ЭНЕРГИЯ
СЕВЕРО-ЗАПАДА
ноябрь 2023
В этом выпуске:
Главная тема

«Тяжмаш», Красноярская ГРЭС-2, Западно-Сибирская ТЭЦ: где работали наши коллеги, прежде чем стать энергетиками «ТГК-1»
Новости
Важная деталь

Как небольшие щёточки работают «связными» между ротором и статором

Прогресс
Как научные открытия, получившие Нобелевскую премию в прошлом веке, повлияли на современную энергетику

Юбилеи
ЭС-1 Центральной ТЭЦ отмечает свой 125-й день рождения




Люди света
Директор Южной ТЭЦ, доброволец вертолетного поисково-спасательного отряда рассказывает, как ищут потерявшихся людей с воздуха


История

Рассказываем о самых необычных гидроэлектростанциях — не только в России, но и во всем мире



ТГК-Лайф

Голосуем за детские рисунки в рамках акции «Добропомощь»




Тест
Угадываем станции по виду со спутника

Выберите материал
или листайте вниз
Подписывайтесь на наши соцсети и будьте в курсе событий!
Официальный аккаунт ТГК-1:
Спортивный аккаунт ТГК-1:
Главная тема
Точка притяжения — «ТГК-1»
Между Западно-Сибирской ТЭЦ и Каскадом Алматинских ГЭС — расстояние в сотни километров. Могли ли представить энергетики этих станций, что однажды будут работать вместе, в одной компании? «ТГК-1» объединяет профессионалов со всей страны (и не только нашей!), которые приносят с собой уникальный опыт и навыки. Рассказываем о нескольких объектах энергетики, на которых прежде трудились наши коллеги.
Сергей Виницкий
начальник электротехнической лаборатории Электрического цеха, Правобережная ТЭЦ. Работал на Каскаде Алматинских ГЭС
Я родился и вырос в Казахстане, в поселке Энергетик, в предгорьях Заилийского Алатау. Теперь поселок относится к городу Алматы и называется микрорайон Нурлытау.

Еще в 20-х годах по плану ГОЭЛРО задумывались о строительстве Каскада ГЭС на реке Большая Алма-Атинка. По проекту ленинградского отделения института «Гидропроект» в 1942 году началось строительство Каскада ГЭС. Первый агрегат ввели в работу в 1944 году. Сейчас Каскад растянулся более чем на 30 километров, насчитывает 10 станций и относится к АО Алматинские электрические станции (АлЭС).

Все станции Каскада, кроме ГЭС-1, не имеют постоянного оперативного персонала. Один дежурный инженер производит объезд (осмотр) станций и допуск бригад к работам по ремонту и ТО. Управление оборудованием — тоже дистанционно. Принцип работы Каскада предусматривает последовательное использование воды, отработавшей на верхней ступени, нижней ступенью. При этом все станции оборудованы обходными трубопроводами и водосбросами: они обеспечат работу нижележащих ступеней, если какая-то станция отключится.

ГЭС № 1 является головной станцией каскада. Она осуществляет водозабор из Большого Алматинского озера и обеспечивает работу всех остальных ступеней. Некоторые станции Каскада однотипные, с одинаковыми агрегатами. Много оборудования самодельного, выполненного по рациональным предложениям сотрудников.
Работая на ГЭС-1, иногда можно увидеть горных козлов, спускающихся к реке на водопой, а еще они лижут бетонные подпорные стены: на них выделяется соль.

На Каскаде ГЭС очень дружелюбные коллеги. Многие работают семьями. Все вопросы решаются сообща. В праздничные дни «Наурыз» — 21–23 марта — все департаменты АО АлЭС (ТЭЦ, ГЭС, ПРП, ЗТК и др.) выезжают на природу. По казахским обычаям ставят юрты, накрывают столы, ходят друг другу в «гости», проводят спортивные мероприятия, конкурсы, поют песни, общаются. Это очень сближает персонал и помогает в работе.
С детства я многое знал про Каскад ГЭС, так как мой отец Владимир Ильич работал водителем на дежурной машине и иногда брал меня с собой. Работал я на Каскаде с 1994 по 2019 год. Начал помощником электромонтера ЭТЛ и закончил начальником цеха автоматики, измерений и связи. В 2018 году получил звание заслуженного энергетика Казахстанской энергетической ассоциации. Мой ученик Айгали Ермурзаев — сейчас главный инженер Каскада ГЭС.

В 2018 году дочка поступила в институт и стало понятно, что она останется в Петербурге. Мы с супругой решили переехать, чтобы быть рядом. С мая 2019 года я работаю на Правобережной ТЭЦ.

Обязанности на Каскаде ГЭС в общем-то не отличались от моих обязанностей на ТЭЦ. Также необходимо производить регламентные работы и поддерживать исправность оборудования. На Правобережной ТЭЦ мне нравится более новое и современное оборудование.
Алексей Сергеев
инженер отдела материально-технического снабжения Каскада Кемских ГЭС. Работал в АО «Тяжмаш»
Родился и жил до окончания средней школы в волжском городе Сызрань. Видимо, судьба, что всю жизнь при гидротурбинах: даже родился в 300 метрах от улицы Гидротурбинной, а в детский сад и школу ходил по ней, только в разные стороны от дома.

Родители работали на АО «Тяжмаш», который был одним из трех заводов в Советском Союзе, выпускающем гидротурбины. На Подужемской и Кривопорожской ГЭС Каскада Кемских ГЭС эксплуатируются гидротурбины АО «Тяжмаш». Если Кривопорожская ГЭС стала для меня мечтой инженера, так как я участвовал и в проектировании, и в изготовлении, и в монтаже, и в эксплуатации ее гидротурбин, то через руки моего отца Сергеева Бориса Ивановича — старшего мастера чугунолитейного участка цеха № 8 — прошли все детали из чугуна гидротурбин Подужемской ГЭС.

По направлению от завода учился в завод-ВТУЗе при Ленинградском Металлическом заводе — флагмане отечественного турбиностроения. 1 сентября 1978 года началась моя трудовая деятельность. Так что для меня ЛМЗ — тоже родной завод.

По окончании института вернулся на АО «Тяжмаш», где отработал восемь лет, четыре года из которых — в качестве шефа-инженера на строительстве Кривопорожской ГЭС. Все эти годы я работал в коллективах с опытными, технически грамотными инженерами, у которых многому научился, что помогает в работе до сих пор.

На строительство Кривопорожской ГЭС меня направили для стажировки с целью в дальнейшем направить на другую ГЭС, которых для АО «Тяжмаш» было немало. Но стройка затянулась, затем темпы строительства ускорились – почти всегда работали в 2–3 смены, поэтому мое присутствие на объекте стало обязательным. За годы длительной командировки прикипел к Кеми. Нравился и город, и люди, да и бытовые условия были на современном уровне (была даже централизованная горячая вода в квартирах!). В те годы существовала практика приглашать подрядчиков после строительства ГЭС на работу на каскады. Такая же «участь» постигла и меня.

Все 30 лет работаю в отделе снабжения, но приходится часто решать технические вопросы по эксплуатации гидротурбин, приемке оборудования на заводах-изготовителях. ККГЭС оснащен современным оборудованием, поэтому работать хоть и непросто, но интересно. Даже в отделе снабжения много нового приходится осваивать. То СУПиЗ, то теперь ИУС П ГК. Пять лет пройдет — словно на новом месте работаешь! Нравится, что и социальные вопросы решаются. К примеру, для меня важно, что в «ТГК-1» проводятся спортивные соревнования. Для меня спорт — религия! Даже посетил древнюю Олимпию, совершив своеобразное паломничество. Вхожу в сборную ГЭХ по шахматам, хорошо плаваю и играю в теннис.
P.S. Лет 25 назад я написал стихотворение, посвященное ветеранам карельской энергетики:

Про годы мы не вспоминаем.
Не к месту это, не к лицу,
А лучше – все мы утверждаем:
Пример с вас брать любому молодцу!

Тогда работа будет спорой,
Тогда темно не будет никогда,
Тогда про вызов «скорой»
Забудет каждый навсегда!

Слышны турбины гулом тихим,
По всей Карелии электропровода.
Везде отчетливо мы видим
Частицы вашего труда!

Наверное, пришло время сказать, что это и про меня.
Ольга Сташкевич
инженер 1 категории ОППР Василеостровской ТЭЦ. Работала на Красноярской ГРЭС-2
До переезда в Петербург я почти 18 лет работала инженером ОППР на Красноярской ГРЭС-2. Каждое утро там начинается с того, что звучит гимн станции со словами: «Весь этот мир на ладони согрей. В нем, как и здесь, все до боли знакомо. Дело наших отцов, дело наших детей, Свет и тепло вашему дому». Его написал сотрудник ГРЭС-2.

Однажды, после ознакомительной экскурсии по станции для учеников одной из школ города, дети писали сочинение. Один семиклассник тогда сравнил Красноярскую ГРЭС-2 с солнцем. С тех пор и повелось у жителей города называть КГРЭС-2 рукотворным солнцем Сибири.

Красноярская ГРЭС-2 — одна из крупнейших тепловых электростанций Сибири и Дальнего Востока. Установленная электрическая мощность — 1274 МВт, тепловая мощность — 976 Гкал/ч. Особенность станции ещё и в том, что на ГРЭС-2 используются сразу две тепловые схемы: блочная и поперечная. Самое большое богатство станции – это ее люди, коллектив единомышленников. Много специалистов начали свою трудовую деятельность на КГРЭС-2 и навсегда остались верны энергетике. Образовались трудовые династии, дети продолжают дело отцов.

Станция находится в живописном месте на реке Кан среди тайги. Те, кто побывал в г. Зеленогорске Красноярского края и на КГРЭС-2, называют эту местность маленькой Швейцарией. Сама территория ГРЭС-2 очень зеленая: здесь растет множество деревьев, кустарников и цветов. Есть сад памяти, где все приезжающие руководители сажают по дереву. Когда дерево приживается, рядом ставят табличку с информацией о том, кто посадил и в каком году.

В строительстве станции принимало участие очень много моряков, моряков-подводников Черноморского и Северного флотов, которые потом остались работать на станции и связали свою судьбу с энергетикой. Поэтому исторически сложилось, что персонал КГРЭС-2 работает не сменами, а вахтами — как будто на корабле. И коллектив станции такой же сплоченный, как на морском судне. Я после переезда не теряю с коллегами связь. Бывает, что мне нужна их консультация, а им нужен мой совет — такой у нас обмен «любезностями».

В Северную столицу я переехала в 2022 году, чтобы быть поближе к сыну. Он учился в Петербурге и сейчас работает, как и я, на Василеостровской ТЭЦ. На станции я также работаю инженером в ОППР. Мне очень понравился коллектив, отзывчивый, дружный и сплочённый. Территория станции уютная и ухоженная. Здесь трудятся профессионалы, преданные своему делу. Я рада, что стала частью команды профессионалов Василеостровской ТЭЦ.
Сергей Спасюк
инженер по релейной защите и автоматике Каскада Кемских ГЭС. Работал на Апатитской ТЭЦ
Я родился в г. Елгава (Латвийская Республика), в раннем возрасте переехал на родину матери –
в г. Оленегорск Мурманской области. С детства тяготел к технике и точным наукам, что и повлияло на дальнейший выбор жизненного пути. В школе учился в физико-математическом классе. Потом уехал учиться в Кольский филиал ПетрГУ в г. Апатиты. Поступил на физико-энергетический факультет по специальности «Ядерная энергетика и теплофизика», получил красный диплом. Далее с отличием окончил магистратуру Мурманского арктического государственного университета (МАГУ) по специальности «Техническая физика».

Еще учась в магистратуре, в 2016 году получил предложение о трудоустройстве на Апатитскую ТЭЦ. С этих пор мой трудовой путь неразрывно связан с компанией «ТГК-1».

На Апатитской ТЭЦ проработал с 2016 по 2019 год. Прошел путь от обходчика трассы гидрозолоудаления до машиниста-обходчика котельного оборудования 4 разряда. Работал посменно. Сама работа была хоть и не самая сложная, но требовала постоянного контроля за работой механического и электрооборудования, приходилось заниматься и физическим трудом. От работы на Апатитской ТЭЦ у меня остались только позитивные воспоминания! Помимо опыта я приобрел и множество новых товарищей, с которыми общаюсь и по сей день.

В Карелию я переехал благодаря будущей супруге. Она, как и я, училась в Апатитах, однако найти работу в городе по ее специальности было затруднительно, а в Кеми ей предложили должность. От супруги я и узнал о Каскаде Кемских ГЭС и о том, что он тоже входит в компанию «ТГК-1». При поиске информации о каскаде нашел и вакансии. Одной из них была должность дежурного инженера ГЭС, и я отправил свое резюме. Откликнулись очень быстро, пригласили в Кемь, так я здесь и оказался.

Первые пару лет на Каскаде Кемских ГЭС я работал дежурным инженером Путкинской ГЭС. Как и на Апатитской ТЭЦ, работа была по сменам, однако уже более сложная и интересная.

С 2021 года я перешел в электротехническую лабораторию (ЭТЛ) Каскада Кемских ГЭС на должность инженера по релейной защите и автоматике. Здесь мне нравится многое: работаешь не только в кабинете за компьютером, но и в «поле» (проверка рейных защит, автоматики, высоковольтные испытания и т.д.), постоянно учишься чему-то новому, развиваешь кругозор, получаешь новые навыки и опыт, которые не найдешь в книгах и инструкциях. Кроме того, у нас очень дружный коллектив: общаемся не только на работе, но и вне её. Отношения между коллегами очень уважительные. И для тех, у кого есть желание, открыты перспективы карьерного роста.
Дмитрий Замышляев
инженер по релейной защите и автоматике Каскада Кемских ГЭС. Работал на Западно-Сибирской ТЭЦ
На Западно-Сибирской ТЭЦ я работал с декабря 1994. Начинал еще электромонтером, в 2006 году стал заместителем начальника цеха по РЭА, а в 2010 — начальником ЭЦ. В Петербург переехал с семьей пять лет назад, когда дочка поступила в вуз. Работаю на Первомайской ТЭЦ тоже начальником электрического цеха. Обязанности у меня не изменились: занимаюсь обеспечением надежности работы электрического оборудования в составе теплоэлектроцентрали. Там у меня в подчинении было 90 человек, здесь поменьше — 50.

Между Западно-Сибирской и Первомайской ТЭЦ есть историческое сходство: они обе строились, чтобы снабжать электроэнергией заводы. Первомайская — для Кировского завода, Западно-Сибирская — для металлургического завода. Станция должна была обеспечивать работу цехов и жилого поселка. Со временем её задачи расширились, но металлургический комбинат по-прежнему потребляет 90 % электрической и 40 % тепловой энергии ТЭЦ.

Первомайская и Западно-Сибирская ТЭЦ даже конструктивно похожи: старая часть Первомайской — копия старой части Западно-Сибирской первой очереди, за исключением того, что на Западно-Сибирской было три генератора, а тут — два.

На Западно-Сибирской ТЭЦ многие трудятся поколениями: начинал работать дед, потом — отец, теперь — сыновья. Пополняют ряды энергетиков выпускники металлургического института. Коллектив станции дружный, очень любит участвовать в спортивных мероприятиях вне работы. Часто там проводят теннисные турниры, лыжные соревнования.

Несмотря на то, что я работал в Сибири долгое время, переезд в Петербург меня не разочаровал. Даже здешняя погода нравится. Первомайская ТЭЦ — отличная современная станция, большинство процессов здесь автоматизировано. Коллектив сплоченный, хороший, все друг другу готовы помочь.
НОВОСТИ
В «Газпром энергохолдинге»
«Газпром» приступил к строительству крупнейшего в России специализированного литейного комплекса
10 октября на территории особой экономической зоны «Узловая» в Тульской области началось строительство крупнейшего в России специализированного литейного комплекса.

В мероприятии приняли участие Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер и Губернатор Тульской области Алексей Дюмин.

На предприятии будет освоено производство лопаток для промышленных, энергетических и судовых газовых турбин. Такие турбины «Газпром» широко использует, в частности, на объектах добычи и транспортировки природного газа, переработки углеводородного сырья, выработки электроэнергии и тепла для потребителей.

Специализированный литейный комплекс «Газпрома» войдет в число самых современных и высокотехнологичных предприятий страны. Здесь будет осуществляться полный цикл литейных операций: подготовка материалов, изготовление литейных форм, выплавка специализированной стали, механическая обработка деталей лопаток, проведение исследований и лабораторный контроль качества изделий.


Источник новости и фото: пресс-центр ООО «Газпром энергохолдинг»
В «ТГК-1»
Энергетики «ТГК-1» — победители конкурса молодых рационализаторов ООО «Газпром энергохолдинг»
11–12 октября в Сочи прошел финальный этап конкурса работ молодых рационализаторов ООО «Газпром энергохолдинг». Участники финала презентовали свои проекты перед экспертным жюри и получили награды.

Победителями в секции «Управление и автоматизация» признаны Виктория Койбагарова и Елена Рахимова, ведущие специалисты сектора внедрения стандартов производственной системы. Представленная членам жюри цифровая платформа поддержки принятия решений, повышающая безопасность, надёжность и эффективность работы, уже опробована на электростанциях компании. Система, построенная с применением облачных сервисов, технологий Интернета вещей и искусственного интеллекта, собирает и анализирует данные из 20 цифровых комплексов, внедренных на предприятиях «ТГК-1», позволяя руководителям и специалистам в удобной форме получить исчерпывающую информацию о работе оборудования и оперативно принимать решения по наиболее приоритетным задачам.

В технической секции третье место присуждено Никите Якимчуку, сотруднику Центральной ТЭЦ, за работу «Исследование режимов работы электротехнических комплексов, обеспечивающих генерацию тепловой энергии».
«ТГК-1» повысила надежность работы Питкякоски ГЭС
Энергетики ПАО «ТГК-1» завершили капитальный ремонт гидроагрегата на одной из малых гидроэлектростанций Сунского Каскада – Питкякоски ГЭС.

Специалисты выполнили ремонт и балансировку рабочих колес, заменили изношенные детали лопаток и отремонтировали регулирующие кольца направляющего аппарата, опорную часть крышки турбины. Также проведены восстановительные работы генераторных и турбинных подшипников.

«Капитальный ремонт гидроагрегата позволил значительно увеличить надёжность его узлов, повысил безопасность при эксплуатации и техническом обслуживании оборудования», — отметил директор Каскада Сунских ГЭС ПАО «ТГК-1» Евгений Лопатин.
В России
В НГТУ придумали технологию управления локальными электростанциями
Новосибирские ученые из Государственного технического университета (НГТУ) представили новую разработку — беспилотную систему энергоснабжения на базе электростанции малой мощности. Эта технология нужна для эффективного обеспечения электричеством удаленных микрорайонов, где централизованное энергоснабжение затруднено.

В последние годы появились альтернативные источники энергии малой мощности, представляющие интерес для таких удаленных точек. Однако они не всегда способны обеспечить постоянное и надежное электроснабжение из-за перепадов нагрузки. Чтобы избежать перебоев в работе системы, ее нужно включить в общую централизованную сеть. Ученые из НГТУ разработали технологию, позволяющую эффективно и безопасно подключать локальные электростанции к общей системе. Эта интеллектуальная технология управления локальными системами энергоснабжения (ЛСЭ) уже запатентована. Благодаря использованию различных алгоритмов и автоматического оператора, беспилотная система способна самостоятельно анализировать ситуацию, принимать решения и менять режим работы электростанции. Энергоснабжение остается надежным и качественным даже в условиях переменной нагрузки. Кроме того, автоматизация системы управления облегчает контроль над работающим оборудованием и сетями.

Фото: сайт НГТУ
Ученые НИУ «МЭИ» создали цифровой двойник турбогенератора
Виртуальная модель турбогенератора была смоделирована учеными в российской компьютерной программе EasyMAG3D для анализа электромагнитных полей. Эта модель может воспроизводить состояние реального турбогенератора в любых режимах работы, в том числе в аварийных. Зачем это нужно? Турбогенераторы нуждаются в постоянном контроле, потому что их состояние влияет на надежность электросети. За этим следят интеллектуальные системы мониторинга, они же постоянно запрашивают данные о состоянии агрегата. Но не всегда возможно получить необходимые сведения о параметрах турбогенератора, когда тот находится в работе, особенно если речь идет о неких повреждениях. Использование цифрового двойника решает эту задачу: виртуальная модель показывает все состояния турбогенератора в каждый момент времени и обучает искусственные нейронные сети разбираться в его работе.

Иллюстрация: сайт НИУ «МЭИ»
Уральские ученые провели испытания модели прогнозирования энергопотребления
Новая система прогнозирования электропотребления появилась благодаря разработкам международного коллектива ученых, в том числе исследователей из Уральского федерального университета в Екатеринбурге. Модель позволяет прогнозировать, когда и сколько энергии в течение суток будут использовать потребители. Разработку испытывали на реальных данных Центральной энергосистемы Монголии на протяжении трех лет. Результаты впечатляют: в краткосрочном прогнозе (на сутки вперед) точность прогнозирования составила 98,75 %.

По мнению создателей модели, такие прогнозы в будущем смогут сильно облегчить работу энергетиков: грамотное прогнозирование поможет эффективно распределять электроэнергию среди потребителей, планировать пиковые нагрузки. Проблема прогнозирования возникает из-за слишком большого количества факторов, влияющих на энергопотребление: это и распорядок дня жителей, и промышленные циклы предприятий, и погода. Интеллектуальная обучающаяся модель, которая способна учитывать все эти факторы и выдавать прогнозы по энергопотреблению без погрешностей, может стать для всей энергетической системы настоящим спасением.

Фото: фотобанк Pixabay.com
В мире
Японские ученые изобрели материал, способный заменить кобальт в аккумуляторах
В Японии исследователям удалось синтезировать безопасный для природы материал, которым можно полностью заменить кобальтовые электроды в литий-ионных аккумуляторах. Это исследование опубликовали в октябре в журнале Nature Sustainbility.

Новый материал синтезирован из комбинации сразу нескольких элементов — это литий, никель, кислород, кремний и марганец. По мнению создателей, плюс их разработки в том, что все эти элементы встречаются на Земле гораздо чаще, чем кобальт, и с ними проще работать. Кобальт — редкий и токсичный элемент, а его добыча в Африке сопряжена со многими социальными и гуманитарными проблемами, как считают ученые из Токио. Новое же вещество не отстает от соединений кобальта по уровню взаимодействия с ионами лития в электролите, при этом оно на 60 % превосходит их в плотности запасания энергии. Кроме того, опыты японцев показали, что литиевые батареи с новым материалом вместо кобальта после тысячи циклов заряда-разряда остаются «в строю»: они теряют только 20 % емкости. Этот результат намного выше, чем у других «экологичных» аккумуляторов, разработанных ранее.

Фото: Илья Снопченко
В Британии запустили первую турбину крупнейшего морского ветропарка
Самая мощная в мире морская ветровая электростанция введена в эксплуатацию. Речь о британском проекте Доггер-Бэнк (Dogger Bank), который находится у побережья Йоркшира. Пока что заработала только первая ветряная турбина — энергия от нее ужа начала поступать в английскую энергосистему. На очереди еще 276 гигантских турбин модели GE Haliade-X мощностью по 13 МВт каждая. Совокупная мощность ветропарка будет составлять 3,6 ГВт, но постепенно — в три этапа, по 1,2 ГВт каждый. Сейчас подключают первую очередь, в 2024 году подойдет очередь второй, а еще через два года — третьей. Амбициозный проект — плод работы норвежского нефтегазового гиганта Equior и шотландской компании SSE. Они получили права на строительство Доггер-Бэнк четыре года назад.

Фото: сайт проекта Dogger Bank Wind Farm
В университете Глазго разработали карту для размещения ВИЭ
Где оптимально размещать ветровые и солнечные генераторы, если речь идет о городской или загородной застройке и важна экономия пространства? Шотландские ученые из университета Стратклайда разработали цифровой инструмент для геопространственного картирования, который дает возможность выбирать оптимальное пространство для строительства ветряков или солнечных панелей. Эта цифровая карта поможет муниципалитетам или генерирующим компаниям находить и согласовывать будущие точки для строительства небольших «зеленых» электростанций. Инструмент назвали GOMap (Geospatial Opportunity Mapping – геопространственное картирование возможностей). Он был создан на основе платформы QGIS для визуализации и анализа геопространственной информации. Если задать все необходимые параметры, то цифровая карта может показать не только оптимальное место для строительства, но и предельное количество солнечных панелей или ветряных турбин, которые можно установить на крыше или на земле. Кроме того, ученые полагают, что их систему можно использовать для планирования районных систем теплоснабжения.

Фото: фотобанк Pixabay.com

Подготовлено по материалам пресс-службы ПАО «ТГК-1», пресс-центра ООО «Газпром энергохолдинг», порталов «Глобальная энергия», «Энергетика и промышленность России», RenEn.ru, сайта информационного агентства ТАСС.
Прогресс
Эффект Нобелевки
Недавно были озвучены имена новых нобелевских лауреатов за 2023 год, в том числе по физике и химии. Не всегда обычному человеку, далекому от достижений современной науки, понятны важность и будущие перспективы сделанных открытий. А давайте вспомним, как Нобелевские премии прошлых лет повлияли на нашу с вами жизнь и на сферу энергетики в том числе.
Радиоактивные открытия Марии и Пьера Кюри
Фото: Wikimedia Commons
В списке великих ученых-физиков навсегда «записана» Мария Склодовская-Кюри — первая женщина, получившая Нобелевскую премию. Она получила ее дважды — в 1903 и в 1911 годах. Исследовательница вместе с супругом Пьером изучала радиоактивность — так они называли лучи, которые испускались редким металлом — ураном. Им удалось договориться с Австрийской академией наук, чтобы получить бесплатные образцы отвалов из урановых шахт в Чехии. Супруги Кюри провели много времени, вручную перебирая и изучая тонны урановой руды. Они тогда еще не догадывались, что жертвуют своим здоровьем ради будущих открытий. Их исследования не прошли даром: Мария и Пьер открыли новые, до сих пор неизвестные науке химические элементы, более радиоактивные, чем уран. Им дали имена радий и полоний. Полоний — в честь Польши, где родилась и выросла исследовательница. Мария, Пьер Кюри и их соратник по изучению радиоактивности — французский ученый Анри Беккерель — стали нобелевскими лауреатами по физике в 1903 году «за вклад в развитие радиоактивности». Спустя восемь лет Мария Кюри получила вторую Нобелевскую премию — в этот раз уже по химии «за открытие элементов радия и полония». В начале века лишь малая доля образованных людей понимала, что такое радиоактивность и чем так важны ее исследования. Но открытие радиоактивности перевернуло мир, положив начало развитию ядерной физики. Основываясь на результатах Марии и Пьера Кюри, другие ученые продолжили работу, что привело в середине ХХ века к созданию атомной энергетики.
Джозеф Джон Томсон — «отец» электрона
Фото: Wikimedia Commons
В 1906 году английский физик Джозеф Джон Томсон получил Нобелевскую премию за «исследование прохождения электричества через газы». Звучит не очень-то сенсационно, не так ли? Тем не менее открытия Томсона оказали огромное влияние на науку. Проводя серию экспериментов с катодными лучами, Томсон обнаружил элементарную частицу, некую отрицательно заряженную «корпускулу», находящуюся внутри положительно заряженного атома. Сама идея, что атом не является неделимой частицей, а имеет внутреннее строение, уже была революционной. Отрицательные корпускулы внутри атома Томсон назвал «электронами». С помощью экспериментов он определил их массу и заряд, описав модель атома как «пудинг с изюмом». Согласно этой модели, положительный заряд атома равномерно распределен по всему объему, а отрицательно заряженные электроны находятся внутри него, как изюм в пудинге. Открытие Томсона стало ключевым для развития атомной физики. Ученые продолжили работать над пониманием структуры атома, позже появились более сложные модели — Резерфорда и Бора. Спустя более 100 лет научные открытия Джозефа Джона Томсона являются основой для разработки полупроводниковых материалов, для изучения элементарных частиц и ядерных реакций. А эти знания являются базовыми для атомной, возобновляемой и углеродной энергетики.
Макс Планк и его кванты
Фото: Wikimedia Commons
В 1918 году немецкий ученый Макс Планк получил Нобелевскую премию по физике за открытие квантов энергии. Открытие Планк сделал за 18 лет до этого: еще в 1900 году на заседании немецкого Физического сообщества он презентовал формулу излучения абсолютно черного тела, то есть тела, которое поглощает все попадающее на него излучение. Немецкий ученый вывел формулу, которая помогала правильно рассчитывать кривые излучения. Планк выдвинул идею, которая стала революционной: атомы выделяют энергию не единым потоком, как считалось прежде, а небольшими порциями. Ученый назвал эти порции «квантами» и предложил использовать физическую постоянную для описания закона распределения энергии в спектре абсолютно черного тела. Эта константа квантовой теории сейчас известна как постоянная Планка.

Что дала миру квантовая физика, основу которой заложил Макс Планк? Она позволила лучше понять историю возникновения Вселенной, объяснить строение материи на микроуровне. Свойства квантового мира помогли позже создать ядерные реакторы, лазеры, полупроводники для электроники. Без открытия немецкого ученого не могли бы появиться даже такие привычные нам бытовые приборы, как микроволновые печи, индукционные плиты и смартфоны.
Солнечные космические батареи от Жореса Алферова
Фото: Илья Снопченко
В 2000 году российский ученый Жорес Алферов был награжден Нобелевской премией по физике за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и микроэлектронных компонентов. Что интересно, свое открытие ученый сделал почти за сорок лет до награды — в 1963 году. Он придумал конструкцию инжекционного лазера на двойной гетероструктуре, то есть открыл возможность выращивать два полупроводника на общей подложке. Между ними образуется газ, и получается тройной полупроводник, позволяющий получить лазер. А уже этот лазер применяется в транзисторах — в оптоволоконных кабелях, в линиях спутниковой связи. Технологии Алферова используются при создании мобильных телефонов, светодиодов, лазерных хирургических инструментов, компьютеров и планшетов. В энергетике имя Алферова тоже имеет значение. Ведь благодаря многолетним исследованиям свойств гетероструктур полупроводников Жорес Алферов разработал эффективные солнечные батареи, которые имели стойкость к радиоактивному излучению и могли использоваться при освоении космоса. В том числе такие батареи были установлены и 15 лет безаварийно работали на международной космической станции «Мир».
Литий-ионные батареи: признание спустя десятилетия
Фото с официального сайта Нобелевского комитета nobelprize.org
Иногда значение врученной Нобелевской премии для науки становится понятным лишь спустя десятилетия. Но случается, что высшую награду в научном мире вручают тогда, когда заслуги ученых становятся очевидными для всех. Так произошло с Джоном Гуденафом, Стэнли Уиттингемом и Акирой Иосино, которым в 2019 году присудили Нобелевскую премию по химии за разработку литий-ионных аккумуляторов. Гуденафу на тот момент было 97 лет! А ведь свои открытия они успешно сделали более 30 лет назад — в середине 80-х годов прошлого века.

Все началось с Джона Гуденафа. Американский ученый (кстати, по образованию математик) много лет занимался оксидами переходных металлов и разработками магнитных материалов для устройств компьютерной памяти у себя на родине, но потом судьба закинула его в Оксфорд, где он стал главой лаборатории неорганической химии. В Оксфорде Гуденаф встречает своего знакомого коллегу — химика Стэнли Уиттингема. Они начинают работать вместе. Уиттингем придумывает первый перезаряжаемый литиевый аккумулятор. По его идее ионы лития направлялись от анода к катоду из дисульфида, встраивались в листы и затем текли назад. Но батарея была несовершенной: из-за появления дендритов (игольчатых структур из металла) батарея могла замкнуться и взорваться. К работе подключился Гуденаф. Он предложил использовать в батарейках кобальтат лития в качестве материала для катода. В это же время ученые Самар Басу и Есино Акира занимались тем же и выяснили, что ионы лития могут встраиваться в другой слоистый материал — графит. В 1985 году Акира запатентовал свой прототип литий-ионного аккумулятора. Гуденаф учел разработки японского коллеги и изобрел батарею с оксидом лития-кобальта в качестве катода и с графитом в качестве анода. В ней отсутствовал металлический литий, поэтому она была более безопасной. Разработку Гуденафа заметили в Sony. В корпорации смогли оценить огромный потенциал этой идеи, и уже с 1991 года компания занялась продажей электроники с новыми аккумуляторами. А дальше вы и сами знаете: литий-ионные аккумуляторы стали обыденной в каждом доме вещью, без них невозможно представить современную жизнь.



важная деталь

Щеточно-контактный аппарат

Щеточно-контактный аппарат по сравнению с другими частями гидроагрегата не выглядит внушительно, но размер в данном случае не показатель. Небольшие щеточки играют важнейшую роль в работе всего механизма турбины: они работают «связными» между ротором и статором генератора. Щетки трудятся без остановки и на износ.
Работа на износ
Зачем нужен щеточно-контактный аппарат? Это устройство передает ток возбуждения на ротор (вращающуюся часть генератора). Ток протекает по щеткам, расположенным в щеткодержателях. Специальные пружины сжатия прижимают щетки к контактному кольцу, находящемуся на роторе, для получения непрерывного и стабильного скользящего контакта. Когда ротор начинает вращаться, то поверхности щеток и контактного кольца соприкасаются, при этом возникает между ними определённое трение.
Щеткодержатели радиальные (А) и реактивные (Б):

1 — обойма; 2 — щетка; 3 — пружина; 4 — медный гибкий шунт; 5 — зажим; 6 — нажимная планка
Щеточно-контактный аппарат является открытым токоведущим узлом, он не защищен ни корпусом, ни кожухом. Для человека открытость — хорошее качество, привлекающее к нему других людей. Но открытость щеточно-контактного аппарата имеет целый ряд своих издержек. По статистике, щеточно-контактный аппарат занимает одно из первых мест по повреждаемости среди узлов гидрогенератора. Почему? Щетки постоянно находятся в работе и подвержены большим нагрузкам, а негативные факторы, воздействующие на аппарат, иногда технически невозможно устранить. Негативные факторы могут быть электрические, механические, атмосферные. Или все сразу. Например, вибрация, запыленность и недостаточная влажность воздуха, пары масла от подшипников. Чаще всего щеточно-контактный аппарат подвержен таким «болезням», как загрязнение, износ и бой контактных колец, износ и искрение щеток, повреждение щеткодержателей. Износ щеток — неизбежный процесс. На практике при нормальной работе генератора за 1000 часов износ может составлять от 1,5 до 8,5 миллиметров для положительного полюса и от 1,5 до 16 миллиметров для отрицательного полюса. Кольца при этом тоже подвержены износу.
Всегда на виду и под контролем
На ГЭС знают, что щеточно-контактный аппарат требует постоянного надзора, ведь его повреждения могут спровоцировать внеплановый останов или изменение работы гидрогенератора. Существует даже классификация дефектов для этого механизма: перемежающиеся (которые часто возникают, но могут исчезнуть сами), внезапные (когда какой-то или сразу несколько параметров скачкообразно ухудшаются) и постепенные (когда дефект проявляется постепенно, но необратимо).
Щеточно-контактный аппарат всегда на виду, его осмотр на ГЭС проводят не реже двух раз за смену. Казалось бы, при таком пристальном внимании ни одну неисправность не пропустят. Тем не менее значительная часть его отказов происходит внезапно: дефекты не видны при осмотрах или развиваются слишком быстро. Поэтому во избежание аварий на мощных гидрогенераторах возникает необходимость непрерывно контролировать состояние щеточно-контактного аппарата.
Щеточно-контактный аппарат нуждается в особом внимании персонала ГЭС: необходимо контролировать допустимое значение тока возбуждения, равномерный нагрев щёток, регулировать усилия нажатия щеток и своевременно заменять их при критическом уменьшении длины. Периодически проводятся чистки (подшлифовки) контактных колец. По вольтметру контроля изоляции цепей возбуждения или прибору, встроенному в защиту от замыкания на землю в одной точке цепи возбуждения, необходимо убедиться в том, что изоляция цепи возбуждения находится в нормальном состоянии. Все это производится вручную — в большей части при работающем генераторе. Работа сложная и ответственная, требующая высокой концентрации от энергетиков.
ЮБИЛЕИ
Прародительница электричества
16 ноября 125-й юбилей отмечает Электростанция № 1 — одна из старейших электростанций Санкт-Петербурга, сейчас входящая в состав Центральной ТЭЦ. Станция уникальна, ведь она «свидетель» того, как развивалась энергетика России в течение двух веков.
Свет для Гостиного двора
Станция № 1 «Общества электрического освещения 1886 года» была запущена в 1898 году, когда стало понятно, что столица Российской империи с каждым годом все больше нуждается в электричестве и нужны серьезные (по тем временам, конечно!) мощности. На набережной Обводного канала по проекту известного петербургского архитектора Николая Басина было построено здание под номером 76 — специально под электростанцию.

На электростанции установили четыре мощных паровых котла и шесть паровых машин «Сименс и Гальске» (суммарная мощность — 4 200 кВт). Других станций с такой мощностью в Петербурге не было, хотя в городе уже функционировали еще две достаточно крупные электростанции, построенные примерно в то же время, — «Гелиос» и станция «Бельгийского Анонимного Общества электрического освещения».

Количество потребителей, получающих электричество от Электростанции № 1, все время увеличивалось — к ней подключили Гостиный двор. Электричество в Гостином дворе было и в предыдущие годы, но его питала небольшая маломощная подстанция на Казанской площади. Чтобы магазины освещались светом от самой мощной и надежной станции на Обводном канале, были проведены новые кабели
Свидетельница событий XX века
Потребление электроэнергии в Петербурге росло стремительно, поэтому уже в 1913–1915 годах электростанцию решили расширить, к ней была пристроена котельная. К 1916 году, за год до революции, общая установленная мощность увеличилась более чем в 10 раз — до 49 000 кВт. В машинном зале уже находилось восемь паровых машин и девять турбин. Это покрывало половину потребностей Петербурга в электричестве.
Сразу после революции станция была национализирована и из частной превратилась в государственную. В 20-е годы тут появилась «рекордная» для того времени турбина в 30 МВт. Уже в 1927 году мощность станции достигла 68 МВт (за десять лет увеличилась опять более чем в 10 раз!). Перед самой войной, в 1940 году, несколько котлов были переведены на искусственный газ.
Во время блокады Ленинграда Электростанция № 1 — единственная в городе, которая не прекращала работать в течение самой трудной для города зимы 1941–1942 годов. 25 января 1942 года она была единственной работающей станцией в городе, все остальные были остановлены из-за отсутствия топлива. Прекратились движение электротранспорта, подача воды и света. Нагрузки в 3 000 кВт хватало только для обеспечения электричеством хлебозавода, госпиталя и Смольного. На территории станции рвались снаряды, но персонал продолжал работу. А впоследствии (когда топливо появилось) именно ее мощность помогла запустить турбины остальных ТЭЦ.
В ногу со временем
Старейшую в городе станцию регулярно модернизировали. В 60-х годах здесь ввели в эксплуатацию опытно-промышленную парогазовую установку, которая проработала около десяти лет. Именно Электростанция № 1 впервые совместно с Электростанцией № 3 стали поставлять энергию в общую теплосеть — этот первый опыт совместной работы генерирующих мощностей оказался удачным, и вскоре его взяли на вооружение многие другие электростанции в стране.
В 1999 году электростанции № 1, 2, 3 объединили в Центральную ТЭЦ.
В начале 2010-х годов назрела масштабная реконструкция ЭС-1: теплогенерирующее оборудование станции устарело, что вызвало энергодефицит центральной части Петербурга. Турбины необходимо было заменить и одновременно перейти на комбинированную выработку тепловой и электрической энергии. 5 декабря 2016 года в работу были введены два энергоблока с газовыми турбинами. Их электрическая мощность составляла по 50 МВт каждый, а общая тепловая мощность — около 240 Гкал/ч. Электроснабжение объектов исторического центра было в торжественной обстановке переключено со старых турбин на новое оборудование. Благодаря модернизации были закрыты старые неэкологичные котельные в центре города.
Модернизированное здание и оборудование ЭС-1 Центральной ТЭЦ
В 2023 году на ЭС-1 работает около 250 сотрудников. Центральная ТЭЦ, в состав которой входит ЭС-1, обеспечивает электроэнергией и теплом четыре района: Центральный, Адмиралтейский, часть Фрунзенского и Московского, в том числе Михайловский театр, Русский музей.
— Электростанция № 1 обслуживает практически весь исторический центр Санкт-Петербурга: промышленные, хозяйственные, культурные объекты Центрального и Адмиралтейского районов. Работу энергетиков ЭС-1 можно назвать одной из самых значимых для этой части города, а каждого сотрудника станции — лучшим в своем деле. Поздравляю коллектив ЭС-1 ЦТЭЦ с юбилеем станции! Успехов, счастья, добра, удачи, плодотворной и безаварийной работы!

Игорь Садовский
директор Центральной ТЭЦ
ЛЮДИ СВЕТА
Любовь к небу — на благо людям
В течение года в лес уходят десятки тысяч людей и тысячи из них пропадают. Искать и возвращать их домой помогают поисково-спасательные отряды: наземные и воздушные. О том, как ищут потерявшихся людей с воздуха и что делать, чтобы этого не произошло, рассказывает Сергей Иванов — директор Южной ТЭЦ, пилот с 20-летним стажем, доброволец вертолетного поисково-спасательного отряда «Ангел».
Взгляд с высоты
Сергей совершает полёты в вертолетном поисково-спасательном отряде «Ангел» уже почти 10 лет: его первый авиационный поиск состоялся в 2014 году. Отряд «Ангел» — это объединение из 27 пилотов-добровольцев, которые ищут с воздуха людей, потерявшихся в природной среде. Отряд существует с 2011 года, за это время при помощи вертолетов было найдено почти 700 человек, совершено около 800 вылетов. Среднее время реагирования с момента вызова до вылета — всего 90 минут.
— Это частная инициатива: нет какой-то казармы, в которой живут частные пилоты, с комнатами подготовки к полетам, — объясняет Сергей. — Владельцы вертолетов держат их там, где считают нужным. А благодаря сегодняшним средствам коммуникации в зависимости от региона поиска координатор находит того человека, который готов предоставить свое воздушное судно. Иногда для очень сложных поисков задействуется техника из других регионов. За время работы в отряде «Ангел» научились заранее определять дни так называемого «пикового спроса». — Если после дождя стоит хорошая погода, это значит, что через несколько дней большинство людей пойдет за ягодами и грибами — будет волна потеряшек. Координатор заранее обзванивает пилотов и владельцев техники, спрашивает, кто при необходимости готов будет вылететь на поиски, — рассказывает Сергей. — Когда заявки начинают поступать, координатор уже понимает: занят вертолет или нет. Могу сказать, что некоторые владельцы настолько проникаются идеей поиска, что откладывают свои задачи. Они, скорее, не полетят куда-то, куда хотели, чем откажутся предоставить вертолет на благое дело.

Сергей Иванов
директор Южной ТЭЦ
Уйти и вернуться
В лесах (да и не только) теряется много людей: в сообществе поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» сказано, что он «получает более 100 заявок на поиск пропавших ежедневно», а во время грибного сезона бывает и более 100 «лесных» заявок в день.
— У нас ассоциации с лесом сказочные и волшебные, но он может быть тихим убийцей, — говорит Сергей. — Хочу отметить, что Санкт-Петербург и Ленинградская область особенно опасны в этом плане: даже если днем погода может быть хорошей, то вечером в лесу просто замерзнешь. У русского человека к тому же есть особенность: он всегда думает, что плохое может случиться с кем-то другим, но не с ним. Поэтому очень важно предупреждать людей об опасности. Главная задача — предупреждать подобные ситуации, чтобы вообще не приходилось искать.
Мы в «ТГК-1» даже запустили социальную рекламу о том, как легко потеряться в лесу. На Южной ТЭЦ на наших пятничных совещаниях напоминаем сотрудникам о том, чтобы они берегли себя и своих близких, чтобы при походах в лес соблюдали элементарные правила безопасности.
Несколько правил безопасности
Уходя в лес, возьмите с собой
1
Полностью заряженный смартфон и внешний аккумулятор
2
Свисток

3
Запас воды (минимум 1 литр на человека) и перекус
4
Зажигалку, спички, чтобы можно было развести костер
5
Компас
1. Наденьте яркую одежду: это может сильно облегчить поиски.
2. Если потерялись, сразу набирайте 112. Чем раньше поисковая группа узнает об этом, тем лучше.
3. Заведите в семье правило: пусть ваши родственники или знакомые говорят вам, когда они собираются пойти в лес, в каком направлении, когда планируют вернуться, и отзваниваются по возвращении домой.
4. Если потерялся родственник, не ждите три дня: сразу идите в полицию и пишите заявление. Не надо постоянно звонить потерявшемуся и разряжать телефон. Звонить ему и говорить с ним должен спасатель.
Особенности авиационных поисков
— Есть частое заблуждение: «Сейчас прилетит вертолет и нас подберет». Вертолет во многих случаях может оказаться совершенно бесполезным, — объясняет Сергей. — Например, человек потерялся в лесу в камуфляже. Даже серого зайца проще увидеть среди деревьев, чем человека в камуфляже. Поиски ночью пока еще малоэффективны, несмотря на то что сейчас очень хорошо развита светодиодная техника, есть мощные прожекторы. Поиск во время тумана просто бесполезен, к тому же опасен для экипажа.
Еще нюанс: вертолет — это источник повышенной опасности, а самое главное в полете — это не сам полет, а подготовка к нему. Обязательно надо анализировать погоду. В этом помогает авиационный координатор: он дает подробную метеосводку. Так как поиски ведутся на сверхмалой высоте, он также предупреждает о препятствиях: линиях электропередач, вышках и т.д.
Как правило, в поисках с воздуха участвуют четверо: пилот и те, кто смотрит, выискивает потерявшегося человека.
— Это довольно напряженный процесс, очень обидно бывает пропустить пропавшего, лучше перестраховаться лишний раз, — говорит Сергей. — Когда ищешь человека, страшно услышать слова: «Я слышу звук поезда, сейчас выйду к нему». Обычно это слуховые галлюцинации от обезвоживания. Звук собственного сердца человек принимает за шум железной дороги, поэтому куда он пойдет в таком случае, предугадать невозможно.
Когда отряд находит человека, то сажает вертолет где-то поблизости. Если нет возможности приземлиться, то экипаж фиксирует координаты с помощью программного комплекса и передает спасательному отряду на земле.
«Непропащее» дело
— Один из самых быстрых поисков в этом году был такой. Позвонил координатор и сказал, что в лесу пропал дедушка. Большим плюсом было то, что его телефон не успел разрядиться. Второй плюс: дедушка смог развести костер. Мы с товарищем начали поиск в 16:00 часов, а примерно в 16:03 его закончили: сразу на этот костер прилетели. Зависли против ветра, скинули дедушке воду, фальшвеер и газовую горелку. А ближе к вечеру его уже эвакуировали спасатели.
— Другой случай. Будним вечером приходит заявка: пропали дедушка и двое детей. Прогноз погоды был очень плохой: начинался моросящий дождь, который ночью грозил превратиться в ливень. Это означало, что если за вечер мы их не найдем, то может случиться непоправимое. Полетели. Только доложили о вылете, как нам говорят, что дедушку и детей нашел поисковый отряд. Доложили об этом диспетчеру, радостно развернулись в воздухе, а он сообщил, что в лесу еще потерялась женщина. Мы пролетели над газелью с мигалками — ее ставят там, где человека видели в последний раз — и начали поиски. Довольно скоро женщина услышала шум вертолета, пошла на него, вышла к «газели» со спасателями и спросила: «Не меня ищете?» Такой вот счастливый финал.
Это памятка поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт». Возьмите, чтобы не потерять и не потеряться.
ИСТОРИЯ
От холодильника до фена
Мы настолько привыкли к существованию электричества, что даже не замечаем, как оно ежедневно облегчает нам жизнь. А ведь еще 100–120 лет назад большая часть бытовых электроприборов просто не была изобретена! Давайте вспомним, с чего начинались то, без чего мы сейчас не можем представить свои дома.
Стиральные машины: отжим отдельно
Еще в начале 1900-х годов про электрические стиральные машинки никто и слыхом не слыхивал ни в России, ни в Европе, ни в США. Богатые пользовались услугами прачек, остальные стирали руками, используя различные приспособления для облегчения процесса (например, стиральные доски). Умельцы придумывали различные механизмы, например, в 1851 году американец Джеймс Кинг представил на суд публики стиральную машину с вращающимся барабаном. Барабан крутился благодаря ручному приводу. Еще один изобретатель в Калифорнии открыл прачечную, где стиральная машина запускалась с помощью лошадиной силы: ее крутили 12 мулов.
В 1904 году в американских газетах уже активно обсуждалось новое устройство — электрическая машина для стирки, но первый патент на привод для электрической стиральной машины был выдан только в 1909 году Оливеру Вудроу. Тем не менее в историю как «отец стиральной машинки» вошел не он, а его конкурент Альва Фишер. Детище Фишера называлось Thor и было запатентовано в 1910 году в Чикаго. Машина имела деревянный барабан, который совершал по восемь оборотов в одну и в другую сторону. Механизм вращения барабана сцеплялся с валом электродвигателя с помощью рычага в нижней части машины. Вопрос безопасности потребителя тогда не стоял на повестке дня: все передаточные механизмы машины были открыты. Из-за этого происходили и неприятные ситуации: случалось, что длинные волосы хозяек попадали в отжимные валки, это было чревато серьезной травмой.

Что касается СССР, то здесь стиральные машины появились на несколько десятилетий позже — уже после войны. В 1950 году Рижский электромашиностроительный завод наладил их выпуск. Модели назывались «ЭАЯ-2» и «ЭАЯ-3», стоили 600 рублей. Позже появились «Рига-54» и «Рига-55», внутри которых помещалось до 2,5 килограммов сухого белья. Говорили, что «Рига-55» — это не самостоятельная разработка, а копия шведской «Хускварны», которую главный инженер завода привез с выставки в Москве. Еще одна веха в истории «большой стирки» — машина «Вятка», появившаяся в 1966 году. Наливать и сливать воду из «Вятки» нужно было вручную. «Вятка» была дефицитом: в первые годы она продавалась только по записи, только в Москве. Ждать чуда техники иногда приходилось больше двух лет!

Первая массовая автоматическая стиральная машина «Вятка-автомат» появилась в СССР лишь в конце 70-х годов. Ее производили в Кирове по лицензии итальянской фирмы. По сути, «Вятка-автомат» была российской версией машинки Ariston. 23 февраля 1981 года была произведена первая партия — около 100 машин. В магазинах «Вятка-автомат» стоила 495 рублей, что равнялось нескольким средним зарплатам. Кстати, чтобы купить новую машину, необходимо было предъявить справку из ЖЭКа о том, что электрическая проводка в доме соответствует нормам потребляемой мощности. В старых домах, построенных до 1978 года, устанавливать «Вятку-автомат» не разрешалось.
Холодильник: громоздкий и опасный
Первые холодильные машины появились еще в конце XIX века, только они еще не были электрическими. Так, механический холодильник немецкого изобретателя Карла фон Линде появился в 1879 году и работал на паровом насосе. Он производил до 200 килограмм льда за час! Такие агрегаты использовались на бойнях и пищевых фабриках. За 10 лет Карл Линде продал 700 холодильных машин, но размеры приборов не позволяли использовать их дома.

В 1899 году американский изобретатель Альберт Маршалл запатентовал первый «домашний» холодильник. Правда, и он не был электрическим: это устройство потребляло много дров, керосина и угля. Первенство в создании именно электрической холодильной машины принадлежит французам: физик Марсель Одифрен сконструировал ее в 1913 году. В этом же году холодильники поступили в продажу в Чикаго, но сравнивать с современными моделями того «первенца» довольно трудно: это было громоздкое сооружение, где объем холодильной камеры составлял лишь 20 % от общего объема конструкции. В трубках прибора циркулировал аммиак, что было опасно для потребителей. Шкаф делался из дерева, теплоизоляция — из пробки. Вращение компрессора обеспечивалось отдельным электродвигателем с ременной передачей. Подшипники хозяева холодильника должны были смазывать самостоятельно, как минимум раз в неделю. Холодильник пах и шумел. Спустя более 10 лет инженер из Дании Кристиан Стинструп придумал уже более удобную модель холодильника, где электромотор и компрессор были закрыты герметичным корпусом. Патент на это изобретение приобрела General Electric и дала название Monitor-Top. Этот вариант холодильника был практически бесшумным и безопасным, поэтому долго пользовался популярностью — продали около миллиона экземпляров!


В СССР первый холодильник выпустили на Харьковском тракторном заводе в 1935–1937 годах. А уже после войны, в 1951 году, пришло время для бытовых холодильников «ЗИЛ» и «Саратов». Эти агрегаты были долговечны, вместительны и передавались из поколения в поколение на протяжении десятилетий.
Электробритва: изобретение полковника Шика
Если говорить о тех электроприборах, которыми пользуются в большей степени мужчины, а не женщины, то имеет смысл вспомнить об электробритве. Ее изобрел военный — полковник Джейкоб Шик в 1923 году. Вокруг истории этого изобретения ходят разные легенды. По одной из версий, полковник Шик не мог использовать обычную классическую бритву из-за контузии. По другой — идея родилась у него во время работы на Аляске, где не было горячей воды и нужно было придумать вариант «сухого» бритья. Третья история гласит, что на мысль об электрической безопасной бритве Шика натолкнул вид военной винтовки с магазином. Так или иначе, полковник решил использовать небольшой электромоторчик, который приводил в движение подвижный нож. Волосы попадали внутрь бреющей головки сквозь прорези, а неподвижный нож тоже участвовал в процессе и защищал кожу от случайных порезов. Сменные лезвия хранили внутри ручки бритвы. В 1925 году полковник основывает свою компанию по производству электробритв, а в 1929 году они поступают в массовую продажу. Цена электробритвы в первые годы «кусалась»: прибор стоил 15 долларов (а просто лезвие можно было купить за 9 центов). Тем не менее изобретение стало популярным и продолжало совершенствоваться: позже появились дополнительные лезвия, вспомогательные поверхности и вибрации. А еще через несколько десятилетий электробритвы перестали зависеть от розеток — их можно заряжать с помощью аккумуляторов.

Пылесос — фырчащий помощник
Первый пылесос не был электрическим, его придумал англичанин Хьюберт Бут во время езды в грязном и пыльном пригородном поезде в 1901 году. По легенде, он увидел, как на соседней скамейке мальчик удерживал платок у рта, с силой втягивая воздух, и сообразил, что таким же образом можно втягивать и пыль. На первой модели Бута стоял двигатель внутреннего сгорания, а сам пылесос был назван «Фырчащим Билли». «Фырчащий Билли» был громоздким и тяжелым, им управляли двое мужчин, а перевозила от клиента к клиенту повозка из двух лошадей. Спустя некоторое время Бут заменил двигатель внутреннего сгорания на электрический мотор, что стало началом эры электрических пылесосов.

Практически одновременно с Бутом мысли об электрическом пылесосе пришли в голову двум другим людям. Одним из них был П.А. Фискер. Он запатентовал свой агрегат весом всего в 17,5 килограмма в 1907 году. Компания по производству пылесосов Nilfisk, основанная им тогда, существует до сих пор. А вторым «отцом» электрического пылесоса оказался некий Джеймс Мюррей Спранглер. Он не был изобретателем — он был уборщиком и страдал от астмы. Спранглер соорудил устройство из подручных средств: вентилятора, палки от швабры и наволочки от подушки. Именно он придумал вращающуюся щетку. Средств для реализации своей идеи он не имел, поэтому продал патент мужу своей кузины Хуверу. Тот основал компанию The Hoover, которая успешно продает пылесосы и по сей день.

В нашей стране пылесосы стали выпускать с некоторым опозданием. До Великой Отечественной войны на заводе «Электросила» в Ленинграде производили первую модель «ЭПР», а в Ярославле — «Красный маяк». После войны появились пылесосы модели «НКАП» (Народный комиссариат авиационной промышленности), их начали выпускать в 1945 году. По одной из версий, оборудование для его производства купили у шведской компании Electrolux, по другой — это было трофейное оборудование из Германии. Сначала эти пылесосы использовались не в квартирах, а на военных судах: каждый экземпляр был упакован в фанерный ящик с табличкой, где перечислялись все его аксессуары. Но в 50-е годы «НКАП» переименовали в «Днепр», потому что эту копию «Электролюкса» (модель Electrolux XI второй половины 20-х годов) выпускали на Днепропетровском агрегатном заводе. Это был первый массовый пылесос прямоточного типа. Эта и последующие модели «Днепра» в 1950-е годы имели мощность до 320 Вт, рабочее напряжение как 127 В, так и 220 В.

Фен — магия электрического душа
Интересно, что все бытовые электрические приборы были изобретены примерно в одно и то же время — в первое десятилетие ХХ века. Электрический фен тоже появился в этот период, причем в этом вопросе Россия не отстала от западных стран, как в случае с холодильниками или стиральными машинами. Доказательством служит статья «Два новых электрических аппарата для домашнего обихода» в журнале «Электротехническое дело» 1911 года. Там в красках описывается «изобретенный электрический душ», который «с поразительной быстротой сушит даже густые волосы и притом действие его совершенно безвредное».

Видимо, это была рекламная статья, потому что там несколько раз упоминается название этого «электрического душа» — Fön. Именно так немецкая компания «Санитас» в 1909 году назвала свое изобретение — переносной электрический прибор для сушки волос. Он был назван в честь теплого южного ветра, который часто дует в Альпах. Уже позже их запатентованное название стало нарицательным, и на многих языках аппарат для сушки волос навсегда стал «феном».

В следующие десятилетия механизм фена только усовершенствовался, радикальных изменений не производилось. Увеличивалась мощность, менялся внешний вид. В 1954 году General Electric переместила двигатель внутрь корпуса. В 60-х годах корпус прибора стали делать из пластика ради уменьшения его веса.
ТГК-Лайф
Энергия добра
«Делай добро и бросай его в воду. Оно не пропадет – добром к тебе вернется», — эта фраза из советского мультика могла бы стать девизом нашей благотворительной акции «Добропомощь». Ведь с обратной связью от наших подопечных, для которых мы собираем подарки в рамках акции, возвращаются не только слова благодарности.
Не так давно несколько волонтеров из числа сотрудников «ТГК-1» навещали маленьких пациентов Клиники внелегочного туберкулеза Санкт-Петербургского научно-исследовательского института фтизиопульмонологии, чтобы передать им собранные нашим коллективом книжки, игры, канцтовары и средства гигиены. А на днях мы получили около 20 рисунков от ребят, которые находятся там на длительном лечении. Самому маленькому творцу всего год и ему, конечно, помогала мама. Самой старшей художнице – 14 лет. Ребята приехали в Петербург на лечение из разных городов России и даже из-за рубежа, с далекого Тайваня. Но всех их объединила энергия добра и воспоминания о тепле родного дома, которые и стали главной темой присланных нам рисунков.
Мы обязательно поблагодарим каждого ребенка каким-нибудь небольшим памятным подарком за их старания и волю к победе над тяжелым недугом. А еще мы хотим попросить вас помочь нам выбрать трех художников (по количеству набранных голосов), которым вручим большие призы. Свой голос вы можете отдать только за один рисунок в каждой категории.

Просим вас проголосовать до 13-го ноября, в этот день отмечают Всемирный день доброты. Об итогах расскажем в новостях на корпоративном портале.
Выберите понравившийся рисунок (дети до 7 лет)
Выберите понравившийся рисунок (дети от 8 до 14 лет)
Спасибо за ваш голос!
Акция «ДоброПомощь» скоро стартует!

Коллеги из Санкт-Петербурга знают, что накануне нового года мы объединяемся, чтобы делать добрые дела в рамках традиционной «ДоброПомощи». В этом году акция пройдет в четвертый раз. Наших подарков снова будут ждать дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-сироты, одинокие пожилые бабушки и дедушки, пострадавшие от жестокого обращения кошки и собаки.
Помочь какой-то одной организации или всем понемногу, купить подарки от себя лично или вместе с коллегами — вариант участия вы выбираете сами. Любой вклад будет нужен и важен, каждый ваш добрый подарок найдет получателя.
«ДоброПомощь» стартует совсем скоро, подарки будем собирать с 20 ноября по 1 декабря. Подробности проекта и список кураторов будут опубликованы на корпоративном портале — следите за обновлениями!

ТЕСТ
Большое видится на расстоянии
Говорят, чтобы лучше понять ситуацию, нужно взглянуть на нее со стороны или «окинуть взором сверху». А сможете ли вы узнать электростанции «ТГК-1» с необычного ракурса? Делает ли вид со спутника знакомые очертания градирен и труб неузнаваемыми или все сразу понятно? Попробуем!
Начать
Для начала простая задачка: на картинке есть одна серьезная подсказка. И вот вам еще одна: в следующем году электростанции на этом снимке исполнится 90 лет!
Верно! Близость кораблей, причалов и моря говорит сама за себя. А еще плотная застройка подсказывает, что станция находится в черте города. Мурманская ТЭЦ обеспечивает теплом и горячей водой более 75 % жителей Мурманска. Кроме того, именно Мурманская ТЭЦ в 2024 году будет отмечать свой 90-летний юбилей.
Вы немного промахнулись географически. Станция на снимке действительно находится на Кольском полуострове, но разве в Апатитах есть море? На снимке — Мурманская ТЭЦ. Близость кораблей, причалов и моря говорит сама за себя. Мурманская ТЭЦ обеспечивает теплом и горячей водой более 75 % жителей Мурманска. Кроме того, именно Мурманская ТЭЦ в 2024 году будет отмечать свой 90-летний юбилей.
Возможно, вас смутила водная гладь на снимке и вы решили, что это Онежское озеро? Нет, это не оно: Петрозаводская ТЭЦ находится довольно далеко от берега. На снимке — Мурманская ТЭЦ. Близость кораблей, причалов и моря говорит сама за себя. Мурманская ТЭЦ обеспечивает теплом и горячей водой более 75 % жителей Мурманска. Кроме того, именно Мурманская ТЭЦ в 2024 году будет отмечать свой 90-летний юбилей.
Ошибка вышла! Рядом с Правобережной ТЭЦ в Санкт-Петербурге только один водоем — и это река Нева. На снимке — Мурманская ТЭЦ. Близость кораблей, причалов и моря говорит сама за себя. Мурманская ТЭЦ обеспечивает теплом и горячей водой более 75 процентов жителей Мурманска. Кроме того, именно Мурманская ТЭЦ в 2024 году будет отмечать свой 90-летний юбилей.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Вопрос чуть сложнее. Узнаете электростанцию? Если приглядеться, тут тоже есть несколько подсказок: например, рядом — синие купола и железная дорога…
Что-то общее, конечно, есть. Но вы забыли, что река Нарва разделяется в районе станции на два рукава и Нарвская плотина перекрывает только один из них. На снимке нет никаких рукавов, потому что это не Нарва, а Волхов.
Разве похоже? Вокруг Лесогорской ГЭС есть железная дорога, но мало городской застройки и уж точно никаких куполов. На снимке — Волховская ГЭС. Старейшая ГЭС России — первенец плана ГОЭЛРО — вполне узнаваема. Рядом набережная и музей инженера Графтио, стадион «Металлург», железная дорога и станция «Волховстрой». А синие квадратики прямо у плотины — это как раз купола церкви архангела Михаила.
Правильно! Старейшая ГЭС России и первенец плана ГОЭЛРО вполне узнаваема. Рядом набережная и музей инженера Графтио, стадион «Металлург», железная дорога и станция «Волховстрой». А синие квадратики прямо у плотины — это купола церкви архангела Михаила.
Что вы, у нее же совсем другая конфигурация! Юшкозерская ГЭС находится в Карелии, и вокруг нее нет ни церквей, ни железных дорог. Только озера и леса. На снимке — Волховская ГЭС. Старейшая ГЭС России — первенец плана ГОЭЛРО — вполне узнаваема. Рядом набережная и музей инженера Графтио, стадион «Металлург», железная дорога и станция «Волховстрой». А синие квадратики прямо у плотины — это как раз купола церкви архангела Михаила.
Дальше
Проверить
Узнать результат
А эту отгадаете? Характерная труба, много круглых зданий рядом, какая-то речка… Что за станция такая?
Вы ошиблись, но мы понимаем почему. Слишком много общего: такая же труба, тоже круглые крыши, те же дворы-колодцы, выдающие центр Петербурга. Но ЭС-2 находится на Новгородской улице, и рядом с ней нет узкой речки — только широкая Нева. А на снимке — ЭС-1, которой в этом месяце исполняется, между прочим, 125 лет! Речка — Обводный канал, а круглые крыши — это здания бывших старинных газгольдеров — хранилищ газа.
Да, верно! Это электростанция № 1 на Обводном канале, 76, которой, кстати, в ноябре исполняется 125 лет! На снимке много подсказок: и застройка с дворами-колодцами, типичная для центра Петербурга, и сама лента Обводного и четыре круглых крыши старинных газгольдеров — хранилищ газа. Сейчас в них выставочные пространства и Планетарий.
Ура, нам удалось вас запутать! ЭС-3 во всем подходит: и речка Фонтанка есть, и здания со дворами-колодцами. Но у ЭС-3 четыре трубы, а на нашем изображении — только одна, потому что это ЭС-1, которой в этом месяце исполняется, между прочим, 125 лет! Речка — Обводный канал, а круглые крыши — это здания бывших старинных газгольдеров — хранилищ газа.
Точно нет! Она находится не в центре, да и речки рядом не наблюдается. А на снимке — ЭС-1 Центральной ТЭЦ, которой в этом месяце исполняется, между прочим, 125 лет! Речка — Обводный канал, а круглые крыши — это здания бывших старинных газгольдеров — хранилищ газа.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Эта загадка не из простых. Из подсказок — лес, север, рядом — государственная граница. Есть идеи?
Да, верно! Это самая первая из каскада Пазских ГЭС, расположенных на Кольском полуострове. Она начала строиться еще в 1938 году на территории Финляндии и предназначалась для энергоснабжения никелевых рудников района Петсамо. В 1944 году была разрушена, а в 1950 году уже заработала с новыми мощностями. Восстанавливали ее финские инженеры по контракту с СССР. Станция работает в автоматическом режиме.
Очень похоже, но нет. Станция Раякоски — «жилая», здесь находится пульт управления всеми остальными станциями каскада Пазских ГЭС. Вокруг — поселок, дома. Совсем не такая лесная глушь, как на изображении. А на снимке — ГЭС Янискоски, самая первая станция из каскада Пазских ГЭС. Она начала строиться еще в 1938 году на территории Финляндии и предназначалась для энергоснабжения никелевых рудников района Петсамо. В 1944 году была разрушена, а в 1950 году уже заработала с новыми мощностями. Восстанавливали ее финские инженеры по контракту с СССР. Станция работает в автоматическом режиме.
Неверный ответ. Нижне-Туломская ГЭС тоже находится на севере, но не в лесу, а в поселке Мурмаши — вокруг много домов, железная дорога. А на снимке — ГЭС Янискоски, самая первая станция из каскада Пазских ГЭС. Она начала строиться еще в 1938 году на территории Финляндии и предназначалась для энергоснабжения никелевых рудников района Петсамо. В 1944 году была разрушена, а в 1950 году уже заработала с новыми мощностями. Восстанавливали ее финские инженеры по контракту с СССР. Станция работает в автоматическом режиме.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Посмотрите на эту ГЭС. Узнаете? Подсказка тут одна: поглядите на горы вокруг…
Вы были очень близки к правильному ответу! Ведь Хевоскоски ГЭС тоже входит в каскад Пазских ГЭС, как и станция на этом снимке. Но на Хевоскоски нет таких скальных пород вокруг. На изображении — Борисоглебская ГЭС. Она уникальна сразу по нескольким причинам. Во-первых, по ее плотине проходит граница между Россией и Норвегией. А во-вторых, машинный зал станции расположен под землей на глубине 50 метров и сооружен в скале. Вода реки Паз совершает путь по 854-метровому туннелю, пробитому в скале, и только потом попадает на лопасти турбин.
Вы не угадали! Верхне-Туломская ГЭС тоже находится на Кольском полуострове, но она больше, мощнее и вокруг нее нет такого скального рельефа. На изображении — Борисоглебская ГЭС из каскада Пазских ГЭС. Она уникальна сразу по нескольким причинам. Во-первых, по ее плотине проходит граница между Россией и Норвегией. А во-вторых, машинный зал станции расположен под землей на глубине 50 метров и сооружен в скале. Вода реки Паз совершает путь по 854-метровому туннелю, пробитому в скале, и только потом попадает на лопасти турбин.
Это неправильный ответ. Княжегубская ГЭС входит в каскад Нивских ГЭС, вокруг нее нет такого скального рельефа. На изображении — Борисоглебская ГЭС из каскада Пазских ГЭС. Она уникальна сразу по нескольким причинам. Во-первых, по ее плотине проходит граница между Россией и Норвегией. А во-вторых, машинный зал станции расположен под землей на глубине 50 метров и сооружен в скале. Вода реки Паз совершает путь по 854-метровому туннелю, пробитому в скале, и только потом попадает на лопасти турбин.
Вы угадали! Эта ГЭС входит в состав каскада Пазских ГЭС, но она уникальна сразу по нескольким причинам. Во-первых, по ее плотине проходит граница между Россией и Норвегией. А во-вторых, машинный зал станции расположен под землей на глубине 50 метров и сооружен в скале. Вода реки Паз совершает путь по 854-метровому туннелю, пробитому в скале, и только потом попадает на лопасти турбин.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Предполагаем, что это несложная загадка и вы легко узнаете, где находится эта электростанция. Тут много подсказок: труба, градирни, сквер рядом...
Это было просто, правда? Уж больно характерные две градирни видны на снимке. Железнодорожные пути, а через них — сквер ТЭЦ. Узнаваемый пейзаж! Петрозаводская ТЭЦ является базовым предприятием системы теплоснабжения столицы Карелии, ее установленная электрическая мощность — 280 МВт, тепловая мощность — 689 Гкал/час.
Ошибаетесь. Мурманскую ТЭЦ мы вам показали на самом первом снимке. А здесь вы видите вид сверху на Петрозаводскую ТЭЦ. На самом деле узнать ее можно по двум характерным градирням. Петрозаводская ТЭЦ является базовым предприятием системы теплоснабжения столицы Карелии, ее установленная электрическая мощность — 280 МВт, тепловая мощность — 689 Гкал/час.
Это неправильный ответ. У Первомайской ТЭЦ в Петербурге несколько дымовых труб характерного красно-белого цвета, а здесь, на изображении, явно только одна. На снимке — вид сверху на Петрозаводскую ТЭЦ. На самом деле узнать ее можно еще и по двум градирням. Петрозаводская ТЭЦ является базовым предприятием системы теплоснабжения столицы Карелии, ее установленная электрическая мощность — 280 МВт, тепловая мощность — 689 Гкал/час.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Вот тут нелегко отгадать, какая станция на снимке. Много лесов, небольшой поселок рядом. Подсказка: эта ГЭС была введена в эксплуатацию самой первой из всех ГЭС этого каскада.
Не совсем верный ответ. Беломорская ГЭС появилась в каскаде Выгских ГЭС не первой. Да и рельеф реки у ее плотины выглядит совсем иначе, чем на снимке. Правильный ответ — Маткожненская ГЭС. Она является первой станцией в каскаде Выгских ГЭС. Сооружения рядом — это дома поселка Сосновец на реке Нижний Выг. Маткожненская ГЭС была построена и запущена в 1953 году, сейчас ее установленная мощность — 63 МВт.
Ура, вы угадали! Маткожненская ГЭС является первой станцией в каскаде Выгских ГЭС. Сооружения рядом — это дома поселка Сосновец на реке Нижний Выг. Маткожненская ГЭС была построена и запущена в 1953 году, сейчас ее установленная мощность — 63 МВт.
Неправильно. Хотя логика ясна: ГЭС в Кондопоге является не только самой первой из каскада Сунских ГЭС, но и в целом «первенцем» электрификации Карелии. Но Кондопога — большой город, а на снимке — небольшой поселок. Это Сосновец на реке Нижний Выг, где расположена Маткожненская ГЭС. Она является первой станцией в каскаде Выгских ГЭС. Маткожненская ГЭС была построена и запущена в 1953 году, сейчас ее установленная мощность — 63 МВт.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Тут никаких подсказок даже не надо, и так достаточно понятно. Узнали станцию?
Ну конечно! Ее градирни видны издалека! Да и петли развязки на КАД рядом подсказывают, о какой станции идет речь. Южная ТЭЦ обеспечивает тепловой энергией промышленные предприятия, жилые и общественные здания Московского, Фрунзенского и Невского районов Санкт-Петербурга. В зоне обслуживания находятся 900 тысяч человек.
Не совсем! Что-то общее есть, но градирни выглядят иначе, и развязка КАД не проходит так близко. На снимке — Южная ТЭЦ. Южная ТЭЦ обеспечивает тепловой энергией промышленные предприятия, жилые и общественные здания Московского, Фрунзенского и Невского районов Санкт-Петербурга. В зоне обслуживания находятся 900 тысяч человек.
Нет! Вас, наверное, ввел в заблуждение цвет градирен, они действительно похожи. Но Правобережная ТЭЦ находится далеко от КАД, и таких развязок рядом с ней нет. На снимке — Южная ТЭЦ. Южная ТЭЦ обеспечивает тепловой энергией промышленные предприятия, жилые и общественные здания Московского, Фрунзенского и Невского районов Санкт-Петербурга. В зоне обслуживания находятся 900 тысяч человек.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Кажется, вид сверху вам спутал все карты? Или, может быть, вы просто еще недавно работаете в ТГК-1 и не знаете, как выглядят все наши энергообъекты? Предлагаем поизучать в свободное время карты с видами со спутника — получите много удовольствия!
В половине случаев нам удалось вас запутать, хотя где-то вам все равно удалось распознать знакомые очертания станций, несмотря на непривычный ракурс. И это здорово!
Вы прекрасно знаете все объекты ТГК-1, но непривычный ракурс немного смущает, верно? Тем не менее — хороший результат!
Поздравляем, у вас глаз-алмаз! И электростанции «ТГК-1» вы узнаете с любого ракурса, вид сверху вас не собьет с толку.
Мы используем cookie, чтобы сайт работал корректно
Выпуск № 37. Ноябрь 2023