ЭНЕРГИЯ
СЕВЕРО-ЗАПАДА
июнь 2024
В этом выпуске:
Главная тема
Как заинтересовать школьников энергетикой и сколько студентов прошли обучение по целевому направлению «ТГК-1»

Новости
Это база
Рассказываем, как основной вид топлива на ТЭЦ путешествует от месторождения до пункта назначения


Сделано для нас
Посетили завод «ЭЛСИБ», чтобы узнать, как сибиряки уже более 70 лет создают многотонные турбогенераторы и другое оборудование
ТГК-Лайф
Открываем новые возможности вместе с ГИД: презентуем единую платформу взаимодействия для сотрудников компании

История
Окунулись в историю улиц
Санкт-Петербурга, названных в честь великих энергетиков. Наглядно показываем, как изменился городской пейзаж
Юбилеи
Отмечаем 90-летие Нива ГЭС-2





Тест-драйв
На работу на электросамокате: узнали все преимущества и недостатки актуального электротранспорта



Выберите материал
или листайте вниз
СО
ШКОЛЬНОЙ
СКАМЬИ
#ГЛАВНАЯ_ТЕМА
Энергетики — люди с системным подходом и стратегическим мышлением. Доказательством этому служит и то, как они готовятся к отопительному сезону, и то, с какой точностью строят прогноз в период сезонного паводка. А забота о потенциальных кадрах — ещё один важный пункт из списка аргументов в пользу их дальновидности. О том, с помощью каких инструментов Учебный центр и сотрудники Блока по персоналу прививают интерес к профессии со школьной скамьи, рассказываем в материале.
Откуда взять интерес к энергетике?
Обычно ещё в школе у учеников старших классов появляется тяга к определённым дисциплинам. Сначала они выделяются среди одноклассников, затем выигрывают школьную олимпиаду, а на городском уровне за них уже высокая конкуренция среди производственных компаний. Поэтому в «ТГК-1» стараются раньше узнавать о таких учениках, для этого ведётся плотное сотрудничество со школами. Эксперты проводят для учеников тематические уроки, где рассказывают ребятам о роли гидроэлектростанций и теплоэлектроцентралей, о том, как электричество появляется в розетке, и в целом об устройстве энергосистемы нашей страны.
«Газпром-класс»
В 2018 году при поддержке компании в г. Ломоносове Петродворцового района Санкт-Петербурга открыли «Газпром-класс», где особое внимание уделяют физике и математике, необходимым для поступления на обучение техническим специальностям в вузах.
Основные задачи «Газпром-класса»
формирование представлений о ценности инженерного труда
ранняя профессиональная ориентация на инженерные профессии
ознакомление с историей энергетики, корпоративной культурой и перспективами развития компании
повышение качества подготовки учащихся, обеспечивающей их конкурентоспособность при поступлении в вузы-партнёры
Учащиеся «Газпром-класса» в перспективе становятся целевыми студентами «ТГК-1».
Профориентационные мероприятия «ТГК-1» для учащихся «Газпром-класса», проведённые в 2023 учебном году
1
День знаний и встреча представителей «ТГК-1» с учащимися
2
Выступление молодых специалистов с лекцией о профессии и карьерном росте в «ТГК-1»
3
Проведение экскурсий на Центральную ТЭЦ и Волховскую ГЭС
4
Помощь школьникам в подготовке к участию в конкурсе научно-исследовательских проектов «Ступени»
5
Проведение экоурока и ознакомление учеников с основными принципами разумного потребления
6
Участие в VI ежегодном Слёте учащихся «Газпром-классов»
7
Разработка кейса «Внедрение цифровой системы на базе искусственного интеллекта для поиска дефектов»
8
Проведение цикла лекций на разные темы. Например, о принципах работы гидроэлектростанций и внедрении искусственного интеллекта
Хороший специалист — это не только сотрудник с блестящим знанием отрасли, в которой он работает. Для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице нужно уделять внимание и другим, не менее важным навыкам — soft skills (англ. гибкие навыки). Поэтому, например, для учеников «Газпром-класса» проводят уроки ещё и по развитию лидерских компетенций и навыков ораторского искусства.
В филиалах «ТГК-1» также большое внимание уделяется теоретеческим знаниям в области тепло- и гидроэнергетики. На одной из таких лекций ведущий инженер филиала «Кольский» ПАО «ТГК-1» Данил Веремчук погрузил учеников мурмашинской школы № 1 в мир энергетики, применив творческий подход. Сложные производственные процессы он объяснял на примере знакомых школьникам вещей и явлений.
Что общего между мукомольной мельницей и гидроэлектростанцией? Сколько чайников может вскипятить Нижне-Туломская ГЭС? Как безопасно обуздать силу, которую несёт вода? Вот несколько вопросов, ответы на которые ученики точно запомнили благодаря простому и наглядному объяснению сложных понятий.
Энергетика неразрывно связана с понятием производственной безопасности, поэтому в рамках открытого урока на тему «Знакомство с энергетикой» для учеников школы № 3 г. Кеми на площадке образовательного центра «Точка роста» сотрудники филиала «Карельский»
ПАО «ТГК-1» провели практическое занятие по оказанию первой помощи пострадавшему, в ходе которого ребята самостоятельно смогли отработать навыки оказания первой помощи на роботе-тренажёре «Гоша».
Лучше один раз увидеть
Лекции — это, конечно, любопытно, но гораздо интереснее увидеть всё то, о чём рассказывают специалисты, на примере реального производства. Именно поэтому для учащихся во всех филиалах присутствия «ТГК-1» организуют экскурсионные программы. На территории Ленинградской области расположена Волховская ГЭС, которая встречает группу учащихся богатой, почти вековой историей: в 2026 году ей исполнится 100 лет.
Карельские ученики и студенты посещают Петрозаводскую ТЭЦ — ответственную за генерацию тепла для столицы республики, и одну из старейших ГЭС в стране — Кондопожскую. В Кольском филиале чаще всего для погружения в мир гидроэнергетики выбирают Нижне-Туломскую ГЭС, которая впечатляет участников тура своим масштабным водосбросом.
От теории к практике
Следующий пункт в рамках профориентационной работы — партнёрство с вузами и учебными заведениями среднего специального образования. Студенты — наши потенциальные кадры, а главное, они сами уже определились со своим будущим и знают, в какой отрасли хотят добиться результатов. В компании на этот случай есть удобная опция — возможность пройти летнюю практику, посмотреть, как выглядит рабочий процесс изнутри.
Учебная практика в «ТГК-1»
в 2023 году
  • 281
    общее количество студентов, прошедших учебную практику
  • 105
    студентов
    пришли из средних профессиональных учебных заведений
  • 176
    студентов
    пришли из высших учебных заведений
  • 35%
    студентов
    трудоустроились в компанию
А для выпускников существует возможность разработать дипломный проект на актуальную тему под руководством опытных энергетиков. В 2023 году на XVIII Конкурс ПАО «ТГК-1» на лучший дипломный проект среди студентов высших учебных заведений Северо-Западного федерального округа Санкт-Петербурга подано 34 проекта по различным номинациям.
Знаковым событием с точки зрения подготовки будущих кадров стало открытие в конце прошлого года лаборатории «Электроснабжение», созданной ПАО «ТГК-1» совместно с Петрозаводским государственным университетом (ПетрГУ). Лаборатория оборудована пятью учебными стендами для изучения аварийных режимов в распределительных электрических сетях. Они позволяют моделировать обрывы проводов и короткие замыкания на линиях 110, 10 и 0,4 кВ. Таким образом, в рамках изучения дисциплин «Электроснабжение» и «Электрические системы и сети» студенты ПетрГУ получили возможность закрепить теоретические знания, полученные на лекциях, и приобрести практические навыки устранения обрывов и замыканий.
В Кольском филиале на базе опорного вуза области — Мурманского арктического университета (МАУ) открылся новый учебный Центр технических компетенций ПАО «ТГК-1» для студентов, обучающихся по направлениям тепло- и электроэнергетики. Центр оснащён современным компьютерным и проекционным оборудованием, а также методическими материалами.
Компания знакомит школьников и студентов со станциями «ТГК-1», используя 3D-модели и тренажёрные комплексы. Такие наглядные инструменты позволят учащимся понять технологии в энергетике и сделать учебный процесс ближе к практике. Сотрудники компании преподают профильные дисциплины в СПбГПУ, ПетрГУ и МАУ, что позволяет студентам узнать о реальном опыте из первых уст.
Обучение или игра?
Ярмарки вакансий, тематические лекции, экскурсии на производство, создание специальных профильных классов, лабораторий, центров на базе школ и вузов — далеко не весь список инструментов, используемых для привлечения кадров и популяризации энергетики. Специалисты, занимающиеся профориентационной работой, всегда в поиске новых методов и мероприятий.

Интегрировать игровой подход в процесс обучения — решение, с помощью которого можно заинтересовать любого ученика. К таким методикам можно отнести организацию тематических квизов, викторин, подготовку лекций и ситуационных кейсов на базе детского технопарка «Кванториум». В прошлом году участники продемонстрировали свои знания и творческий подход к задаче от специалистов «ТГК-1» — разработке киберпомощника машиниста-обходчика на ТЭЦ на заключительном этапе Всероссийской олимпиады по технопредпринимательству. Участие в данном проекте позволяет обеспечить системное выявление и дальнейшее сопровождение одарённых в инженерных науках детей.
  • Виктория Плотникова
    начальник Учебного центра ПАО «ТГК-1»
    Наша задача — непрерывно работать над развитием знаний и компетенций всех заинтересованных групп, от школьников и студентов до уже трудоустроенных сотрудников. Ведь важно не только заинтересовать кандидата красивым буклетом о компании на ярмарке вакансий, но и поддерживать этот имидж на протяжении его рабочего пути. Учебный центр регулярно проводит лекции, тренинги, викторины на различные темы для школьников, учеников «Газпром-класса», целевых студентов. Всё это помогает в профессиональной ориентации школьников, привлечении в компанию студентов ссузов и вузов и позволяет держать высокий уровень привлекательности ПАО «ТГК-1» как работодателя.
Студенты, обучающиеся
по целевому направлению «ТГК-1»
37 студентов
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
9 студентов
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
1 студент
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
7 студентов
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова
15 студентов
Санкт-Петербургский горный университет
В «ТГК-1»
В РОССИИ
В МИРЕ
#НОВОСТИ
В «ТГК-1»
«ТГК-1» присоединилась к Национальной системе сертификации низкоуглеродной электроэнергии
ПАО «ТГК-1» присоединилось к Национальной системе сертификации низкоуглеродной электроэнергии и прошло процедуру квалификации пяти гидроэлектростанций, расположенных в Мурманской области и Республике Карелия.

Таким образом, у клиентов «ТГК-1» появилась дополнительная возможность приобретать безуглеродную электроэнергию, выработанную на ГЭС, как с использованием сертификатов происхождения электрической энергии, так и заключая «зелёные» свободные двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии (зСДД), предусматривающие передачу атрибутов генерации ВИЭ-ГЭС, квалифицированными генерирующими объектами. Все операции будут фиксироваться в едином реестре, оператором которого является дочерняя структура Ассоциации «НП Совет рынка» ООО «Центр энергосертификации». Это гарантирует прозрачность сделки.

«Мы стремимся предоставить нашим партнёрам весь спектр возможностей для приобретения “зелёной” электроэнергии. Теперь, благодаря национальной системе, таких возможностей становится больше, а их использование — удобнее для всех участников рынка, в том числе для клиентов «ТГК-1» с небольшими объёмами потребления. Это позволяет предприятиям снижать углеродный след производимой продукции, а также демонстрировать экологически ответственный подход к ведению бизнеса, достигать целей устойчивого развития и повышать ESG-рейтинг», — отметил заместитель управляющего директора по сбыту электроэнергии и мощности ПАО «ТГК-1» Альфред Ягафаров.
«ТГК-1» заняла II место в рейтинге генерирующих компаний на ОРЭМ
ПАО «ТГК-1» заняло вторую строчку рейтинга генерирующих компаний, составленного ассоциацией «НП Совет рынка» по результатам функционирования генерирующего оборудования на оптовом рынке электроэнергии и мощности на основе данных за 2023 год.
Рейтинг составляется ежегодно и призван оценить степень участия генерирующего оборудования поставщиков оптового рынка в производстве электрической энергии и мощности. Согласно методике расчёта, высокие результаты получают генерирующие компании, которые добросовестно исполняют обязательства по поставке мощности, а также имеют наивысшие коэффициенты использования установленной мощности оборудования. Таким образом, на лидерских позициях оказываются надёжные и эффективные поставщики электроэнергии.
«ТГК-1» повысила надёжность работы
Нижне-Туломской ГЭС в Мурманской области
Энергетики ПАО «ТГК-1» завершили капитальный ремонт гидроагрегата
№ 1 Нижне-Туломской ГЭС. Работы проводились в течение шести месяцев.
Специалисты провели полную разборку гидроагрегата, устранили кавитационные повреждения лопастей рабочего колеса, возникшие вследствие естественного износа в процессе работы. В целях повышения надёжности энергетики выполнили ремонт статора и полюсов ротора с заменой корпусной изоляции, заменили покрытие на всех сегментах подпятника генератора, провели ремонт направляющих подшипников, восстановление узлов и деталей направляющего аппарата.

«Отремонтированное оборудование успешно прошло все необходимые испытания. Это обеспечит надёжную работу гидроагрегата, что особенно важно в преддверии паводкового сезона», — отметил главный инженер Каскада Туломских и Серебрянских ГЭС ПАО «ТГК-1» Максим Носач.
Кроме работ на основном оборудовании, энергетики провели ремонт и антикоррозионную защиту сороудерживающих решёток, предназначенных для защиты водоприёмников от посторонних предметов, и быстропадающих щитов, предназначенных перекрывать подачу воды на турбину в случае нештатной ситуации.
В «Газпром энергохолдинге»
«МОЭК» приступило к проведению ежегодных профилактических работ на тепловых сетях
ПАО «МОЭК» 20 мая 2024 года приступило к проведению профилактических работ на сетях теплоснабжения. Они выполняются для подготовки к отопительному сезону 2024/2025 годов, их главным элементом являются гидравлические испытания трубопроводов и связанные с этим отключения горячей воды.

Во время летней ремонтной кампании «МОЭК» готовит коммуникации к отопительному сезону. Для проведения гидравлических испытаний и необходимой профилактики из эксплуатации поочерёдно выводятся участки теплосетей, из-за чего на тепловые пункты временно прекращается подача теплоносителя, который и обеспечивает нагрев горячей воды.

Летняя профилактика — основное условие, обеспечивающее бесперебойную работу всех элементов столичной системы централизованного теплоснабжения: тепловых станций, магистральных и разводящих теплосетей, центральных и индивидуальных тепловых пунктов. Благодаря этому созданы условия для надёжного теплоснабжения потребителей, особенно при понижении температуры наружного воздуха в зимний период.

ПАО «МОЭК» в своей работе активно применяет все современные технологии для развития системы теплоснабжения — проведение внутритрубной диагностики, тепловизионные обследования, а также использует современные материалы при прокладке тепловых сетей. Благодаря этому продолжительность летних профилактических работ сегодня в Москве не превышает 10 дней (по нормативам — не более 14 дней). При этом до 2011 года данный показатель составлял 14 дней, а до 2003 года — 21 день.
Новый турбогенератор Киришской ГРЭС ПАО «ОГК-2» поставлен на валоповорот
На Киришской ГРЭС ПАО «ОГК-2» успешно проведён один из важнейших этапов предпусковых работ — постановка нового турбогенератора ТГ-1Т ТЭЦ-части на валоповорот. Цель — проверить правильность сборки турбины, оценить центровку всех элементов и готовность различных систем к пуску.

«Выполнение данного этапа — ещё один шаг для своевременного ввода в эксплуатацию турбины. Успех операции — заслуга высококвалифицированного персонала подрядных организаций и электростанции. Следующий ключевой этап — пробный набор вакуума — запланирован в начале мая», — рассказал директор Киришской ГРЭС Евгений Антоненко.

Замена и реконструкция основного оборудования ТЭЦ-части Киришской ГРЭС производятся в рамках государственной программы конкурентного отбора модернизируемых мощностей (КОММод).
В России
В регионах появятся единые центры ответственности за надёжное энергоснабжение
Государственная Дума приняла в первом чтении изменения в федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты РФ.
Заместитель министра энергетики Анастасия Бондаренко отметила, что законопроект направлен на повышение надёжности и качества электроснабжения потребителей.

«Законопроект предусматривает создание в каждом субъекте Российской Федерации единого центра ответственности за надёжное энергоснабжение, которым будет являться системообразующая территориальная сетевая организация (СТСО)», — уточнила она.

За СТСО планируется закрепить функции по эксплуатации бесхозяйных сетей, ликвидации в соответствии с решением региональных штабов последствий аварий, а также эксплуатации на основании договора сетей тех собственников, которым не установят тариф.

Кроме того, предусмотрено внедрение высокоэффективных технологий и интеллектуальных систем управления режимами работы объектов электрической сети и объектов генерации в целях повышения надёжности и стабильности функционирования ЕЭС России.

Источник информации и фото: пресс-служба Министерства энергетики РФ
Сервис на основе ИИ для поиска опасных деревьев возле ЛЭП создали в Казани
Сотрудники Центра энергетики и Исследовательского центра в сфере ИИ Университета Иннополис разработали Цифровую платформу для автоматического анализа данных, полученных с беспилотников. С помощью компьютерного зрения система распознаёт опоры линий электропередачи, определяет высоту и площадь деревьев и кустарников, растущих в охранной зоне.

Разработчики предложили автоматизированное решение для диагностики воздушных линий электропередачи, которое основано на использовании беспилотников для мониторинга участков охранной зоны. Оператор запускает дрон с радаром и видеокамерой для осмотра трассы и сбора информации. Система автоматически обрабатывает данные и выявляет критические ситуации, когда деревья и кустарники растут слишком близко к проводам.

По мнению сотрудников Иннополиса, внедрение сервиса поможет компаниям уменьшить технические и коммерческие потери за счёт контроля состояния воздушных линий и ранней диагностики.

На следующем этапе развития проекта в сервис планируют добавить функции обнаружения отсутствия тарелки в гирляндах изоляторов ЛЭП. К ноябрю 2024 года система сможет автоматически находить этот дефект на опорах сетей напряжением 35 кВ и выше.

Источник информации и фото: пресс-служба Университета Иннополис
Минэнерго рассматривает покрытие прогнозируемого энергодефицита к 2029 году за счёт строительства ВИЭ-генерации
«При планировании развития электроэнергетики необходимо формировать технические, рыночные и экономические требования к каждому виду технологий. В рамках планирования энергосистемы к 2029 году мы видим, что уже в краткосрочной перспективе необходимо строительство солнечных и ветровых электростанций», — рассказал заместитель министра энергетики РФ Павел Сниккарс.

Он пояснил, что строительство возобновляемых источников энергии по срокам опережает традиционные. Именно это в рамках краткосрочного планирования будет способствовать покрытию дефицита электроэнергии.

На международном уровне большое внимание уделяется не только техническому обеспечению и планированию развития энергосистем на низкоуглеродных и безуглеродных источниках, но также и экспортному продвижению типовых ВИЭ-проектов на энергорынки других стран. Подобный подход, по словам замминистра, заслуживает внимания со стороны участников отечественного рынка «зелёной» энергетики.

«Хотелось бы видеть наши компании на международных площадках в диалоге с заинтересованными партнёрами», – заключил Павел Сниккарс.

Источник информации и фото: пресс-служба Министерства энергетики РФ
Петербургские учёные разработали метод, увеличивающий эффективность добычи углеводородов
В рамках международного проекта, выполненного коллективом Передовой инженерной школы Санкт‑Петербургского государственного университета совместно с Пекинским институтом нефти (Китай), был разработан метод анализа геофизических данных, который позволяет определять направление микротрещин в горных породах глубоко под поверхностью земли. Таким образом, можно проводить бурение скважин для добычи углеводородов вдоль этих трещин, что существенно повышает эффективность добычи.

Большая часть крупных газовых месторождений в России уже открыта и изучена. Поэтому компании вынуждены осваивать более мелкие и трудноизвлекаемые газовые месторождения. В таких случаях, а также когда месторождение уже истощается, применяется гидроразрыв пласта (ГРП), чтобы увеличить газоотдачу. Гидроразрыв предполагает, что в породу через микротрещины под высоким давлением нагнетается вода, смешанная с различными химическими веществами. Эта смесь выдавливает искомые ресурсы наружу. Важно знать направление этих трещин, так как выкачивать углеводороды вдоль трещин гораздо эффективнее, чем поперёк.

Учёные из Петербурга предложили и обосновали специальный метод анализа данных сейсморазведки для определения азимута естественных трещин.

«Если всё сильно упростить, то это работает так: направленное образование трещин в горных породах вызывает так называемую азимутальную анизотропию — сейсмическая волна распространяется вдоль трещин быстрее, чем в поперечном направлении. Анализируя специальным образом скорости прихода сейсмических волн под разными направлениями, мы можем определить ориентацию трещин», — рассказал руководитель проекта, директор Передовой инженерной школы СПбГУ Вячеслав Половков.

Учёные привели математическое обоснование предлагаемого подхода и проверили его с помощью серии экспериментов на уникальном оборудовании, разработанном на кафедре геофизики. Для проверки предложенной технологии были созданы физические модели, имитирующие геологические слои с упорядоченным образованием трещин. Кроме этого, были использованы данные, полученные специалистами Пекинского института нефти на моделях с заранее известной ориентацией трещин.

Источник информации и фото: пресс-служба СПБГУ
В мире
В Китае открыли энергетическую станцию, работающую на натрий-ионных батареях
Проект запущен компанией China Southern Power Grid Energy Storage в Наньнине. Начальная мощность станции составила 10 МВт⋅ч с перспективой увеличения до 100 МВт⋅ч по завершении всех этапов расширения.

Станция оснащена 22 тысячами натрий-ионных элементов, каждый из которых имеет ёмкость 210 А⋅ч и способен заряжаться до 90 % всего за 12 минут. При полной мощности она сможет генерировать 73 тысячи МВт⋅ч в год, обеспечивая энергией около 35 тысяч домохозяйств и сокращая выбросы углекислого газа на 50 тысяч тонн.

Эффективность преобразования энергии станции превышает 92 %, что сравнимо с литий-ионными аналогами. По мнению специалистов, массовое производство и оптимизация производственных процессов позволят снизить стоимость натрий-ионных аккумуляторов на 20–30 %, делая их более доступными для потребителей.

Источник фото: China Southern Power Grid Energy Storage
Крупнейший в мире завод по улавливанию углекислого газа запустили в Исландии
Швейцарская компания Climeworks запустила завод в Исландии, который должен значительно увеличить масштабы прямого извлечения углекислого газа из атмосферы. Технология компании позволяет извлекать CO2 из атмосферного воздуха и затем либо перерабатывать его для использования в промышленных целях, либо хранить под землёй.

Планируется, что при полной мощности завод Mammoth будет извлекать 36 тысяч тонн углекислого газа ежегодно. Это эквивалентно выбросам около 8 тысяч автомобилей, работающих на газе, за год.

Источник фото: сайт компании Climeworks
ПУТЬ ГАЗА
КАКОЙ МАРШРУТ ПРОХОДИТ ГОЛУБОЕ ТОПЛИВО ОТ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ДО ТЭЦ
#ЭТО_БАЗА
Мы привыкли к тому, что ТЭЦ генерируют электроэнергию и тепло, и не всегда задумываемся: а чем же «питаются» они сами? Основной вид топлива на электростанциях «ТГК-1» — газ. Прежде чем попасть в котлы и энергоблоки, он проделывает длинный и сложный путь.
Путь газа к нашим электростанциям начинается более чем за три тысячи километров от Санкт-Петербурга, в Ямало-Ненецком автономном округе. Именно там, на Ямбургском и Уренгойском месторождениях, добывается газ, который потом отправляют в северо-западную часть страны.
Первая остановка — это газоперерабатывающий завод недалеко от месторождения. Там происходит подготовка — очищение и осушение газа. Затем — компрессорная станция, где ему задают нужные параметры по давлению, а потом — долгий путь по магистральному газопроводу с Заполярья в европейскую часть России.

Из Заполярья с бешеной скоростью
Это огромная многониточная сеть газопроводов протяжённостью более трёх с половиной тысяч километров. На пути газ проходит через несколько газоперекачивающих компрессорных станций, которые поддерживают давление в трубах. География такая: из Ямало-Ненецкого автономного округа голубое топливо идёт через Надым (Ханты-Мансийский автономный округ) в Ухту (Республика Коми). Оттуда сеть газопроводов ведёт через Сыктывкар в Грязовец (Вологодская область), где раздваивается: одна часть идёт через Вологду и Волхов в Петербург напрямую, а вторая — туда же через Торжок (одна из узловых точек Единой системы газоснабжения России) в Тверской области, Валдай и Великий Новгород. В Волхове происходит развилка: часть газа продолжает путь к Петербургу, а другая поворачивает на север, в сторону Петрозаводска в Карелии.
Гульнара Салихова, руководитель группы топливообеспечения ПАО «ТГК-1»
Путь газа до объектов «ТГК-1»
  • > 3500 км
    расстояние от месторождения до ТЭЦ
  • 8
    субъектов Федерации необходимо преодолеть
  • 1,4 м
    диаметр магистральных газопроводов
  • 25 м/с
     скорость движения газа в магистральных газопроводах
После магистрального газопровода газ попадает на газораспределительные станции (ГРС), где регулируется давление, производится очистка и одоризация газа. А оттуда уже в газораспределительные сети. Здесь его скорость замедляется примерно до 15 м/с, да и сами газопроводы более узкие — около 70 см в диаметре. Эти наземные и надземные трубы стали привычной частью пейзажа для большинства горожан. По распределительным сетям газ приходит прямиком на ТЭЦ.
Одоризация — придание природному газу специфического запаха с помощью специальных компонентов для своевременного обнаружения возможных утечек
Стоит упомянуть, что не всегда газ к нам приходит напрямую с месторождения.

Как правило, в летний период газом заполняются ПХГ (пункты хранения газа), и уже оттуда его могут направлять на наши объекты.
Гульнара Салихова, руководитель группы топливообеспечения ПАО «ТГК-1»
Сначала газ попадает в ГРП — газораспределительный пункт. Его пропускают через фильтры, где он проходит дополнительную очистку. На пункте газ распределяется по внутренним станционным газопроводам, ведущим к конкретному оборудованию: к энергоблоку или водогрейному котлу. На тех станциях, где работают парогазовые установки (Центральная ТЭЦ, Правобережная ТЭЦ и другие), есть ещё и пункт подготовки газа (ППГ). Если на газораспределительном пункте давление голубого топлива понижается до необходимых для станции значений, то на ППГ оно, наоборот, повышается, так как для работы ПГУ необходим газ под высоким давлением.

Что происходит с газом на ТЭЦ?

Ежемесячно поставщик предоставляет паспорт качества газа горючего природного, в котором указывается его состав газа и физико-химические показатели. Природный газ на 90 % состоит из метана. Один из важных параметров газа — давление. Оно должно попадать в допустимый диапазон значений, например, для газопровода высокого давления от 6 до 12 кгс/см2. Если давление будет ниже нормы, это может привести к аварийной ситуации и остановке станционного оборудования. Другой существенный показатель — это отсутствие механических примесей. Ведь даже незначительное присутствие продуктов внешней среды (например, песка) может испортить оборудование на ТЭЦ. Третий показатель — это теплота сгорания газа. Чем выше этот показатель, тем меньше расход газа, но выше его цена. Ещё один показатель газа — интенсивность запаха. Газ не имеет запаха и цвета, поэтому в него добавляют одорант — вещество, имеющее резкий и неприятный запах.
Что происходит с газом на ТЭЦ?
Каким должен быть газ?
Внутри каждой ТЭЦ путь газа должен тщательно контролироваться. На узлах учёта фиксируется количество газа, которое поступает от ГРС на станцию. Негерметичность трубопровода опасна и чревата экономическими потерями, поэтому все газопроводы внутри станции находятся над землёй, в зоне доступа и постоянного контроля персонала. В помещениях рядом с газопроводами или оборудованием стоят газоанализаторы или датчики загазованности.
Узлы учёта и датчики загазованности

Переходим на газ!
Газ, как топливо для ТЭЦ, появился не так давно. Например, в Санкт-Петербурге в 70–80-е годы электростанции города работали на угле (Центральная ТЭЦ, Первомайская ТЭЦ, Выборгская ТЭЦ), на мазуте (Северная ТЭЦ) или вообще на торфе (Автовская ТЭЦ). Но в 90-е годы все станции массово перевели на газ. На Первомайской ТЭЦ имелся большой угольный склад на 300 тысяч тонн, где хранились серьёзные запасы. Станция окончательно рассталась с углём только в 2005 году.
Почему большинство ТЭЦ в «ТГК-1» выбрали газ основным топливом? Здесь стоит разобраться, какие есть варианты и в чём их преимущества. В энергетике активно используются четыре вида топлива: газ, мазут, уголь и дизельное топливо.

Дизельное топливо сразу не выдерживает конкуренции из-за своей цены: слишком дорогое, его используют только в качестве аварийного топлива для ПГУ, когда поставки основного топлива (газа) останавливаются.
Калорийность, цена, экологичность
При оценке остальных видов топлива учитывают три показателя: энергоёмкость или калорийность (теплота сгорания), цена и экологичность. По калорийности выигрывает мазут, теплота его сгорания выше, чем у газа и угля. На втором месте газ, на третьем — уголь. При этом мазут сильно проигрывает газу по цене. На данный момент его рыночная стоимость на бирже — около 35 тысяч рублей за тонну. Для сравнения: цена газа — 7800 рублей за 1000 кубических метров. Самый важный параметр, по которому газ сильно обгоняет другие виды топлива, — это экологичность. Выбросы СО2 у мазута и угля гораздо выше, чем у газа. Этим обусловлена массовая газификация и переход на газ большинства энергообъектов.
Угольные электростанции остались там, куда газификация ещё не дошла или где это экономически целесообразно. Как правило, рядом с крупными угольными месторождениями. У ПАО «ТГК-1» есть ТЭЦ на Кольском полуострове — Апатитская и Мурманская, работающие на угле и мазуте соответственно, но в перспективе планируется их модернизация и перевод на газ.
Гульнара Салихова, руководитель группы топливообеспечения ПАО «ТГК-1»
Чтобы определить, сколько топлива энергетикам необходимо для выработки нужного количества электроэнергии и тепла, формируется производственная программа для каждой электростанции. Есть специальная формула, по которой специалисты компании рассчитывают удельные расходы условного топлива. Условное топливо — это обобщённый параметр с установленной теплотой сгорания для сравнения разных видов топлива. На основании данных по выработке электроэнергии и тепла, а также удельных расходов условного топлива рассчитывается необходимое количество ТУТ (тонны условного топлива). Потом условное топливо с учётом коэффициентов для каждого из его видов (мазут, уголь, газ) переводится в натуральное, и уже получается тот объём, который необходимо закупить у поставщиков. По каждому из видов топлива заключается свой договор. Газ покупается у единственного источника — ООО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург». По мазуту, углю и дизельному топливу проводятся конкурентные закупки.
Спланировать, рассчитать, купить

Цену на газ устанавливает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Сумма формируется в том числе из оптовой цены на газ, платы за снабженческо-сбытовые услуги, тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям. Играет роль и калорийность (теплота сгорания) поставляемого газа. Оптовая цена на газ пересчитывается на фактическую теплоту сгорания, поэтому чем газ калорийнее, тем он дороже.

С поставщиком газа энергетики в ПАО «ТГК-1» заключают два вида договоров. Один — долгосрочный договор на поставку лимитного объёма газа, где количество газа зафиксировано с 2007 года.
В действующем «лимитном» договоре указано, какой объём газа мы должны «выбирать» ежегодно в течение 10 лет, но этот объём ниже наших потребностей, поэтому заключается ещё и второй договор, краткосрочный, на год. Там указан дополнительный объём газовых поставок, которых теплоэлектростанциям «ТГК-1» не хватает по долгосрочному договору. Ежемесячно энергетики и газовики по своим приборам учёта сверяют данные расхода топлива. Оплата газа происходит так: 85 % от планового объёма энергетики платят авансом, а окончательный расчёт производят уже после закрытия баланса потребления газа.
В расчётах по расходу топлива много нюансов, которые энергетики учитывают. Так, в договоре с газовиками указывается среднесуточная норма потребления газа. И если происходит перерасход на десять и более процентов, то поставщик выставляет повышающий коэффициент на цену. В зимнее время он равен 1,5, а в летнее — 1,1. Поэтому энергетики должны тщательно следить за дисциплиной газопотребления и правильно планировать расходы газа на текущий месяц.
Гульнара Салихова, руководитель группы топливообеспечения ПАО «ТГК-1»
Газ на бирже
«ТГК-1» – единственная из компаний группы «Газпром», которая с 2016 года самостоятельно участвует в биржевых торгах газом на СПбМТСБ. Как только цена газа на бирже становится выгоднее, чем по контракту, энергетики покупают газ там, получая экономическую выгоду. Удачными годами стали 2020 и 2022, когда «ТГК-1» удалось приобрести 492 и 618 миллионов кубометров газа соответственно. Экономический эффект тогда составил десятки миллионов рублей. Но сейчас (с декабря 2023 года) цены на газ на бирже значительно превышают договорные, газ там не закупается.
Помимо основного вида — газа, всегда существует резервное топливо. Оно необходимо для тех случаев, когда происходит ограничение в подаче основного топлива. Например, поломка, аварийная ситуация на газопроводе. В «ТГК-1» резервное топливо — мазут.
Мазут для резерва
Необходимые объёмы запаса резервного топлива нормируются приказами Минэнерго для каждой электростанции отдельно, в зависимости от производства электрической и тепловой энергии. На территории станций запасы мазута хранятся в баках объёмом 5, 10 или 20 тысяч кубических метров.
Мазут — дорогое топливо, поэтому нами осуществляется контроль его запасов для поддержания на уровне нормативов Минэнерго. Мы активно использовали мазут в холодные зимы 2010–2012 годов, так как количества подаваемого газа не хватало для выработки необходимого тепла и электроэнергии. В те зимы мы за первый квартал сжигали до 50 тысяч тонн мазута. Но за последнее десятилетие система газоснабжения стала более надёжной, да и зимы мягче, поэтому у нас уходит не более одной тысячи тонн мазута в год — это необходимый минимум для опробования оборудования на ТЭЦ.
Гульнара Салихова, руководитель группы топливообеспечения ПАО «ТГК-1»
ПО-СИБИРСКИ
МОЩНО
#СДЕЛАНО_ДЛЯ_НАС
Продолжаем изучать процесс производства оборудования, благодаря которому в домах жителей нашей страны есть тепло и электроэнергия. На этот раз редакция отправилась на машиностроительный завод ЭЛСИБ. Рассказываем в статье, как сибиряки уже более 70 лет создают многотонные турбогенераторы и другое оборудование.
ПО ФАКТАМ
В 2023 году научно-производственное объединение «ЭЛСИБ» ПАО отметило свой 70-й день рождения. За это время предприятие достигло весьма впечатляющих показателей: произведено почти 1 000 турбогенераторов, более 250 гидрогенераторов и свыше 65 000 высоковольтных электродвигателей. Территория поставок с завода не ограничивается Россией: ЭЛСИБ обеспечивает оборудованием промышленность, нефтегазовый комплекс, атомную энергетику, тепло- и гидроэнергетику стран СНГ, Монголии, Китая, Индии, Турции и других.
Завод ЭЛСИБ — это одно из крупнейших электромашиностроительных предприятий за Уралом, где на территории 37,5 га трудятся более 1 700 человек. Мы решили, что увидеть производство продукции, которая обеспечивает выработку трети электрической энергии России, нужно собственными глазами, и приехали на завод, находящийся в третьем по численности населения городе в стране.

Именно здесь, в Новосибирске, был создан турбогенератор ТФ-130-2УЗ с воздушным охлаждением, установленный на Автовской ТЭЦ и обеспечивающий теплом и электроэнергией всю юго-западную часть Санкт-Петербурга. Какие этапы он проходил, сколько метров медного профиля затратили на стержни статора и зачем ему система охлаждения, разбираемся вместе.
ГЛАВНЫЙ КОРПУС

Турбогенератор (ТГ) этой модели впервые успешно прошёл комплексные испытания в декабре 2020 года, которые подтвердили полное соответствие параметров ТГ техническому заданию, нормативным и регламентирующим документам. Автовская ТЭЦ — первая станция, которая выступила заказчиком конкурентоспособного продукта для рынка паровых турбин, после чего модель уже приобрела статус серийной и теперь производится для других ТЭС страны.
Производство турбогенератора занимает порядка 9 месяцев. Первой локацией ТГ, да и любого другого оборудования на заводе всегда становится главный корпус. Здесь проходят все подготовительные работы: резка металла, его первичная вальцовка и формовка. Сюда же продукция возвращается на своей завершающей стадии — окраски и упаковки готовых изделий.

Начинается производство со станка газопламенной резки, где луч с температурой около 3 500 градусов вырезает детали из стали, которые впоследствии станут основой для узлов генератора. Из одного стального листа можно получить до нескольких десятков различных частей. Вырезанные элементы отсюда расходятся по трём основным участкам: сварка, расточной или карусельный станок.
Следующий участок — вальцовочный: деталям придают дугообразную, овальную или цилиндрическую форму. В основном это касается заготовок будущего статора.
Передвигаемся на участок штамповки. На этом этапе при помощи пресса получают сегменты статора, которые напоминают кому гребенки, кому вееры. Далее их покрывают специальным составом в лак-машине. Лаковый состав по своей сути является диэлектриком, обеспечивающим тончайшую изоляцию сегментов сердечника будущей электрической машины. Сам процесс очень сильно напоминает пищевое производство, где по сетчатой платформе перемещаются конфеты, залитые шоколадом. Продукт под воздействием температуры «запекается», а весь излишек лакового состава стекает вниз сквозь сетку.

Самый зрелищный этап — сварка. Элементы из металла собирают в единую деталь с помощью этой искромётной операции. Отсюда детали перемещаются на участок механической обработки, находящийся также в главном корпусе.
На карусельном станке обрабатывают различные узлы турбогенераторов. В зависимости от диаметра детали выбирают соответствующее оборудование. Обработка деталей проходит и на расточных станках: либо сразу после карусельного, либо после заготовительных операций. С помощью этих станков с числовым программным управлением в нужных местах деталей появляются отверстия, пазы и другие конструктивные элементы.
Теперь, когда все детали готовы, происходит ключевой этап в производстве турбогенератора — сборка статора. Статор — неподвижная часть турбогенератора с обмоткой внутри, именно в ней за счёт вращения вала ротора возникает ЭДС — электродвижущая сила, рождающая электрический ток.
Здесь происходит сварка торцевой стенки статора из листов стали. В собранном виде он достигает в высоту нескольких метров, что по размерам сравнимо с трёхэтажным домом (высота зависит от мощности турбогенератора) .
Обмотка статора происходит в экспериментальном корпусе, где специальный станок режет и мотает тонкий медный проводник в толстые пучки — стержни статора. На один стержень затрачивается примерно 120–150 метров проволоки.
Формирование, гибка, изолировка, запечка, испытания и контроль будущих стержней турбогенератора происходит в экспериментальном корпусе. Здесь установлены специальные станки, которые режут, придают нужную форму.
На один стержень затрачивается более 100 метров проволоки.
Далее сформированные стержни поступают на участок обмотки, где сотрудницы завода частично вручную, частично на станках с программным управлением, обматывают их специальной плотной изолирующей лентой. Они бывают различного типа: отличаются составом и применяются в зависимости от технологических требований к конструкции изоляции.
А это работает робот-обмотчик.
Он автоматически выполняет аналогичную функцию.
Стержням придают их особенную форму, близкую к эвольвенте. А чтобы её зафиксировать, стержни отправляют в специальную печь, где при температуре 160 градусов под вакуумом закачивается специальная смола — компаунд. Осколок застывшей смолы визуально напоминает драгоценный камень янтарь, что, впрочем, неудивительно, ведь он тоже является окаменевшей смолой и диэлектриком, только ископаемой и древесной. Кстати, для проверки качества изоляции готовые стержни перемещают в специальную чёрную-чёрную комнату, где созданы условия абсолютной темноты. В случае возникновения дефектов в изоляции, эти места будут светиться по поверхности.
Затем начинается заключительный процесс сборки статора — укладка его стержней. Их количество зависит от мощности турбогенератора.
Пока перемещались на участок, где происходят работы по подготовке ротора, заметили корпус будущего статора мощностью 125 МВт. Подъёмный кран рассчитан на 250 тонн, а его работа от верха до пола занимает 40 минут.
Ротор находится в производстве одновременно со статором. Его ключевая часть — вал — изготавливается из поковки спецстали и заказывается заводом у сталелитейного предприятия. Изготавливают её цельной методом ковки. Поскольку скорость его вращения высокая и составляет 3 000 оборотов в минуту, к поковке и ротору впоследствии предъявляют очень высокие технические требования. На фотографии вы можете увидеть,
как он выглядит после сборки.

Ещё одна необходимая составляющая турбогенератора — его охладительная система. В ТГ, установленном на Автовской ТЭЦ, применено охлаждение с помощью воздуха. Воздухоохладители конструктивно располагаются горизонтально с боков корпуса статора. Они выполняют очень важную роль - обеспечивают эффективное охлаждение активного ядра генератора, что в свою очередь влияет на надежность работы и длительность срока службы генератора. Также применение в конструкции съемных воздухоохладителей существенно снижает затраты по транспортировке железнодорожным транспортом, позволяют снизить нагрузку на краны ТЭЦ при перемещении и монтаже узлов турбогенератора в машинном зале электростанции.
Когда все элементы будущего изделия готовы, после сборки турбогенератора на испытательной станции завода проходят по утвержденной с заказчиком программе финальные испытания.
После проверки турбогенератор снова разбирают на составные элементы и готовят в отгрузке. Как это было, можно вспомнить, заглянув для этого в апрельский материал 2021 года.
ТВОЙ ГИД
В КОРПОРАТИВНЫЙ
МИР
#ТГК-ЛАЙФ
Коммуникация является важнейшим звеном в построении долгосрочных и перспективных взаимоотношений с сотрудниками. В структурах ПАО «Газпром» работает более полумиллиона человек. Для их объединения компания создала Единую платформу взаимодействия ГИД (ЕПВ ГИД). С 1 июня ПАО «ТГК-1» начинает подключение к этой платформе. Подробнее о цифровой системе, её возможностях и преимуществах рассказываем в статье.
Многообразие технологий
В организационной структуре Газпрома представлено более 1000 предприятий. В каждом пользовались своими источниками информации. Корпоративные порталы, сообщества в социальных сетях, закрытые каналы, чаты в мессенджерах и другие платформы для внутренних коммуникаций во многом дублировали функции друг друга, но не могли обеспечить полноценную замену другому источнику.
КАК БЫЛО РАНЬШЕ
Пользователям приходилось запоминать десятки логинов и паролей, проверять несколько разных площадок, чтобы не упустить важное сообщение, в общем, всё это напоминало какой-то сложный квест. Именно это многообразие технологий и стало основной причиной для создания Единой платформы взаимодействия под названием ГИД, которая объединила в себе множество различных сервисов для сотрудников Газпрома.
О единой платформе взаимодействия ГИД
ГИД — это цифровой продукт, который обеспечивает доступ всех сотрудников группы компаний «Газпром» к вселенной сервисов и возможностей корпоративной информации. Проще говоря, это новый инструмент, в котором гармонично сочетаются и работа, и личные интересы. На площадке собрано множество функций, отвечающих за корпоративную коммуникацию, развитие корпоративной культуры, социальную поддержку, персональные выгодные предложения.
Остановимся подробнее на «начинке» приложения.
ГИД — помощник на каждый день.
1
Лента новостей
Узнавайте первыми, что происходит в корпорации и вашем дочернем обществе.





2
Уникальные предложения
от партнёров ГИД
Получайте скидки на банковские услуги, страхование, бронирование отелей курортов Газпрома, образовательные и спортивные видеокурсы.
3
Образовательная платформа «Спутник»
Узнавайте новое с бесплатными образовательными курсами от экспертов ГИД.


4
Сервис «Мой ресурс»
Отмечайте настроение, проходите опросы, благодарите коллег и отмечайте их профессиональные качества.

5
Сервис «Календарь мероприятий»
Планируйте личные активности или становитесь участником корпоративных событий.


6
Сервис «Батарейка»
Копите заряд за каждое действие в приложении и зарабатывайте бонусные баллы.



7
Корпоративный магазин
«ГИД Стор»
Тратьте баллы на крутой мерч и «сокровища ГИД». Здесь есть все – от стикеров до электросамокатов.
8
«Виджеты»
Ставьте «напоминалки», формируйте чек-листы или трекеры привычек. Каждый виджет можно настроить индивидуально.


Что особенно важно, ГИД работает со всех устройств. Разработчики сделали приложение для мобильных телефонов и планшетов (на Android и iOS*), веб-версию для ПК. Доступность системы на мобильном устройстве разрешило вопрос подключения к корпоративной информации сотрудников, не имеющих стационарного рабочего места.

*В AppStore ЕПВ ГИД носит название ЛИК.
А что насчёт безопасности?
Подключение к платформе начинается с согласия на обработку персональных данных каждого сотрудника. Далее служба по персоналу передаёт консолидированную информацию по желающим подключиться сотрудникам разработчикам приложения в зашифрованном виде с помощью специального ключа. Даже если злоумышленники перехватят такой файл, то заполучить конфиденциальную информацию им попросту не удастся: всё, что они увидят, это набор случайных символов. Следующий этап — авторизация. И снова авторы программы позаботились о пользователе: не нужно запоминать специальный логин и пароль, достаточно один раз пройти простую регистрацию внутри приложения. Всего пара минут, и вы во вселенной ГИД!
Как подключиться?
1
Заполнить согласие на обработку персональных данных в кадровой службе

2
Далее происходит передача работодателем зашифрованных сведений о работниках ДО в ГИД. Это необходимо, чтобы контур платформы оставался закрытым и безопасным для пользователей (возможности ГИД доступны только сотрудникам Группы Газпром).

3
Установить приложение ГИД на личном устройстве или запустить веб-версию ГИД на рабочем ПК

4
В приложении ввести свой номер телефона и код доступа из СМС
5
Пройти единоразовую регистрацию: ввести Ф. И. О., дату рождения, почту, компанию и уровень должности;
6
Добро пожаловать во вселенную ГИД!
Мы сразу хотим развеять миф об отслеживании действий каждого конкретного пользователя. Приложение может запрашивать доступ к вашей геопозиции, но это нужно исключительно для корректной работы отдельных виджетов, например, прогноза погоды. Если вы захотите загрузить аватар для своего профиля, платформа может попросить доступ к вашей галерее, иначе фотография не установится.

ГИД собирает только консолидированные данные, чтобы узнавать, какие сервисы пользуются наибольшей популярностью у пользователей. Вся ЕПВ ГИД работает на интересы сотрудников, а их безопасность стоит на верхней ступени максимально защищённой системы авторизации и идентификации.
До встречи в ГИД!
НА КАРТЕ
#ИСТОРИЯ
В Петербурге существует множество улиц, названия которых связаны с историей энергетики и персонами изобретателей, инженеров, организаторов, работавших в этой отрасли. Мы решили посмотреть, как изменились эти места за время существования и какое получили развитие.
ЭНЕРГЕТИКА
ПЕТЕРБУРГА
проспект
Энергетиков
Проспект Энергетиков официально получил своё название 12 ноября 1962 года в честь рабочих энергетической отрасли, чтобы отметить их вклад в развитие страны. Он стал плодом типичной для окраин Ленинграда истории, когда при активной застройке районов исчезали или менялись до неузнаваемости малые улицы, а вместо них появлялись большие магистрали.

Первоначально проспект начинался от улицы Дегтярёва и шёл до Анникова проспекта (ныне — проспект Маршала Блюхера).
Сейчас он также проходит на юг до Ладожского вокзала. Чтобы это стало возможным, в 1983-1984 годы часть южнее улицы Дегтярёва проложили прямо через Большеохтинское (Георгиевское) кладбище. Мост, по которому проспект пересекает Охту, также назвали мостом Энергетиков — его построили в 1978 году, а официально наименование присвоили годом позже. Проспект Энергетиков раньше пересекала железнодорожная ветка к уже не существующей грузовой станции Охта, которая располагалась между Якорной и Магнитогорской улицами.
улица
Шателена

Одна из улиц с названиями на энергетическую тематику, расположенная в районе Политехнического университета. Улица возникла в 1914 году и называлась тогда Пустым переулком. Современное наименование она получила 16 января 1964 года в честь Михаила Андреевича Шателена — известного электротехника, светотехника, метролога и историка техники. В 1911 году он организовал первую в России лабораторию высоких напряжений и опытную линию электропередачи высокого напряжения, а после революции был одним из разработчиков первого советского плана электрификации страны — ГОЭЛРО.
Также он участвовал в создании Политехнического института, где работал в течение полувека: заведовал кафедрой электротехники, трудился деканом электромеханического факультета, а в 1918-1919 годах — ректором. С 1929 года он был президентом Главной палаты мер и весов.

По чётной стороне располагаются главный вход и проходные НИИ телевидения, в котором находится музей истории телевидения, а также боковой фасад НИИ постоянного тока.
улица
Гидротехников
Она отходит от Политехнической улицы в противоположном, восточном направлении. На ней нет ни одного жилого дома: с южной стороны — только корпуса Политехнического университета и гаражи, с северной — Военная академия связи им. С. М. Будённого, далее — учебно-производственные базы Политеха и другие гаражи (за которыми можно видеть, например, заброшенный испытательный комплекс лаборатории сверхвысоких напряжений).
Название улице присвоено 15 мая 1965 года в честь находящегося неподалёку — в доме № 21 по Гжатской улице — Научно-исследовательского института гидротехники имени Б. Е. Веденеева.
улица
Веденеева
Именем вышеупомянутого Бориса Веденеева с 16 октября 1978 года называется ещё одна улица Калининского района. Она соединяет по дуге проспекты Науки и Тихорецкий, а главные её достопримечательности — здание ЦНИИ робототехники и технической кибернетики со 105-метровой башней (официальный адрес — Тихорецкий проспект, 21) и сад Бенуа.
Выдающийся инженер и учёный Борис Евгеньевич Веденеев участвовал в строительстве портов Мурманска и Дальнего Востока, составил проект гидроэлектростанции на Днепре (тогда не осуществлённый). В 1920 году был одним из авторов плана электрификации России (ГОЭЛРО), затем руководил сооружением Волховской и Днепровской ГЭС. Помимо улицы, его именем назван уже упомянутый и находящийся неподалёку ВНИИ гидротехники.
улица
Кржижановского
Эта улица находится в Невском районе, на восточной окраине Петербурга. Название ей было присвоено 15 июня 1976 года в честь Глеба Максимилиановича Кржижановского — советского государственного деятеля, одного из создателей плана ГОЭЛРО, а также учёного — энергетика и экономиста.
Кржижановский ещё до революции занимался проектированием и строительством электростанций, поэтому именно он в феврале 1920 года был назначен председателем Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО),а также стал руководителем работ и автором нескольких разделов плана ГОЭЛРО. Позже он стал первым председателем Госплана, затем — вице-президентом АН СССР. В 1930 году он основал Энергетический институт АН СССР (ЭНИН) и руководил им до самой смерти. Его имя было присвоено этому научному учреждению.
улица
Яблочкова
Эта улица находится на Петроградской стороне и существует с 1751 года: сначала она была известна как Малая Никольская или Успенская, затем (с 1798 года) — как Грязная. Последнее название было устранено вскоре после революции, и тогда эта улица стала прочно связана с энергетической тематикой. К тому времени здесь появился электромеханический завод Н. К. Гейслера (ныне — Петербургский приборостроительный завод им. А. А. Кулакова), а также Государственный электротехнический трест заводов слабого тока, по которому улица в 20-е годы неофициально именовалась Слаботочной.
Любопытно, что когда Грязную улицу решили официально ликвидировать, назвав в честь американского изобретателя Томаса Эдисона, то постановление по ошибке направили не в тот район, и новое название дали улице с похожим именем в Полюстрове – Грязновской. Неразбериху ликвидировали только в 1928 году — бывшая Грязновская получила современное название Ключевая, а бывшая Грязная всё же стала улицей Эдисона. Такое имя она носила до 1952 года, когда в рамках борьбы с «космополитизмом» и «низкопоклонством перед Западом» американского изобретателя лампочки на карте Петербурга сменил российский — Павел Яблочков, создатель знаменитых свечей Яблочкова и «русского света».
улица
Графтио
Небольшая улица, также на Петроградской стороне, но в другой её части, северной: отходит от Каменноостровского проспекта на восток, к телецентру. Она появилась в 1897 году и была названа Пермской. Имя Генриха Осиповича Графтио — российского и советского учёного, инженера-энергетика и строителя гидроэлектростанций — ей было присвоено в мае 1949 года, через три недели после его смерти.
Почему именно эта улица была наделена его именем — неизвестно, ведь с жизнью и работой Генриха Осиповича она никак не была связана. Однако здесь, в доме № 2Б, семь лет жил Фёдор Шаляпин, а в 1975 году в его бывшем обиталище был открыт музей-квартира. Также в этом доме с 1913 по 1936 год жил географ Григорий Грумм-Гржимайло, исследователь Центральной Азии. Об этом свидетельствуют две мемориальные доски на здании.
переулок
Лодыгина
Этот переулок в Адмиралтейском районе соединяет Рижский проспект с Курляндской улицей. Изначально он назывался Кузнечным и был известен с 1798 года, однако его переименовали, чтобы не путать с ныне существующим топонимом у Лиговского проспекта. С 1871 года его называли Таракановским, а 15 декабря 1952 года (в один день с улицей Яблочкова) он был снова переименован — на этот раз в честь Александра Лодыгина, другого российского изобретателя электрических приборов освещения.
Кстати, Лодыгин в конце XIX века уехал из России в Европу, опасаясь репрессий со стороны царского правительства. После Октябрьской революции уже советская власть звала его вернуться, чтобы работать над планом ГОЭЛРО, но он не принял этого приглашения.
ЗАПОЛЯРЬЯ
#ЮБИЛЕИ
30 июня отмечает свой 90-летний юбилей самая первая электростанция за Полярным кругом — Нива ГЭС-2. Это детище плана ГОЭЛРО. С пуска этой ГЭС, по сути, началась электрификация Кольского полуострова.
ПЕРВЕНЕЦ
Нива ГЭС-2 вырабатывает электроэнергию уже 90 лет!

На горной
реке


Река Нива, на которой было решено построить первую заполярную ГЭС, была выбрана не случайно. Река хоть и не длинная (всего 34 километра), но зато считается горной: её перепад составляет 127 метров, что можно сравнить с высотой Петропавловского собора в Петербурге. Нива вытекает из озера Имандра и впадает в Белое море. В прошлые века она была известна обилием сёмги, которую, по легенде, доставляли прямо к столу ещё Ивану Грозному.

Но ХХ век диктовал новые потребности. В конце 20-х годов инженеры исследовали этот район и сделали выводы о том, что здесь будет перспективно добывать и перерабатывать апатитовые руды Хибин. Были заложены площадки для строительства Северного химического комбината — в первую очередь планировалось построить алюминиевый и фосфорный заводы, а также завод по производству цемента. На это масштабное строительство был выделен очень серьёзный бюджет — 300 миллионов рублей.

Нива ГЭС-2
в цифрах
пуск первого гидроагрегата
1934
установленная мощность
60 МВт
гидроагрегата
4
выработка электроэнергии

419,7 млн кВт*ч
Подвиг спецпереселенцев
Для обеспечения нового промышленного объекта электроэнергией нужно было строить ГЭС на реке Ниве, так как сила её течения и перепад высот позволяли решить поставленную задачу. Работы по строительству новой ГЭС начались в 1930-м году: было создано строительное управление «Нивастрой», первые рабочие из местных жителей начали подготовку — вырубку деревьев для будущей стройплощадки и дороги к ней. Основную рабочую силу при строительстве Каскада ГЭС на реке Ниве составляли так называемые спецпереселенцы. Это были раскулаченные крестьяне из Ленинградской, Псковской, Новгородской областей, которых вместе с их семьями отправили на социалистическую стройку. Труд в суровых условиях заполярного климата с минимальным использованием техники был тяжёлым. Главным орудием рабочих были тачки, на которых они вывозили землю из строительного котлована.

В 1931 году из Чехословакии доставили первые паровые экскаваторы. При трудпосёлке Нивастрой были созданы курсы переподготовки, на которых бывших крестьян в срочном порядке обучали нужным специальностям: машинист, кочегар, десятник по бетонным и земляным работам.
Всего на стройплощадке трудилось более 4000 спецпереселенцев, а также вольнонаёмные работники. Первую зиму семьи спецпереселенцев жили в палатках с печками, питались скудно. В строительном лагере случались эпидемии сыпного тифа, особенно страдали дети, которых рабочие вынуждены были привезти с собой.

Всего было решено построить три ГЭС на Ниве — ГЭС-1 у Пинозера, Нива ГЭС-2 (самая мощная) у Плесозера, и ГЭС-3 у впадения реки Нивы в Кандалакшский залив Белого моря. Первой ласточкой стала Нива ГЭС-2. Несмотря на все трудности строительства, 30 июня 1934 года состоялся пуск турбин. К 1938 году заработали все четыре гидроагрегата, и ГЭС вышла на проектную мощность в 60 тысяч кВт.
Станцию удалось отстоять
Три года «спокойной» работы на благо электроэнергетики Заполярья… и началась Великая Отечественная война. Оборудование пришлось эвакуировать. Рабочим остался только один гидроагрегат, который обеспечивал электричеством железную дорогу и авторемонтный завод, где ремонтировали военную технику. Большинство сотрудников ГЭС ушли на фронт, а оставшиеся защищали станцию от обстрелов врага: тушили пожары, обезвреживали бомбы, охраняли подступы к станции от диверсантов в составе истребительных отрядов.
Единственный работающий гидроагрегат был защищён от обстрелов ряжами с песком. Налёты происходили регулярно: так, в декабре 1941 года немецкий самолёт при падении разрушил крышу машинного зала. Но тем не менее станцию удалось отстоять. Уже к 1942 году оборудование начали возвращать из эвакуации. А в первый же год после окончания войны Нива ГЭС-2 вышла на довоенный уровень выработки.
В ногу со временем
За долгие годы своей работы Нива ГЭС-2 прошла много этапов модернизации. Самую масштабную — в 90-е годы. Тогда были заменены турбины, вспомогательное турбинное оборудование, обмотка генераторов, главные трансформаторы, реконструированы подпятники гидроагрегатов. Постоянные модернизации продолжаются и в ХХI веке: установлена система видеонаблюдения и громкоговорящей связи, выполнены серьёзные капитальные работы гидроагрегатов № 2 и 4. Год назад — летом 2023-го — был завершён капитальный ремонт гидроагрегата № 1.
Были отремонтированы рабочее колесо и облицовка вала гидротурбины, полюсов ротора, быстропадающих щитов и сороудерживающих решёток. Специалисты заменили элементы системы технического водоснабжения, резиновое покрытие сегментов турбинного подшипника. Появились новые масляные насосы, контрольно-измерительные приборы и автоматика. На Нива ГЭС-2 используются современные материалы, что позволяет увеличить надёжность работы оборудования и продлить ресурс гидроагрегата. А ещё — значительно повысить уровень эксплуатации и контроля состояния оборудования.

Андрей Жарников
директор Каскада Нивских ГЭС
Со строительства Нива ГЭС-2 началось развитие энергетики Кольского Заполярья. Здесь нарабатывался уникальный для молодой отрасли опыт возведения ГЭС в северных широтах. Постепенно на смену истории пришли современные технологии. Сегодня станция работает без постоянного дежурного персонала и управляется с помощью телемеханики с Нива ГЭС-3. Надёжность и прочность сооружений и оборудования ГЭС позволили выстоять во время Великой Отечественной войны, а модернизация и реконструкция в послевоенное и настоящее время значительно увеличили надежность работы Нива ГЭС-2.

Многолетняя безаварийная работа оборудования — это в первую очередь заслуга персонала станции, чей каждодневный труд в суровых условиях Севера был и остаётся настоящим подвигом. Мы чтим традиции и опыт старшего поколения, даем возможность обучаться и перенимать этот опыт молодым работникам, ценим профессионализм и новаторство, поддерживаем атмосферу взаимовыручки в коллективе.

Впереди ещё много работы на благо жителей и предприятий родного края, чтобы мы могли встретить 100-летний юбилей, будучи всё так же лидером в энергетике Заполярья и обеспечивая надёжное энергоснабжение региона. Поздравляю со знаменательной датой персонал станции! Желаю всем крепкого здоровья, благополучия и безаварийной работы!
САМОКАТ
#ТЕСТ_ДРАЙВ
Власти выдвигают инициативы об их запрете. Городские интернет-паблики пестрят шокирующими заголовками о происшествиях с их участием. Жители мегаполисов не представляют своей жизни без этого средства передвижения. А мы продолжаем тестировать электротранспорт, и на этот раз предметом нашего изучения стал уже плотно вошедший в городскую инфраструктуру электросамокат. Вспомнили его «предка» — обычный самокат — и сравнили оба гаджета в статье.
VS
ЭЛЕКТРОСАМОКАТ
Самокат сейчас имеет статус одного из самых противоречивых видов электротранспорта. Все участники дорожного движения разделились на два лагеря: одним он служит незаменимым помощником, чтобы с ветерком доехать до пункта назначения, другие желают исключить его нахождение на дорогах — часто именно манёвры самокатчиков становятся причиной возникновения ДТП или его предпосылкой. Чтобы узнать все преимущества и недостатки электросамоката, мы пригласили владелицу этого устройства — Елену Лисовую, председателя профкома Мурманской ТЭЦ.
Хорошую погоду мурманчане ждут довольно долго, поэтому и сезон таких средств индивидуальной мобильности (СИМ), как электросамокат, короткий — в лучшем случае месяцев пять. Но как только в городе растаял весь снег, мы выбрались на тест-драйв по маршруту от дома Елены до центральной котельной Мурманской ТЭЦ.
Электросамокатом я «загорелась» давно. Впервые попробовала прокатиться на нём в
Санкт-Петербурге, взяв у сына.
С того момента поняла, что теперь моя мечта — иметь собственный.
И два года назад она исполнилась: сын подарил его мне на день рождения. Здесь-то я и поняла, почему до этого я вредной была, —
у меня просто не было
электросамоката!
Елена получила свой гаджет неожиданно — его привезли сервисом доставки. Внутри коробки её ждал новенький электрический самокат со стильным дизайном. Помимо внешних, в электросамокате ключевыми всё же являются его технические характеристики. Сын Елены выбирал электротранспорт по таким критериям, как лёгкость и ёмкость аккумулятора. А на что ещё следует обратить внимание?
Анатомия электросамоката
Колёса
чем больше диаметр колеса, тем выше шанс на преодоление препятствий на пути (ямки, невысокие бордюры)
Складной механизм
позволит комфортно переносить и хранить самокат
Крепкая металлическая рама
корпус из высокопрочного алюминиевого сплава
Возможность преодолевать подъёмы
более тонкая рама позволяет удобно передвигаться даже на подъёмы с уклоном
Надёжный аккумулятор
качественный литиевый аккумулятор, способный выдержать как минимум один день поездок на небольшие расстояния
Мощные ходовые характеристики
наличие скоростных режимов (пешеходный, стандартный, спортивный)
Безопасность
наличие дистанционного управления электросамокатом с помощью смартфона
Для электросамокатов мощностью до 250 Вт правилами дорожного движения предусмотрено ограничение скоростного режима до 25 км/ч, что на тротуарах и других пешеходных зонах является довольно высоким показателем. В кикшеринговых компаниях этот вопрос решается принудительным понижением скорости на определённых участках, а если электрическое транспортное средство личное? Здесь приходится рассчитывать исключительно на культуру вождения его владельцев.
На моём самокате предельная скорость — 25 км/ч. Я хоть и азартная, но правилами дорожного движения не пренебрегаю — езжу на полную мощь только там, где это разрешено, например, на безлюдных дорожках в специально выделенных зонах, — делится Елена. — Кроме того, я ведь работаю в энергетике и знаю законы физики: в случае высокой скорости мой тормозной путь будет длиннее, а возможные последствия куда масштабнее, чем радость от быстрой езды
Сегодня электросамокаты практически стали альтернативой общественному транспорту, а в поездках на короткие расстояния им фактически нет равных. Если в ежедневной рутине их назначение понятно, — доехать от дома до работы и обратно, то куда можно ещё отправиться на этом самокате с моторчиком? — спросили у Елены.
  • 34 км
    проезжает Елена в будние дни
  • 15 км/ч
    Средняя скорость Елены
  • 2 дня
    Хватает заряда аккумулятора
Езжу на работу и с неё домой каждый день, а два раза в неделю ещё и в спортзал. Беру его даже в отпуск, когда едем на машине. Мы обычно не планируем свои поездки досконально, поэтому останавливаемся в разных городах по пути. Здесь-то он и приходится очень кстати. На электросамокате я экспресс-курсом осматриваю все местные достопримечательности. Иногда я катаюсь и просто так, без какой-либо цели — отлично поднимает настроение