ЭНЕРГИЯ
СЕВЕРО-ЗАПАДА
март 2023
В этом выпуске:
Главная тема
Как система оптимизации режимов ТЭЦ помогает увеличению маржинальной прибыли ТЭЦ «ТГК-1»
Новости
Прогресс
Какие системы промышленного хранения электроэнергии наиболее перспективны и есть ли альтернатива литий-иону
Один день
Распускать и собирать поезда, закреплять вагоны, руководить маневрами и самому выполнять работы. Хоть днем, хоть ночью и в стужу, и в зной — вот она, настоящая рабочая романтика! Герои нашей рубрики — составитель поездов и машинист тепловоза топливно-транспортного цеха Автовской ТЭЦ
Важная деталь
Что человеку хорошо, то котлу — смерть. Речь о кислороде. Шутки шутками, но кислород и свободная углекислота, содержащиеся в воде, могли бы сильно укоротить жизнь котлоагрегатов. Поэтому на помощь приходит такая важная деталь, как деаэратор
Энергичное хобби
Энергетики — люди увлеченные. Причем не только своей профессией, но и самыми необычными видами досуга и творчества. В этом номере сотрудники «ТГК-1» рассказывают о своих ярких и необычных хобби.
ТГК-лайф
Знаете, что нужно, чтобы долгая северная зима пролетела быстро и весело? У энергетиков «ТГК-1» есть проверенный годами рецепт. Вот его основные ингредиенты: лыжные гонки — раз, катание на коньках — два, спортивные традиции и праздники — три.
Тест
Мы все любим спорт: занимаемся им сами, болеем за любимые команды. А какими были спортивные состязания в прошлом? Спорим, вы даже не догадываетесь, как сильно они отличались от современных! Об этом, наш новый тест.
Приглашаем принять участие в развитии «Энергии Северо-Запада»
Поделитесь с редакцией идеями для новых рубрик или темами статей и получите приз
Выберите материал
или листайте вниз
Подписывайтесь на наши соцсети и будьте в курсе событий!
Официальный аккаунт ТГК-1:
Спортивный аккаунт ТГК-1:
Главная тема
Навигатор для прибыли
Как система оптимизации режимов ТЭЦ помогает увеличению маржинальной прибыли ТЭЦ «ТГК-1»
Система оптимизации режимов работы ТЭЦ на оптовом рынке электроэнергии и мощности (СОР ОРЭМ) – это специализированный программный комплекс. Он дает рекомендации по оптимальному составу включенного генерирующего оборудования и помогает рассчитывать стоимость электроэнергии, с которой ПАО «ТГК-1» выходит на оптовый рынок.

На теплоэлектроцентралях ПАО «ТГК-1» программный комплекс СОР ОРЭМ введен в промышленную эксплуатацию поэтапно с октября 2020 года. В настоящее время СОР ОРЭМ уже внедрена на всех десяти ТЭЦ.
Этапы реализации внедрения СОР ОРЭМ на теплоэлектроцентралях ПАО «ТГК-1»
Переход ТЭЦ на управление режимами с помощью СОР ОРЭМ начался с создания полной технико-экономической модели теплоэлектроцентрали. Разработчик АО «НБИ» построил математическую модель станции, в которой описываются технологические процессы и технологические схемы ТЭЦ, связи между ними и работа основного и вспомогательного оборудования. Потом модель наполняется информацией о ценах на топливо по видам и поставщикам, объемах продажи электроэнергии по регулируемым договорам, прогнозе отпуска тепла, прогнозных ценах на электроэнергию на ОРЭМ. В итоге получается технико-экономическая модель станции, работающая в режиме реального времени, которая помогает осуществлять мониторинг состояния оборудования, а значит, и повышать эффективность бизнес-процессов в компании.
Модель ТЭС
Чтобы разобраться, как это работает, нужно углубиться в планирование продаж электроэнергии на оптовом рынке. Планирование начинается с выбора состава включенного генерирующего оборудования (ВСВГО): определяется, каким количеством блоков эффективнее работать в течение суток, подается соответствующая ценовая заявка на участие в ВСВГО. По результатам расчета ВСВГО Системный оператор направляет окончательный набор состава включенного генерирующего оборудования по каждой станции: например, на Центральной ТЭЦ будут работать две ГТУ, на Правобережной ТЭЦ – БЛ-1 и БЛ-2. Под выбранный оптимальный состав оборудования Системному оператору направляется уведомление на рынок на сутки вперед (РСВ) о составе и параметрах оборудования. В уведомлении указаны параметры каждой турбины и ее технологическое состояние (включена, отключена по причине: ремонт, холодный резерв). Если турбина включена, то заявляется минимальные и максимальные электрические нагрузки по каждой единице (Рмин и Рмах). Параллельно подается ценовая заявка на РСВ администратору торговой системы (АТС) с почасовыми объемами и ценой для участия в конкурентном отборе объемов электрической энергии для продажи на РСВ.

Так вот, в СОР ОРЭМ можно определить, какой состав включенного генерирующего оборудования для теплоэлектроцентрали будет самым оптимальным под планируемый отпуск тепловой энергии. Система анализирует ценовые показатели рынка, технические показатели по тепломагистралям, массив данных по энергоблокам, изменения тепловой нагрузки в течение суток, определяет оптимальный Рмин и рекомендует такой состав включенного оборудования, работа которого принесет максимальный маржинальный доход. Опираясь на эти рекомендации, блок по сбыту электроэнергии и мощности формирует и направляет ценовую заявку на продажу электроэнергии на рынке на сутки вперед.

При формировании ценовых заявок на РСВ в СОР ОРЭМ в обязательном порядке учитываются требования антимонопольного законодательства РФ с целью исключения риска подачи экономически необоснованных ценовых заявок.

В блоке по сбыту электроэнергии и мощности уверены, что система оптимизации режимов — ближайшая перспектива энергетики, и сравнивают программный комплекс со своего рода навигатором. Навигатор помогает уверенно передвигаться по незнакомой дороге, а СОР ОРЭМ указывает правильный путь к получению максимальной маржинальной прибыли для компании.

  • Дмитрий Смирнов
    начальник департамента по планированию и оперативной работе на ОРЭМ
    Система оптимизации режимов помогает решать сразу несколько задач. Среди них максимизация прибыли на каждом этапе участия в рынке: ВСВГО, РСВ, БР, снижение объемов выработки в периоды низких цен на рынке и увеличение выработки в периоды высоких цен, при этом учитывает антимонопольные требования. Еще один плюс системы: с ее помощью мы ищем оптимальный состав оборудования на предстоящий месяц, позволяющий выполнить Бизнес-план Компании с учетом волатильности цен рынка. Для решения этой задачи на ТЭЦ проводится расчет плана работы оборудования на предстоящий месяц в почасовом разрезе, рассматривается и утверждается на Балансовой комиссии ПАО «ТГК-1».
или листайте дальше
НОВОСТИ
В «ТГК-1»
На ЭС-2 Центральной ТЭЦ установлены деаэраторы для будущей котельной
На территории электростанции № 2 Центральной ТЭЦ продолжаются работы по строительству новой водогрейной котельной. 21 февраля специалисты установили второй деаэратор — устройство, предназначенное для удаления кислорода и других газов из воды, подающейся в паровые котлы.

Также продолжаются работы по монтажу металлоконструкций главного корпуса котельной, монтажу водогрейных котлов, монтажу кровли и фасонных элементов насосной баков-аккумуляторов.
В «Газпром энергохолдинге»
На Киришской ГРЭС ПАО «ОГК-2» введен в эксплуатацию новый турбогенератор
На Киришской ГРЭС ПАО «ОГК-2» успешно завершены комплексные испытания нового турбогенератора ТГ-2Т ТЭЦ-части мощностью 65 МВт. Турбина введена в эксплуатацию, начат отпуск пара давлением 16 атмосфер для технологических нужд нефтеперерабатывающего завода.

Новое генерирующее оборудование отечественного производства установлено взамен отработавшего свой ресурс. Модернизация турбогенератора проведена в рамках Государственной программы Конкурентного отбора модернизируемых мощностей (КОММод) и инвестиционной программы ПАО «ОГК-2».

«Завершение реконструкции турбогенератора ТГ-2Т — первый этап комплексной модернизации ТЭЦ-части Киришской ГРЭС, — отметил управляющий директор ПАО «ОГК-2» Артем Семиколенов. — Замена основного и вспомогательного энергетического оборудования — это не только покрытие текущих потребностей нашего ключевого потребителя на локальном рынке — нефтеперерабатывающего завода, это надежность поставок тепловой энергии в долгосрочной перспективе, обеспечение дальнейшего развития промышленного комплекса региона. В апреле 2023 года в реконструкцию будет выведена старейшая турбина Киришской ГРЭС ТГ-1Т, пущенная в 1965 году».

Источник новости и фото:
пресс-центр ООО «Газпром энергохолдинг»
В России
В ближайшие два года часть мазутных котельных переведут на пеллеты
Такое решение озвучил Президент России Владимир Путин во время совещания по вопросам развития лесопромышленного комплекса, которое состоялось в феврале в Архангельской области. Власти планируют выделить около 15 млрд. рублей для перевода котельных, работающих на мазуте, на топливные гранулы (пеллеты). Пеллеты производятся из отходов древесного производства и являются биотопливом. Причин для такой инновации две. Первая — это резкое сокращение экспорта пеллет в другие страны из-за введения западных санкций. Поэтому необходимо найти им применение внутри страны. Вторая причина — экологичность и безопасность этого вида биотоплива, ведь древесина, в отличие от газа, угля и нефти, является возобновляемым ресурсом. По подсчетам Минпромторга, у большого числа котельных есть потенциал для перевода на топливные гранулы. Так, в республике Коми в рамках поддержки предприятий лесопромышленной отрасли за 2022 год 58 котельных уже перевели на пеллеты, и еще примерно столько же планируется перевести в 2023 году.

Фото: pelletprom.ru
Российские ученые создали катализатор, повышающий эффективность электролиза
В Институте биохимической физики имени Н.М. Эммануэля РАН в результате исследований удалось создать катализатор, повышающий эффективность выделения водорода при электролизе воды под воздействием света с 18% до 67%. Материал, изобретенный российскими учеными, — это монослойный кристаллический полупроводник на основе серы, теллура, селена и молибдена. Результаты исследования опубликованы в International Journal of Hydrogen Energy.

Опыты по созданию полупроводниковых катализаторов для увеличения эффективности электролиза проводятся уже 50 лет по всему миру. Первыми над проблемой начали работать японские ученые, которые еще в 1970-х годах применяли для этой цели катализаторы на основе диоксидов титана. Позже катализаторы стали создавать из тонких монослойных полупроводников, в которых один слой металла расположен между двумя слоями атомов халькогена. К халькогенам относятся элементы 16-й группы периодической таблицы, в том числе кислород, сера, селен и теллур.

Российские физики провели компьютерное моделирование, чтобы выяснить, насколько эффективно пройдет электролиз при использовании соединений на основе молибдена, серы, селена и теллура в присутствии монослойных кристаллических полупроводников с наноструктурой Януса. Верхние и нижние ряды атомов Янус-структуры состоят из разных элементов, эта особенность позволяет ускорять реакцию разложения воды под воздействием света. Результаты моделирования обнадежили: наиболее перспективным оказался материал на основе соединения SMoTe (сера, молибден, теллур). Расчетная эффективность получения водорода из воды с таким катализатором составила от 54% до 67% в зависимости от типа среды — нейтральной или кислотной. По мнению ученых, их исследование представляет практический интерес, ведь использование полученного с помощью расщепления воды водорода позволит сократить выбросы парниковых газов и удовлетворить растущий глобальный спрос на энергию.

Фото: globalenergyprize.org
В ИТМО разработали первую в России беспроводную зарядку для электротранспорта
Система беспроводной зарядки электротранспорта — совместная разработка ученых петербургского ИТМО (Институт точной механики и оптики) и компании «Яблочков». Это первая система такого типа, созданная в России. По словам создателей, она не требует ни проводов, ни коннекторов, проста и безопасна в использовании. Система работает за счет магнитной резонансной связи передатчика и приемника, ее можно внедрять на парковках и на остановках общественного транспорта. Приемник крепится на днище электромобиля, передатчик размещается под дорожным покрытием. С помощью беспроводной зарядки в будущем будет возможно зарядить любой электротранспорт — от электромобиля до электробуса. На данном этапе для демонстрации разработки ученые создали опытный образец, который передает мощность 11 кВт на расстояние до 30 см. Эффективность зарядки составляет 95%. Следующие версии устройства уже будут оптимизированы — мощность будет увеличена до 50 кВт, что позволит заряжать автомобиль полностью всего за один час. А в будущем ученые разработают полноценную зарядную станцию мощностью 300 кВт для электробусов и автономных погрузчиков, использующихся на предприятиях или в портах. Даже габаритный транспорт сможет подзарядиться всего за полчаса.

Фото: natoke.ru
Сибирские ученые представили проект по развитию геотермальной энергетики на Камчатке
Комплексный научно-технический проект «Технологии геотермальной энергетики» разрабатывается учеными из Института теплофизики им. И. И. Кутателадзе в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития России. Задача включает в себя поиск практических решений и инвесторов для реализации идеи геотермальных станций. Совокупная стоимость проекта оценивается в 15 млрд рублей (как бюджетные средства, так и частные инвестиции), срок выполнения — до 2030 года. Будущие геотермальные станции планируется разместить на полуострове Камчатка и на Курильских островах — в частности, на острове Кунашир. Также небольшие модульные станции появятся в Томской области. Исследовательский центр для отработки технологий будет базироваться в Институте теплофизики в Новосибирске.

Чтобы получать геотермальную энергию, планируется строить электростанции на сухом пару. Он применяется на тех источниках, где температура воды выше 120°. При более низких температурах воды в геотермальных источниках (до 70°) используется другой метод — технология бинарного цикла, при которой по одному контуру циркулирует геотермальная вода, а по вторичному контуру — фреон. Фреон закипает при низкой температуре, и его пары вращают фреоновую турбину. На данный момент в России нет еще ни одной станции, работающей по такому принципу.

Кроме получения экологически чистой возобновляемой энергии, у сибирских ученых есть еще одна задача — разработать технологии извлечения полезных веществ из геотермальных рассолов. В горячей воде источников содержатся различные вещества в высокой концентрации (до 700 г/л!), например — литий. Это ценный элемент для создания систем хранения энергии, и сейчас он на территории РФ не добывается.

Среди отдаленных амбициозных планов — научиться использовать глубинное тепло Земли, запасы которого практически неисчерпаемы.


Фото: techcult.ru
В мире
Американцы и китайцы работают над созданием молекулярного электродвигателя
Международная группа ученых из Северо-Западного университета США (а также из Китая, Италии и Швейцарии) создала первый электродвигатель молекулярного масштаба. Устройство размером всего в два нанометра. По словам создателей, его легко производить в массовом количестве и применять в медицине и биологических исследованиях.

Разрабатывая молекулярный электродвигатель, ученые использовали катенаны — особый класс химических соединений, чьи молекулы представляют собой несколько колец, удерживаемых вместе мощными механическими связями, что позволяет компонентам молекулы свободно перемещаться относительно друг друга. Молекула одного из типов катенанов выглядит как петля, сцепленная с двумя одинаковыми кольцами. Исследователи продемонстрировали, что элементы этого соединения могут совершать однонаправленное движение под действием электричества. Результаты своих разработок инженеры опубликовали в журнале Nature.

Молекулярные «двигатели» разрабатывались и раньше, но все предыдущие изобретения могли работать только при экстремальных условиях — например, в сверхвысоком вакууме. Предложенный учеными из Северо-Западного университета вариант намного проще в производстве и будет работать в обычном растворе.

Следующим этапом исследователи планируют присоединить большое количество микроскопических двигателей к поверхности электрода, чтобы воздействовать на его поверхность и в итоге выполнять полезную работу. В будущем такие молекулярные двигатели могут использоваться для перемещения нанороботов в органических жидкостях во время лечения или при проведении биологических опытов.

Фото: nature.com
Ирландия и Германия увеличивают объем ветрогенерации
Ирландия считается одной из самых «ветрогенерирующих» стран в Европе: благодаря природным факторам, а также из-за сильной зависимости от импорта энергоносителей здесь активно развивают ветряную энергетику. Статистика за 2022 год показала серьезный прогресс в этой области: за год ветряные электростанции обеспечили 34 % электроэнергии всей страны — столько за год потребляет почти 3 млн ирландских семей. По сравнению с предыдущим годом этот показатель вырос на 4 %. Недаром премьер-министр Ирландии Майкл Мартин на экономическом форуме в Давосе сказал фразу, ставшую крылатой среди жителей: «Ветер — это нефть Ирландии».

Наращивает ветрогенерацию и Германия. Канцлер Германии Олаф Шольц сообщил, что в стране планируется строить по 4-5 новых ветряных турбин ежедневно, чтобы к 2030 году увеличить производство электричества из ВИЭ (возобновляемых источников энергии) с 58 до 115 ГВт. В 2022 году в Германии была построена всего лишь 551 новая ветряная турбина, но правительство планирует активно наращивать их производство. Скептики утверждают, что у этого проекта есть ряд существенных недостатков: так, одним из серьезных препятствий является ограниченность территории, где можно без вреда для экологии устанавливать ветряки. Кроме того, в ближайшие годы в Германии придет пора для демонтажа старых ветряных установок, которые уже достигли конца срока эксплуатации и стали экономически невыгодными. Эффективных технологий утилизации этого устаревшего оборудования еще не разработали.

Фото: emerging-europe.com
Ученые изобрели новый способ хранения энергии с помощью подземных шахт
В научном журнале Energies опубликовано исследование, выполненное группой инженеров под эгидой Международного института прикладного системного анализа. Технология, представленная на суд научного сообщества, называется «подземное гравитационное хранилище энергии». Метод предполагает дать вторую жизнь заброшенным подземным шахтам и превратить их в гигантские аккумуляторы энергии с длительным сроком службы. В основе идеи лежит использование гравитации Земли. Предполагается, что система будет работать так: если в сети наблюдается избыток энергии, то специальные механизмы будут использовать ее, чтобы поднимать песок со дна шахты в хранилище на ее вершине. При недостатке энергии «аккумулятор», наоборот, разряжается, раскручивая генератор во время спуска песка на дно. Поскольку в качестве среды для хранения энергии выступает песок, «аккумулятор» практически не разряжается, в отличие от традиционных аккумуляторных батарей. Это должно обеспечивать неограниченно долгое время хранения энергии. Чем шахта глубже и шире, тем больше энергии можно извлечь из этой установки.

По мнению исследователей, у этой идеи большой потенциал, ведь в мире находится более миллиона горнодобывающих предприятий, чьи шахты уже законсервированы. Больше всего шахт находится в Китае, Индии, России и США. По оценке ученых, общий потенциал всех заброшенных шахт может составить от 7 до 70 Твт·ч.

Фото: wikimedia.org
В Китае появилась крупнейшая в мире наземная ветряная турбина
Новую ветряную турбину представила китайская компания Envision, мощность агрегата составляет 10 МВт. Турбина предназначена для размещения в китайских регионах Сяньби на севере, северо-западе и северо-востоке Китая, поскольку именно эти регионы «обладают богатыми ветровыми и солнечными ресурсами». Новое устройство в настоящий момент является дважды мировым рекордсменом и по мощности, и по диаметру ротора. Предыдущая версия турбины этой же компании Envision EN-171 обладала мощностью лишь 6,7 МВт. Эксперты делают выводы, что выход на рынок очередной мощной турбины лишний раз доказывает быстрое развитие китайской ветроэнергетики. Если еще несколько лет назад можно было утверждать, что китайцы отстают в «ветряных» технологиях от своих западных коллег, то теперь очевидно, что они занимают лидирующие позиции. Китайские инженеры обогнали таких мировых флагманов ветрогенерации, как датскую компанию Vestas и немецкую Siemens Gamesa, их последние модели наземных ветровых турбин обладают мощностью от 7 до 7,2 МВт.

В вопросах создания офшорных турбин (то есть построенных в морях и океанах) ветроэнергетические компании Китая тоже не отстают от европейцев и американцев. Так, в 2023 году компания CSSC Haizhuang представила офшорную турбину мощностью 18 МВт. По своим характеристикам она превосходит западные аналоги.

Фото: md.all.biz
Подготовлено по материалам пресс-службы ПАО «ТГК-1», ООО «Газпром энергохолдинг», порталов rbc.ru, «Глобальная энергия», ITMO.NEWS, «Энергетика и промышленность России», «Хайтек», RenEn, сайта Института развития технологий ТЭК
или листайте дальше
Прогресс
Захватить энергию
По прогнозу Международного энергетического агентства, который сделан в декабрьском докладе 2022 года, мощность возобновляемых источников энергии в мире вырастет на 75% в 2022–2027 годах. При всех бесспорных достоинствах «зеленой» энергии у нее есть существенный недостаток — нестабильная выработка. Решить эту проблему можно с помощью промышленных систем накопления энергии. О наиболее перспективных технологиях, существующих на мировом рынке накопителей, читателям «Энергии Северо-Запада» рассказывает эксперт — к.т.н., заведующий лабораторией литий-ионных технологий ФТИ им. Иоффе Василий Жданов.
Что есть сегодня
По информации глобальной базы данных Sandia Lab, которая собирает статистику о подключенных к сети хранилищах энергии, 97% накопления и хранения электроэнергии в мире обеспечивают гидроаккумулирующие электростанции. В оставшиеся 3% входят в основном накопители на сжатом воздухе, маховики, тепловые, а также электрохимические накопители: свинцово-кислотные, никель-кадмиевые, литий-ионные, натрий-серные, бром-цинковые, ванадиевые проточные, никель-металлгидридные батареи и др.
Старый друг лучше новых двух
Наиболее проверенные и давно известные хранилища энергии — гидроаккумулирующие электростанции (ГАЭС). Избыточная энергия используется для перекачки воды в верхний резервуар. Когда необходимо, воду сбрасывают в нижний резервуар, вырабатывая электроэнергию. Технология позволяет накапливать большое количество энергии, но для строительства ГАЭС требуется подходящее место с перепадом высот.

Первую установку построили еще в 1882 году в Швейцарии. С тех пор количество ГАЭС, по данным Sandia Lab, выросло более чем в 300 раз и по-прежнему увеличивается. Так, в конце 2022 года в Китае введена в эксплуатацию крупнейшая в мире гидроаккумулирующая электростанция мощностью 3,6 ГВт.

По прогнозу исследовательской компании BloombergNEF, в 2023 году ГАЭС привлекут больше инвестиций, чем другие технологии долговременного хранения.
Альтернативы воде
Одно из самых небольших по количеству (15 единиц согласно базе данных Sandia Lab), но крупных по мощности хранилищ энергии — накопители на сжатом воздухе. Избыточную энергию используют для сжатия воздуха, который закачивают в резервуары (обычно это соляные пещеры) и хранят в них. В период пикового спроса сжатый воздух выпускается через турбину и вырабатывает ток. Преимущество решения — в хранении большого количества энергии, однако для строительства таких накопителей, как и для ГАЭС, требуется подходящее место с подземными кавернами. Недостаток можно обойти, создавая искусственные резервуары, но это увеличит стоимость проекта.
Фото: Silver City Energy Storage
Первая в мире установка для аккумулирования энергии на сжатом воздухе появилась в 1978 году в Германии. Сегодня технологию активно внедряет Китай. Проект мощностью 100 МВт был подключен к национальной энергосистеме в Чжанцзякоу в провинции Хэнань в сентябре 2022 года. Тогда же государственное предприятие China Energy Engineering Corp заявило, что инвестирует 313 млн долларов США в строительство хранилища энергии на сжатом воздухе мощностью 350 МВт в соляной пещере в провинции Шаньдун. Ожидается, что годовая мощность станции составит 1 млрд кВт⋅ч.

Один из видов промышленных накопителей — маховичные. Маховик или его перспективное исполнение, супермаховик, который вращается с высокой скоростью, соединен с генератором, конвертирующим энергию вращающейся массы в электрическую и обратно. Маховичные накопители могут работать в широком диапазоне температур, служат более 20 лет, при коротких (менее часа) циклах зарядки и разрядки обеспечивают эффективность хранения энергии до 95%. Недостатки обусловлены конструктивными особенностями. Маховик на весу поддерживают магнитные подшипники. С помощью постоянных магнитов сложно обеспечить равномерное магнитное поле по всему диаметру вращения, что приводит к колебаниям. При использовании же электромагнитных подшипников, чтобы удерживать вес маховика в подвешенном состоянии, требуется большой расход энергии.

В 2011 году компания Beacon Power открыла кластер из 200 маховиков в Стефентауне, штат Нью-Йорк, мощностью 5 МВт·ч. Аналогичная система мощностью 20 МВт разработки той же компании появилась в Хазл-Тауншип, штат Пенсильвания, в 2014 году.

Для промышленного хранения электроэнергии используются также тепловые системы накопления. Тепло аккумулируют с помощью разных технологий: хранят в песке (например, в 2022 году в Финляндии появился «песочный аккумулятор» с тепловой мощностью в 100 кВт), раскаленных камнях (с 2022 года в Италии функционирует «каменный» накопитель, способный хранить до 24 МВт·ч тепловой энергии около пяти часов).

Один из наиболее широко используемых мегаваттных тепловых накопителей — накопители на расплавленной соли. Они вносят существенный вклад в общий баланс мощности, хотя количество их невелико (по статистике за 2020 год — 35 единиц). Технология используется в Дубае, в солнечном парке имени Мохаммеда ибн Рашида Аль Мактума — одной из крупнейших в мире сети солнечных электростанций. В ноябре 2022 года датская компания Hyme Energy ApS объявила, что приступает к созданию хранилища тепловой энергии на расплавленной соли на острове Борнхольм в Балтийском море. Строительство объекта мощностью 1 МВт планируется закончить в 2024 году.
Безусловный фаворит
Широкое применение в системах накопления электрической энергии нашли литий-ионные аккумуляторные батареи. На их долю приходятся наибольшие суммарные мощности и энергоёмкости по сравнению с другими типами батарей.

Общий принцип работы электрохимических батарей можно описать так: в процессе заряда электроэнергия преобразуется в химическую, а во время разряда происходит обратная реакция и высвобождение энергии.

Спрос на литий-ионные батареи в качестве высокоэнергоемких накопителей вырос в 2010-х годах в связи с увеличением производства электромобилей и развитием ВИЭ-генерации. По сравнению с упомянутыми выше методами аккумуляторные накопители относительно малы — их можно построить практически в любом месте. Литий-ионные аккумуляторы быстро заряжаются, обеспечивают высокую плотность накапливаемой энергии, выдерживают до 10 тыс. циклов заряда/разряда. Из недостатков следует упомянуть относительно низкий срок службы (5 — 8 лет), высокую пожароопасность, необходимость поддерживать особый температурный режим: при охлаждении или перегреве аккумулятор отдает меньший заряд.
Стоимость литий-ионных аккумуляторов постоянно снижается. Лишь в 2022 году аналитики компании BNEF в докладе «10 важнейших тенденций в области хранения энергии в 2023 году» зафиксировали рост цены на литий-ионные батареи: стоимость выросла на 7% по отношению к 2021 году (151 доллар за кВт·ч). Аналитики компании ожидают, что в нынешнем году цена вырастет до 152 долларов за кВт·ч.
Один из наиболее крупных литий-ионных «аккумуляторов» был создан в 2017 году в штате Южная Австралия. Его мощность составляет 100 МВт, емкость — 120 МВт·ч. «Батарея» помогает сохранять энергию, вырабатываемую ветряной станцией.

В России также развивают производство литий-ионных батарей. В качестве примера можно привести «гигафабрику», строящуюся Госкорпорацией Росатом в городе Неман Калининградской области. По сообщению пресс-службы «Росатома», завод обеспечит потребности отечественных производителей электротранспорта в тяговых литий-ионных батареях, а электросетевой комплекс — в стационарных системах накопления энергии. Первые аккумуляторы сойдут с конвейера в 2025 году.

Один из часто задаваемых вопросов: хватит ли лития на все потребности? Месторождения литийсодержащей руды обнаружены на всех континентах. Самыми большими запасами обладают Боливия (21 млн т), Аргентина (19,3 млн т), Чили (9,6 млн т), Австралия (6,4 млн т), Китай (5,1 млн т). В России крупное месторождение литиевых руд находится в Мурманской области.
Дружба технологий
На вопрос, какая из технологий наиболее перспективна, можно ответить, что ставка делается на все технологии накопителей. Они не конкуренты, а дополняют друг друга на мировом рынке. Какую систему промышленного хранения использовать, зависит от задачи, стоимости строительства и цены ватт-часа. Если речь идет о дата-центре, в здании которого нужно поставить накопитель с высокой удельной мощностью, имеет смысл выбрать литий-ионные аккумуляторы. Если требуется обеспечить национальные энергосистемы мега- и гигаваттами маневренной мощности, возможно, следует рассмотреть ГАЭС или технологии накопления на сжатом воздухе.

Существует и другой сценарий: создавать гибридные системы хранения. Например, в Нидерландах в августе 2020 года введена в эксплуатацию система накопления энергии, состоящая из литий-ионных аккумуляторов производства швейцарской компании Leclanché и шести маховиков, созданных голландским предприятием S4 Energy. Разработчики считают, что сочетание этих двух технологий обеспечивает явное преимущество для дальнейшей интеграции возобновляемых источников энергии в энергосистему.

Можно ожидать, что в 2023 году количество систем накопления электроэнергии и их энергоемкость будут только расти, а в будущем установки, в которых технологии альтернативной энергетики объединены с промышленными хранилищами, станут обычным явлением для любой страны.
или листайте дальше
Один день из жизни
12 часов под стук колес, или один день составителя поездов и машиниста тепловоза
Распускать и собирать поезда, закреплять вагоны, руководить маневрами и самому выполнять работы. Хоть днем, хоть ночью и в стужу, и в зной — вот она, настоящая рабочая романтика! Герои нашей рубрики — сотрудники топливно-транспортного цеха Автовской ТЭЦ — составитель поездов Владимир Капралов и машинист тепловоза Олег Ефремов.
Владимир Капралов трудится на Автовской ТЭЦ примерно год. До этого 25 лет составлял пассажирские и грузовые поезда на Главной железной дороге на финляндском направлении. Олег Ефремов тоже работает на железной дороге всю сознательную жизнь — 26 лет. Был машинистом в РЖД, ТЧ-8, компании «Согласие». Уже два года управляет тепловозом на ТЭЦ-15.
Железная дорога — историческое наследие Автовской ТЭЦ, которое осталось со времени, когда станция работала на мазуте. И сегодня это важная транспортная магистраль: по ней на ТЭЦ доставляют цемент и другие необходимые грузы контрагентам. Сейчас ж/д пути особенно востребованы: на Автовской ТЭЦ идет масштабная модернизация, и большое количество нового оборудования привозят на станцию именно по железной дороге.
7:30 – 08:00
Составитель поездов и машинист работают в паре посменно по 12 часов. Владимир и Олег на ТЭЦ приходят примерно в одно время — за полчаса до смены, чтобы успеть переодеться в спецодежду, пройти предрейсовый медицинский осмотр: измерить температуру, давление.
08:00 – 08:10
Владимир докладывает по телефону начальнику смены топливно-транспортного цеха о том, что машинист и составитель поездов прибыли на рабочее место. Получает информацию о прибывших вагонах и задание на маневровые работы. Работа составителя — сформировать и расформировать поезд, задача машиниста — отвезти вагоны в нужное место. Руководит маневровыми работами именно составитель, машинист — его помощник.
08:10 – 08:46
Машинист должен осмотреть тепловоз. На это дается полчаса. Олег проверяет уровень масла в гидропередаче, осматривает ремни ГРМ, стартер, дизель, убеждается, что на топливном насосе высокого давления нет потеков, проверяет натяжение ремня у компрессора. Все в норме. Олег заводит локомотив.
08:46 — 11:18
Задача — переставить девять пустых вагонов с 20-го пути на первый выставочный путь.

Машинист — уже в кабине, составитель — на подножке тепловоза.

Владимир по рации дает команду:

— Стрелки по маршруту на пятый занятый, поехали.

— Понял, — из кабины по рации отвечает Олег и дает один гулкий гудок. Это значит: «Понял, еду вперед».
Составитель поездов и машинист обязаны постоянно переговариваться и подтверждать, что поняли друг друга правильно. Это безусловное требование, ведь железная дорога — место очень опасное. Машинист, кроме голосового подтверждения, обязан сигналить, оповещая о маневрах. Один гудок означает движение вперед, два — назад, три — остановку. «Он мне все по рации говорит, а я дублирую, что его команду понял», — объясняет Олег.

Тепловоз приближается к вагонам.

— На вагоны, — говорит Владимир. —…Помедленней. …Остановку давай!

Три гудка.

— Дошли до точки, сцепляемся! Беру под воздух.

«Брать под воздух» означает запитать тормозную систему поезда. Составитель сцепляет тепловоз с вагонами специальными пневматическими рукавами — формирует так называемую тормозную магистраль. В нее из резервуара на тепловозе поступит сжатый воздух. Тормоза управляются регулированием давления воздуха.
— Дай назад с башмака. На безопасном.

Вагоны закреплены на пути: чтобы они не «ушли» под тяжестью собственного веса, под колеса ставится железное приспособление — тормозной башмак. Два гудка, тепловоз отъезжает. Составитель убирает башмак (это, кстати, инвентарь строгого учета, а весит он 17 кг) — вагоны раскреплены. Владимир проверяет состав: надо убедиться, что все в порядке. Готово, можно отправляться на первый выставочный путь.
— Как слышишь меня?

— Слышу нормально.

— Сижу на хвосте. Двигаемся вагончика четыре до стрелочки. Поехали.

Составитель может идти пешком рядом с составом или «сидеть на хвосте», то есть ехать на подножке вагона. О способе передвижения составитель должен сообщать машинисту.
Полторы минуты — и:

— Сдай назад.

Владимир переводит стрелку.

— Справа на безопасном. Поехали.
Тепловоз начинает движение. Переключатель скоростей в кабине машиниста похож на скругленный треугольник. «Это контроллер, — объясняет Олег. — Бывают они разные, конструкция зависит от модели локомотива. В новых тепловозах контроллеры делают в виде джойстика. У него три деления — три скорости. Максимальная — 30 км/ч». Чтобы начать движение, нужно нажать кнопку «вперед» или «назад» на панели приборов, снять тепловоз с тормоза и повернуть контроллер.

Тепловоз приближается к выставочному пути.
— Два вагона. На вагон. Осаживаем. Заехали — делай остановку.

Владимир укладывает тормозной башмак под колесо вагона. Дает команду — тепловоз проезжает немного вперед. Вагоны закреплены. Владимир сцепляет рукава тормозной системы. Если вдруг вагоны отцепятся, то рукава рассоединятся, воздух выйдет из тормозной системы и вагоны остановятся.
Для этого состава уже готовы документы. Теперь за ним приедет так называемый вывозной локомотив из РЖД, заберет на станцию «Балтика», где из него сформируют другой состав, который отправится к месту нового назначения.
11:18 — 20:00
Вагоны на выставочном пути надежно закреплены, можно отсоединять тепловоз. Владимир отцепляет сцепку, дает команду машинисту — поехали выполнять новое задание. Всю смену составитель проводит на ногах на улице, давая команды машинисту и выполняя маневровые работы.
«Бегать с тяжелым башмаком в жару, холод, под дождем — не волнует: железная дорога работает круглосуточно. Это не самолеты: непогода — и они стоят, — говорит начальник ТТЦ Наиль Сайфулин. — У составителя очень ответственная работа, нужно уметь видеть всю картину целиком. Не зря же он руководитель маневровых работ».

В конце смены тепловоз ставят у стрелочного поста и закрепляют ручным тормозом. Он будет ждать составителя и машиниста, которые примут смену у Владимира и Олега. Они же идут к рабочему месту, машинист заполняет маршрутный лист, в котором указывает количество отработанных моточасов, расход топлива и сдает его принимающей ночной смены. Рабочий день окончен.
или листайте дальше
Важная деталь
Деаэратор
Кислороду тут не место
Что человеку хорошо, то котлу — смерть. Речь о кислороде. Шутки шутками, но кислород и свободная углекислота, содержащиеся в воде, могли бы сильно укоротить жизнь котлоагрегатов. Поэтому на помощь приходит такая важная деталь, как деаэратор
Монтаж деаэратора можно увидеть на ЭС-2 Центральной ТЭЦ, где идет строительство новой водогрейной котельной. Это редкая возможность разглядеть его «в деталях». Ведь, как правило, деаэратор находится в каждой котельной многие годы уже в «собранном» виде и не привлекает к себе внимания.

Почему он так необходим? Водогрейные котлы состоят большей частью из стальных элементов. Основным теплоносителем для систем отопления служит обычная вода. Она содержит излишки кислорода, а также углекислого газа — до 13 мг/кг. Эти примеси являются для стальных деталей агрессивной средой и приводят к коррозии металла и ржавчине. Это существенно сокращает сроки эксплуатации оборудования.
Деаэраторы созданы для того, чтобы решить эту проблему и удалить из воды лишние «пузырьки». После прохождения через деаэратор в воде содержится практически несущественное количество активных газов — менее 20 мкг/кг.

По принципу действия деаэраторы бывают двух видов. К первому относятся атмосферные деаэраторы, способные работать как на воде, так и на пару. Вторые – вакуумные, обслуживающие исключительно паровые агрегаты. Деаэратор, устанавливаемый в новой котельной на ЭС-2, — атмосферный. Он состоит из деаэрационной колонки, деаэрационного бака, охладителя выпара, предохранительного устройства для защиты от аварийного повышения давления, регулирующих клапанов расхода и давления.
Схема деаэратора производства АО «Сарэнергомаш»
7 – штуцер подвода горячих конденсатов
8 – штуцер подвода пара на барботажное устройство
9 – штуцер подвода греющего пара
10 – штуцер отвода деаэрированной воды
11 – штуцер отвода дренажа
12, 13 – лазы
1 — деаэрационная колонка
2 – деаэрационный бак
3 – штуцер отвода выпара
4 – штуцеры подключения предохранительного устройства
5 – штуцер подвода химочищенной воды
6 – штуцер подвода основного конденсата
Воду дробят, пропускают, кипятят
Как работает деаэратор? Если сильно упростить, то внутри устройства вода подвергается кипячению с помощью перегретой до 150 градусов воды. Происходит переход растворенного газа в пар. При этом одного только кипячения для полной дегазации недостаточно: должны быть созданы специальные условия для перехода газов из жидкости в паровое пространство. Эти условия достигаются дроблением воды на тонкие струи и при барботаже, то есть пропускании пара через тонкие слои воды.

Поэтому в деаэраторе применена двухступенчатая схема дегазации: первая ступень — струйная, вторая — барботажная.
В этом ролике — процесс монтажа деаэратора во время модернизации Автовской ТЭЦ в 2021 году
Очищаемая жидкость через штуцеры — специальные отрезки трубы — подается в колонку сверху, перегретая вода, наоборот, подается снизу. На первой из ступеней вода через дырчатые тарелки мелкими струйками стекает вниз. Перегретая вода нагревает струи до температуры, близкой к температуре насыщения, то есть максимально высокой, при которой вода еще остается в жидком состоянии. Здесь же из нее удаляется основная масса газов и конденсируется большая часть пара. На второй ступени в работу вступает барботажная тарелка — устройство, где пар проходит сквозь тонкий слой воды. Пар увлекает за собой воду вверх, она нагревается до температуры насыщения в 102–104 градуса (проще говоря, вскипает) и отдает остатки растворенных в ней газов.

Из колонки уже практически полностью очищенная от газов жидкость стекает в бак-аккумулятор, где за счет отстоя из нее выделяются мельчайшие пузырьки. Теперь подготовленная вода будет использована для подпитки теплосети. А оставшаяся парогазовая смесь — выпар — отведена из верхней зоны колонки.
Деаэратор — надежное устройство с долгим сроком службы — не менее 30 лет. Он не требует постоянного ремонта, по инструкции его необходимо осматривать не реже, чем раз в четыре года, а гидравлические испытания проводить не реже, чем раз в 12 лет. Для защиты от опасного повышения давления и уровня воды в баке у деаэраторов есть комбинированное предохранительное устройство — это три гидрозатвора 4,25 м высотой и три охладителя выпара.

Как и любой механизм, деаэратор хоть и работает автоматически, но требует внимательности и серьезного к себе отношения. Устройство должно функционировать непрерывно, периодическая работа не допускается. Пуск и останов (в случае капремонта или аварии) должны производиться вручную. Необходимо следить за уровнем воды в баке (он не должен отклоняться от номинального больше чем на +-100 мм), поддерживать рабочее давление внутри установки. Сотрудники раз в смену контролируют расход выпара, обязательно делают пробу деаэрированной воды и определяют, действительно ли в ней нет кислорода и свободной углекислоты.
или листайте дальше
Энергичное хобби
Энергия вдохновения
Энергетики — люди увлеченные. Причем не только своей профессией, но и самыми необычными видами досуга и творчества. В этом номере сотрудники «ТГК-1» рассказывают о своих ярких и необычных хобби.
Руслана Лукичева
главный специалист отдела реализации проектов капитального строительства Департамента реализации проектов капитального строительства Управления
ПАО «ТГК-1»
Путешествия по истории
Мое хобби — путешествие по заброшенным малым ГЭС в Карелии и Ленинградской области. Впервые заинтересовалась этой темой, когда писала диплом в университете, тогда и узнала, что на Северо-Западе сохранились десятки маленьких гидроузлов мощностью до 1 МВт. Спустя время я нашла единомышленников из краеведческого клуба в Питкяранте. Вместе с ними, используя старые финские карты, мы составляем маршруты путешествий. Часто до ГЭС добираться довольно сложно: не везде можно проехать даже на внедорожнике, и приходится идти пешком. Всего за пару лет мы посетили около десяти разрушенных ГЭС.

В поездках я изучаю устройство сооружений, некоторые из которых построены в конце XIX века, а большая часть — в начале XX века: где-то сохранился канал, где-то — плотина и фундамент здания ГЭС. Часть технических решений меня, как гидротехника, удивляет и восхищает, строители тех лет однозначно придерживались правила: «Всё гениальное просто». К примеру, деривационная ГЭС Кивенкулманкоски 1920 года строительства с подводящим каналом, выложенным гранитом, и деревянной плотиной для перекрытия реки Уксунйоки. В начале XX века эта ГЭС снабжала электричеством целлюлозный завод в Питкяранте.

Юлия Аршанская
начальник сектора очного обслуживания Дирекции по сбыту тепловой энергии филиала «Невский»
Приятно видеть результат своего вдохновения
Мое основное хобби — делать шоколад ручной работы без вредных сахаров. На такое кулинарное творчество меня вдохновило желание есть меньше сладкого и делать для себя что-то приятное и полезное. Увлеклась этим занятием два года назад, прошла онлайн-обучение. Поскольку для такого шоколада нужны только натуральные продукты, ингредиенты я заказываю в специализированных магазинах. Готовлю на выходных на неделю—две вперед, чтобы был запас, который можно взять с собой для перекуса в рабочее время. Кроме шоколадных плиток, делаю конфеты с начинкой из фиников и кокосовых сливок. Я влюблена в свои лакомства. Не все придерживаются правильного питания, поэтому специально для коллег могу приготовить на угощение и «вредный» сладкий шоколад.
Кроме шоколада, у меня есть и другие увлечения. Одно из них — создавать кукол из полимерной глины. Сейчас в моей коллекции их около 20. Все разные: есть и Маленький принц, и шаманы, и хранительницы дома, и просто сказочные существа. Сколько времени занимает сделать одну куклу, сказать сложно: я не тороплюсь, а творю в удовольствие. Работа кропотливая: придумать образ, воссоздать его, сшить костюм. Мои куклы радуют не только меня. Некоторые из них, сделанные по просьбе или в дар, обрели хозяев. Так приятно видеть результат своего вдохновения.

Я работаю в Клиентском центре, в секторе очного обслуживания абонентов, а это ежедневный контакт с большим количеством людей. Это нужный, важный, сложный труд, в котором никак не обойтись без хорошего настроения, доброжелательности и умения находить общий язык с разными людьми. Хобби позволяет отдохнуть, восстановить силы после рабочего дня и избежать профессионального выгорания.
Наиль Сайфулин
начальник топливно-транспортного цеха Автовской ТЭЦ
Музыка — это необходимость
Я играю на бас-гитаре в двух группах. Уже и не помню, как пришел в музыку, было это более 40 лет назад. Как родители рассказывают, со мной в гости стеснялись ходить, потому что я из гостей без пластинки не уходил, иначе начиналась истерика. Поэтому они с собой потихоньку брали пластинку и предупреждали, что он будет требовать, отдайте. С двух лет такая страсть.

Я окончил музыкальную школу по классу фортепиано. Начал играть еще в школе в ансамбле на клавишных, а когда поступил в железнодорожный техникум, сам освоил бас-гитару. Очень манил низкочастотный звук. Сейчас играю в группе «Пираньи», которая исполняет веселый байк-рок. Группу знаю давно, как-то пересеклись на одном из фестивалей, и она с первого раза мне очень понравилась. Классная музыка, коллектив хороший. Мечта была в ней играть. И год назад — звонок от их руководителя: «Наиль, вижу тебя в нашей группе, не желаешь ли выступать с нами?» Мечта сбылась.

Концерты мы даем примерно раз в месяц, летом часто выступаем на байк-фестивалях. У нас есть постоянные поклонники, некоторые ездят прямо за нами — куда мы, туда и они. Каждый концерт очень много сил отнимает, но оно того стоит. Когда выходишь на сцену, все забываешь, уходишь весь в музыку. Без музыки не могу, это уже необходимость: даже пальцы ломит, когда не играешь.

Михаил Супрун
диспетчер филиала «Кольский»
Татуировка как способ самовыражения
Я профессионально занимаюсь татуировкой. Началось все лет семь назад с подросткового желания набить себе тату, а дальше, можно сказать, я доказал теорию о том, что, сделав первую татуировку, остановиться уже невозможно.

Татуировка стала для меня не только способом самовыражения, самопрезентации, постепенно я открыл для себя огромный и увлекательный мир разных стилей и техник. Но самое главное — познакомился с людьми, которые не работают, а живут в индустрии: разрабатывают новые машинки для нанесения татуировки, производят краски и различные составы для нанесения и ухода за татуировкой, рисуют эскизы, становятся счастливыми обладателями татуировок.

Испытав большинство приятных и не очень процедур на себе (выбор эскиза и поиск мастера, нанесение татуировки и уход за ней, сведение «старой» татуировки лазером и перекрытие ее новой), я все глубже погружался в мир татуировки, и теперь уже больше не со стороны потенциального клиента, а со стороны начинающего мастера. Черпал информацию из всех возможных источников, в основном из социальных сетей: подписывался на знаменитых татуировщиков, вступал в тематические группы, читал паблики, знакомился и общался с практикующими и начинающими мастерами.

Говорят, самое большое путешествие начинается с маленького шага. Так вот мое путешествие началось с маленькой татуировочной машинки и смелых друзей.
Константин Пимешков
начальник Цеха тепловой автоматики и измерений Апатитской ТЭЦ филиала «Кольский»
В моих историях все заканчивается хорошо
Научно-фантастические рассказы и истории в жанре фэнтези я пишу уже на протяжении 15 лет. С чего все началось? Я «технарь» и по долгу службы занимался написанием инструкций — и должностных, и эксплуатационных. Пришлось разбираться, что такое деловой текст и технический текст. Из этого изучения спонтанно возникло желание попробовать себя в роли писателя. Я всегда любил читать фантастику и фэнтези, среди любимых авторов — все классики этого жанра — от отечественных братьев Стругацких, Кира Булычева, Ивана Евремова, Евгения Лукина до западных Рэя Брэдбери, Артура Кларка, Айзека Азимова, Эрика Фрэнка Рассела… Поэтому даже вопроса не было, в каком жанре писать! Конечно, фантастика.

Сначала я и в мыслях не держал публиковать где-то свои работы, писал только для собственного удовольствия. Причем увлекался и научной фантастикой, и мистикой, и фэнтези. Правда, все равно мои волшебные истории в большинстве своем имели некоторый «технический» оттенок: даже если гномы и эльфы, то они в космос летают. Несколько лет назад попробовал себя в необычном жанре «политического фэнтези». Но всегда придерживался главного правила: мои истории должны быть добрыми и заканчиваться хорошо. Даже если начинались плохо.

Публикации я не планировал, тем не менее мои рассказы за эти годы брали в несколько серьезных изданий: в журнал «Химия и Жизнь», межавторские сборники фестиваля «Аэлита», сборник Еврокона — 2015. Это, конечно, приятно! Я и сейчас с удовольствием участвую в конкурсах и отборах, посылаю свои работы.

Идеи для новых рассказов приходят постоянно. Но не каждая идея может быть легко воплощена! Их ведь надо заранее тщательно обдумать, разложить по полочкам у себя в голове, чтобы сюжет сложился. И только потом уже можно начинать писать.

Я совмещаю писательское хобби с работой в «ТГК-1», поэтому времени не так много. Какие-то мысли и задумки сохраняю на телефоне, как только выдается свободная минута. А уже окончательный вариант истории редактирую на ноутбуке. Я пишу в среднем по два рассказа в год. Пробовал больше, но быстро понял, что при этом начинает страдать качество. За 15 лет накопилось уже немало рассказов, вот выйду на пенсию (сейчас мне за 60), добавлю еще несколько — и можно будет издать полноценный авторский сборник.

Елизавета Ильина
инженер гидротехнического цеха Каскада Нивских ГЭС филиала «Кольский»
Работа с деревом как источник энергии
Мое хобби — это изготовление деревянных разделочно-сервировочных досок и сувениров. С детства я была приучена к труду, любила помогать папе и дедушке на даче, именно они меня научили обращаться со всеми инструментами и привили любовь к дереву. А к досочкам и сувенирам я пришла уже в 2020 году. Это было время между увольнением со старого места работы и трудоустройством на КНГЭС. После свадьбы мы с мужем решили построить дом, а при любом строительстве остается материал. Из обрезка доски выпилила досочку с «хвостом кита», зашлифовала и решила проявить текстуру дерева газовой горелкой. В первый раз передержала огонь, и получилось, что доска сильно обгорела. Я решила счистить уголь крацовкой (металлической щеткой) — и проявилась фактура. Потом фантазия разыгралась... Первые работы были простенькие, но постепенно стала пробовать различные техники обработки, экспериментировать с цветами и другими формами. В начале пути свои работы дарила родным и друзьям, коллегам, а через какое-то время заработало «сарафанное радио». Пригласили в клуб «Творческое содружество г. Кандалакша» и дальше стали приглашать для участия в ярмарках и выставках, которые проводят у нас в городе и в соседних поселениях.

Работы свои изготавливаю из сухой сосны, материал приобретаю на местной пилораме. На создание одной доски уходит от трех до пяти дней, если не торопиться. Хотя, конечно, если сроки поджимают, то и за один день можно успеть! Берусь за свое любимое занятие вечерами, после работы, но чаще на выходных. Обычно мастерю сразу пять—семь штук. Летом в основном работаю во дворе, а зимой — в гараже. Работа с деревом и приятный древесный запах успокаивают, настраивают на гармонию и единство с природой и самой собой, снимают накопленное за день напряжение. Особенно люблю финальный этап: когда наношу на доску восковую мастику для пропитки, рисунок дерева становится яркий, насыщенный и неповторимый.

Сейчас самое время готовиться к весенним и летним ярмаркам и выставкам, поэтому работы предстоит много. Но меня это не останавливает, хочу продолжать эксперименты: попробовать сделать подносики и подставки под горячее.

Результаты своего труда я выставляю на свою страничку в социальные сети, но, если честно, то сильно увеличивать объем заказов мне бы не хотелось. Если ставить дело на поток, то мои доски потеряют индивидуальность, а само занятие деревообработкой уже перестанет приносить столько удовольствия.
Ольга Андрейчук
инженер службы энергетических режимов управления филиала «Карельский»
Изготовленная диадема вошла в Книгу рекордов России!
Я создаю сценические украшения для участниц конкурсов красоты. Моя работа имеет технический характер, и смена деятельности помогает отдохнуть, получить новые эмоции, расширить свой кругозор. Сочетание инженерных и творческих качеств также позволяет эффективнее решать профессиональные задачи.

Необычное увлечение объединяет семью. Муж Александр, который работает ведущим инженером отдела автоматизации, научил паять основы для изделий. Именно он подсказывал решения для воплощения задумки в реальность, благодаря чему была создана диадема, которая попала в Книгу рекордов.

Украшение высотой 240 мм выполнено из чешского стекла. Общие очертания диадемы напоминают герб России благодаря «крыльям». Также она включает в себя 11 «куполов», вдохновленных образом собора Василия Блаженного, а 10 искрящихся звёзд символизируют 10-летний юбилей Книги рекордов России.

Диадема была продана на благотворительном аукционе за 1 млн рублей, а полученные средства направлены на воплощение желания молодого человека с инвалидностью, который мечтает посетить святую землю Иерусалима и стать священником.

Меня очень радует, что у всей этой истории есть дальнейшее продолжение. Особенно приятно создавать красоту для большого и доброго дела. Верю, что это только начало пути и я смогу больше помогать людям.
или листайте дальше
ТГК-лайф
Превратили зиму в праздник
Знаете, что нужно, чтобы долгая северная зима пролетела быстро и весело? У энергетиков «ТГК-1» есть проверенный годами рецепт. Вот его основные ингредиенты: лыжные гонки — раз, катание на коньках — два, спортивные традиции и праздники — три.
Самый массовый старт сезона
Уже 13-й сезон подряд «ТГК-1» проводит в Мурманской области соревнования по лыжным гонкам. Участие в них принимают воспитанники детских спортивных школ от 6 до 16 лет. За годы проведения турнир стал самым массовым в данной дисциплине в регионе и полюбился юным спортсменам, которые каждый год ждут старт Кубка.

Главная причина такого интереса — программа турнира. Во-первых, Кубок включает четыре этапа. Они проходят в дисциплинах, которые редко проводятся на других соревнованиях: командные спринты, командная эстафета. Во-вторых, по итогам этапов объявляются абсолютные чемпионы как в личном зачете — на финале называют имена восьми лучших лыжников сезона, так и в командном — сильнейшие сборные городов и поселков увозят домой Кубки «ТГК-1».

В этом году наконец-то после коронавируса Кубок проходит в полном формате — все четыре этапа в разных городах области. Открытие состоялось в Кандалакше и собрало рекордное число участников — 320 лыжников из 19 городов и поселков Мурманской области и Карелии.

Второй этап был в Апатитах, где на лыжне в командных спринтах состязались 113 команд. При такой конкуренции эмоции на дистанции кипели! Более того, в этом этапе приняли участие сильнейшие лыжники-юноши области — турнир стал контрольным, проверочным стартом для них перед Первенством России.

Третий этап состоялся в Мурманске 26 февраля, а финал пройдет 2 апреля в Апатитах. Традиционно на закрытии турнира состоится и эстафета почетных гостей: главы городов, сами энергетики, тренеры спортивных школ тоже выйдут на лыжню.

«ТГК-1» организует турнир при поддержке Федерации лыжного спорта Мурманской области. Каждый этап помогают проводить администрации городов, спортивные школы и комплексы.
Каток в Губернаторском парке Петрозаводска — место притяжения
Проект, который ПАО «ТГК-1» реализует совместно с КРОМО «Молодёжные инициативы» и Ресурсным центром добровольчества Карелии, уже давно стал доброй традицией нашей компании.

Самый большой уличный каток столицы Карелии, расположенный в центре города, вновь стал местом притяжения для сотрудников Филиала «Карельский» и тысяч петрозаводчан. Лед пользовался большой популярностью у детей, молодежи и взрослых как в будни, так и в праздники на протяжении всех двух месяцев. Кроме того, каждые выходные с конца января в парке была организована большая арт-площадка с развлечениями для всей семьи.

Здесь состоялись выступления фигуристов ДЮСШ № 6, мастер-классы по катанию на коньках, квесты, викторины, танцевальные флешмобы от Городского корпуса волонтеров, работали «Доброе кафе» и тематическая фотозона. Жители получили возможность приятно провести время со своими родными и друзьями, приобщиться к здоровому образу жизни, а волонтеры региона – реализовать свои творческие проекты.
или листайте дальше
ТЕСТ
Что вы знаете об истории спорта?
Мы все любим спорт: занимаемся им сами, болеем за любимые команды. А какими были спортивные состязания в прошлом? Спорим, вы даже не догадываетесь, как сильно они отличались от современных! Об этом наш новый тест.


Начать
Спортивные турниры и сейчас бывают травмоопасными, а уж раньше и вовсе могли быть смертельными. Король Франции Генрих III, ставший свидетелем этой игры, сказал: «Это развлечение слишком мало, чтобы быть настоящей войной, и слишком жестоко, чтобы быть просто игрой». Какое зрелище так его впечатлило?
Совершенно правильно! Генрих III увидел именно это. Команды регулярно встречались на одном из мостов города, в качестве оружия с собой приносили палки, посохи или трости. Задача проста: вырубить как можно больше участников из команды противника и желательно сбросить их с моста. Жертвы каждого такого «матча» исчислялись десятками.
Вы не совсем правы. Цитата Генриха III не о футболе. Хотя, действительно, в Средние века это была очень агрессивная игра: футболисты бросались толпой на противника, отбивали мяч руками и ногами. Переломы и травмы были в порядке вещей. Поэтому в 1314 году указом Эдуарда II футбол был запрещен в черте Лондона под страхом тюремного заключения.
Неверно. Гонки на колесницах были популярны во времена Римской империи, и король Франции их застать не успел. Но они, и правда, были очень жестокими: во время гонок часто происходили аварии, нередко участники специально направляли лошадей на другие колесницы, затаптывая наездников. Не воспрещалось хлестать конкурентов кнутом.
Нет! Турниры проходили в Древнем Египте, задолго до появления французской государственности. Но они были действительно похожи на битву, а не игру: две команды рыбаков подплывали друг к другу на лодках, били друг друга веслами и раскачивали лодку соперника. Задача — перевернуть лодку или скинуть всех участников в воду. Плавать большинство из игроков не умело.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Как назывался прообраз современного футбола, в переводе означавший «они собираются, чтобы играть в мяч ногой»?
Нет! Теваарафон — древний прообраз лакросса. В теваарафон играло племя ирокезов. В некоторых матчах участвовали до тысячи игроков, а поле могло быть размером до трех километров.
Вы правы! Именно этот вид спорта, в который играли алгонкины (племена индейцев, живших на территории Канады), максимально похож на современный футбол. Правда, в команде были не 11, а более тысячи игроков, а красных карточек не давали даже за нанесение серьезных травм противнику.
Неверный ответ. Панкратион — это древнегреческий спорт, где вообще не было мяча. Это смесь бокса и борьбы между двумя соперниками, прообраз современных боев без правил.
Вы не совсем правы. Гарпастумом называлась древнеримская игра с мячом, но она, скорее, была ближе к современному регби.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Какой материал НЕ использовали в древности для создания мячей?
Неверно. Звучит жестоко, но именно камнем (иногда обернутым кожей) играли в древний футбол суровые ацтеки.
Нет, этот дешевый и доступный (хоть и недолговечный) материал охотно использовали древние греки и римляне во время игр с мячом
Вы ошибаетесь. Кожаные мячи производили в Древнем Риме, а также в древнем Китае, где тоже любили погонять мяч. Набивали мячи перьями или песком.
Верно! Первый каучуковый мяч появился относительно недавно — в 1855 году — и хранится до сих пор в Национальном футбольном музее славы в Англии.
Дальше
Проверить
Узнать результат
В какой стране смельчаки впервые соревновались в умении оседлать быка (прообраз современного родео)?
Точно нет. В Индии коровы — священные животные.
Не совсем верно. Именно на этой территории (а также в южных штатах США) зародилось современное родео, которому испанцы-конкистадоры обучили коренных индейцев. Но прообраз родео появился на тысячелетия раньше совсем в другом месте.
Да! Во времена бронзового века на Крите жили минойцы. Они поклонялись быкам как божествам (вспомните минотавра!). Соревнуясь в ловкости и смелости, минойцы хватали быка за рога и прыгали так, чтобы пролететь над ним, не коснувшись его спины. Рога не подпиливали, поэтому участь неудачливого спортсмена могла быть печальной.
Нет, из-за холодного климата здесь делали упор на зимние виды спорта.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Спортивные состязания до сих пор происходят с участием животных (например, конный спорт). А уж раньше животные, даже самые экзотические, были неотъемлемой частью турниров. Попробуйте догадаться, кого все же никогда НЕ использовали в спортивных целях?
Не угадали! Племена семинолов, жившие на территории современной Флориды, состязались в битве с аллигатором. Нужно было его выследить, подкрасться к нему, прыгнуть на тушу, связав пасть, а затем и конечности веревкой. Чем крупнее аллигатор, тем сильнее слава спортсмена.
Представьте себе, в Нидерландах в ХIX веке в состязаниях по перетягиванию каната вместо каната использовали живого угря! Причем и без того скользкую рыбу перед состязаниями намыливали, чтобы удержать его в руках было еще сложнее.
Вы не поверите, но в истории современного бокса бывало и такое. Первый бой между человеком и кенгуру состоялся весной 1891 года в Австралии. Затем такой же поединок прошел в США. Какое-то время такие необычные спарринги пользовались большой популярностью.
Вы правы. К счастью для выдр, этих животных никогда не использовали в спортивных целях.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Какой вид спорта ни разу не был представлен на Олимпийских играх?
Ошибаетесь! Этот вид спорта попал на летнюю Олимпиаду всего один раз — в 1900 году. На дистанции в 200 метров были установлены 3 препятствия (шест и ряд лодок), и пловцам надо было либо подныривать, либо перелезать через них.
Совершенно верно! Хотя шахматы — очень популярный вид спорта, на Олимпиадах его никогда не было. Идут разговоры, чтобы включить его в Олимпийские игры 2024 года.
Неверно. Размахивание дубинами, или «мужские упражнения с булавами», было одним из видов гимнастики в летних Олимпийских играх 1904 и 1932 годов. Спорт пришел из Индии, а английские колонизаторы взяли его на вооружение и привезли на родину.
Вы ошиблись. Скийоринг — зимний вид спорта, в котором человека на лыжах тянет лошадь, упряжка собак или автомашина. Скийоринг с лошадью был дисциплиной на зимней Олимпиаде 1928 года.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Сразу несколько стран борются за звание прародины хоккея. У каждой — свои неопровержимые доказательства. Как вы думаете, где хоккей точно НЕ мог зародиться?
Ну что вы, французы уверены, что хоккей — это их изобретение. Даже само слово «хоккей», по их версии, образовано от французского слова hoquet, которое обозначает «изогнутый пастуший посох». И именно французы привезли хоккей в Канаду, где он уже стал развиваться официально.
Ошибаетесь, греки уверены, что впервые клюшками стали махать именно их предки. Об этом свидетельствуют найденные археологами барельефы с изображениями этой игры.
Вы правы! Египет действительно никогда не претендовал на титул «Родина хоккея».
Неверно. По версии канадцев, коренные народы, живущие на территории современной Канады, играли в хоккей задолго до прихода французов и англичан. Индейцы играли жестоко: команда, которая проигрывала, подвергалась физическому наказанию. Поэтому игра называлась «хогий», что в переводе с языка могикан означало «больно».
Дальше
Проверить
Узнать результат
Для чего в Средние века использовались берцовые кости животных?
Все правильно! Костяные лезвия активно использовались любителями конькобежного спорта. В XII веке в «Хрониках знатного города Лондона» монах Стефанус упоминал молодых людей, которые «подвязывают к ногам берцовые кости животных и, держа в руках палки с острыми наконечниками, отталкиваются ими ото льда и несутся с такой быстротой, как птица в воздухе или копье, пущенное из баллисты...»
Неверно. Клюшки изготавливались из цельного куска дерева, чаще всего ивы или клена. Потом им на смену пришел дуб.
Нет. Древние люди лыжи вырезали из дерева, а снизу прикрепляли шкуры животных, чтобы лыжи не скользили при подъеме на вершины.
Неправильный ответ. Начиная с XIV века ракетки для игры в мяч (будущий теннис) делали из дерева с веревками из кишок животных. Считается, что это придумали итальянцы.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Какого вида спорта никогда не существовало?
Он существует! Возник в Англии в 1954 году. А первый чемпионат мира по подводному хоккею прошел в Канаде в 1980 году. И сейчас в него играют по всему миру. Игры проводятся в бассейне, игроки экипированы ластами, масками, трубками и клюшками.
А вот и нет! Да, этот вид спорта на метлах придумала Джоан Роулинг в «Гарри Поттере», но фанаты книги успешно адаптировали квиддич для мира маглов — они ежегодно устраивают чемпионаты по всей России. Да, на метлах там не летают, но квоффлы, бладжеры и золотой снитч имеются.
Вы совершенно правы. Это разновидность крокета, которую придумал Льюис Кэрролл в «Алисе в стране чудес». В отличие от реально существующего крокета, в королевском крокете вместо молотков использовались фламинго, вместо шаров — ежи, а вместо ворот — солдаты. Повторить это в реальности пока никому не удавалось!
Такой вид спорта есть! Этот вид спорта существовал в древности, тогда в нем участвовали гигантские морские черепахи с наездниками. Он же популярен и сейчас, но уже в другом виде: черепах пускают в центр круга и ждут. Первая черепаха, которая опишет полный круг, выигрывает.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Какая из этих игр появилась раньше всех?
Нет, волейбол — достаточно «юный» вид спорта. Его история началась в США в 1895 году. Его придумал пастор Уильям Морган, преподававший в колледже. Он же дал спорту его название, что в переводе означает «летящий мяч» (от volley — отбивать на лету и ball — мяч).
Верно! Бадминтон возник еще до нашей эры, в Китае. Правда, назывался он «ти цзянь цзы». В игре использовался волан, который нужно было как можно дольше удержать в воздухе. Играли ногами, так как ракеток еще не придумали.
Вы удивитесь, но баскетбол возник совсем не так давно — 21 декабря 1891 года. Именно тогда учитель физкультуры в США придумал новую игру для своих подопечных с мячом и двумя корзинками для персиков.
Вы не совсем правы. Хотя теннис, безусловно, старинная игра, возникшая еще в XIII—XIV веках во Франции, Италии и Англии. Тогда она называлась «джикоко». Мяч отбивали через сетку надетой на руку рукавицей или деревянным щитом. Ракетки появились значительно позже. Современное название «теннис» происходит от французского tenez, означающего «держи», «лови» и служащего для привлечения внимания принимающего игрока.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Возможно, вы рассчитывали на лучший результат? Не бросайте тренировки — и победа будет ваша!
На самом деле, неплохо. Еще немного усилий — и вас пригласят в высшую лигу!
Вы здорово справились! Вы явно разбираетесь и в спорте, и в истории. Совсем немного не хватило до золотой олимпийской медали!
Гениально! Подозреваем, что у вас есть машина времени, иначе откуда вы так хорошо знаете, как играли в мяч древние греки и индейцы?! Кубок мира — по праву ваш.
или листайте дальше
Объявление
Друзья!

Редакции важно ваше мнение, и мы ценим обратную связь от вас. Предлагаем поделиться с нами идеями для новых рубрик или темами статей, которые кажутся вам интересными. Для этого заполните, пожалуйста, форму ниже. Среди читателей, которые выступят с предложениями до 17-го марта 2023 года, мы с помощью генератора случайных чисел разыграем три сувенира с корпоративной символикой «ТГК-1».

Примите участие в создании газеты «Энергия Северо-Запада» и получите приз!
Отправляя данную форму, я подтверждаю, что ознакомился с Политикой компании по обработке персональных данных и даю согласие на их обработку
Мы используем cookie, чтобы сайт работал корректно
Выпуск № 29 . Март 2023