ЭНЕРГИЯ
СЕВЕРО-ЗАПАДА
сентябрь 2025
В этом выпуске:
Главная тема
Рассказываем о самых интересных проектах Конкурса молодых рационализаторов, который прошёл в рамках ежегодной научно-практической конференции ТГК-1.

ЧИТАТЬ
Новости
Самые важные и интересные события в отрасли.



ЧИТАТЬ
20 лет энергии
О том, как ТГК-1 модернизировала свои электростанции и повышала эффективность их работы.



ЧИТАТЬ
Это база
На тепловых электростанциях воздух — не просто часть атмосферы, а важный рабочий элемент, без которого невозможна выработка тепла и электричества. Разбираемся, в каких производственных процессах на ТЭЦ он используется.
ЧИТАТЬ
Юбилеи
Поздравляем электростанцию с красивой датой и вспоминаем, как все начиналось.
ЧИТАТЬ
Потребители
Выясняем в деталях, как работают в Петербурге важные потребители электричества — светофоры.
ЧИТАТЬ
Тест
Вспомните школьные годы и проверьте свои знания в сфере физики, химии, а также истории ТГК-1.
ЧИТАТЬ
Выберите материал
или листайте вниз
Энергетические
будущей элиты
проекты
#главная_тема
Участники конкурса молодых рационализаторов представили свои разработки, среди которых — проекты повышения эффективности работы гидроэлектростанций, снижения затрат на замену резервного топлива на ТЭЦ, цифровизации закупок оборудования и другие перспективные идеи.
Участники конкурса молодых рационализаторов представили свои разработки, среди которых — проекты повышения эффективности работы гидроэлектростанций, снижения затрат на замену резервного топлива на ТЭЦ, цифровизации закупок оборудования и другие перспективные идеи.
В августе на Василеостровской ТЭЦ прошла ежегодная научно-практическая конференция ПАО «ТГК-1». В её рамках были подведены итоги второго тура конкурса молодых рационализаторов ООО «Газпром энергохолдинг».
По словам начальника центра — начальника отдела развития персонала Учебного центра ПАО «ТГК-1» Виктории Плотниковой, конкурс молодых рационализаторов «Газпром энергохолдинга» стал очень важным для компании: он имеет большое значение для развития компетенций молодых специалистов, помогает им строить карьеру. Советы в части проработки проектов дают эксперты, занимающие ведущие должности в ТГК-1, то есть поддержка участникам конкурса оказывается на самом высоком уровне.

В рамках второго тура конкурса молодых рационализаторов было представлено 23 проекта, из них тринадцать работ в технической секции и десять — в секции управления и автоматизации. В финал вышли четыре работы в технической секции и две разработки в сфере автоматизации. Ещё два проекта внесены в число резервных (на случай, если основные финалисты не смогут представить свои проекты в финале).
Конкурс всегда проходит офлайн. Во время его проведения некоторые участники могут быть в отпуске, командировке, и не всегда готовы прервать поездку, чтобы представить свою идею. Если по той или иной причине кто-то из основных финалистов не сможет приехать, его заменит специалист из резерва. Третий тур пройдёт Москве с 8 по 10 октября, так что до финала у ребят есть возможность доработать расчёты экономической эффективности проектов, улучшить презентации.

При этом молодые люди, которые не прошли в финал, смогут доработать свои идеи и вновь представить их на конкурсе в следующем году.
  • Виктория Плотникова
    Начальник Учебного центра — начальник отдела развития персонала ПАО «ТГК-1»
Проекты молодых специалистов очень важны для компании, и руководители с интересом слушают молодых специалистов и подсказывают им, как можно доработать и что надо для внедрения. Традиционно ТГК-1 издаёт сборник докладов молодых специалистов. Это позволяет всем заинтересованным в развитии компании сотрудникам ознакомиться с предложениями молодых специалистов и принять участие в рационализаторском процессе. Я очень люблю атмосферу конкурсов, что создают участники — умные, заинтересованные люди, которые в перспективе непременно станут элитой среди специалистов в сфере энергетики.
Проекты-финалисты
Все проекты финалистов имеют большую практическую ценность и могут быть масштабированы в рамках как ТГК-1, так и других компаний энергетической отрасли.

Так, ведущий инженер Инженерного центра ПАО «ТГК-1» Андрей Куваев представил проект замещения мазутного хозяйства на СПГ-комплекс. Автор отмечает, что мазутные хозяйства требуют значительных энергоресурсов на подогрев и циркуляцию, что делает их крайне энергоёмкими и затратными даже при редком использовании. В отличие от мазута сжиженный природный газ (СПГ) не требует подогрева при хранении, не деградирует со временем, а его применение благодаря унификации топлива позволяет отказаться от двух топливных систем паровых котлов и газовых турбин.
  • Андрей Куваев
    «В проекте рассматриваются два варианта: организация собственного производства СПГ на базе ТЭЦ с использованием вторичных энергоресурсов станции, а также закупка готового СПГ у внешнего поставщика. Первый вариант даёт высокую степень автономности, второй проще в реализации и требует меньших первоначальных вложений. Тем не менее оба сценария связаны с существенными капитальными вложениями. Именно поэтому производство СПГ — более привлекательный вариант, поскольку возможность реализации части произведённого объёма СПГ сторонним потребителям позволяет сформировать источник нетарифной выручки, что повышает устойчивость проекта и снижает инвестиционные риски».
  • Андрей Куваев

    «В проекте рассматриваются два варианта: организация собственного производства СПГ на базе ТЭЦ с использованием вторичных энергоресурсов станции, а также закупка готового СПГ у внешнего поставщика. Первый вариант даёт высокую степень автономности, второй проще в реализации и требует меньших первоначальных вложений. Тем не менее оба сценария связаны с существенными капитальными вложениями. Именно поэтому производство СПГ — более привлекательный вариант, поскольку возможность реализации части произведённого объёма СПГ сторонним потребителям позволяет сформировать источник нетарифной выручки, что повышает устойчивость проекта и снижает инвестиционные риски».

Проект «Увеличение пропускной способности деривации Иовской ГЭС-10» представил Дмитрий Горбунов, инженер по ремонту ГТЦ I категории Каскада Нивских ГЭС филиала «Кольский».
  • Дмитрий Горбунов
    «Я решил заняться этой темой, потому что на нашей ГЭС существует проблема: при открытии водосброса происходит незначительное подтопление здания станции со стороны отводящего канала. При этом происходит потеря мощности станции, идёт уменьшение напора на гидротурбину, чего хотелось бы избежать. Подобные проекты по увеличению пропускной способности деривации могут быть реализованы и на других ГЭС, где подтопление и снижение напора воды возникает из-за засорения отводящего или подводящего канала».
  • Дмитрий Горбунов

    «Я решил заняться этой темой, потому что на нашей ГЭС существует проблема: при открытии водосброса происходит незначительное подтопление здания станции со стороны отводящего канала. При этом происходит потеря мощности станции, идёт уменьшение напора на гидротурбину, чего хотелось бы избежать. Подобные проекты по увеличению пропускной способности деривации могут быть реализованы и на других ГЭС, где подтопление и снижение напора воды возникает из-за засорения отводящего или подводящего канала».

Другой проект «Устройство системы слива-налива мазута автомобильным транспортом», вышедший в финал, разработал ведущий инженер отдела подготовки и проведения ремонтов Северной ТЭЦ Иван Фирсов. Основная идея проекта заключается в строительстве автомобильной сливно-наливной эстакады.
  • Иван Фирсов
    «У каждой ТЭЦ есть запас резервного топлива — мазута, который имеет определённый срок хранения и по его истечении теряет качественные характеристики. Его необходимо отгрузить — для этого используют наливные эстакады.

    Эстакада из моего проекта универсальная и позволяет не только наливать мазут, но и сливать его, то есть не выгружать из цистерн, которые привезли новое топливо на смену старому. Существующие в ТГК-1 эстакады исключительно наливные. Кроме того, они морально устарели и не способны качественно выполнять свои функции и обеспечивать безопасность сотрудников компании. Моя работа позволит компании модернизировать эстакады и избежать различных рисков».
  • Иван Фирсов

    «У каждой ТЭЦ есть запас резервного топлива — мазута, который имеет определённый срок хранения и по его истечении теряет качественные характеристики. Его необходимо отгрузить — для этого используют наливные эстакады.


    Эстакада из моего проекта универсальная и позволяет не только наливать мазут, но и сливать его, то есть не выгружать из цистерн, которые привезли новое топливо на смену старому. Существующие в ТГК-1 эстакады исключительно наливные. Кроме того, они морально устарели и не способны качественно выполнять свои функции и обеспечивать безопасность сотрудников компании. Моя работа позволит компании модернизировать эстакады и избежать различных рисков».

В секции управления и автоматизации в финал вышла совместная работа ведущих специалистов службы производственно-технологической комплектации Центральной ТЭЦ Игоря Бойцова и Никиты Луковецкого «Электронный контроль поставок оборудования на ТЭЦ». Она посвящена разработке системы контроля поставок на базе платформ "1С:Документооборот" и "1С:НСИ ТМЦ". Система автоматизирует отслеживание отгрузки, входной контроль, внутреннюю приёмку, учёт документов и подготовку к оплате товара, создавая единую цифровую среду. В рамках проекта предлагается оцифровать все процессы, в том числе этап входного контроля и внутренней приёмки, подготовку к оплате и оплату поставленной продукции. Игорь Бойцов подчеркнул, что внедрение электронного контроля позволит оптимизировать работу и минимизировать влияние человеческого фактора.
  • Никита Луковецкий
    «В результате время обработки документов сократится на 60–70 %, возможность совершения ошибок снизится на 90 %. Также данный проект может стать первым шагом к полной цифровизации и автоматизации закупочной деятельности ТГК-1».
  • Никита Луковецкий

    «В результате время обработки документов сократится на 60–70 %, возможность совершения ошибок снизится на 90 %. Также данный проект может стать первым шагом к полной цифровизации и автоматизации закупочной деятельности ТГК-1».

Расчёт рыночной стоимости сервисных услуг предложили главный специалист отдела стратегического планирования департамента инвестиций ПАО «ТГК-1» Виктория Рыбакова и ведущий специалист этого же отдела Алиса Горчакова в своём проекте «Предельный эффективный платёж по договорам долгосрочного сервисного обслуживания». По словам Виктории Рыбаковой, ДДСО — самый реалистичный сценарий для продления ресурса парогазовых установок. Механизм рассмотрели на примере ПГУ Первомайской ТЭЦ.
  • Алиса Горчакова
    «Идея нашего проекта возникла в процессе решения рабочей задачи. Поступило предложение от сервисной компании по ДДСО по поводу стоимости планируемых работ. Проведённые расчёты показали неудовлетворительные результаты, в связи с чем мы решили пересчитать цену за услуги. В итоге мы разработали формулу, которая позволит определить предельный эффективный ежегодный платёж в зависимости от дохода, получаемого от использования ПГУ. Это универсальная формула, она вполне может быть масштабирована для других договоров сервисных услуг, необходимых компаниям из сферы энергетики».
  • Алиса Горчакова

    «Идея нашего проекта возникла в процессе решения рабочей задачи. Поступило предложение от сервисной компании по ДДСО по поводу стоимости планируемых работ. Проведённые расчёты показали неудовлетворительные результаты, в связи с чем мы решили пересчитать цену за услуги. В итоге мы разработали формулу, которая позволит определить предельный эффективный ежегодный платёж в зависимости от дохода, получаемого от использования ПГУ. Это универсальная формула, она вполне может быть масштабирована для других договоров сервисных услуг, необходимых компаниям из сферы энергетики».

Идею модернизации газовоздушного тракта котлоагрегатов разработал Денис Шарафутдинов, ведущий инженер ПТО Северной ТЭЦ. Он предложил модернизировать газовоздушный тракт котлоагрегатов, изменив температуру воздуха перед регенеративными воздухоподогревателями (РВП), и тем самым улучшить технико-экономические параметры работы ТЭЦ.
  • Денис Шарафутдинов
    «В действующей схеме для подогрева воздуха до необходимой температуры перед РВП используются паровые калориферы. Основной проблемой данной схемы является то, что для подогрева воздуха в калориферах используется пар, вырабатываемый паровым энергетическим котлом и имеющий высокие параметры, который впоследствии дросселируется и не участвует в выработке электрической энергии. Я провёл расчёты и выяснил, что при работе котлоагрегата на природном газе можно обеспечить необходимую температуру воздуха на входе в РВП за счёт внедрения рециркуляции горячего воздуха. Это позволит сократить эксплуатационные затраты за счёт снижения потребления газа на выработку пара для собственных нужд станции и улучшить экологические показатели работы ТЭЦ за счёт снижения годового выброса оксидов азота NOx. Проект требует достаточно низких капзатрат на модернизацию, а срок окупаемости составляет всего один год. Его также достаточно легко тиражировать, что позволит повысить энергоэффективность ТЭЦ “ТГК-1” и других компаний “Газпром энергохолдинга”, использующих в качестве основного топлива природный газ».
  • Денис Шарафутдинов

    «В действующей схеме для подогрева воздуха до необходимой температуры перед РВП используются паровые калориферы. Основной проблемой данной схемы является то, что для подогрева воздуха в калориферах используется пар, вырабатываемый паровым энергетическим котлом и имеющий высокие параметры, который впоследствии дросселируется и не участвует в выработке электрической энергии. Я провёл расчёты и выяснил, что при работе котлоагрегата на природном газе можно обеспечить необходимую температуру воздуха на входе в РВП за счёт внедрения рециркуляции горячего воздуха. Это позволит сократить эксплуатационные затраты за счёт снижения потребления газа на выработку пара для собственных нужд станции и улучшить экологические показатели работы ТЭЦ за счёт снижения годового выброса оксидов азота NOx. Проект требует достаточно низких капзатрат на модернизацию, а срок окупаемости составляет всего один год. Его также достаточно легко тиражировать, что позволит повысить энергоэффективность ТЭЦ “ТГК-1” и других компаний “Газпром энергохолдинга”, использующих в качестве основного топлива природный газ».

В ТГК-1
В РОССИИ
В МИРЕ
#НОВОСТИ
В ТГК-1
  • ТГК-1 повысила надёжность работы Подужемской ГЭС в Карелии
    Энергетики филиала «Карельский» завершили капитальный ремонт гидроагрегата № 2. Его особенностью стало проведение работ без полной разборки оборудования.

    Капремонт длился два месяца. За это время произведён ремонт опорной втулки ротора, клапанов слива воды из проточной части, гермодверей и маслоприёмника. Также специалисты провели испытания, которые позволили выявить и своевременно устранить дефект статора генератора.

    Ремонт позволил повысить надёжность и безопасность эксплуатации генерирующего оборудования. Гидроагрегат полностью готов к работе, в том числе и в условиях грядущих осенних паводков.
  • Волховская ГЭС признана квалифицированным объектом ВИЭ-генерации
    Станция мощностью 84 МВт вошла в реестр квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии — потоков воды.

    Признание статуса подтверждает возможность выпуска атрибутов генерации и «зелёных» сертификатов в отношении электроэнергии, выработанной на ГЭС, и дальнейшей реализации их покупателям.

    Станция стала восьмым генерирующим объектом ТГК-1, внесённым в реестр. Ранее квалификацию подтвердили Кривопорожская, Лесогорская, Верхне-Териберская, Беломорская, Выгостровская, Иовская и Хевоскоски ГЭС. Таким образом, при необходимости покупатель может выбрать, какая именно гидроэлектростанция поставит «зелёную» энергию для покрытия его нужд. Для приобретения безуглеродной электроэнергии предусмотрено несколько механизмов: от заключения прямых договоров до покупки «зелёных» сертификатов на площадке национальной системы сертификации или сделок на маркетплейсе «Зертеко».
В «Газпром энергохолдинге»
  • «МОЭК» строит источник тепловой энергии на Юго-Востоке Москвы
    Новый источник тепловой энергии установленной мощностью 300 Гкал/час и магистральная инфраструктура обеспечат теплоснабжением территории индустриального парка «Руднево» и жилой застройки на территории района Некрасовка.

    Для подключения объектов застройки территории запланирован поэтапный ввод мощностей начиная со второго полугодия 2027 года.
  • В Музее Победы представили книгу «Помним. Из архива Музея Мосэнерго»
    В преддверии юбилея Победы компания «Мосэнерго» провела исторические исследования, установив десятки новых имён работников, погибших в годы войны. Эти имена увековечены в книге «Помним», а также на памятниках, установленных на электростанциях «Мосэнерго», функционировавших в 1941–1945 годах, — ГЭС-1 им. П. Г. Смидовича, ТЭЦ-8, ТЭЦ-9, ТЭЦ-11 им. М. Я. Уфаева, ТЭЦ-12. Принято решение создать мемориальные комплексы энергетикам — участникам Великой Отечественной войны на остальных электростанциях компании.

    Книга «Помним» стала логичным продолжением «Книги памяти Мосэнерго» в трёх томах, увидевшей свет в 2017 году. Помимо имён погибших работников московских электростанций, издание содержит тексты статей, выступлений, докладов руководителей «Мосэнерго», посвящённых работе энергосистемы в тяжелейшие военные и послевоенные годы. Книга также включает материалы о деятельности выдающихся энергетиков и руководителей отрасли Михаила Георгиевича Первухина и Андрея Ивановича Леткова, начинавших трудовую деятельность на электростанциях «Мосэнерго».
В России
  • Российские учёные создали солнечную электростанцию с круглосуточной выработкой энергии
    Электростанция сможет вырабатывать электричество даже в тёмное время суток или в плохую погоду, возвращая накопленное тепло в работу. Это решение значительно увеличивает эффективность и позволяет производить энергию круглосуточно. Разработка принадлежит команде из НИУ «МЭИ».

    В установку добавили второй блок зеркал-гелиостатов и систему накопителей тепла. Днём один блок производит пар для турбины, а второй — аккумулирует энергию в виде расплавленной соли, разогретой до 565 °C. Ночью накопленное тепло через теплообменник снова превращает воду в пар, и турбина продолжает вырабатывать электричество.

    По информации пресс-службы НИУ «МЭИ»
  • Присоединение к электросетям для малого и среднего бизнеса упростили
    Предприятия малого и среднего бизнеса, в частности гостиницы, торговые центры, офисные здания, которым необходимы мощности от 150 кВт до 670 кВт включительно, смогут осуществлять технологическое присоединение своих объектов к электросетям без оформления бумажного договора.
    Соответствующее постановление подписал председатель правительства Михаил Мишустин.

    Теперь договор считается заключённым после оплаты заявителем счёта, выставленного электросетевой организацией. Финальные документы о присоединении можно увидеть на сайте электросетевой компании или на портале Госуслуг.

    Таким образом, всё взаимодействие между заявителем и электросетевой компанией теперь будет вестись только в электронном виде.

    По информации пресс-службы правительства РФ
  • В петербургском Политехе создали инновационную систему управления энергооборудованием
    Инновационная разработка Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого объединяет технологию цифровых двойников, динамическую самопараметризацию и искусственный интеллект. Пилотная версия системы уже прошла испытания на ряде энергетических станций Северо-Западного региона.

    Система позволяет не только моделировать работу сложных энергетических установок, но и автоматически учитывать изменения их физических характеристик в процессе эксплуатации. Благодаря машинному обучению, алгоритм способен корректировать параметры оборудования, даже если часть данных отсутствует или недоступна для прямого мониторинга.

    Новая технология позволяет выявлять потенциальные дефекты на ранних стадиях и прогнозировать развитие неисправностей. Кроме того, система анализирует влияние различных факторов на технические процессы, что ранее было невозможно ни теоретически, ни на практике.

    По информации ТАСС
  • Сахалин достиг углеродной нейтральности
    Об этом было объявлено на пленарном заседании форума «Острова устойчивого развития» 2 августа в Южно-Сахалинске.

    Сахалин стал первым регионом России, достигшим углеродной нейтральности, где поглощение парниковых газов превышает их выбросы. В регионе тестируется комплексное углеродное регулирование с квотированием выбросов, обязательной верификацией углеродной отчётности компаний и активным вовлечением в программы внедрения энергоэффективных технологий, газификации жилищно-коммунального хозяйства, перевода транспорта на природный газ.

    Сахалинский климатический эксперимент стимулировал обращение углеродных единиц от реализации климатических проектов и стал самым главным источником спроса на углеродные единицы внутри страны, продемонстрировав высокий уровень открытости этого рынка. В 2025 году уже зачтена 131 тыс. углеродных единиц — в восемь раз больше, чем в 2024 году.

    В результате реализации климатической программы улучшилось качество жизни, снизились загрязнение воздуха и запылённость, а также уменьшилась площадь лесных пожаров. Другим регионам предложена поддержка в масштабировании эксперимента.

    Источник информации пресс-служба Минэкономразвития РФ
    Фото: официальный сайт правительства Сахалинской области
  • Новая мембрана, разработанная российскими и китайскими учёными, увеличит срок службы топливных элементов для водородной энергетики
    Международный коллектив учёных предложил способ повышения стабильности протонпроводящих мембран для топливных элементов. Специалисты использовали российский фторполимер с сульфогруппами, который предварительно обработали фтором для повышения устойчивости к перекисным радикалам.

    Мощность топливного элемента на новой мембране на 20 % выше, чем на аналоге. Фторирование стабилизирует слабые связи в полимере, делая мембрану более устойчивой. Разработка увеличивает ресурс топливных элементов и приближает массовое внедрение водородных технологий. Исследование способствует разработке российских протонпроводящих мембран для топливных элементов и электролизёров воды, планируется получение мембран большого размера.

    Источник информации и фото: пресс-служба Минобрнауки РФ
В мире
  • В Китае разработали первый в мире ветрогенератор мегаваттного класса
    Устройство S1500 мощностью 1 МВт уже готовится к испытательному полёту. Разработка велась командой из специалистов ведущих научных институтов и инженеров компании Beijing SAWES Energy Technology.

    Ветроэнергетическая установка представляет собой летающую платформу на основе гелиевого аэростата, напоминающую дирижабль. Она поднимается на высоту до 1500 метров, где ветер значительно сильнее и стабильнее, чем у поверхности земли. На борту аэростата размещено электрогенерирующее оборудование, а энергия на наземную станцию передаётся через прочный токопроводящий трос.

    Традиционные ветряные турбины работают на высоте до 200 метров, где скорость ветра ограниченна.

    По информации портала «Энергетика и промышленность России»
    Фото: SAWES/Xinhua News Agency
  • Запущена первая в мире зеркально-солнечная электростанция с двумя башнями
    Крупная солнечная электростанция с двумя 200-метровыми башнями, окружёнными 30 тысячами гелиостатов, запущена в пустыне Гоби (провинция Ганьсу, Китай). Зеркала направляют солнечный свет на приёмники, нагревающие расплавленную соль до 500 °C для хранения энергии.

    Накопленное тепло используется для генерации пара, вращающего турбины и производящего 1,8 млрд кВт*ч в год. Это позволяет обеспечить 170 тысяч домохозяйств. Технология позволяет вырабатывать энергию круглосуточно, решая проблему прерывистости солнечной генерации.

    Источник изображения и фото: портал Petrocouncil
миллиарды
эффективности
в повышение
#20_лет_энергии
Редакция «Энергии Северо-Запада» продолжает серию публикаций к 20-летию ТГК-1. В предыдущих номерах юбилейной рубрики мы разобрали, как в компании менялись технологии, коллектив и принципы работы с клиентами. Сегодня сосредоточимся на производственном комплексе и разберём, как за два десятилетия компания стала одним из ключевых игроков на российском рынке электроэнергии благодаря модернизации и оптимизации своих активов.
Редакция «Энергии Северо-Запада» продолжает серию публикаций к 20-летию ТГК-1. В предыдущих номерах юбилейной рубрики мы разобрали, как в компании менялись технологии, коллектив и принципы работы с клиентами. Сегодня сосредоточимся на производственном комплексе и разберём, как за два десятилетия компания стала одним из ключевых игроков на российском рынке электроэнергии благодаря модернизации и оптимизации своих активов.
В начале 2000-х годов в ходе реформирования рынка электроэнергетики в портфель ПАО «ТГК-1» вошли 55 электростанций в Петербурге, Ленинградской, Мурманской областях и в Карелии. Суммарная мощность генерирующих активов на тот момент составляла 6069 МВт. Структура производственных активов уникальна для генерирующей компании, поскольку около 40 % вырабатываемой энергии приходилось на ГЭС, а остальное — на ТЭЦ. Сегодня доля энергии, которую вырабатывают ГЭС, увеличилась до 50 %.
  • Алексей Воробьев
    заместитель управляющего директора — главный инженер ПАО «ТГК-1»
В 2005 году ТГК-1 получила в управление электростанции в различном состоянии. Нельзя сказать, что это был золотой актив, с помощью которого можно было просто работать и получать прибыль. Ситуация сложилась иная. Напомню, что большинство теплоэлектростанций, которые вошли в состав ТГК-1, были построены в 50–60-е годы прошлого века, гидроэлектростанции — в 50–70-е годы. Конечно, в советское время был сформирован неплохой запас прочности, который позволил нам без значительных потерь пройти сложный период 90-х годов. Но у прежних собственников электростанций зачастую не хватало средств даже на плановые капремонты своих генерирующих мощностей.
В начале 2000-х годов износ оборудования на некоторых ТЭЦ превышал 70–80 %. Устаревшие паровые турбины, выработавшие свой ресурс гидроагрегаты, неэффективные системы управления — всё это требовало не только грамотного операционного управления, но и значительных инвестиций.

Поэтому ТГК-1 с самого начала своей деятельности приступила к обновлению генерирующих активов. Всего с 2006 по 2024 год компания вложила в строительство и модернизацию 219 млрд рублей без учёта НДС, большая часть инвестиций была направлена на строительство новых генерирующих объектов. Суммарная мощность электростанций к 2025 году выросла до 6950,7 тыс. МВт. Компания также снизила удельный расход условного топлива на производство электроэнергии на 20 % по сравнению с 2005 годом.

Строительство и модернизация новых мощностей ТГК-1 проводились и проводятся в рамках нескольких программ: ДПМ, КОММод, ДПМ ВИЭ и собственной инвестпрограммы компании.
  • Алексей Воробьев
    заместитель управляющего директора — главный инженер ПАО «ТГК-1»
В начале деятельности компании стало понятно, что к 2020 году нас может ожидать дефицит энергии. Да и на уровне всей страны необходимо было решать проблему старения энергомощностей и привлечения инвестиций в энергетику. Поэтому был сформирован план по строительству новых мощностей, появилась программа ДПМ (договоров о предоставлении мощности), которая обеспечила возврат инвестиций в создание новых генерирующих объектов. ТГК-1 активно участвовала в программе ДПМ, в её рамках мы построили новый энергоблок ПГУ-450 на Южной ТЭЦ, энергоблок ПГУ-450 на Правобережной ТЭЦ и другие объекты. В целом программа нового строительства на станциях была завершена к 2017 году.
Программа ДПМ, стартовавшая в 2007 году, была нацелена на обновление старых генерирующих мощностей в рамках всей страны. Подробнее мы об этом писали в мартовском номере.

Благодаря участию в ДПМ ТГК-1 смогла модернизировать семь электростанций. На момент действия механизм ДПМ стал основным инструментом развития для компании и обновления её мощностей.

После завершения действия механизма ДПМ с 2019 года в России стартовала программа КОММод. Она предполагает замену либо реконструкцию основного оборудования на ТЭЦ. Её финансирование осуществляется за счёт надбавки на оптовом энергорынке.
Объекты
1.
в программе
КОММод
ТГК-1
2017–2023 годы. Техническое перевооружение турбоагрегатов № 7 (завершено в 2021 году) и № 6 (завершено в 2023 году) с увеличением установленной мощности.
автовская тэц
2.
2020–2027 годы. Техническое перевооружение котлоагрегата энергоблока № 4 без изменения проектных параметров (завершено в 2025 году) и техническое перевооружение турбоагрегата ст. № 2 с заменой турбины.
Северная ТЭЦ
3.
2021–2026 годы. Техническое перевооружение турбоагрегата № 4 с заменой турбины.
Василеостровская ТЭЦ
В рамках программы ДПМ ВИЭ компания ведёт строительство малой ГЭС «Арктика» на реке Паз в Мурманской области мощностью 16,5 МВт. Она будет оснащена основным и вспомогательным оборудованием российского производства. «Арктика» станет восьмой ГЭС Пазского каскада. Ввод станции запланирован на 2027 год.
Обновление ГЭС
ТГК-1 также уделяла и уделяет большое внимание модернизации гидроэлектростанций. Обновление оборудования на ГЭС проводилось в рамках инвестиционной программы ТГК-1, а также в рамках ДПМ.

В частности, модернизацию прошла Волховская ГЭС. Здесь в 2009 году были внедрены автоматизированные системы управления, заменён гидроагрегат, что позволило нарастить мощность станции до 86 МВт.

Масштабная модернизация в 2012–2014 годах прошла на Иовской ГЭС. Здесь была проведена реконструкция гидроагрегатов, что повысило их надёжность и КПД.

В 2023 году завершился капремонт гидроагрегата на Кондопожской ГЭС, благодаря чему срок службы оборудования продлился на 30 лет.

На Верхне-Туломской ГЭС была проведена замена гидрогенерирующего и электротехнического оборудования, внедрены современные системы автоматического управления. В результате мощность станции увеличилась до 300 МВт.
Когда минус идёт в плюс
Одновременно с реализацией программ по строительству и модернизации электростанций ТГК-1 выводила из эксплуатации неэффективные объекты.
  • Эдуард Лисицкий
    заместитель управляющего директора по развитию и управлению имуществом ПАО «ТГК-1»
В начале деятельности ТГК-1 в её состав входили 55 станций, сейчас их число сократилось до 51 объекта, что отражает стратегическую оптимизацию активов. При этом качество генерации увеличивается за счёт модернизации и перераспределения мощностей
Первой из состава ТГК-1 выбыла Кислогубская ПЭС мощностью в 0,4 МВт. Она была продана ПАО «Русгидро» в 2006 году. В 2010 году выведена из эксплуатации одна из старейших электростанций страны, первая тепловая электростанция плана ГОЭЛРО — ТЭЦ «Красный Октябрь», которая работала в Петербурге с 1922 года.

На замену ей была построена новая мощная Правобережная ТЭЦ. Она взяла на себя обеспечение электричеством и теплом районов, которые ранее обслуживал «Красный Октябрь». Поэтому фактически на численность станций вывод «Красного Октября» из эксплуатации не повлиял.

Закрытие ТЭЦ «Красный Октябрь» было первым в истории современной России опытом вывода из эксплуатации не отдельных устаревших агрегатов, а целой электростанции, потребовавшим решения целого комплекса организационных и технических задач.
В 2011 году ТГК-1 продала дизельную электростанцию на острове Валаам мощностью в 2 МВт ФСК ЕЭС.

В 2014 году Ондскую ГЭС приобрёл Надвоицкий алюминиевый завод (входит в «Русал»), для которого станция была ключевым и самым дешёвым источником энергии. От сделки выиграли обе стороны: ТГК-1 выгодно реализовала актив, Надвоицкий алюминиевый завод смог оптимизировать расходы на электроэнергию.

В рамках повышения эффективности в 2016 году была продана Дубровская ТЭЦ в Кировском районе Ленобласти. По словам Эдуарда Лисицкого, эта станция перешла к частному лицу и после реконструкции продолжает работать как объект теплоснабжения Кировска.

В прошлом году сменила владельца Лужская ГЭС. Это маленькая станция, которая уже давно превратилась в гидроузел и утратила свою значимость районного энергообъекта. При этом восстановление ГЭС было бы дорогим и неэффективным. По словам Эдуарда Лисицкого, территория станции, скорее всего, будет преобразована в рекреационное пространство.
Что дальше?
Что касается стратегического развития компании в ближайшие годы, то в приоритете — дальнейшая модернизация ГЭС Свирского каскада и ГЭС в Карелии, а также перевод угольной Апатитской ТЭЦ на газ.

Вторая по важности задача — обеспечить рост доли ПАО «ТГК-1» на рынке электроэнергии и тепла за счёт строительства новых объектов генерации.
  • Андрей Левшин
    заместитель начальника департамента
    инвестиций ТГК-1
Ключевым элементом стратегии ТГК-1 в области сбыта электрической мощности является активное участие в программах, обеспечивающих долгосрочную доходность: КОММод и ДПМ для объектов возобновляемой энергетики. Данное направление рассматривается как приоритетное, поскольку оно гарантирует окупаемость инвестиций и позволяет получать прогнозируемый финансовый результат от работы генерирующих активов на оптовом рынке электроэнергии и мощности. При этом решение об участии в каждом конкретном конкурсе или проекте принимается на основе всестороннего экономического моделирования и при условии дополнительного обоснования инвестиционной эффективности и целесообразности, что подразумевает достижение ключевых показателей доходности, учёт рисков и соответствие долгосрочным целям компании.
нужен
как
воздух
#это_база
На тепловых электростанциях воздух — не просто часть атмосферы, а важнейший рабочий элемент, без которого невозможна выработка тепла и электричества. Его используют в самых разных процессах — от сжигания топлива до охлаждения оборудования и работы автоматики.
На тепловых электростанциях воздух — не просто часть атмосферы, а важнейший рабочий элемент, без которого невозможна выработка тепла и электричества. Его используют в самых разных процессах — от сжигания топлива до охлаждения оборудования и работы автоматики.
Воздух для горения: основа энергетики
Главная задача воздуха на ТЭЦ — обеспечивать горение топлива. В паровых и водогрейных котлах, а также в камерах сгорания газовых турбин (элемент ГТУ — газотурбинной установки) кислород из воздуха вступает в реакцию с углём, мазутом или газом, выделяя тепло, которое превращает воду в пар и вращает турбины.

Например, одна газовая турбина за час потребляет 250 тысяч кубометров воздуха. Прежде чем попасть в камеру сгорания, воздух проходит очистку и осушку в комплексном воздухоочистительном устройстве (КВОУ), а затем сжимается в компрессоре. После сгорания топлива раскалённые газы вращают турбину, а их остаточное тепло используется в котлах-утилизаторах, повышая общий КПД станции.
«лёгкие»
газовой турбины
КВОУ —
КВОУ выполняет сразу несколько функций: очищает воздух от пыли, пыльцы и других твёрдых частиц, осушает его, а в зимний период — подогревает. Всё это необходимо для защиты компрессора от эрозии и обледенения. Система представляет собой многоступенчатый фильтр, где воздух последовательно проходит через грубую и тонкую очистку. Современные КВОУ могут задерживать до 99,9 % частиц размером более двух микрон.
Особое внимание уделяется осушке — при сжатии в компрессоре влага из воздуха может конденсироваться и вызывать коррозию. В зимний период КВОУ предотвращает обледенение входных направляющих аппаратов турбины, что особенно важно для станций, работающих в северных регионах.

Эффективность КВОУ напрямую влияет на ресурс турбины и экономичность её работы. Современные системы автоматически контролируют состояние фильтров, своевременно сигнализируя о необходимости их замены. Это позволяет избежать перерасхода топлива и поддерживать стабильную выработку электроэнергии.
Сначала подогреть!
Просто подать воздух в котёл недостаточно — его нужно предварительно подогреть. Основной нагрев воздуха происходит в воздухоподогревателях, где тепло передаётся от уходящих дымовых газов, которые ещё сохраняют высокую температуру (обычно 300–400 °C) после прохождения через котёл. Это позволяет использовать остаточное тепло продуктов сгорания, что экономит энергию и повышает эффективность работы станции. Воздухоподогреватели бывают разных типов: трубчатые, где дымовые газы движутся внутри труб, а воздух омывает их снаружи; роторные, в которых тепло передаётся через вращающуюся металлическую насадку; и пластинчатые, где теплообмен происходит через систему металлических пластин. Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки, но все они служат одной цели — нагреть воздух до нужной температуры перед подачей в топку. Температура воздуха после подогрева зависит от вида топлива. Для угольных котлов её поднимают до 300–350 °C, чтобы обеспечить устойчивое горение угольной пыли, а для газа и мазута достаточно 200–250 °C. Если тепла дымовых газов не хватает, используют дополнительные паровые калориферы, где воздух подогревается паром из отборов турбины, или, в редких случаях, электрические нагреватели.
Внутри воздухоподогревателя происходит интенсивный теплообмен: горячие дымовые газы отдают свою энергию холодному воздуху, который затем поступает в горелки котла. Однако этот процесс сопряжён с некоторыми проблемами, например, образованием серной кислоты при наличии серы в топливе, что может вызывать коррозию, или накоплением золы на поверхностях теплообмена, что требует регулярной очистки.

Зачем подогревать воздух? Подогрев воздуха значительно улучшает экономичность работы ТЭЦ.
Даже небольшое повышение температуры воздуха, на 20–30 °C, может дать прирост КПД котла примерно на 1 %.
Внутри воздухоподогревателя происходит интенсивный теплообмен: горячие дымовые газы отдают свою энергию холодному воздуху, который затем поступает в горелки котла. Однако этот процесс сопряжён с некоторыми проблемами, например, образованием серной кислоты при наличии серы в топливе, что может вызывать коррозию, или накоплением золы на поверхностях теплообмена, что требует регулярной очистки.

Зачем подогревать воздух? Подогрев воздуха значительно улучшает экономичность работы ТЭЦ. Даже небольшое повышение температуры воздуха, на 20–30 °C, может дать прирост КПД котла примерно на 1 %.
Задача — охлаждение
Помимо горения, воздух играет ключевую роль в охлаждении оборудования ТЭЦ.
  • Охлаждение генераторов паровых и газовых турбин происходит так: воздух из атмосферы забирается и выдувается изнутри через разные части генераторной установки. Система воздушного охлаждения бывает проточной и замкнутой. При проточной системе воздух забирается из помещения с помощью вентиляторов по вентиляционным каналам. При замкнутой системе охлаждения один и тот же объём воздуха циркулирует по замкнутому контуру. Воздух охлаждает специальный охладитель с водой.
  • Градирни сухого типа (Геллера) используют воздух для охлаждения циркуляционной воды без испарения, что особенно важно в холодное время года. В градирне воздух поступает внутрь через отверстия внизу сооружения, благодаря природной тяге проходит через трубу и ороситель и охлаждает воду. Тяга создаётся за счёт разницы между удельным весом поступающего в градирню воздуха и нагретого, выходящего из неё воздуха, а также за счёт высоты и конструктивных особенностей башни.
  • Испарительные градирни летом охлаждают техническую воду за счёт обдува воздухом и частичного испарения. Испарительная («мокрая») градирня работает за счёт испарения части воды и передачи тепла более холодному воздушному потоку. В мокрой градирне часть воды испаряется, унося тепло вместе с нагретым воздухом в окружающую среду. При этом оставшаяся вода охлаждается. При испарении 1 % воды температура её оставшейся части снижается примерно на 6 °C.

  • Лопатки газовых турбин охлаждаются воздухом, забираемым с компрессора, чтобы избежать перегрева и повреждений.
Без эффективного охлаждения ключевые узлы ТЭЦ быстро выйдут из строя, поэтому система вентиляции и воздушного обдува — важная часть эксплуатации станции.
Пневматика:
воздух как рабочая среда
Сжатый воздух на ТЭЦ — это ещё и универсальный инструмент для управления оборудованием:
  • Пневмоприводы задвижек и клапанов работают на сжатом воздухе под давлением, обеспечивая быстрое и точное регулирование потоков пара, воды и газа. Для обеспечения работы пневмоприводов оборудования на Первомайской ТЭЦ используются воздушные компрессоры. Они сжимают воздух до избыточного давления 7 кгс/см2 для обеспечения работоспособности пневмоприводов ГТУ и ГДК.
  • Пневмоинструмент (дрели, гайковёрты) используется при ремонтах — он безопаснее электрического в условиях высокой влажности и запылённости.
  • Продувка газопроводов перед ремонтом позволяет удалить остатки горючих газов и сделать работы безопасными.
Химия и фильтрация:
где ещё нужен воздух?
В химическом цехе ТЭЦ воздух выполняет несколько специфических задач:
  • Управление автоматизированной арматурой — некоторые клапаны и заслонки работают на сжатом воздухе вместо воды. Так, например, происходит на Первомайской ТЭЦ.
  • Промывка фильтров — при очистке воды мембраны и механические фильтры промываются водно-воздушной смесью, что повышает эффективность очистки.
  • Взрыхление фильтрующих загрузок — воздух подаётся в фильтры, чтобы предотвратить слеживание материалов и улучшить фильтрацию.
  • Игорь Баранов
    Заместитель начальника котлотурбинного цеха Первомайской ТЭЦ
На самом деле все процессы, в которых воздух участвует на ТЭЦ, одинаково важны. При этом мы можем говорить о том, что горение и охлаждение — это этапы, требующие наибольших объёмов воздуха по сравнению с другими технологическими процессами на станции.
Нужно ли очищать?
При входе на ТЭЦ обычный атмосферный воздух не очищается. Если речь идёт о процессе сжигания топлива, то для него необходим кислород, который содержится в воздухе, остальные компоненты особой роли не играют. Для другого оборудования, в работе которого участвует воздух (компрессоров, осушителей, сухих градирен и прочего) воздух тоже не требует очистки.
Требования к выходящим со станции потокам воздуха вместе с продуктами сгорания регулируются федеральным законодательством. Обязательным является производственный экологический контроль, в том числе и контроль выбросов в атмосферу. Для этого проектировщики разрабатывают проект нормативов допустимых выбросов (НДВ) с графиком контроля выбросов; контролирующий орган устанавливает нормативы выбросов и выдаёт разрешение на них. Затем заключается договор со специализированной лабораторией, которая делает анализ проб воздуха согласно этому графику.

Если по результатам анализа уходящих газов количество загрязняющих веществ в выбросах не превышает предельно установленных значений, то очистка не требуется. Если отклонения есть, принимаются меры. В первую
очередь, идет наладка режимов горения, нормализующая состав выбросов. Если наладкой нужные параметры не достигаются, проводится модернизация котла, замена горелок на более экономичные — и таким образом проблема
решается.
На угольных ТЭЦ (у ТГК-1 такая только одна — Апатитская ТЭЦ) воздух проходит обязательную очистку на выходе со станции. Как рассказал директор Апатитской ТЭЦ Александр Трифонов, на выходе из котла перед дымовой трубой газы проходят очистку в мокрых золоуловителях от золы. Выбросы канцерогенных веществ, в частности окислов азота, снижаются режимными факторами – например, уменьшением температуры в факеле.
Что касается работы на резервном топливе, которым на многих газовых ТЭЦ выступает мазут, здесь специальная очистка воздуха тоже не нужна. Объёмы используемого мазута незначительны и превышают нормы по выбросам.
нарвской
лет
гэс –
#юбилеи
Уже 70 лет Нарвская ГЭС остаётся второй по мощности гидроэлектростанцией в Ленинградской области. Станцию можно сравнить с пограничником: по её плотине проходит государственная граница между Россией и Эстонией, а часть гидротехнических сооружений ГЭС находится в Эстонии.
Уже 70 лет Нарвская ГЭС остаётся второй по мощности гидроэлектростанцией в Ленинградской области. Станцию можно сравнить с пограничником: по её плотине проходит государственная граница между Россией и Эстонией, а часть гидротехнических сооружений ГЭС находится в Эстонии.
С чего всё начиналось
Нарвский гидроузел, расположенный на трансграничной реке Нарве, имеет долгую и сложную историю проектирования и строительства, которая охватывает несколько этапов — от дореволюционных планов до послевоенной реализации.

Впервые об использовании водных ресурсов реки Нарвы задумались в конце XIX века. В 1889 году был составлен проект строительства крупной гидростанции на Нарвском водопаде для энергоснабжения Петербурга. Позже, в 1894 году, был разработан новый вариант, предусматривающий возведение ГЭС мощностью 24 МВт с передачей энергии в столицу переменным током. Однако этот проект не получил поддержки и остался на бумаге. В 1907 году инженер Кениг возобновил изыскательские работы на реке Нарве, начав разработку более детального проекта, учитывающего интересы водного транспорта, но завершить его не успел.

Следующий этап обсуждений пришёлся уже на советское время. В 1922 году появился новый проект Нарвской ГЭС мощностью 50 МВт, созданный при участии немецкой фирмы «Сименс-Бауунион». Однако и эти планы не были реализованы — внесла коррективы Великая Отечественная война. Лишь в 1945 году Ленгидропроект подготовил технико-экономический доклад об использовании реки Нарвы, что стало основой для дальнейших работ.
Наконец в 1949 году, спустя 60 лет после появления идеи о создании станции, началось непосредственное строительство Нарвской ГЭС по проекту Ленгидроэнергопроекта. Первый гидроагрегат был пущен 30 сентября 1955 года, второй — в ноябре, а третий — в декабре того же года. Официально станция была принята в постоянную эксплуатацию 11 декабря 1969 года. Её возведение решило проблему энергоснабжения Ленинграда, Ленинградской области и Эстонии. Плотина
расположена в 18,2 км от устья реки, а нормальный эксплуатационный режим установился в мае 1956 года, когда водохранилище достигло проектного уровня.
Наконец в 1949 году, спустя 60 лет после появления идеи о создании станции, началось непосредственное строительство Нарвской ГЭС по проекту Ленгидроэнергопроекта. Первый гидроагрегат был пущен 30 сентября 1955 года, второй — в ноябре, а третий — в декабре того же года. Официально станция была принята в постоянную эксплуатацию 11 декабря 1969 года. Её возведение решило проблему энергоснабжения Ленинграда, Ленинградской области и Эстонии. Плотина расположена в 18,2 км от устья реки, а нормальный эксплуатационный режим установился в мае 1956 года, когда водохранилище достигло проектного уровня.
Нарвская ГЭС в цифрах
1955 г.
191 Кв/м
124,8 МВт
1,5 млн
— пуск первого гидроагрегата
— площадь канала водохранилища
— установленная электрическая мощность
— столько человек проживает в зоне теплоснабжения станции
В зоне ответственности — Санкт-Петербург
На протяжении семидесяти лет Нарвская ГЭС работает как часы. На данный момент станция обеспечивает электрической и тепловой энергией промышленные предприятия, жилые и общественные здания Ленинградской области. На станции проводились реконструкция, модернизация и плановые ремонты. Первые проекты по автоматизации пришлись на 1970-е годы: были установлены электрические части регуляторов. С 1982 года менялась обмотка статоров гидроагрегатов. Первый
значительный ремонт на ГЭС в составе ПАО «ТГК-1» состоялся в 2008 году: тогда был проведён ремонт закладных частей металлоконструкций плотины.
На протяжении семидесяти лет Нарвская ГЭС работает как часы. На данный момент станция обеспечивает электрической и тепловой энергией промышленные предприятия, жилые и общественные здания Ленинградской области. На станции проводились реконструкция, модернизация и плановые ремонты. Первые проекты по автоматизации пришлись на 1970-е годы: были установлены электрические части регуляторов. С 1982 года менялась обмотка статоров гидроагрегатов. Первый значительный ремонт на ГЭС в составе ПАО «ТГК-1» состоялся в 2008 году: тогда был проведён ремонт закладных частей металлоконструкций плотины.
Плавучие острова
Одной из особенностей работы Нарвской ГЭС её сотрудники называют регулярное появление так называемых торфяных островов. Это частое явление на Нарвском водохранилище, поскольку при его создании были затоплены обширные торфяники. Чаще всего при открытии затворов плотины острова сбрасываются в старое русло реки Нарвы, где они разваливаются на куски. Случаи появления крупных островов были зафиксированы в 2009 году. Так, в начале июня на ГЭС появился остров длиной около 120 м, его сброс занял около двух часов.
Чуть позже в этом же месяце появился ещё один плавучий остров площадью уже в 4 га. Остров сел на мель примерно в 800 м от плотины. Поскольку на нём росло много высоких деревьев, которые могли представлять угрозу для нормальной работы станции, в течение месяца персонал Нарвской ГЭС вёл постоянное наблюдение за положением острова, а руководство ТГК-1 поддерживало контакт с региональными подразделениями МЧС. В итоге при открытии затворов плотины в рамках плановой промывки русла реки остров подошёл к плотине и в течение 15 минут был разрушен.
олени
косули
лисы
Нарвская ГЭС находится недалеко от лесов. Поэтому территория станции становится зоной миграции и для диких животных, сюда периодически забредают лоси и косули. А несколько лет назад на территории станции почти год жил лис. «Где конкретно он обосновался, мы не выясняли. Что не мешало сотрудникам станции подкармливать лиса. Тем не менее позже он всё-таки нас покинул», — говорит главный инженер Нарвской ГЭС Леонид Лисс.
  • Олег Медведев
    директор Нарвской ГЭС
На протяжении 70 лет Нарвская ГЭС остаётся надёжным источником энергии для жителей и предприятий Ленинградской области. Станция идёт в ногу со временем — внедряется современное оборудование, проходят модернизации, совершенствуются технологические процессы, улучшаются условия труда сотрудников.

Нашим главным богатством были и остаются люди — сотрудники Нарвской ГЭС. Мы чтим память энергетиков, посвятивших развитию станции многие годы жизни, и ценим тех, кто создаёт её будущее сегодня.
  • Леонид Лисс
    главный инженер Нарвской ГЭС
В прошлом году на станции прошла реконструкция, связанная с импортозамещением оборудования. В её рамках были заменены регуляторы гидроагрегатов и верхний уровень автоматизированной системы управления технологическими процессами. Оборудование поставила российская компания “ТЕКОН”. В целом реконструкция позволила Нарвской ГЭС получить независимость от иностранных производителей в части оборудования и его обслуживания, а также в части программного обеспечения. В планах Нарвской ГЭС — модернизация и автоматизация электротехнического оборудования.
  • Сергей Акулов
    мастер гидротехнического участка
До работы на Нарвской ГЭС я занимался защитой металла от коррозии. Затем в 1993 году пришёл на ГЭС-13. За более чем 30 лет работы ГЭС мне стала фактически родным домом. Здесь я прошёл трудовой путь от каменщика до мастера гидротехнического участка. В мои обязанности входит обеспечение надлежащего технического состояния и ремонта сооружений, контроль за соблюдением технологий и правил безопасности, организация работы и повышение квалификации подчинённых. Я отвечаю за предупреждение аварий, брака и травматизма, а также за рациональное использование ресурсов. Принимаю меры по повышению производительности труда на участке, в том числе путём оптимизации рабочих процессов и внедрения новых технологий. Регулярно вношу предложения по улучшению организации работы. Также на сегодня я курирую текущие ремонты зданий и сооружений. Когда по утрам иду на работу и прохожу мимо объектов, к возведению которых причастен, каждый раз радуюсь результату своего труда.
  • Александр Коновалов
    мастер машинного участка Нарвской ГЭС
Трудовой путь в энергетике я начал в 1997 году, пришёл работать на Нарвскую ГЭС-13 мастером машинного участка и тружусь в этой должности по сей день. В мои обязанности входят проведение текущих и капитальных ремонтов, техобслуживание и техосмотры механического оборудования: затворов, клапанов водосливной плотины; гидротурбинных установок, подпятников гидрогенераторов, системы технического водоснабжения и так далее. Я также возглавляю профсоюзный комитет ГЭС-13, участвую в проведении переговоров по разработке проектов и заключению коллективных договоров, организую мероприятия для сплочённости коллектива.

Работа на Нарвской ГЭС для меня — это любимый, тёплый дружеский коллектив, с которым не хочется расставаться. Особенно приятно, что сейчас есть возможность передавать свой опыт молодёжи — в этом году на ГЭС стали приходить на работу молодые специалисты.

Тем, кто ещё не определился с профессией, советую выбирать отрасли, которые приносят пользу обществу и всегда будут востребованы. Думаю, энергетика — одна из первых в этом списке. Когда видишь освещённые улицы, уют и свет в наших домах, то понимаешь, что в этом есть частичка твоего труда, и по-настоящему ощущаешь значимость того, что делаешь.
главные
на
дороге
#потребители
Продолжаем рассказывать о важнейших потребителях электроэнергии на Северо-Западе, для которых работают электростанции «ТГК-1». В предыдущей статье рубрики мы разбирались в работе городского электротранспорта, теперь же решили выяснить, как работают главные помощники транспорта и пешеходов на дорогах - светофоры. За кажущейся простотой смены трёх цветов стоит сложная система, которая требует постоянного внимания и модернизации, чтобы обеспечивать безопасность и эффективность перемещения миллионов жителей и гостей города. За подробностями мы отправились в Центр управления дорожным движением Санкт-Петербурга.
Продолжаем рассказывать о важнейших потребителях электроэнергии на Северо-Западе, для которых работают электростанции «ТГК-1». В предыдущей статье рубрики мы разбирались в работе городского электротранспорта, теперь же решили выяснить, как работают главные помощники транспорта и пешеходов на дорогах - светофоры. За кажущейся простотой смены трёх цветов стоит сложная система, которая требует постоянного внимания и модернизации, чтобы обеспечивать безопасность и эффективность перемещения миллионов жителей и гостей города. За подробностями мы отправились в Центр управления дорожным движением Санкт-Петербурга.
Центр входит в состав Дирекции по организации дорожного движения. Эта организация работает в городе уже четверть века и отвечает за проектирование, строительство и модернизацию светофорных объектов, оснащение светофоров звуковыми устройствами, нанесение дорожной разметки и оборудование пешеходных переходов, а также за установку дорожных знаков и размещение на дорогах города искусственных неровностей.

Специалисты Центра управления дорожным движением (ЦУДД) осуществляют подключение светофорных объектов к единой интеллектуальной системе и круглосуточно следят за ситуацией на дорогах. Мы поговорили со специалистом Центра управления дорожным движением города о том, как появляются светофоры в Петербурге и о работе интеллектуальной системы управления ими. А затем отправились на работы по модернизации светофорных объектов и узнали, сколько времени нужно на установку светофоров на перекрёстке, сколько эти объекты тратят электроэнергии и как они помогают трамваям ездить быстрее.
Где и когда появляются новые светофоры?
Когда подходишь к зданию Дирекции по организации дорожного движения на Хрустальной улице, сразу обращаешь внимание, что рядом есть пешеходный переход, но нет ни одного светофора. Этот факт сам по себе наводит на вопрос, как же в городе принимается решение о том, где и когда появится новый светофор. В основе этого процесса лежат нормы ГОСТа.
  • Михаил Алексеев
    начальник сектора эксплуатации программно-аппаратного комплекса Центра управления дорожным движением (ЦУДД)
Есть определённые условия, которые предполагают установку светофорного объекта. Первое — наличие места концентрации ДТП: если на участке часто происходят дорожно-транспортные происшествия, принимается решение о повышении уровня безопасности за счёт установки светофора. Второй момент — интенсивность транспортных и пешеходных потоков. Есть градация интенсивности, после превышения которой вводится светофорное регулирование.
Сейчас на балансе городской дирекции находится почти две тысячи светофорных объектов, ежегодно устанавливается порядка 100–110 новых. При этом пешеходных переходов в Петербурге насчитывается более 10 тысяч, а значительная их часть — нерегулируемые.
История и развитие системы
История Центра управления дорожным движением началась в 1999 году, когда была создана Дирекция по организации дорожного движения. До этого все светофоры находились в ведении ГИБДД. В 2000 году появилась автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД), к которой стали постепенно подключать светофорные посты.
  • Михаил Алексеев
    начальник сектора эксплуатации программно-аппаратного комплекса Центра управления дорожным движением (ЦУДД)
Сначала система работала по проводным линиям связи, затем появилась беспроводная, а относительно недавно — оптическая линия, что значительно увеличило скорость передачи данных. Активный прирост светофоров с АСУДД пришёлся на 2010-е годы. Сегодня к системе подключён 1641 светофорный объект из 1924 — это 85 %. Все новые объекты подключаются автоматически, а старые со временем модернизируются.
Как это работает?
Система действует благодаря подключённым к светофорам детекторам транспорта. С их помощью специалисты Центра реализуют адаптивный алгоритм, который позволяет менять длительность разрешающих сигналов в зависимости от наличия транспорта в зоне обнаружения.

На перекрёстках установлены камеры и детекторы: с их помощью отслеживают интенсивность движения и гибко управляют потоками.

За работу всей системы отвечает отдел из 29 человек. Часть сотрудников анализирует ситуацию на дорогах, проводит наблюдения и мониторинг, после чего принимает решения о корректировке режимов и дооснащении объектов. При необходимости они разрабатывают предложения по установке новых дорожных знаков или разметки. Все эти мероприятия затем согласовываются с управлением ГИБДД. В случае, если горожане пишут о том, что режим работы светофора неудобен или требуется установка нового объекта, их мнение обязательно учитывается. Инженеры проводят полный анализ ситуации. Главным основанием для решений остаётся законодательство.
Другая часть сотрудников занимается технической поддержкой: следит за периферийным оборудованием, обновляет микропрограммы контроллеров, подключает объекты к АСУДД.

Кроме того, круглосуточно работает диспетчерская служба, которая фиксирует неисправности. При сбоях дежурный инженер получает информацию в режиме реального времени — и в ряде случаев может восстановить работу удалённо. Например, если произошло кратковременное отключение питания и контроллер не перезапустился, инженер с помощью интеллектуальной системы может его перезагрузить. В более сложных случаях подключается подрядная организация.

У ЦУДД есть и приоритетные направления: Невский и Московский проспекты, а также другие ключевые трассы. Однако подрядные организации располагают достаточным количеством бригад, чтобы одновременно устранять неисправности и на приоритетных, и на второстепенных объектах.
Дирекция по организации дорожного движения занимается техническим оснащением светофорных объектов, находящихся на балансе города. Часть светофоров устанавливают строительные компании рядом со своими жилыми комплексами. Пока это оборудование не передано на баланс Дирекции, именно строительные компании отвечают за режим работы, исправность, организацию дорожного движения в конкретном месте.
Как проходит модернизация светофоров?
После беседы в Центре управления дорожным движением мы отправились на Дальневосточный проспект: там на пересечении с улицей Тельмана как раз производились работы по модернизации светофорных объектов. Прямо на перекрёстке нам удалось поговорить с заместителем директора Дирекции по организации дорожного движения Павлом Болденковым.
Он показал нам, как установка светофоров выглядит на практике, а ещё рассказал о всех этапах появления новых объектов.
Сначала инженеры определяют необходимость строительства или модернизации. Это может быть связано с аварийностью, интенсивностью движения, обращениями граждан или рекомендациями комиссии по безопасности дорожного движения. После этого составляется техническое задание, определяется точка подключения. Проводится конкурс на проектирование: проект должен соответствовать всем требованиям и ГОСТам. Проектные работы занимают от шести до девяти месяцев и проходят около 20 согласований. Затем составляется смета, выделяются деньги и выбирается подрядчик.

Строительство занимает значительно меньше времени — от трёх недель до полутора месяцев. Во время установки светофоров прокладываются кабели от контроллера к каждому столбу. На старых светофорах кабели в основном шли по воздуху, но согласно новым требованиям, всё кабельное хозяйство должно находиться в земле. Поэтому от контроллера на каждый светофорный столб идёт кабель в специальной трубе. Они также прокладываются и под проезжей частью. Затем идёт установка столбов, Г-образных опор, размещение светофорных знаков, а потом рабочие восстанавливают благоустройство на этом участке.

На перекрёстке Дальневосточного и Тельмана как раз производилась замена контроллера и опор. Здесь модернизация заключалась в установке датчиков и камер, а также переходе на оптическую линию связи. Контроллер соединили «оптикой» с Центром управления дорожного движения, а до этого они были связаны по радиоканалу.

На каждый светофорный объект в городе выделяется определённая мощность, к сетям они подключаются либо в трансформаторных подстанциях, либо в кабельных киосках.
  • Павел Болденков
    заместитель директора Дирекции по организации дорожного движения
Для работы светофорного объекта необходимо от киловатта до пяти, причём пять — это на самые большие объекты. На этот перекрёсток (Дальневосточный проспект / улица Тельмана. — прим. ред.) уходит около трёх киловатт — на весь перекрёсток, естественно, потому что светофорным объектом называют комплекс светофоров, а не один столб. У нас все светофоры сейчас на светодиодах, поэтому они потребляют мало энергии.
Приоритет для трамваев и планы на будущее
Отдельная задача, которая стоит перед специалистами Дирекции — это организация приоритета для общественного транспорта.
  • Павел Болденков
    заместитель директора Дирекции по организации дорожного движения
Комитет по транспорту поставил задачу — ускорить движение трамваев. Для этого ставятся датчики на трамваи и на перекрёстки. Контроллер видит приближающийся трамвай и может оптимизировать его движение, давая возможность быстрее проехать. В результате жители пересаживаются с автомобилей на общественный транспорт, сокращая время в пути.
Что касается установки и модернизации светофоров в городе на перспективу, то здесь действует адресная программа, рассчитанная на три года. Поэтому специалисты Дирекции уже в курсе, какие ещё светофоры появятся в Петербурге даже в 2027 году.
История светофора
Создателем первого светофора считается Джон Пик Найт, хотя стоит отметить, что он не собирался его изобретать, а просто взял и видоизменил традиционную модель железнодорожных семафоров. Его изобретение было установлено 10 декабря 1868 года в Лондоне, рядом со зданием парламента Великобритании. Первый светофор управлялся вручную. Днём использовались две семафорные стрелки, которые в горизонтальном положении означали сигнал «Стоп!», а под углом в 45° — «Движение с осторожностью!» В тёмное время суток сигналы подавались с помощью вращаемых газовых фонарей, излучавших зелёный и красный цвета.
Первый же трёхцветный светофор появился на дорогах Детройта: в 1920 году Уильям Поттс и Джон Ф. Харрис впервые в мире предложили использовать три цвета вместо двух.

Первый в нашей стране светофор появился в Ленинграде — на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского: сейчас это Невский и Литейный проспекты соответственно. Технический регулировщик — так его поначалу называли — был установлен 15 января 1930 года.

Фото: Пресс-служба Дирекции по организации дорожного движения.

Сначала советские инженеры экспериментировали с цветовой гаммой: иногда вместо зелёного цвета загорался синий (как на железной дороге). Сигналы также располагались в непривычном порядке, для нас — в обратном: сверху находился синий (или зелёный) цвет, снизу — красный. Это объяснялось тем, что руководство СССР подобным образом пыталось избежать проблем с мировым законодательством. Дело в том, что в течение длительного времени трёхцветный электрический светофор был запатентован американцами. Чтобы использовать его принцип, было бы необходимо платить лицензионные отчисления.

В итоге эксперимент со светофором в Ленинграде был признан успешным: аппарат работал идеально и получил отличную рекомендацию. Поэтому к концу того же 1930 года, 30 декабря, первый светофор появился в Москве, на углу Петровки и Кузнецкого моста.

После установки первого светофора в столице СССР власти ещё три года рассматривали вопрос о необходимости установки таких же моделей и в других населённых пунктах страны. К 1939 году в Ленинграде было запущено 100 светофоров. Расположение сигналов уже соответствовало современным правилам дорожного движения: красный сигнал находился наверху, зелёный — внизу. А в 1959 году Советский Союз присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах.

Дорожными знаками и светофорами в Ленинграде с 1932 года занимался отдел регулирования уличного движения. В 1969 году ОРУД вошёл в состав ГАИ, и всеми вопросами организации дорожного движения стала заниматься Госавтоинспекция. В 1972 году функцию заказчика на выполнение работ по установке, содержанию и эксплуатации светофоров и дорожных знаков (а также нанесению разметки) стало выполнять МВД.

А в 1999 году в Петербурге была создана та самая Дирекция по организации дорожного движения, которая и сегодня занимается установкой и обслуживанием светофорных объектов в городе.
экзамен
#тест
Сентябрь — сложное для школьников и их родителей время, когда нужно возвращаться за парты. Мы предлагаем вспомнить школьные годы и сдать «энергетический» экзамен. Проверим ваши знания, связанные не только с энергетикой, но и с историей развития ПАО «ТГК-1».
энергетический
Сентябрь — сложное для школьников и их родителей время, когда нужно возвращаться за парты. Мы предлагаем вспомнить школьные годы и сдать «энергетический» экзамен. Проверим ваши знания, связанные не только с энергетикой, но и с историей развития ПАО «ТГК-1».
НАЧАТЬ
В 1920 году известный английский писатель-фантаст Герберт Уэллс встретился в Кремле с главой советского правительства Владимиром Лениным. Что они обсуждали дольше всего?

Фото: Bain News Service, publisher / Wikimedia Commons
Вы ошиблись! На встрече обсуждали план ГОЭЛРО и электрификацию СССР, которая на тот момент Уэллсу казалась утопией. О своём путешествии по России Уэллс позже написал книгу «Россия во мгле», посвятив беседе с Лениным отдельную главу. Сам Ленин, если верить Льву Троцкому, оценил писателя довольно скептически.
Верно! На встрече обсуждали план ГОЭЛРО и электрификацию СССР, которая на тот момент Уэллсу казалась утопией. О своём путешествии по России Уэллс позже написал книгу «Россия во мгле», посвятив беседе с Лениным отдельную главу. Сам Ленин, если верить Льву Троцкому, оценил писателя довольно скептически.
Неверно! Перспективы развития больших городов они действительно обсуждали, но не так активно, как план ГОЭЛРО. Оба пришли к выводу, что будущего за большими городами нет, их сменят малые поселения.
Театры поразили писателя, но на встрече с Лениным основное обсуждение развернулось вокруг плана ГОЭЛРО и электрификации СССР, которая на тот момент Уэллсу казалась утопией. О своём путешествии по России Уэллс позже написал книгу «Россия во мгле», посвятив беседе с Лениным отдельную главу. Сам Ленин, если верить Льву Троцкому, оценил писателя довольно скептически.
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
При наличии этого вещества вода может замёрзнуть при температуре уже в 20 °C. Что это же это?

Фото: Scott Rodgerson / фотобанк Unsplash
Верно! Попадая в воду, этот газ меняет её плотность и физические свойства. Молекулы метана, которые вдвое больше молекул воды, как бы расталкивают последние. В итоге плотность воды снижается и понижается давление внутри жидкости, поэтому она может замёрзнуть при плюсовой температуре.
Вы ошиблись! Это метан: попадая в воду, газ меняет её плотность и физические свойства. Молекулы метана, которые вдвое больше молекул воды, как бы расталкивают последние. В итоге плотность воды снижается и понижается давление внутри жидкости, поэтому она может замёрзнуть при плюсовой температуре.
Неверно! Это метан: попадая в воду, газ меняет её плотность и физические свойства. Молекулы метана, которые вдвое больше молекул воды, как бы расталкивают последние. В итоге плотность воды снижается, понижается давление внутри жидкости, поэтому она может замёрзнуть при плюсовой температуре.
К сожалению, это не так! Это метан: попадая в воду, газ меняет её плотность и физические свойства. Молекулы метана, которые вдвое больше молекул воды, как бы расталкивают последние. В итоге плотность воды снижается, и понижается давление внутри жидкости, поэтому она может замёрзнуть при плюсовой температуре.
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Известный физик однажды сказал: «Все науки можно разделить на две группы — на физику и коллекционирование марок». Сам же он получил Нобелевскую премию по химии. Кто это?

Фото: Anastacia Dvi / фотобанк Unsplash
Верно! Эта фраза принадлежит именно этому британскому учёному, отцу ядерной физики. Он получил Нобелевскую премию в 37 лет «за исследования в области распада элементов в химии радиоактивных веществ».
Неверно. Эта фраза принадлежит британскому учёному Эрнесту Резерфорду, отцу ядерной физики. Он получил Нобелевскую премию в 37 лет «за исследования в области распада элементов в химии радиоактивных веществ».
Увы, вы допустили ошибку! Эта фраза принадлежит британскому учёному Эрнесту Резерфорду, отцу ядерной физики. Он получил Нобелевскую премию в 37 лет «за исследования в области распада элементов в химии радиоактивных веществ».
Вы ошиблись. Эта фраза принадлежит британскому учёному Эрнесту Резерфорду, отцу ядерной физики. Он получил Нобелевскую премию в 37 лет «за исследования в области распада элементов в химии радиоактивных веществ».
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Физический закон, определяющий тепловое действие электрического тока, назван сразу в честь двух учёных. Они открыли его одновременно и независимо друг от друга. Что это за закон?

Фото: ededchechine / фотобанк Freepik
Верно! Этот закон гласит: нагревание проводника или полупроводника прямо пропорционально его сопротивлению, времени действия тока и квадрату силы тока.

Правило было сформулировано в результате опытов двух учёных — англичанина Джеймса Прескотта Джоуля и российского физика Эмилия Христиановича Ленца. Поскольку они работали независимо друг от друга, новый закон назвали двойным именем.
Неверно! Речь идёт о законе Джоуля — Ленца. Он гласит: нагревание проводника или полупроводника прямо пропорционально его сопротивлению, времени действия тока и квадрату силы тока.

Правило было сформулировано в результате опытов двух учёных — англичанина Джеймса Прескотта Джоуля и российского физика Эмилия Христиановича Ленца. Поскольку они работали независимо друг от друга, новый закон назвали двойным именем.
Нет! Речь идёт о законе Джоуля — Ленца. Он гласит: нагревание проводника или полупроводника прямо пропорционально его сопротивлению, времени действия тока и квадрату силы тока.

Правило было сформулировано в результате опытов двух учёных — англичанина Джеймса Прескотта Джоуля и российского физика Эмилия Христиановича Ленца. Поскольку они работали независимо друг от друга, новый закон назвали двойным именем.
Отлично, что вы знаете и такой закон, но это не он. Речь идёт о законе Джоуля — Ленца. Он гласит: нагревание проводника или полупроводника прямо пропорционально его сопротивлению, времени действия тока и квадрату силы тока.

Правило было сформулировано в результате опытов двух учёных — англичанина Джеймса Прескотта Джоуля и российского физика Эмилия Христиановича Ленца. Поскольку они работали независимо друг от друга, новый закон назвали двойным именем.
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
В 2010 году в России впервые вывели из эксплуатации не просто устаревшее оборудование, а целую электростанцию, отслужившую свой срок. Энергоснабжение районов Санкт-Петербурга с этого момента полностью взяла на себя эта станция, построенная четырьмя годами ранее:
Не угадали! Старая очередь Автовской ТЭЦ, построенная в 1956 году, всё ещё работает. А «Красный Октябрь» — нет, вместо неё работает Правобережная ТЭЦ.
А вот и нет. Перевод потребителей на оборудование новой очереди Первомайской ТЭЦ состоялся в 2016 году, да и проект реконструкции производился в рамках одной станции. А в 2010 году перестала работать ТЭЦ «Красный Октябрь» — её полностью заменила Правобережная ТЭЦ.
Неверно. Речь идёт о Правобережной ТЭЦ. Станция сменила на боевом посту первую ТЭЦ плана ГОЭЛРО — «Красный Октябрь», обеспечив растущие энергетические потребности жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Верно! Станция сменила на боевом посту первую ТЭЦ плана ГОЭЛРО — «Красный Октябрь», обеспечив растущие энергетические потребности жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
ТГК-1 гордится своей экосистемой цифровых решений. А началось всё с пилотного проекта, который позволял контролировать…
Идея хорошая! Но началось всё с цифровизации обходов.
Неправильно. Хотя многие бы хотели себе такого помощника. Но первым делом в ТГК-1 решили оцифровать обходы.
Неверно. В ТГК-1 сперва оцифровали обходы.
Всё верно! Вас не проведёшь!
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Мало кто знает, что первая электростанция в Санкт-Петербурге была… плавучей! Да, паровой локомотив и динамо-машины мощностью 35 кВт были установлены на дебаркадере недалеко от Полицейского моста на реке Мойке. 30 декабря 1883 года, благодаря электричеству этой станции:
Вовсе нет, первые электрические гирлянды в России появятся лишь спустя полвека. А тогда заработало освещение Невского проспекта.
Верно! 32 электрических дуговых фонаря осветили Невский проспект от Большой Морской улицы до набережной реки Фонтанки.
Неверно! В 1883 году появилось освещение Невского проспекта. 32 электрических дуговых фонаря осветили участок от Большой Морской улицы до набережной реки Фонтанки.
Вы ошиблись. Электрический трамвай появился в городе лишь в следующем столетии — он был пущен в 1907 году. А в 1883 году появилось освещение Невского проспекта. 32 электрических дуговых фонаря осветили участок от Большой Морской улицы до набережной реки Фонтанки.
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Эта гидроэлектростанция, сейчас входящая в состав ТГК-1, — первенец ГОЭЛРО, одна из старейших действующих гидроэлектростанций России и объект культурного наследия федерального значения.
Неверно! Это Волховская ГЭС. Её торжественно открыли 19 декабря 1926 года. Станция признана объектом культурного наследия федерального значения.
Вы ошиблись! Первой станцией, построенной по плану ГОЭЛРО, стала Волховская ГЭС. Её торжественно открыли 19 декабря 1926 года. Станция признана объектом культурного наследия федерального значения.
Верно. Торжественное открытие станции состоялось 19 декабря 1926 года. Станция признана объектом культурного наследия федерального значения.
Увы, неверно. Первой станцией, построенной по плану ГОЭЛРО, стала Волховская ГЭС. Её торжественно открыли 19 декабря 1926 года. Станция признана объектом культурного наследия федерального значения.
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ

ПРАВДА ИЛИ ЛОЖЬ


Владимир Ленин присутствовал на открытии Волховской ГЭС

Фото: ru.wikipedia.org
Увы! Сюжет картины Исаака Бродского «В. И. Ленин на фоне Волховстроя» — вымысел художника. Ленин не дожил до открытия электростанции — Волховская ГЭС была пущена в декабре 1926 года.
Верно! Сюжет картины Исаака Бродского «В. И. Ленин на фоне Волховстроя» — вымысел художника. Ленин не дожил до открытия электростанции — Волховская ГЭС была пущена в декабре 1926 года.
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
ТГК-1 поддерживает социальные и благотворительные проекты от обновления светильников в залах Государственного Эрмитажа до заливки катка в центре Петрозаводска. Одно из мероприятий запомнили многие петербуржцы. Это — Санкт-Петербургская Рождественская ярмарка на площади Островского.
Действительно, с 21 декабря 2011 года по 14 января 2012 года под девизом из пушкинских строк «Все флаги в гости будут к нам!» при поддержке ТГК-1 прошла рождественская ярмарка.
Вы зря сомневаетесь! С 21 декабря 2011 года по 14 января 2012 года под девизом из пушкинских строк «Все флаги в гости будут к нам!» при поддержке ТГК-1 прошла рождественская ярмарка.
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
В немецком в городе Калькар действует парк развлечений Wunderland Kalkar. Его главная фишка — это месторасположение. Парк находится на территории недостроенной атомной станции.
Именно так! Атомная станция была построена в 70-е годы прошлого века, однако в эксплуатацию её так и не ввели. Позднее на территории станции был создан парк развлечений, а внутри градирни были установлены качели.
Ошибаетесь! Атомная станция была построена в 70-е годы прошлого века, однако в эксплуатацию её так и не ввели. Позднее на территории станции был создан парк развлечений, а внутри градирни были установлены качели.
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Герои фильма «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова в одном из эпизодов варят сосиски, поставив кастрюлю прямо на трубу в котельном отделении. Можно ли на самом деле сварить сосиски или другую еду таким образом?

Фото: стоп-кадр из фильма «Ночной дозор» (2004), «Первый канал» / «Базелевс-продакшн»
Нет, нельзя. В действительности температура внутри трубы очень высокая — 280 °С, но снаружи из-за слоёв теплоизоляции они нагреваются всего до 40 °С: в таких условиях сардельки не получится даже подогреть.
Правильно! Температура внутри трубы очень высокая — 280 °С, но снаружи из-за слоёв теплоизоляции они нагреваются всего до 40 °С: в таких условиях сардельки не получится даже подогреть.
ДАЛЬШЕ
ПРОВЕРИТЬ
УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Надо бы подтянуть знания, обновить и школьную программу. Это можно сделать вместе с ребёнком.
ПРОЙТИ ЕЩЁ РАЗ
Некоторая база знаний у вас уже сформирована, но неплохо бы её расширить.
ПРОЙТИ ЕЩЁ РАЗ
Можем смело ставить вам твёрдую четвёрку!
ПРОЙТИ ЕЩЁ РАЗ
Отличный результат. Вы энергетик?
ПРОЙТИ ЕЩЁ РАЗ
Понравился материал?
Мы используем cookie, чтобы сайт работал корректно
ок
Выпуск № 64. Сентябрь 2025