конструктивные элементы спиральных камер и водоводов, заменены сороудерживающие решетки гидроагрегатов. Так мы повысили надежность и безопасность эксплуатации станций каскада. Стоит отметить, что эти работы выполняются в соответствии с предписанием Ростехнадзора для предупреждения техногенных аварий, аналогичных той, что произошла на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года.
Отдельного обсуждения заслуживает и реконструкция на Верхне-Свирской ГЭС. Она сейчас в центре внимания всей компании…
Да, конечно. В 2021 году «ТГК-1» приступила к основному этапу важного с технической и социальной точки зрения проекта реконструкции мостового перехода Верхне-Свирской ГЭС. Так как это единственная переправа через реку Свирь для жителей Подпорожского района, решено выполнить работы в кратчайшие сроки. Компания координирует действия с правительством Ленинградской области, построен пешеходный проход через здание ГЭС. Сейчас на станции демонтированы пролеты старого перехода, идет активная подготовка к началу монтажа новых металлических пролетных строений. Более 500 тонн металла прибыли на площадку ГЭС из Волгограда. По требованиям законодательства новый мостовой переход полностью сохранит внешний облик и не испортит вид ансамбля станции как объекта культурного наследия. Еще раз подчеркну, что мы несем огромную ответственность перед жителями Подпорожья, и наша первостепенная задача — завершить проект в срок и обеспечить безопасную эксплуатацию энергообъекта, и в первую очередь — гидротехнического узла станции уже в конце этого года.
Есть ли инновации, которые Вы хотите отметить особенно?
Конечно, нельзя не сказать о технологии информационного моделирования на разных этапах жизни проекта, которая прорабатывается в «ТГК-1». Во-первых, на этапе проектно-изыскательских работ. Это подготовка трехмерных моделей с учетом рельефа местности. В задаче помогают аэрофотосъемка участков с применением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и система наземного лазерного сканирования. План размещения проектируемых объектов также сверяется с результатами аэрофотосъемки БПЛА и лазерного сканирования. Во-вторых, технологию можно применять на этапе строительно-монтажных работ. Здесь мы говорим о сверке результатов лазерного сканирования с трехмерной информационной моделью для выявления отклонений от проектных решений, о разработке системы управления оперативными задачами на строительной площадке между всеми участникам реализации проекта.
Ну и по традиции завершим интервью полезным советом. Какую литературу порекомендуете коллегам?
«Менеджмент нового времени» Эдвардса Деминга — это классическое и одно из основополагающих изданий по экономике. Эту книгу стоит прочесть потому, что, понимая ключевые закономерности, лежащие в основе работы компании, можно адаптировать ее к любым условиям. К тому же автор — один из самых авторитетных специалистов в области теории управления в мире. Чтобы улучшать всю систему, ее части должны стремиться не к оптимизации себя, а к совместной работе над улучшением целого.
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Александр Русецкий рекомендует
Моя рекомендация — «Менеджмент нового времени» Эдвардса Деминга. Деминг — американский ученый, статистик и консультант по теории управления качеством. Его наследие велико и разнообразно. Он постоянно использовал системный подход. И понимал, что у любого бизнеса есть одна и всегда одна и та же цель: непрерывное совершенствование всех аспектов, то есть улучшение продуктов и услуг, улучшение взаимоотношений с потребителями, поставщиками и с обществом, улучшение жизни сотрудников.

В том числе, например, Деминг любил говорить: «Реальный эффект может дать только внутренняя мотивация. Она связана с собственными желаниями и стремлениями сотрудника. Чтобы их можно было реализовать, менеджмент должен создавать соответствующие условия»
Понравился материал?
Не очень
Норм
Нравится!
или листайте дальше
Цифровизация
BIM: точность от идеи
до эксплуатации
Информационное моделирование зданий и сооружений — новый шаг в строительной отрасли. Технология берется на вооружение госструктурами и бизнесом во всем мире. Она начинает быть востребованной и в российском промышленном строительстве, а «ТГК-1» — один из пионеров в этом направлении. BIM, 3D-модели, лазерное сканирование, фотограмметрия — все эти термины становятся повседневной реальностью компании.
Трехмерность против ошибок
BIM — Building Information Modeling — технология информационного моделирования зданий и сооружений. На смену плоским двухмерным чертежам приходят трехмерные модели — цифровые аналоги будущих или уже возведенных физических объектов. Благодаря возможности трехмерной визуализации повышается эффективность процессов на всех этапах жизненного цикла проекта. Однако важнее всего то, что можно проектировать, строить и эксплуатировать объект без риска допустить ошибки, которые могут повлечь финансовые и временные отклонения от изначального проекта.
Термин BIM стал активно применяться на рубеже тысячелетий, когда поставщики программного обеспечения начали выпускать свои первые разработки в этом направлении. Сегодня технология — естественная составляющая строительной отрасли во многих странах, но при этом в большинстве по-прежнему рассматривается как инновация будущего. В России аббревиатурой BIM уже не удивишь, особенно если речь идет о гражданском строительстве. Однако в строительстве промышленном еще не распространена практика внедрения технологии на всех этапах жизненного цикла проекта. Вместе с тем вопросы использования информационного моделирования активно обсуждаются в нашей стране на законодательном уровне последнее пятилетие.
Пионеры с Первомайской
В России одним из пионеров применения технологии информационного моделирования в строительстве промышленных объектов становится «ТГК-1». А началась эта история в 2017 году, когда был организован отдел инженерных систем Дирекции капитального строительства на Первомайской ТЭЦ. Сотрудники отдела создали первые информационные модели на основании чертежей водогрейных котлов и некоторых других объектов. Сразу стали очевидны преимущества BIM. Самое главное: между плоскими чертежами и реальными объектами вполне возможны разногласия, которые сильно сказываются на сроках этапа строительно-монтажных работ. При взгляде в трехмерной плоскости подобные нюансы видны еще на этапе проектирования.
С тех пор «ТГК-1» предъявляет своим проектировщикам требования о предоставлении информационных моделей по стратегически важным проектам технического перевооружения и реконструкции. Сейчас наиболее масштабные (но не единственные) проекты реконструкции в компании с применением BIM-технологий реализуются на Автовской ТЭЦ и Верхне-Свирской ГЭС. На Автовской станции информационное моделирование применяется при проектировании и выполнении строительно-монтажных работ на нескольких объектах. В первую очередь речь идет о модернизации турбоагрегатов № 6 и 7 и строительстве градирни.

Что касается ГЭС, то в 2020 году с использованием BIM спроектирован мостовой переход в рамках масштабной реконструкции гидроузла. Более того, тогда же у «ТГК-1» появилось новое требование к подрядчикам — теперь чертежи (рабочая документация) по наиболее значимым проектам должны быть сгенерированы из готовой информационной модели, а не наоборот.
Какие проблемы решает BIM в строительстве?
Несвоевременное обнаружение
проектных ошибок
Сложности в управлении большим количеством
проектных изменений
Сложности в контроле за соблюдением сроков строительства и расходов, установленных сметой
Сложный поиск технических паспортов и другой необходимой информации по оборудованию и конструктивным элементам объекта
Утеря
документации
Спутник жизни проекта
BIM-технология может использоваться на всех этапах жизненного цикла проекта
Планирование
Создается 3D-модель будущего здания или сооружения с низким уровнем детализации. Она помогает в согласовании основных технических решений (например, на экспертно-технических советах)
Проектирование
На этом этапе модель наполняется деталями, прорисовывается практически каждый узел. Создается точный цифровой аналог будущего объекта
Строительство
К спроектированной модели можно привязать графики строительно-монтажных работ. Она становится основой для контроля за качеством и сроками строительства и монтажа
Эксплуатация
Технология интересна для использования и на этом этапе жизни здания, сооружения. Более того, информационную модель можно создать даже после возведения объекта — так делают некоторые компании. В «ТГК-1» опробование BIM в эксплуатации — пока в ближайших планах (турбина № 7 Автовской ТЭЦ). В этом случае из модели уберутся лишние данные — о ходе строительно-монтажных работ, зато добавятся более актуальные, например, технические паспорта, графики ремонтных работ. Так модель поможет энергетикам следить за состоянием станции
С точностью до миллиметра
На этапе строительства 3D-модель служит образцом того, каким должен стать физический объект. Понять, насколько реальность соответствует проекту, в «ТГК-1» призваны другие технологии, тесно связанные с BIM, — системы наземного лазерного сканирования и фотограмметрия.
В первом случае используется специальный лазерный сканер. С помощью прибора создается цифровое облако из миллионов точек, расположенных на поверхностях физических объектов в трехмерном пространстве. После обработки результатов наземного лазерного сканирования облака точек передаются подрядчикам в качестве исходных данных для проектирования. Также они используются для обнаружения отклонений от проекта путем совмещения с информационной моделью.

В основе второй технологии — данные с дрона. Он фотографирует окружающее пространство по определенному алгоритму, и с помощью снимков и GPS-координат с квадрокоптера в программе также создается трехмерная модель местности.
Лазерное сканирование дает более высокую точность — до миллиметра, чем съемки с дрона, который может дать погрешность 1 см — 1 метр (в зависимости от высоты). Но такая сверхточность нужна не всегда. Например, для того чтобы сделать цифровую копию склада для организации логистики, достаточно модели на основе снимков с воздуха. Также лазерный сканер — единственно приемлемый вариант для работы в условиях плохого освещения и отсутствия GPS-сигнала. В свою очередь, огромное преимущество фотограмметрии — скорость моделирования. Если, к примеру, для создания высокоточной модели ТЭЦ сканеру потребуется около полутора месяцев, то дрон справится со своей задачей за несколько дней.
Технологии пришлись весьма кстати и в условиях обострения эпидемиологической ситуации. Например, виртуальная модель пространства с помощью лазерного сканера создается силами «ТГК-1» для подрядчиков — как исходные данные на старте ряда проектов капремонтов и модернизаций. Это избавляет от необходимости присутствия большого количества людей на площадках для проведения измерений.
Анна Аристова
главный специалист
отдела инженерных систем
BIM-технология дает возможность выявить коллизии еще до начала строительно-монтажных работ. Ранее наша документация представляла собой альбомы с большим количеством листов. К примеру, есть раздел с листами с чертежами труб, другой — с чертежами площадки обслуживания. Определить, как пересекается одно с другим, довольно сложно. Сейчас вся информация содержится в одном файле, и это позволяет сразу видеть и устранять противоречия. Технология лазерного сканирования, в свою очередь, помогает находить коллизии вновь проектируемых объектов с существующей обстановкой. Так компания экономит время и деньги: каждая проблема, обнаруженная в момент строительства и монтажа, ведет к увеличению бюджета и сроков реализации проекта. Преимущество BIM-технологии уже на этапе строительства — в визуализации план-факта.
Артем Исаев
ведущий специалист
отдела инженерных систем
Я занимаюсь лазерным сканированием и съемкой местности с дрона на станциях «ТГК-1». На мой взгляд, эти технологии и BIM — новая ступень развития в строительстве и эксплуатации объектов. За ними будущее. В некоторых странах, например, в Сингапуре, уже существует виртуальная информационная модель всего города-государства. Каждый новый проект, будь то строительство, реконструкция, ремонт, уже учитывается в этой единой модели. Это облегчает процессы согласований, расчетов, ведения хода строительства и т. д. В России в последние годы тоже начали приниматься первые законопроекты, обязывающие использовать BIM в определенных случаях. В свою очередь, «ТГК-1» сейчас уже активно использует информационное моделирование, и это, конечно, радует.
Юрий Рыков
директор Дирекции капитального строительства Автовской ТЭЦ
При реализации проекта по реконструкции Автовской ТЭЦ мы стремимся идти в ногу со временем и быть на передовой в вопросах, касающихся внедрения и использования современных мировых практик.

Использование новых технологий, и в частности информационного моделирования, — это один из способов для обеспечения согласованности действий всех участников проекта, он позволяет ему оставаться последовательными среди меняющихся обстоятельств, охраняя при этом свою главенствующую цель — своевременное и качественное выполнение каждого из его этапов!
Понравился материал?
Не очень
Норм
Нравится!
или листайте дальше
ТГК-Лайф
Добро и солнце
Новое направление благотворительной деятельности «ТГК-1» — экологическое. Компания готова поддерживать проекты и организации, нацеленные на защиту окружающей среды. Одним из первых помощь от энергетиков получил Нижне-Свирский государственный природный заповедник.
Нижне-Свирский государственный природный заповедник расположен в Ленинградской области. Миссия — сохранять природу юго-восточного Приладожья без воздействия на нее человека, изучать ее и делиться природными красотами с любознательными организованными туристами.
Нижне-Свирский заповедник — это особая территория, где главенствует природа, а не человек. На этих землях обитают редкие виды животных и растений, занесенных в Красную книгу России. Но особенно богат мир пернатых. Территория заповедника отнесена к водно-болотным угодьям международного значения как место обитания водоплавающих птиц.
На заповедных землях нет населенных пунктов, промышленных объектов, а также центрального снабжения коммунальными ресурсами, включая электроэнергию. Однако здесь работают и живут сотрудники, посвятившие себя охране и изучению местной флоры и фауны. Проводятся и организованные экскурсии в рамках экологического просвещения и познавательного туризма.

Отсутствие электричества создает определенные сложности, но подвести его возможности нет из-за особого статуса заповедника — здесь запрещена хозяйственная деятельность. К тому же эти места удалены от цивилизации. Единственным источником энергии ранее выступал генератор, но его использование нельзя назвать абсолютно безвредным для окружающей природы.
Однако прогресс не стоит на месте, и источники возобновляемой энергии, как мы знаем, активно развиваются. Так, заповедник обратил пристальное внимание на солнечную генерацию как на самый оптимальный вариант электрификации. А сделать идею реальной как раз помогли энергетики «ТГК-1».

Представители Нижне-Свирского заповедника обратились в компанию в 2020 году, узнав о том, что она охотно поддерживает социально значимые проекты в регионах своего присутствия. «ТГК-1» помогла купить три солнечные мини-электростанции. «Зеленая» энергия обеспечит заповеднику работу бытовых электроприборов, внутреннего освещения, метеостанций, средств связи и дистанционного слежения.
Доставка и установка генерирующего оборудования началась, когда в Ленобласть пришло тепло. Раньше организовать этот процесс было невозможно из-за весеннего паводка в заповеднике и, по этой причине, отсутствия дорог. Остается решить всего несколько организационных моментов, и сотрудники смогут в полной мере использовать энергию солнца, которого в этом году в нашем регионе в избытке.
Анна Никитенко
начальник отдела развития общественных связей
Нижне-Свирский заповедник обратился в «ТГК-1» за поддержкой, предложив на выбор несколько проектов, по которым нужна была спонсорская помощь. Мы выбрали близкий нам по роду деятельности. «ТГК-1» сегодня обращает пристальное внимание на вопросы развития «зеленой» энергетики. Солнечная генерация, как и гидрогенерация, относится к возобновляемым источникам энергии. У нас были некоторые сомнения, будут ли эффективно работать солнечные батареи в нашем непростом климате, но это лето развеяло опасения. Кстати, кроме Нижне-Свирского, помощь оказана и заповеднику «Пасвик» в Мурманской области — оплачено проектирование и частично ремонт здания. Уверена, что впереди у «ТГК-1» еще много совместных проектов с организациями, защищающими окружающую среду.
Анна Уфимцева
начальник отдела экологического просвещения
Нижне-Свирского заповедника
Для Нижне-Свирского заповедника в новинку обращаться за благотворительной помощью к бизнесу. И тем приятнее, что такая большая компания, как «ТГК-1», сразу откликнулась на нашу просьбу. Это дает понять, что тема охраны природы небезразлична корпорациям, что, конечно, не может не радовать. Мы не одни в борьбе за сохранение окружающей среды. К тому же всегда интересна сама возможность коллаборации с профессионалами своего дела, а именно такими, бесспорно, и являются энергетики «ТГК-1». Мы благодарны компании за оказанную поддержку и надеемся на дальнейшее сотрудничество! В том числе будем рады видеть ее сотрудников на экскурсиях в нашем заповеднике.
Понравился материал?
Не очень
Норм
Нравится!
или листайте дальше
Точка притяжения
Ивангородская крепость, Нарвская ГЭС
На северо-западе России есть удивительное место — там, где граница между Россией и Эстонией проходит по реке Нарве, на обоих ее берегах стоят друг против друга две величественные крепости. Уникальный случай в фортификации! Не раз и не два за пять веков переходили они из рук в руки, а войны оставили свой след на их стенах.
Что такое Ивангородская крепость?
Энергообъект
Нарвская ГЭС
Дата пуска — 30 сентября 1955 года
Установленная мощность — 124,8 МВт
Среднегодовая выработка — 599,6 млн кВтч
История и география
В 1277 году крепость на левом берегу Нарвы построили датчане, в то время владетели этих мест. Своей целью они декларировали католизацию российских регионов, а заодно хотели подмять под себя и всю приграничную торговлю. Россия терпела такое положение дел пару сотен лет, а потом возвела напротив Нарвской крепости свое фортификационное сооружение — Ивангородскую крепость. Куратором ее строительства стал царь Иван III Великий, дедушка Ивана Грозного. Политика государя была направлена на централизацию и усиление страны (так, при нем к России был присоединен Великий Новгород) и ожидаемо привела в конечном итоге к обострению отношений с соседями — могущественным Ливонским орденом. Для защиты порубежья в 1492 году царь повелел построить крепость и город. «Нарече ему имя Ивангород в свое имя». Буквально за несколько месяцев напротив Нарвской крепости была построена Ивангородская. Реакция соседей была скорой — буквально через несколько лет ливонцы напали на ивангородцев, но вовремя подоспевшая помощь из Пскова помогла отразить нападение. Инженеры восстановили разрушенное, а заодно и расширили цитадель. В последующие века обе крепости так и достраивались — чтобы не отстать по высоте от соседей. А с их стен дозорные пристально следили за противником, благо расстояние позволяло — между фортификациями не более 130 метров.
В 1581 году крепость взяли шведы, но через 10 лет она снова стала российской. Потом пришло Смутное время — и опять Ивангород стал шведским, на этот раз по Столбовому миру, почти на 100 лет. В 1704 году, в ходе Северной войны, Петр I снова вернул Ивангородскую крепость России. И опять ее совершенствовали, достраивали в соответствии с требованиями и возможностями времени. А потом был ХХ век — войны, революции… В 1918 году немцы захватили Ивангородскую крепость, в 1920 году город отошел Эстонии. Сильно пострадала крепость во время Второй мировой войны — немцы разрушили 6 из 11 башен, а также внутренние постройки. В 1944 году Ивангород был освобожден советскими войсками, началась его новейшая история.

А знаменательна она тем, что помимо восстановления крепости в Ивангороде была построена гидроэлектростанция — Нарвская ГЭС. Так город воинов стал городом энергетиков. Кстати, лучшие фотографии Нарвской ГЭС можно сделать именно из Ивангородской крепости — либо с руин Водяной башни (надо карабкаться на стену), либо с Колодезной башни (подняться по винтовой лестнице, но прихватив с собой фонарик).
Сегодня туристы, купив билет в Ивангородскую крепость (цена для взрослых 250 рублей, для студентов 16–18 лет и пенсионеров — 125 рублей, для детей до 16 лет и пенсионеров Ленинградской области старше 65 лет — бесплатно), могут не только исходить саму крепость вдоль и поперек (и практически каждую башню излазить, а также погулять по крепостным стенам), но и осмотреть Пороховой амбар XVII века, Успенский собор (XVI век) и Никольскую церковь (XV век).
Время работы — с 10:00 до 20:00,
понедельник выходной.
Как добраться?
На машине
Проще всего добраться до Ивангорода на машине из Санкт-Петербурга. 150 километров, никуда не сворачивая, по трассе А-180 «Нарва». Два часа без пробок. Кингисепп стоит объехать, благо объездная дорога имеется. Как только на горизонте покажется башня Германа — вы почти на месте. Перед самой границей поворот налево по улице Гагарина, несколько сотен метров и вы на месте.

Координаты для навигатора:
59°22′9″ N, 28°13′5″ Е
На автобусе
Если не хочется сидеть за рулем, добраться до Ивангорода можно на автобусе — рейсовом или маршрутном. Найти перевозчиков проще всего в Интернете. Время в пути два с половиной часа (все зависит от пробок), стоимость проезда — от 500 рублей. Путеводители рекомендуют далее воспользоваться такси, но несколько сотен метров (см. выше автомобильный маршрут) гораздо проще пройти пешком.
На электричке
Наиболее экзотический вариант добраться до Ивангорода — по железной дороге. Ежедневно с Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге в 18:05 отправляется электричка, время в пути — 3 часа 20 минут, стоимость билета — 400 рублей. Обратная дорога куда менее удобна. Поезд отправляется из Ивангорода в 06:00. Расстояние от вокзала до крепости — более 2 километров, так что здесь общественный транспорт может и пригодиться.
ВНИМАНИЕ — ГРАНИЦА!

Ивангород находится в пограничной зоне, и это несколько усложняет путешествие. Для посещения города потребуется специальный пропуск. Получить его можно на сайте «Госуслуги». Правда, спонтанной поездка точно не получится. Срок рассмотрения заявления — 15 рабочих дней. То есть три недели.
Где перекусить?
Дегустационный зал «Юникс»
ул. Псковская, 19

Плотно пообедать, а заодно прикупить домой местных рыбных деликатесов можно в дегустационном зале «Юникс», совсем недалеко от ГЭС, на углу улиц Псковской и Наровской. Работает с 10:00 до 18:00, средний чек — 200 рублей. Из меню рекомендуем в первую очередь уху (85 рублей) и форель (200 рублей). Порции просто огромные. Местный деликатес — минога. Продается копченая, маринованная, а также жареная в маринаде, цена зависит от фасовки, от 250 до 500 рублей. Но ждать миногу надо только в сентябре, ловить ее до этого времени нельзя — таков закон.
Ресторан «Витязь»
Кингисеппское шоссе, 7

В ресторане при отеле «Витязь» можно пообедать по меню, а можно заказать бизнес-ланч (средний чек — 200 рублей). И обязательно прочитать познавательный лист (он же салфетка) «10 причин приехать в Ивангород».
Кафе «Тихий дворик»
Ул. Маяковского, 3

При отеле «Тихий дворик» работает одноименное кафе, где готовят почти 40 видов отличной пиццы. Время работы с 12:00 до 22:30. Средняя пицца диаметром 20 см — 350 рублей.
Где остановиться?
Отель «Витязь»
Кингисеппское шоссе, 7

В центре города находится отель «Витязь» — наследие советских времен, но отремонтированное. К услугам постояльцев 50 номеров — от эконома до люкса, а также бесплатный Wi-Fi. Стоимость номера — от 2500 рублей за сутки, завтрак включен.
Гостиница «Тихий дворик»
Ул. Маяковского, 3

Буквально в нескольких метрах от ГЭС расположился уютный мини-отель, полностью соответствующий своему названию, — «Тихий дворик». 13 номеров разного уровня комфорта. Стоимость размещения — от 2000 рублей, включая бесплатный Wi-Fi и завтрак.
Другие достопримечательности
Ивангородский художественный музей
Кингисеппское шоссе, 6/1

В Ивангородском художественном музее собрана крупнейшая в мире коллекция произведений и личных вещей выдающего русского художника-графика Ивана Яковлевича Билибина и его жены Александры Васильевны Щекатихиной-Потоцкой, известного художника по фарфору. Это поистине уникальное собрание насчитывает более 500 музейных предметов, среди которых не только произведения художников, но и старинный народный костюм, редкие книги, открытки, русский лубок, небольшая коллекция древнеегипетских предметов (некоторое время художник там жил), фотографии, документы семейного архива, личные вещи. Первая часть коллекции в 1980 году была подарена Мстиславом Николаевичем Потоцким, сыном Александры Васильевны Щекатихиной-Потоцкой.

Закономерный вопрос — что же связывает Билибина с Ивангородом? Почти ничего, кроме того факта, что мэтр не раз бывал в особняке купца Пантелеева (здесь и располагается музей), смотрел из окна на сопредельную Эстонию и говорил, что Восток и Запад — две культуры, разграничивает которые маленькая речушка. А еще он говорил: «Я не хочу, чтобы мои работы пылились в запасниках больших музеев». Как и хотел мастер, полюбоваться и в полной мере насладиться его произведениями можно в небольшом провинциальном музее! И, между прочим, даже если вы об этом художнике раньше не слышали, то вспомните сказки Пушкина, которые читали в детстве, — оформление большинства из них — дело рук Ивана Билибина.

Музей открыт с 10:00 до 18:00, понедельник — выходной. Цена билета — 100 рублей.
Церковь Троицы Живоначальной
Ул. Парковая, 3

Рядом с плотиной Нарвской ГЭС, всего в 4 километрах от центра Ивангорода (можно доехать на автобусе № 7), находится семейная усыпальница баронов Штиглицей — церковь Троицы Живоначальной. Ее появление связано со смертью жены барона — Каролины Карловны Штиглиц, урожденной Миллер. Церковь была построена над могилой жены барона на его средства и являлась его собственностью. Согласно своей последней воле, здесь же был захоронен Александр Людвигович Штиглиц. Пятиглавая церковь, «построенная в стиле историзма, интерпретирующего формы традиционной русской архитектуры XVII века», была заложена 22 июня 1873 года и освящена 17 августа 1875 года. Автор проекта храма — архитектор Александр Кракау. Расписание служб и время посещения лучше уточнить на страничке церкви в социальной сети «ВКонтакте».

Путь к ней идет через парк — некогда имение барона Штиглица. Сам дом не сохранился, а вот прекрасным парковым комплексом, созданным по всем канонам английского садово-паркового искусства XIX века, любоваться можно до сих пор.
Нарвские водопады
Ул. Текстильщиков, 6

В 2 километрах от центра Ивангорода (можно доехать на автобусе № 7) находятся Нарвские водопады — как уверяют путеводители, самые крупные в дореволюционной Европейской России. Водопадов на реке Нарве два, но полюбоваться проще всего Кренгольмским (ширина 85 м, высота 6–7 м). Правда, для этого надо выбрать подходящее время. Большую часть года воды в старом русле нет, вся она идет на «мирные цели» гидроэнергетики, и только холостой сброс воды Нарвской ГЭС (как правило, весной во время паводка) наполняет эту природную достопримечательность жизнью. Полюбоваться, безусловно, стоит, особенно учитывая колоритные декорации вокруг — корпуса Кренгольмской мануфактуры. На западном рукаве старого русла реки находится Йоальский водопад, чуть поуже, но увидеть его со стороны России практически невозможно.
Кренгольмская мануфактура, Парусинка
Ул. Текстильщиков, 2

Рядом с Нарвскими водопадами есть очень колоритное место — микрорайон Парусинка (можно доехать на автобусе № 7). По сути, это бывший рабочий городок Кренгольмской мануфактуры, принадлежащей барону фон Штиглицу. Барон — знаковая для Ивангорода фигура. В масштабах страны — основатель Государственного банка России, один из учредителей Московского купеческого банка, владелец металлургических заводов, золотых приисков, соучредитель Главного общества российских железных дорог, председатель Биржевого комитета... То есть крупнейший российский финансист, банкир и промышленник, а также меценат и благотворитель. В Ивангороде барон владел текстильными предприятиями. В конце 40-х — начале 50-х годов XIX века он основал неподалеку от Нарвы суконную и льнопрядильную фабрики, позже преобразованные в Товарищество нарвской суконной мануфактуры. Первоначально мануфактуры изготовляли парусную ткань (отсюда пошло название Парусинка), а начиная с 1882 года — джутовую ткань и мешки из нее.

Район Парусинка образовался как раз вокруг мануфактур. Здесь располагались производственные цеха, жилые дома для рабочих, прочая инфраструктура. Район был выстроен из красного кирпича по образцу английских фабричных поселков.

После разделения Ивангорода и Нарвы жилмассив оказался на территории России, а мануфактура — в Эстонии, на другом берегу.

Сейчас район практически разрушен, но именно это и привлекает любителей истории и фотографии. Осколки прошлого на редкость живописны.
Нарвская крепость
Эстония, г. Нарва, шоссе Петербури, 2/2

На левом, эстонском берегу реки Нарвы находится визави Ивангородской крепости — крепость Нарвская, она же замок Германа.

Точное время строительства не известно, но известен период — датский, когда Дания завоевала Таллин под соответствующим духу времени предлогом — распространение христианства, а более конкретно — католичества. А еще известно, что в 1277 году датский наместник Эйлард фон Оберге называл себя «капитаном Эстонии, Реваля (теперь Таллина) и Нарвы», а значит крепость тогда уже точно существовала. Еще один интересный факт — сначала датчане хотели возвести крепость на правом (теперь российском) берегу реки. Но новгородцы начавшуюся стройку разрушили, и датчанам пришлось ретироваться на левый берег.

За свою более чем 700-летнюю историю замок принадлежал датчанам, немцам, шведам, русским и, наконец, эстонцам. Сохранившийся до сегодняшних дней облик он приобрел во времена правления Ливонского ордена в XIV–XVI веках. В наши дни туристам предлагается обширная программа, по большей части интерактивная, так что провести в замке можно целый день и даже не заметить, как пролетит время. Одно но! Граница в связи с коронавирусными ограничениями для большинства граждан закрыта. А значит, остается только ждать, когда пандемия закончится (и для ускорения этого соблюдать все меры безопасности и вакцинироваться!), и тогда уже по мосту Дружбы на своих двоих попасть в Эстонию и погрузиться в историю.

Работает музей с 10:00 до 18:00, стоимость билета — 12 евро.
Left
Right
Понравился материал?
Не очень
Норм
Нравится!
или листайте дальше
Энергичное хобби
Остановись, мгновенье!
Увлечение фотосъемкой можно назвать глобальным. Число ее поклонников сравнимо с легионом любителей футбола. Самое интересное — это невероятно многогранное хобби: каждый находит в нем что-то свое. Для одних это возможность поймать эмоции, для других — запомнить красоту. В любом случае с каждым щелчком затвора навсегда сохраняются наши лучшие моменты. Почему фотография интересна нашим коллегам? Спросим у них.
Поймать эмоции
Фотографии Марины Константиновой, специалиста административного отдела Выборгской ТЭЦ, знакомы многим сотрудникам «ТГК-1». В том числе они украшают и нашу газету.

Марина увлеклась фотографией еще в детстве, хотя в арсенале долгое время были только примитивные мыльницы и незамысловатые цифровые камеры. Потом поступила в вуз, и обучение подразумевало участие во множестве мероприятий. Там она и начала нарабатывать опыт фотосъемки, вскоре купила первую зеркальную камеру. Количество заказов год от года стало расти. Около семи лет назад, уже работая в «ТГК-1», Марина перешла на профессиональное оборудование. Снимает как для коммерческих заказчиков, так и в качестве волонтера.

Наша героиня пробовала себя в постановочной съемке — например, фотографировала свадьбы. Но быстро поняла, что душа лежит к другому. Сегодня ее основное увлечение — съемка репортажная. То есть интересны события, в которые вовлечены люди. Они выражают искренние эмоции, и запечатлеть это — задача фотографа. Например, одно из любимых мероприятий — традиционная петербургская ярмарка «Интеллигентная барахолка», где дизайнеры представляют для посетителей свои авторские изделия.
Марина делает фоторепортажи и для «ТГК-1». Все началось с того, что на одно из мероприятий не смог прийти фотограф, и нашу коллегу попросили его заменить. Снимки всем понравились, и с тех пор ее стали приглашать на другие корпоративные события. Например, недавно Марина сделала серию репортажей о Школе молодых специалистов.

Кстати, профессиональная съемка обходится фотографу недешево, это осознанный выбор тех, у кого действительно лежит к этому душа. В арсенале профессионала должны быть, помимо «тушки» камеры, разные объективы. Например, у Марины их шесть. А один из самых любимых — «Зенит» со стилизацией под пленочную съемку. На него сделана, к примеру, серия снимков на экскурсиях проекта «Петербург глазами инженера». Здания советского периода выглядят на таких кадрах особенно атмосферно.
Изменить угол зрения
По мнению Сергея Яшкина, начальника отдела информационной работы «ТГК-1», окружающий нас мир гораздо прекраснее, чем кажется на первый взгляд. Необходимо взглянуть на него свежим взглядом. Запечатлеть эту красоту помогает фотосъемка.

Интерес к фотографии у Сергея появился около десяти лет назад — параллельно с рождением первого ребенка. Как и любому родителю, хотелось оставить в памяти лучшие моменты жизни нового человека. С тех пор семейные фотосессии прочно вошли в жизнь семьи Яшкиных. Вскоре увлечение стало шире: Сергей заинтересовался пейзажной фотосъемкой и особенно макросъемкой.

Многие фотографы говорят, что если изменить угол зрения на привычные вещи, то тебе откроется новый и удивительный мир, не поддающийся стандартному взгляду человека сверху вниз. Эта мысль заинтересовала Сергея, он начал экспериментировать, и, собственно, так около пяти лет назад возникла любовь к макросъемке. Она делает ближе такой далекий и невидимый нам мир растений, цветов, насекомых.
Кстати, фотографы — люди особого склада ума. Сергей всегда берет фотокамеру с собой — на прогулки, в поездки выходного дня, в отпуск. Она должна быть под рукой: заранее не знаешь, где и когда на глаза попадется нечто прекрасное. Например, раннее утро поздней осени, только что были заморозки. Обыватель видит заледеневшую траву, а фотограф знает, что если снимать ее сбоку, то получится снимок, как из сказки, — с острыми заледеневшими шипами. Или фотограф с нетерпением ждет, когда закончится дождь, на озере появится туман или начнется закат, — чтобы взять камеру и поймать эти моменты.

Вместе с тем, по словам Сергея, фотография — не только творчество, но и труд. Он на протяжении многих лет изучает связанные с ней вопросы не только на практике, но и в теории. Сейчас можно найти много полезных уроков для самостоятельного изучения в литературе и сети Интернет.
Понравился материал?
Не очень
Норм
Нравится!
Возьмите
"Энергию Северо-Запада"
с собой!
Отсканируйте qr-код и читайте с мобильного устройства!
Нравится Энергия Северо-Запада?
Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить свежий выпуск!
Ваш e-mail
Нажимая кнопку Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Мы используем cookie, чтобы сайт работал корректно
ок
Close
Выпуск № 8. август 2021