ЭНЕРГИЯ
СЕВЕРО-ЗАПАДА
сентябрь 2023
В этом выпуске:
Главная тема
В «ТГК-1» выбрали пять лучших проектов от молодых специалистов, которые сделают процессы в компании эффективнее
Новости
Котел
Как работает котел — сердце любой ТЭЦ

Прогресс
Правда ли, что перовскитные солнечные панели скоро вытеснят кремний?
Производство
Как цифровизация облегчит процесс техобслуживания оборудования «ТГК-1»



Энергичное хобби
Коллекционирование как источник вдохновения помимо работы




Искусство
Рассказываем об уникальном памятнике искусства, восстанавливать который помогает «ТГК-1»


Тест
Энергетическая сфера вдохновляет многих художников на создание своих произведений. Готовы проверить, насколько вы разбираетесь в энергетике искусства?
Выберите материал
или листайте вниз
Подписывайтесь на наши соцсети и будьте в курсе событий!
Официальный аккаунт ТГК-1:
Спортивный аккаунт ТГК-1:
Главная тема
Рационализируй это
Каждый год наши коллеги из всех филиалов «ТГК-1» ломают голову над тем, как улучшить работу энергетической компании, оптимизировать технологии и внедрить инновации. Самые дельные проекты предстают на суд жюри во время ежегодной летней научно-практической конференции «ТГК-1». Судьи выбирают пять победителей, которые представят нашу компанию осенью на финале Конкурса работ молодых специалистов и рационализаторов ООО «Газпром энергохолдинг».
В этом году свои проекты участники презентовали 3 и 4 августа в актовом зале Василеостровской ТЭЦ, где проходила летняя научно-практическая конференция. Это ежегодная практика: во время конференции проходит II тур Конкурса молодых специалистов и рационализаторов ООО «Газпром энергохолдинг». Сотрудники представляют научные и технические достижения в области энергетики, обмениваются знаниями и практиками с более опытными коллегами, обсуждают актуальные вопросы и перспективы развития компании и отрасли. В состав жюри входят топ-менеджеры «ТГК-1». Слушателями с помощью видеоконференцсвязи могли стать все коллеги.
Конкурс молодых специалистов и рационализаторов ООО «Газпром энергохолдинг» проходит в три этапа. I тур — на уровне филиалов и структурных подразделений «ТГК-1», в этом году он завершился в июне. Из 40 заявленных проектов во II тур было отобрано 28 проектов (16 — в технической секции и 12 — в секции «Управление и автоматизация»). На II туре победители из структурных подразделений борются за звания победителей компании, и в финал выдвигается пять человек. III тур — на уровне ООО «Газпром энергохолдинг» — проходит осенью. Борьба на всех этапах ведется в двух секциях — технической и «Управление и автоматизация». Также лучшие работы «ТГК-1» традиционно выдвигаются на отдельный конкурс Министерства энергетики РФ. Все работы участников научно-практической конференции «ТГК-1» опубликованы в ежегодном сборнике, посвященном мероприятию. Вы можете найти его на корпоративном портале.
Какие проекты вышли в финал? Из 28 выбрали 5 решений — самых актуальных, имеющих перспективу внедрения и тиражирования. Так, в технической секции в финал вышли проекты об оптимизации графиков ремонтов ГЭС для увеличения маржинальности, о модернизации тепловой схемы ПГУ-450 с помощью блочного дожигающего устройства, а также исследование режимов работы электротехнических комплексов. В секции «Управление и автоматизация» выиграли проект по совершенствованию формата подготовки персонала на производстве, а также идея создания единой цифровой платформы поддержки принятия решений для руководящего персонала.
Техническая секция
Секция «Управление и автоматизация»
Научно-практическая конференция молодых специалистов и рационализаторов «ТГК-1» успешно проходит уже 10-й год подряд — с 2014 года в ней приняли участие 419 человек! Свои идеи и предложения представляют самые инициативные и энергичные молодые специалисты. Во время конференции представительная комиссия из всех проектов отбирает пять победителей, которые проходят в финал Конкурса молодых специалистов и рационализаторов ООО «Газпром энергохолдинга». Такая установлена квота. Но гораздо больше работ достойны быть в финале. Некоторые из проектов получили от судей положительные отзывы и советы по доработке. Учебный центр помогает участникам научно-практической конференции (в первую очередь, конечно, тем, кто вошел в число победителей) доработать презентации и подготовить выступления для следующего тура. Один из главных критериев при оценке новых рационализаторских идей — возможность их внедрения в нашей компании. Мы в Учебном центре все эти годы следим за тем, как складывается судьба у выигравших проектов и их создателей. Есть приятная статистика, что большой процент работ, которые участники предлагали на конференциях, не остался лишь «на бумаге», а был внедрен. А сами участники получают повышение в должности, и их карьера складывается успешно.

Виктория Плотникова — начальник Учебного центра
Девиз нашего конкурса: «Развитие себя и своей компании». Это два момента, которые крайне важны для нас всех. Взаимное развитие и обогащение идеями дает результат и самим участникам как инженерам и специалистам, и компании, где новые разработки будут внедряться. Очень ценно то, что, помимо своей привычной работы, молодые специалисты готовы привнести новое и усовершенствовать старое. Любые процессы, как бы (казалось бы!) идеально отлажены ни были, всегда можно улучшить, если взглянуть на них свежим взглядом или с другого ракурса.

Наша конференция не зря называется научно-практической. Она ежегодно подтверждает, что идеи молодых специалистов безграничны, и то, что еще вчера казалось нереальным, сегодня успешно внедряется на практике, на производстве.

Алексей Воробьев — главный инженер «ТГК-1», председатель конкурсной комиссии
НОВОСТИ
В «Газпром энергохолдинге»
Завод «Тюменские моторостроители» выступил одним из инициаторов создания Центра нефтегазового машиностроения «М-Тех»
Завод «Тюменские моторостроители» выступил одним из инициаторов создания на базе Тюменского индустриального университета Центра нефтегазового машиностроения «М-Тех» в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Соответствующее соглашение о партнерстве в создании и развитии образовательно-производственного кластера было подписано 10 августа 2023 года в присутствии заместителя губернатора региона Алексея Райдера. Кроме ПАО «Тюменские моторостроители», партнерами проекта выступили ООО «Газпромнефть — Заполярье», АО «Транснефть — Сибирь», АО «СУЭНКО», ООО «НИПИ «Нефтегазпроект».

На создание Центра вуз выиграл федеральный грант в размере 100 миллионов рублей. В следующем году на базе Многопрофильного колледжа ТИУ будут оборудованы 7 новых лабораторий, полигон, а также дооснащены и модернизированы существующие. С 2024 года 30 образовательных программ колледжа обновятся с учетом потребностей индустриальных партнеров, актуальными и перспективными требованиями к квалификации работников и развитием технологий. Планируется, что по ним будут обучаться около 2000 студентов.


Фото: пресс-служба ТИУ
Источник новости: ООО «Газпром энергохолдинг индустриальные активы»

В России
Ученые разработали инновационную поворотную горелку для Томской ГРЭС-2
Ученые Всероссийского теплотехнического института (ОАО «ВТИ») вместе со специалистами национального исследовательского института «МЭИ» провели успешные испытания своей инновационной разработки — поворотной горелки для сжигания угольной пыли, мазута и природного газа в рамках комплексной работы по улучшению сжигания топлива в котле БКЗ-210 Томской ГРЭС-2. Горелка работает в системе ступенчато-стадийного сжигания топлива, ее устройство позволяет существенно сократить выработку оксидов азота. Горелка уникальна своей конструкцией — устройством поворота и смещением ядра факела вверх или вниз. Это позволяет оптимизировать работу котла при его частичной нагрузке. Кроме того, выходное кольцо в горелке поворачивается влево и вправо — это дает возможность выровнять тепловой перекос между правой и левой сторонами котла. Основная удача новой разработки — в том, что молодым ученым удалось внедрить современные отечественные технологии в уже готовую концепцию установок прошлого столетия. Такие инновации упрощают дальнейшие исследования и делают последующие разработки более дешевыми и доступными.

Фото: Управление общественных связей НИУ «МЭИ»
Ученые из Волгограда создали нейросети, способные прогнозировать будущие поломки турбин и двигателей
В Волгоградском государственном техническом университете (ВолгГТУ) придумали метод, прогнозирующий время выхода газовых турбин из строя. Метод основан на нейросетевых моделях глубокого обучения. По оценкам авторов работы, такой подход улучшает систему прогноза поломок оборудования ТЭК в два раза, что помогает снизить издержки предприятий и повысить бесперебойность работы. Если точно знать время отказа оборудования заранее, то можно отсрочить поломки — например, с помощью коррекции программы техобслуживания или оптимизации режимов работы агрегата. Нейросетевая разработка ученых из Волгограда дает точные прогнозы при минимальном наборе данных об исходных характеристиках оборудования за счет применения особых нейросетевых механизмов. Метод создан в рамках интеллектуальной платформы, с помощью которой в будущем можно будет создавать цифровые двойники любых промышленных двигателей и силовых установок (не только газовых турбин) и прогнозировать их техническое состояние.


Лавинный диод создан учеными из Ставрополя для защиты электроприборов от перенапряжения
В Северо-Кавказском федеральном университете разработали уникальный для России механизм — лавинный диод. Это устройство для защиты электроприборов от перенапряжения. Его отличительной особенностью, в отличие от прежних подобных устройств, является то, что срок его службы не ограничен. Из других преимуществ — простота сборки, низкая стоимость изготовления. Аналогов этого устройства в России не существует, поэтому разработчики возлагают на будущее применение лавинного диода большие надежды: предполагается, что он будет пользоваться высоким спросом на предприятиях российского энергетического комплекса. Принцип работы лавинных диодов таков: они входят в режим обратимого электрического пробоя, когда на них поступает слишком высокое напряжение. Резко возрастает обратный ток через диод, одновременно ограничивается напряжение на нем. От места перенапряжения эффективно отводится тепло, так как лавинный диод может долго рассеивать избыточную мощность без перехода в необратимый тепловой пробой, не разрушаясь. Когда напряжение будет снято, устройство продолжит работать дальше.

Фото: ФГАОУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет, Илья Хачатурян
В мире
У Полярного круга на канадском алмазном руднике построят крупнейший солнечный парк
На севере Канады появится крупнейшая в этом полярном регионе солнечная электростанция. Ее построит крупная англо-австралийская горнодобывающая корпорация Rio Tinto. Площадкой для размещения 6600 солнечных панелей станет территория алмазного рудника «Диавик», расположенного рядом с Полярным кругом. Уже в первом полугодии 2024 года солнечный парк планируют ввести в эксплуатацию. По проекту он будет вырабатывать 4200 мегаватт-часов электроэнергии в год. Для солнечной электростанции был разработан специальный дизайн, который позволит использовать для получения энергии не только прямые солнечные лучи, но и свет, отражаемый от снега, ведь большую часть года он не тает. По планам установка солнечных панелей покроет около четверти потребностей алмазного рудника в электроэнергии. Рудник разрабатывается с 2003 года, но срок эксплуатации шахты заканчивается: коммерческая добыча алмазов будет завершена через три года, а полностью шахту закроют в 2029 году.

Фото: Wikimedia Commons
В Китае построили гравитационную систему хранения энергии из композитных блоков
На востоке Китая вводят в эксплуатацию гравитационную систему хранения энергии емкостью 100 мегаватт-часов. Уже осенью 2023 года планируется начать ее коммерческую эксплуатацию. Автор проекта — компания Energy Vault. Принцип работы гравитационной системы похож на принципы работы ГАЭС (гидроаккумулирующих электростанций). При избытке электроэнергии на ГАЭС вода перекачивается из нижнего резервуара в верхний, а при недостатке — вода сбрасывается обратно в нижний резервуар, приводя в действие электрогенераторы. В варианте Energie Vault вместо воды будут использоваться композитные блоки весом по 35 тонн каждый. Блоки будут храниться в специальных наземных шахтах, внешне похожих на конструкцию башенных кранов. В часы низкого спроса на электроэнергию блоки будут подниматься вверх с помощью электродвигателя, питаемого ближайшей ветроэлектростанцией, во время пиковых нагрузок — благодаря гравитации опускаться вниз, вырабатывая электричество за счет кинетической энергии. По оценкам создателей, подобные гигантские гравитационные «батареи» выгодно отличаются от литий-ионных аккумуляторов: их КПД не зависит от количества циклов заряда-разряда, установка не требует использования дорогостоящих металлов (лития, кобальта, никеля). Для создания блоков планируется использовать промышленные отходы — например, изъятый грунт со стройплощадки или отходы обогащения горных пород. По оценке Energy Vault, соотношение накопленной и обратно генерируемой электроэнергии составит 75 %. На данном этапе продолжительность хранения энергии составляет всего 4 часа, но разработчики обещают в будущем увеличить это время до 12 часов и дольше.

Фото: China Tianying Inc.

В Китае установлен основной модуль атомной станции малой мощности
Пройден еще один этап в строительстве первой наземной атомной электростанции малой мощности в Китае: осуществлена установка основного модуля. Модуль привезли с завода-изготовителя уже в собранном виде, он включает в себя реактор и парогенератор. Linglong One (такое название носит будущая атомная электростанция малой мощности) — демонстрационный проект, строящийся в провинции Хайнань на площадке АЭС Чанцзян. Реактор АСММ мощностью 125 мегаватт МВт сможет обеспечить электроэнергией 526 тысяч хозяйств. Кроме того, его мощности (1 миллиард киловатт-часов в год) будут использовать для опреснения морской воды и генерации тепловой энергии. Первая наземная атомная станция малой мощности по плану должна быть введена в эксплуатацию в 2026 году. Разработка этого проекта началась 13 лет назад — в 2010 году. Кстати, первая в мире надводная АСММ была запущена в 2020 году — это плавучая теплоэлектростанция «Академик Ломоносов», изготовленная на заводе в Санкт-Петербурге и работающая в городе Певек на Чукотке.
Фото: China National Nuclear Corporation

Подготовлено по материалам пресс-службы ПАО «ТГК-1», ООО «Газпром энергохолдинг индустриальные активы», информационного агентства ТАСС, порталов E2nergy, «Глобальная энергия».
Прогресс
Пост-кремниевая эпоха
Перовскит уже не первый год на пике популярности. Принято говорить, что этот относительно новый полупроводник открывает дверь в «пост-кремниевую» эпоху солнечной энергетики. Когда перовскитные солнечные батареи вытеснят уже привычные кремниевые? И как удалось российским ученым добиться того, что эффективность перовскитных панелей в сумерках и в помещении только возрастает? Об этом «Энергии Северо-Запада» рассказал ученый и инженер из лаборатории перспективной солнечной энергетики НИТУ МИСИС Павел Гостищев.
Что такое перовскит?
Если погуглить в Интернете, то выяснится, что перовскитом называют природный минерал, найденный в Уральских горах в XIX веке. Свое имя он получил в честь минеролога — графа Льва Перовского. Но между этим редким для поверхности Земли минералом и тем материалом, из которого делают солнечные элементы, есть большая разница. Природная молекула кристалла состоит из кальция, титана и трех атомов кислорода. Перовскит-полупроводник создается с той же кристаллической решеткой, но ученые меняют его свойства, «подставляя» атомы других элементов.
— В начале 2010-х годов исследователи нашли определенное сочетание молекул в решетке, позволившее делать пленки из этого материала, способные поглощать видимый свет, — объясняет Павел Гостищев. — Коэффициент поглощения у перовскита оказался намного выше, чем у кремния: при одинаковой толщине кремниевой и перовскитной пленки вторая поглотит света намного больше. С этого момента начались разработки перовскитных солнечных элементов.

Наносится на пластик и заряжает в сумерках
Ученые из НИТУ МИСИС — настоящие энтузиасты, которые видят в перовските огромные перспективы. Но они не одиноки: огромное количество лабораторий по всему миру активно исследует перовскитные технологии, понимая, что у этого материала большое будущее.
Вот очевидные плюсы перовскита.

Во-первых, для производства кремния нужны вакуумные технологии, большая степень очистки, его производство токсично. Перовскитная пленка же наносится без использования вакуума, из раствора — либо с помощью центрифуги, либо печатью (схожей с технологией обычного струйного принтера). Оборудование будет стоить дешевле, и открываются возможности широкоформатной печати.

Во-вторых,
перовскит может наноситься не только на стеклянные, но и на гибкие пластиковые подложки. Это позволит солнечным батареям быть менее хрупкими, более легкими, а также скручиваться в рулоны и устанавливаться на искривленные поверхности.

В-третьих, кремний прекрасно справляется с выработкой электроэнергии при ярком солнечном свете. Но в условиях облачности, сумерек или искусственного освещения его эффективность падает с 25 % практически до нуля.
— Перовскиты удивили весь мир своим свойством: в условиях низкой освещенности КПД перовскита наоборот растет! — рассказывает Павел Гостищев. — Так, перовскитный солнечный элемент с 20 % КПД при яркой освещенности повышает эффективность при низкой освещенности до 30 %. Это дает перовскиту большое преимущество для использования солнечных панелей — например, на Крайнем Севере, в лесу, в тени, в офисных помещениях.

Перовскит для офиса или для космоса?
Кроме того, меняя состав перовскита, можно изменять его свойства, подстраивая под различные применения и цветовую температуру. Свет от разных источников имеет разную цветовую температуру (солнечный свет — одну, и она меняется в течение дня; искусственное освещение — другую). У каждого материала для солнечных панелей есть свой спектр поглощения, например, кремний хорошо поглощает инфракрасный свет и часть видимого излучения, но плохо поглощает ультрафиолетовую часть спектра. Перовскит же поглощает видимую часть спектра, включая ультрафиолет. Поэтому перовскит будет намного эффективнее работать в условиях искусственного освещения, светодиодных или люминесцентных ламп.
Этой весной ученым из НИТУ МИСИС удалось создать промышленный прототип солнечной панели с рекордным КПД при разных типах искусственного освещения. Такого результата можно добиться при повышении содержания брома: при «теплом» освещении этот материал даст максимально возможный на данный момент КПД для перовскитных солнечных панелей — 36,1 %.
Кремний не может менять свой спектр поглощения, это непреложная физическая характеристика материала, — говорит Павел Гостищев. — А перовскит, как кристаллическую решетку, мы можем изменять под различные нужды. Меняя его состав, можно сильно варьировать его свойства — менять спектр поглощения света и даже «настроить» наоборот — на испускание света! Нужен нам материал для преобразования инфракрасного излучения — меняем спектр под эту задачу. Для преобразования ультрафиолета изменяем состав перовскита и получаем по сути ту же панель, но с другими свойствами. Кроме того, в нашей лаборатории удалось получить образец полупрозрачного солнечного элемента — в будущем его можно масштабировать для создания тонировки для окон. Они будут задерживать 80 % света и перерабатывать его в электроэнергию. Еще один путь развития — в космосе. Перовскит более устойчив к воздействию радиации, чем кремний. При увеличении стабильности у солнечных батарей из этого материала появляются хорошие перспективы.
Слабое место — стабильность
Если сравнивать КПД кремния и перовскита, то у кремниевых элементов этот показатель около 25 %, у перовскита — примерно так же. Но ученые утверждают: нельзя забывать о том, что своего результата кремниевые панели добились за 70 лет развития. А перовскит в 2009 году давал 3 % КПД, а в 2023 — уже 26,1 %.

Основной недостаток новой технологии — низкая стабильность. Если кремниевые элементы могут жить 10–20 лет, то у перовскитной панели на сегодняшний день хорошим результатом является стабильная работа в течение тысячи часов.
— Здесь важна динамика роста, как и в случае с КПД! — уверен Павел Гостищев. — Приведу пример органических светодиодов: первые разработки давали свет на протяжении нескольких секунд. А спустя 20–30 лет существуют полноценные светодиодные экраны, работающие годами. Так же и у перовскита вместе с КПД очень быстро растет и стабильность. Например, в нашей лаборатории мы добились стабильности в четыре тысячи часов, что является хорошим мировым результатом. Шесть лет назад, когда лаборатория перспективной солнечной энергетики в НИТУ МИСИС только появилась, стабильность перовскитных элементов оценивалась в несколько минут, максимум пару часов. Увеличение стабильности — это скрупулезная и планомерная работа по изменению состава кристаллической решетки, подбора нужных материалов в качестве проводящих слоев и контактов. Но это дает свои плоды.
Россия не отстает от Запада и Китая
Какой прогноз у перовскитных технологий и вытеснят ли они кремниевые панели? По мнению ученых из МИСИС, Россия не отстает в этом вопросе от Запада и Китая. Весь мир находится примерно на одном уровне — от исследований переходят к этапу коммерциализации технологии. В разных странах появляются первые производства солнечных перовскитных модулей — пока небольшие.

— По нашим ощущениям, в формате стартапов в России перовскитные панели начнут производить в течение года или двух, — прогнозирует Павел Гостищев. — Пример нашей лаборатории это подтверждает. Мы уже переходим от научных исследований к разработке предложений для бизнеса и реальной продукции. Мы создаем реально работающие прототипы с неплохими показателями КПД и стабильности — это перовскитные модули, которые могут заряжать различные устройства интернет-вещей, датчики и мобильные телефоны, камеры видеонаблюдения.

От малосерийных производств до крупных заводов по созданию перовскитных панелей в России пройдет еще года 3–4 — так считают ученые. При оптимистичных прогнозах и достаточном финансировании через 10 лет перовскитные панели будут производиться в объемах, конкурирующих с объемами кремниевых элементов.
Это дело времени, — считает Павел Гостищев. — У перовскита хорошие шансы вытеснить дорогой, хрупкий и тяжелый кремний из области солнечной энергетики. Возможно, он останется для производства чипов и процессоров. Но какой срок понадобится перовскиту для «победы» над кремнием, предсказать сложно. Это зависит не столько от исследований ученых (тут динамика прогресса не замедляется), сколько от инвесторов, финансирования и состояния экономики.
Фото предоставлены пресс-службой НИТУ МИСИС
важная деталь
Котел
Котел на любой ТЭЦ — это ее сердце, именно здесь вода превращается в пар, с помощью которого мы в итоге получаем и электричество, и тепло. Котел работает в непростых условиях, ведь ему надо «примирить» сразу три стихии: воду, воздух и огонь.
Котел — это короткое и неофициальное название оборудования, в энергетике принят термин «котлоагрегат». Это устройство, имеющее систему поверхностей нагрева для получения пара из непрерывно поступающей в него питательной воды. Пар получается благодаря теплу, выделяющемуся при сгорании органического топлива.

И действительно, котел на ТЭЦ визуально совсем не похож на привычный домашний «котел», в котором хозяйки готовят еду или кипятят воду. Энергетический котел находится в котлотурбинном цехе, достигает 80 метров в высоту (как 26-этажная высотка!). Кроме того, котел выглядит не так, как мы могли бы себе представить. Это не одна большая емкость, в которой кипит вода. Вода циркулирует по множеству труб, которые оплетают весь агрегат, как сеть.
Ремонт энергетического котла № 2 на Северной ТЭЦ в июле 2023 года
Котел — сложное инженерное сооружение. Он состоит из поверхностей нагрева, коллекторов, барабанов, трубопроводов, пароперегревателя, обмуровки, а также помостов и лестниц обслуживания. Все элементы котла монтируются на каркасе, который опирается на фундамент или подвешивается к балкам. Масса котла вместе с его каркасом может достигать 6000 тонн!
Схема котла
1 — топочная камера (топка); 2 — горизонтальный газоход; 3 — конвективная шахта; 4 — топочные экраны; 5 — потолочные экраны; 6 — спускные трубы; 7 — барабан; 8 — радиационно-конвективный пароперегреватель; 9 — конвективный пароперегреватель; 10 — водяной экономайзер; 11 — воздухоподогреватель; 12 — дутьевой вентилятор; 13 — нижние коллекторы экранов; 14 — шлаковый комод; 15 — холодная коронка; 16 — горелки. На схеме не показаны золоуловитель и дымосос.
Выпустить пар
Если коротко и упрощенно описать процессы, происходящие в котле, то это будет выглядеть так: в топочную камеру котла поступает топливо вместе с кислородом (чтобы горело!), а в трубы — вода. При сжигании газа вода в трубной системе нагревается до 300 градусов Цельсия, и происходит образование пара в условиях высокого давления. Раскаленные продукты горения устремляются по газоходу и в пути дополнительно отдают свою теплоту воде и пару. Пар отделяется от воды в барабане котлоагрегата. Температура пара составляет около 340 градусов Цельсия. Но этой температуры недостаточно, поэтому пар отправляют в пароперегреватель, где ему «добавляют жару». После этого пар уже достаточно разогрет и готов вращать лопатки паровой турбины, связанные с ротором генератора. Так энергия пара превращается сначала в механическую, а затем — в электрическую.
Энергетический котел № 2 на Северной ТЭЦ во время ремонта в июле 2023 года. Вид изнутри
А теперь подробнее о некоторых моментах слаженной (и сложной!) работы котла. Во-первых, топливо. Раньше на большинстве ТЭЦ в качестве топлива был распространен измельченный уголь или мазут. На современных ТЭЦ (в том числе на большинстве объектов «ТГК-1») используют более экологичный природный газ, который по газопроводам поступает на станцию в газораспределительные пункты, а оттуда — на парогазовые установки и в котел. Температура в топке зоне горения достигает 1250–1500 градусов Цельсия (именно поэтому стены топочной камеры выкладывают из огнеупорного материала, а снаружи покрывают тепловой изоляцией). В котле продукты горения газа совершают длинное путешествие по газоходам по всем попутным поверхностям нагрева. Отдав свое тепло воде и пару, уходящие газы остужаются в 10 раз до температуры 110–160 градусов и с помощью дымососа отводятся в атмосферу через в дымовую трубу.
Следующий важнейший элемент для надежной работы котла — вода! О качестве питательной воды в котлотурбинных цехах необходимо заботиться заранее, ведь растворенные в ее составе соли, окислы железа и меди, взвешенные твердые частицы при кипении выпадают в осадок и могут образовать накипь на внутренней поверхности труб. Накипь снижает теплопроводность труб, они недостаточно охлаждаются, теряют прочность и могут разрушиться. Поэтому в котел подается вода из деаэратора (о нем мы писали в майском номере «Энергии Северо-Запада»), где она предварительно очищается от агрессивных газов и вредных примесей. Цикл вода — пар в тракте котел — турбина является замкнутым. Нормативные потери восполняются за счет добавки специально очищенной химически обессоленной воды.
Барабан котла на Северной ТЭЦ, вид изнутри. Во время ремонта выполнены внутренний осмотр и очистка барабана
Интересная часть конструкции котла — пароперегреватель. Это устройство — как следует из его названия — отвечает за перегрев пара, то есть повышение его температуры выше точки насыщения до 560 градусов. Пароперегреватель располагается в газоходе или топке котла и омывается продуктами горения газа. Выглядит пароперегреватель как набор из большого количества металлических змеевиков маленького диаметра, соединенных между собой коллекторами.
Новый пароперегреватель энергетического котла № 4 на Северной ТЭЦ поставлен в рамках инвестпроекта по техническому перевооружению
История появления парового котла
Впервые такое устройство (парогенератор, отделенный от топки) было упомянуто аж в 1601 году в работах итальянского ученого Дж. делла Порта, но в промышленности паровые котлы появились спустя 100 лет, на рубеже VII и VIII веков, благодаря развитию горнозаводской и угледобывающей отрасли. Сначала паровые котлы производили в форме шара из меди, затем — из чугуна. В 1893 году русский инженер Владимир Шухов создал водотрубный паровой котел, который состоял из продольного барабана и трубчатых батарей. В начале XX века появились вертикальные водотрубные котлы, которые после ряда усовершенствований стали использоваться по всему миру. Например, трехбарабанный котел Ленинградского металлического завода, выпускавшийся в 30-х годах, мог производить от 50 до 180 тонн пара в час.
производство
ТО переходит на «цифру»
При мысли о «техобслуживании» в голове у обычного человека возникает ассоциация с ежегодной проверкой автомобиля в автосервисе. Но энергетики знают — оборудование на электростанциях тоже нуждается в постоянном ТО. Сложные графики, бумажные ведомости — все это скоро уйдет в прошлое. В «ТГК-1» разработали и внедрили электронную систему «Техобслуживание».
Выборгская и Южная ТЭЦ — первые ласточки
Проверить исправность изоляции, где-то подтянуть сальник, заменить масло. И еще сотни подобных операций. Техобслуживание оборудования на электростанциях — неотъемлемая и рутинная часть работы, однако именно ТО позволяет поддерживать работоспособное состояние агрегатов и сохранять эффективность эксплуатации. ТО важно делать качественно и вовремя, соблюдая определенную периодичность. Это многоступенчатый процесс, регламентированный перечнем нормативных документов, каждое техническое воздействие на оборудование необходимо грамотно планировать и тщательно отслеживать. Почему в «ТГК-1» было принято решение перевести его в цифровой формат?

Если коротко — так удобнее, быстрее, вся информация по предыдущим ТО и графики предстоящих работ наглядны и легко доступны для использования в работе и анализа.
Предстоящие к выполнению задания
– Совместно со станцией и профильными службами было проанализировано множество отраслевых НТД, заводских и местных инструкций по эксплуатации оборудования и скорректированы графики и составы работ по ТО. Более того, в процессе разработки цифровой системы «Техническое обслуживание» был пересмотрен СТО «ТГК-1» по ТОиР. В него включили отдельный раздел по ТО оборудования с типовыми составами работ по отдельным видам оборудования. Основная сложность заключалась в том, чтобы определить наиболее удобный, читабельный вариант вывода графика технического обслуживания. Ведь на каждой ТЭЦ своя специфика проведения технического обслуживания, свой вариант оформления документации по техническому обслуживанию, а нам предстояло обработать всю эту документацию и унифицировать визуальное отображение данных в цифровой системе.

Алексей Бондарь
Начальник службы совершенствования производства
Пилотными объектами для внедрения системы стали две ТЭЦ — Выборгская и Южная. На протяжении прошлого года на обеих станциях была проведена опытная эксплуатация системы в котлотурбинном, химическом, электротехническом цехах, а также в цехе тепловой автоматики и измерений. Весной 2023 года «Техобслуживание» ввели в промышленную эксплуатацию. В 2023 году цифровое ТО продолжают внедрять на следующих объектах — на Северной, Василеостровской ТЭЦ и на Нарвской ГЭС.

Авторы цифровой системы — сразу несколько подразделений «ТГК-1», которые с декабря 2020 года сообща работали над тем, чтобы перевод привычных процессов на «цифровые рельсы» прошел максимально гладко. Это департамент эксплуатации электростанций, департамент подготовки и проведения ремонта, профильные службы: служба автоматизации и АСУ ТП, центральная электротехническая служба, служба эксплуатации электрических станций, служба совершенствования производства (ранее — дирекция производственных систем) и другие.
  • ТЭЦ (Южная и Выборгская) где уже внедрена система «Техобслуживание»
    2
  • Объекта (Северная ТЭЦ, Василеостровская ТЭЦ, Нарвская ГЭС) где система внедряется в 2023
    3
  • Заданий по ТО назначено по Выборгской и Южной ТЭЦ суммарно
    13326
  • Единиц оборудования пилотных станций задействовано в ТО (данные на июль 2023)
    1919
Нет — бумаге, да — смартфонам
Важно, что сам процесс проведения технического обслуживания, с технической точки зрения, не изменялся, он давно описан в отраслевых НТД. Изменились только его формат и форма отчетности.

«Традиционный» формат техобслуживания хоть и привычен, но имеет целый ряд недостатков. Например, для поиска результатов конкретного ТО требуется проштудировать множество журналов. Цифровая система же позволяет оперативно выбрать определенное ТО по конкретному оборудованию.

Еще одно неудобство «доцифровой» схемы — составление графиков занимает огромное количество времени. С переводом этого процесса в «цифру» составление графиков происходит в автоматическом режиме на основе заданной периодичности. Необходимо лишь один раз занести информацию, и далее график будет формироваться автоматически, а конкретному ответственному приходить задача. Мобильное приложение, в котором работают исполнители техобслуживания (ремонтный или оперативный персонал) — это удобный и понятный инструмент, где можно быстро зафиксировать результаты ТО, сделать фото, за пару минут заполнить контролируемые параметры. Все результаты проведенных работ попадают в веб-приложение при синхронизации со смартфона и централизованно хранятся в специальном разделе, что обеспечивает оперативный доступ к результатам ТО для профильных служб и для руководства. Эта функция особенно полезна при расследовании аварий, потому что крайне важно увидеть хронологию технического воздействия, чтобы выяснить, что могло привести к выходу оборудования из строя.
График выполнения ТО
Еще один плюс цифровизации техобслуживания — возможность быстрого анализа. С внедрением системы отпадает необходимость вручную строить графики изменения каких-либо параметров, просчитывать в уме число замечаний и сравнивать текущие значения с предыдущими. Теперь сама система автоматически выдает такие данные в виде понятных, читабельных графиков и диаграмм. Анализ производится за доли секунды и не требует никаких усилий от пользователя. Просто берешь и пользуешься уже готовыми схематичными данными с приятной визуализацией, с отображением выхода за допустимый коридор значений и другими функциями. Удобно, что доступна выгрузка любых данных. Одно нажатие – и отчет из цифровой системы преобразован в документ формата word/excel.
Легко ли привыкнуть?
«ТГК-1» на протяжении нескольких лет активно и планомерно занимается вопросом перевода в цифровой режим как можно большего количества текущих производственных и документационных процессов. Все чаще вместо бумажных ведомостей в руках сотрудников — смартфоны с разработанными приложениями. Легко ли привыкнуть к новому формату? Как показывает опыт внедрения цифровой системы «Техническое обслуживание», коллеги быстро перестраиваются и принимают новое. Например, в апреле 2023 года было принято решение включить процесс ТО щеточно-контактных аппаратов турбогенераторов ПАО «ТГК-1» в цифровые системы «Техническое обслуживание». Специалистам ТЭЦ хватило короткого обучения, чтобы понять общую идею системы и разобраться с функционалом. Теперь специалисты Василеостровской ТЭЦ и Северной ТЭЦ еженедельно на связи – стараются не пропустить ни одного задания. В этом им помогают автоматические уведомления.
— Система позволила заменить множество бумаг удобной программой на смартфоне. С ее помощью можно систематизировать информацию, хранить ее в цифровой форме сколь угодно долго, быстро находить нужные данные, например, график ТО, перечень предстоящих заданий, анализировать изменение параметров работы энергоустановок.

Иван Жегалов
Начальник цеха ТАИ Выборгской ТЭЦ
— По результатам выполненного службой надежности анализа показателей аварийности в последние годы наблюдалась тенденция к увеличению технологических нарушений, связанная с несвоевременным и/или недостаточным выполнением объемов работ по техническому обслуживанию основного и вспомогательного оборудования, что в свою очередь приводило к вынужденному останову и простою указанного оборудования.

Данная система позволит повысить организационный и исполнительский уровень в производственной деятельности, надежность эксплуатации оборудования и станет дополнительным инструментом, используемым в расследовании причин технологических нарушений.

Антон Широков
Начальник службы надежности департамента эксплуатации электростанций
Система «Техническое обслуживание» заменила много бумажной работы: с помощью программы на смартфоне стало очень легко следить за графиком заданий по техническому обслуживанию, выполнять мероприятия по ТО. Система проста и удобна в использовании, она содержит все нужные данные об оборудовании, с ее помощью мы эффективнее распределяем работу и планируем деятельность оперативного персонала, выясняем причины износа оборудования — это может быть некачественное ТО, ремонт либо старение. Хотелось бы поблагодарить разработчиков системы. Наша компания идет в ногу со временем, мы не стоим на месте, а значит впереди еще много новых и интересных задач.

Роман Перепелкин
Начальник смены топливно-транспортного цеха Южной ТЭЦ
энергичное хобби
Большая ценность
Как найти источник вдохновения помимо работы? Легко! Собирать коллекции. От марок и театральных программок до игрушек и моделей техники — для наших коллег коллекционирование стало увлекательным хобби, которое позволяет расширять кругозор, заводить новые знакомства и с пользой для души проводить время. Рассказываем о том, что же собирают в семьях наших энергетиков.
Виктория Хейккинен, специалист автотранспортной службы Петрозаводской ТЭЦ:
Хочу поделиться историей, связанной с коллекционированием марок.

Мы с мужем «молодая семья»: мне 47 лет, ему 52 года. Женаты 5 лет. Так вот: один раз я показала будущему мужу старые альбомы с марками, даже не знаю, откуда они у меня дома оказались, их было 3 штуки. Вы не представляете, какая была реакция: восторг и радость, как у маленького ребенка. Он стал мне рассказывать, что в детстве увлекался марками. Как менял, продавал, покупал на сэкономленные деньги марки.

С этого момента в его жизнь снова вернулись марки. Стал покупать новые альбомы, марки. Интернет в помощь: на известных сайтах можно купить, обменять, продать марки. Теперь у него огромная коллекция. Когда к нам приходят гости, муж с огромным удовольствием ее показывает и рассказывает о коллекции, которая все время меняется и пополняется новыми марками.

Вот так спустя много лет человек снова занялся любимым хобби.
Вячеслав Вельдюхов, заместитель начальника КТЦ Апатитской ТЭЦ:
Я увлекаюсь коллекционированием моделей техники около 15 лет. Не просто собираю наборы по инструкции, но и частично создаю их с нуля. Сейчас в моей коллекции находятся модели военной техники, но я также делал в подарок близким и друзьям гражданскую технику, автомобили, корабли.

Задача заключается в воссоздании максимально точной копии техники в масштабе 1/35. Этому предшествует большая исследовательская работа. Я изучаю чертежи, фотографии, сверяю с наборами масштабных моделей. Многое приходится переделывать и дорабатывать либо при помощи готовых наборов дополнений, либо изготавливать детали самостоятельно из пластика или латуни. Одна и та же техника имеет разные модификации, а выпущенная на разных заводах — свои конструктивные особенности и отличия.

Далее предстоит не менее интересный этап — окраска и тонировка. Краска подбирается и смешивается под конкретный RAL (это одна из основных общемировых систем колорирования цветов) или схемы окраски. Я применяю различное сочетание акрилов, художественного масла, лаков и пигментов. Использую различные технологии покраски с созданием искусственных теней и поднятием рельефа. В ход идет все: аэрографы, кисточки, зубочистки. Воспроизвожу загрязнение техники исходя из времени года и местности, потертости деталей и узлов в процессе эксплуатации. Вытекание смазки, протечки топлива и масла, ржавчина, копоть, нагар, даже грязный след от сапога или ботинка — все это реализуется при помощи художественных приемов и различных материалов.

В среднем от 6 до 9 месяцев уходит на сборку/изготовление и от 2 до 3 — на грунтовку, окраску, тонировку. Когда работа завершена, сделан последний взмах кисти, последнее движение пинцетом и готовая модель ставится на полку, это и есть вершина эмоций, связанных с любимым хобби.

Родные и друзья к моему увлечению относятся с интересом, конечно же. Порой удивляются, когда показываю им какую-то мелкую деталь на кончике зубочистки.
Маргарита Пинчук, главный специалист экологической службы Южной ТЭЦ:
Увлечение моего мужа Андрея советской космической темой началось с детства и выражалось в интересе к книжным и кинематографическим произведениям советских и зарубежных авторов, среди которых — всем известный «Солярис» Станислава Лема, киноленты «Москва — Кассиопея» (1973), «Космическая одиссея 2001 года» (1968). Привлекала сама мысль наличия непостижимо огромных масштабов неизведанного за пределами нашей планеты.

Только во взрослом возрасте интерес перерос в коллекционирование советских предметов — после осознания невозможности появления новых.

Экспозиция состоит как из сувенирной продукции, так и из обычных бытовых вещей с космической атрибутикой и агитацией.

Обладание собственной коллекцией позволяет чувствовать дух того времени. Времени, когда титанические усилия вкладывались в научные цели, результатами которых стали прорыв в расширении границ человеческой деятельности и появление огромного потенциала международного сотрудничества, как например: миссия СОЮЗ-АПОЛЛОН (СССР – США) в 1975 году, программы «ИНТЕРКОСМОС». Эти исторические достижения являются частью наследия нашей Родины.

«Космическое» хобби хорошо сочетается с другим увлечением — путешествиями по России. Памятные советские вещи обычно принадлежат старшему поколению, часто не пользующемуся компьютерами, и найти такие предметы с помощью Интернета не всегда возможно. Особая ценность коллекции — в ее географии: от Мурманска до Севастополя, от Калининграда до Южно-Сахалинска. Многие предметы найдены и привезены лично из разных городов и областей.

Иногда случаются знакомства с людьми, непосредственно участвовавшими в советских космических программах на космодромах и в научных институтах РАН. Услышать их рассказы о работе с космическими аппаратами, о встречах с такими знаковыми фигурами, как Г. Титов, А. Леонов, Г. Добровольский и другими советскими космонавтами, увидеть лично полученный автограф первого астронавта на Луне Нила Армстронга на 13-й сессии КОСПАР в Ленинграде в 1970 году, подержать в руках части космических кораблей, облетевших в 1975 и 1977 годах вокруг Луны, — все это дорогого стоит. Также приятно видеть в коллекции вещи, которые использовались как реквизиты в российских и зарубежных фильмах.

На данный момент экспозиция насчитывает около 150 предметов. Трудно выделить какой-то один, но некоторые отличаются своей историей.

Фотография ракеты-носителя на заднем плане витрины сделана офицером, проходившим службу на космодроме Байконур в начале 80-х годов, и подарена его родственниками. Один из портсигаров принадлежал сотруднику ЛЗОСа — Лыткаринского завода оптического стекла филиала ЦИАМа (Центрального института авиационного моторостроения им. П. И. Баранова). Филиал тогда производил иллюминаторы для космических кораблей. К одной юбилейной «космической» дате было организовано награждение работников памятными сувенирами, специально изготовленными ограниченным выпуском. В продаже таких портсигаров никогда не было.

Каталоги подобных вещей в советское время почти не выпускались, поэтому нет полной информации о количестве и видах продукции советской эпохи на космическую тему. Вот здесь и возникает настоящий азарт! Никогда не знаешь, что можешь найти в очередном уголке страны.
Наталья Юрчик, лаборант отдела экологии и промсанитарии Мурманской ТЭЦ:
— Этой красотой, забавными и милыми игрушками, владеет лаборант химического анализа лаборатории отдела экологии Мурманской ТЭЦ Елена Назарова. Но она не только владеет ими — она их сама и создает. Эта коллекция началась с подаренной несколько лет назад Елене игрушки.

Она ей очень понравилась и вдохновила на создание своих, вязанных в технике амигуруми игрушек. Начала с нуля: поначалу получалось далеко не все и не так, как надо, но через преодоление трудностей удалось достичь прекрасного результата! Игрушки создаются для себя, для души и настроения и в свою очередь вдохновляют на новые произведения вязального искусства.

На фото — небольшая часть коллекции, созданной руками Елены.
Нина Марцинюк, главный эксперт отдела развития общественных связей:
— Я коллекционирую программки с театральных постановок. Очень люблю ходить в театры, особенно Мариинский, Михайловский, БДТ, Александринский. Наверное, эту любовь передала мне мама: я с самого детства посещала с ней спектакли. В коллекции есть программки, которые когда-то покупала мама, теперь я пополняю собрание. В театр я хожу довольно часто, так что количество экспонатов быстро растет. Программку покупаю на каждой постановке, даже если я там уже была.

Хранится коллекция в специальном журнальном столике. Иногда я ее пересматриваю. Конечно, интереснее всего смотреть старые программки, сравнивать, как менялся со временем стиль оформления.
Ольга Мякеля, начальник сектора отдела экономики филиала «Карельский»:
Моя коллекция — куклы в народных костюмах. Начиналась она с покупки серии издательства DeAgostini в 2012 году (коллекция была создана при участии Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН).

А потом из каждого путешествия я старалась привозить созданных именно в этом месте кукол. Друзья и знакомые по возможности привозят мне кукол из своих поездок. Немного цифр:

Коллекция насчитывает около 150 экземпляров.

Самые длинные перемещения до моего дома «пережили» куклы из Южной Кореи, Индии и Мальты.

Первая в коллекции — кукла в зимнем костюме Московской губернии; последние в коллекции — куклы из Узбекистана и Киргизии.

Самая старая и необычная — саамка с деревянным лицом, найденная на блошином рынке в Финляндии.

Самая маленькая — литовка высотой 10 см.

Самая большая — баварская девушка высотой 25 см.

Всегда везу кукол в ручной клади, и у всех — и работников контроля, и людей поблизости — они вызывают только положительные эмоции и улыбки. Французский философ и публицист Пьер Жозеф Прудон сказал, что «мода исказила все национальные костюмы и не создала ничего красивого». На мой взгляд, нет ничего колоритнее, красивее, выразительнее и содержательнее национального костюма. Это часть культурного кода любого народа.

Мое увлечение подарило мне много эмоций, новых знаний, открытий. Кроме того, наконец я сшила и себе собственный национальный костюм (мои корни — cамый малочисленный субэтнос карелов — карелы-людики (lyydilaižed).
Искусство
Как спасти наряд царевны
Уникальный предмет из коллекции Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства — сценический костюм Морской царевны, созданный по эскизам Врубеля — восстанавливают сейчас в реставрационных мастерских Эрмитажа. Финансирует проект ПАО «ТГК-1». Наша редакция побывала в лаборатории научной реставрации тканей и узнала о тонкостях ее работы.
Платье Морской царевны Волховы из оперы «Садко» Римского-Корсакова знаменито своей владелицей. Оно принадлежало оперной певице Надежде Забеле-Врубель, жене художника Михаила Врубеля, который делал для супруги эскизы оперных костюмов. Рукодельницы из мастерских Императорских театров создали это платье Волховы почти 120 лет назад – к выступлению певицы в спектакле Мариинского театра в сезоне 1904–1905 годов. Сейчас оно включено в Государственный музейный фонд России. За долгие годы состояние костюма, который признан памятником декоративно-прикладного искусства, заметно ухудшилось. Спасти его от дальнейшего разрушения и вернуть былой лоск по силам только реставраторам Эрмитажа.
Надежда Забела-Врубель. Фото предоставлено Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства
С чего начать
Кропотливая работа по восстановлению платья Морской царевны началась в январе этого года. Первый этап — исследовательский. Специалисты лаборатории научной реставрации тканей Эрмитажа изучают, описывают памятник, составляют реставрационный план. Один из важных этапов — фотографирование с помощью цветовой мишени до и после реставрации.
«Костюму около 120 лет. Конечно, на это время никто не рассчитывал. Мы не знаем точно, сколько раз надевалось именно это платье, но носилось оно активно. Это платье периода модерна, тогда менялась мода, стали приходить новые технологии. Если до этого ткани окрашивались натуральными красителями, то при пошиве этого костюма применили искусственные. Ткани, окрашенные натуральными красителями, более долговечны. Зачастую костюм XVIII века находится даже в лучшем состоянии, чем, допустим, платье начала XX века»

Марина Денисова
заведующая лабораторией научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа
Нити, блестки, жемчуга
Собрав данные, специалисты подготавливают реставрационный материал. В случае с платьем Волховы из тканей понадобились шелк и глазет: реставраторы взяли современные материалы, которые соответствуют историческим по фактуре и переплетению. Изначально ткани для реставрации белого цвета, мастера окрашивают их у себя в лаборатории. Так же и нити. Красители используют натуральные или химические, в зависимости от ситуации.
Тканями и нитями, конечно, дело не ограничивается. Платье Волховы богато украшено бусинами, стеклярусом, искусственным жемчугом. «Жемчуг — материал хрупкий. Когда платье поступило к нам в лабораторию, мы увидели, что есть подлинные, первоначальные жемчужины, а есть другие — они отличаются по цвету, — говорит Марина Денисова. — При жизни хозяйки, когда костюм был театральным, были обрывы, утраты декора, которые тогда попытались заменить. У нас достаточный запас реставрационных материалов, чтобы восполнить утрату и пришить жемчуг такого же цвета».
Это уже почти сделано. Реставратор Анна восстанавливает декор, ставя каждую бусину на ее первоначальное место. «Ткань всегда хранит следы: на платье видны и отпечатки самих бусин, и следы от нитей, — поясняет Марина Денисова. — По этим следам Анна восстанавливает целостность памятника. Воссоздает общий вид, устраняет деформацию и укрепляет».
Отдельная работа с пелериной. Эта деталь костюма сделана из гофрированной парчи, украшена множеством пайеток и блесток, значительная часть которых была утрачена. Некоторое количество специалисты взяли в реставрационном фонде, но пришлось подобрать и современный материал — его затонировали лаком. Теперь каждая блестка на своем месте. «Не всегда удается найти оригинальный материал. В таком случае реставрационная комиссия может принять решение о восполнении недостающих элементов аналогичным материалом, — говорит Марина Денисова. — В костюме Морской царевны, например, есть желтые стеклянные бусины, которых сейчас не найти. Поэтому мы изготовили их из дерева и покрасили». Отличить оригинальную бусину от новой практически невозможно.
Хранить нельзя показывать
Работа по восстановлению платья завершится к концу 2023 года. Хранить наряд царевны нужно будет в темноте при определенной температуре и влажности, в коробке, в расправленном виде, ни в коем случае не перегибать. При соблюдении этих условий реставрация костюму не понадобится еще долго. «Конечно, памятник хочется показать и надо показать, но подчас лишняя манипуляция вредит, — говорит Марина Денисова. — Для ткани особенно опасна освещенность, один из самых разрушительных факторов — именно свет. Вещам, которые активно экспонируются, требуется если не реставрация, то профилактика. При частом же обращении к реставрации от памятника подчас остается слишком мало подлинного: все больше привносится реставрационных материалов, и они начинают превалировать. Тут тоже надо поймать грань».
Реставратор — это художник
Настоящими специалистами реставраторы становятся, когда приходят работать в мастерскую и фактически начинают работать как подмастерья: учатся красить, варить клей, перетирать воск. «Но надо сказать, что одних этих навыков недостаточно, — говорит Марина Денисова. — Нужно иметь тонкое художественное чутье для того, чтобы не только окрасить ткань, пришить что-то — это должно быть сделано виртуозно, надежно и незаметно. Не каждый художник может быть реставратором, но каждый реставратор обязан быть художником, иначе виртуозного результата не получится».
На работу реставраторов можно посмотреть в нашем видеоролике
ТЕСТ
Энергетика искусства или искусство энергетики?
Электричество за сто с лишним лет настолько плотно вошло в нашу жизнь, что мы уже и не представляем, как могли бы жить без него. Неудивительно, что энергетическая сфера за эти годы вдохновила многих поэтов, художников, музыкантов, режиссеров на создание своих произведений. Готовы проверить, насколько вы разбираетесь в энергетике искусства?
Начать
Режиссер Дзига Вертов документировал на свою камеру самое начало плана ГОЭЛРО. В 1922 году он создал киноманифест «МЫ», в котором демонстративно отказывался снимать на камеру людей, а только строящиеся заводы и электростанции. Там были такие слова: «Стыдно перед машинами за...» За что?
Верно! В манифесте Дзиги Вертова были такие строки: «Наш путь — от ковыряющегося гражданина через поэзию машины к совершенному электрическому человеку. Стыдно перед машинами за неумение людей держать себя, но что же делать, когда безошибочные манеры электричества волнуют нас больше, чем беспорядочная спешка активных и разлагающая вялость пассивных людей. Нам радость пляшущих пил на лесопилке понятнее и ближе радости человечьих танцулек, МЫ исключаем временно человека как объект киносъемки за его неумение руководить своими движениями».
Нет, про газовые фонари в манифесте ни слова. Там сказано так: «Наш путь — от ковыряющегося гражданина через поэзию машины к совершенному электрическому человеку. Стыдно перед машинами за неумение людей держать себя, но что же делать, когда безошибочные манеры электричества волнуют нас больше, чем беспорядочная спешка активных и разлагающая вялость пассивных людей. Нам радость пляшущих пил на лесопилке понятнее и ближе радости человечьих танцулек, МЫ исключаем временно человека как объект киносъемки за его неумение руководить своими движениями»
Про лошадиные повозки Дзига Вертов не упоминает. В манифесте сказано так: «Наш путь — от ковыряющегося гражданина через поэзию машины к совершенному электрическому человеку. Стыдно перед машинами за неумение людей держать себя, но что же делать, когда безошибочные манеры электричества волнуют нас больше, чем беспорядочная спешка активных и разлагающая вялость пассивных людей. Нам радость пляшущих пил на лесопилке понятнее и ближе радости человечьих танцулек, МЫ исключаем временно человека как объект киносъемки за его неумение руководить своими движениями».
Было бы логично, но нет. В манифесте сказано так: «Наш путь — от ковыряющегося гражданина через поэзию машины к совершенному электрическому человеку. Стыдно перед машинами за неумение людей держать себя, но что же делать, когда безошибочные манеры электричества волнуют нас больше, чем беспорядочная спешка активных и разлагающая вялость пассивных людей. Нам радость пляшущих пил на лесопилке понятнее и ближе радости человечьих танцулек, МЫ исключаем временно человека как объект киносъемки за его неумение руководить своими движениями».
Дальше
Проверить
Узнать результат
Немецкий фильм «Метрополис» (1927) — футурологическая антиутопия — стал новым словом в немом кинематографе. Режиссер Фриц Ланг признавался в интервью, что на создание картины его вдохновило… Что?
Не уверены, что Франц Ланг бывал в России. На самом деле, по словам режиссера, городская антиутопия «Метрополис», где богатые живут на верхних ярких этажах, а бедные рабочие умирают глубоко внизу, родилась из первого взгляда на освещенные электричеством небоскребы в Нью-Йорке в 1924 году. «Здания казались вертикальным парусом, сверкающим и очень легким, роскошным фоном, подвешенным в темном небе, чтобы ослеплять, отвлекать и гипнотизировать», — так Ланг описывал свои первые впечатления от города.
Атомных станций в 1927 году не было в проектах еще нигде. На самом деле, по словам режиссера, городская антиутопия «Метрополис», где богатые живут на верхних ярких этажах, а бедные рабочие умирают глубоко внизу, родилась из первого взгляда на освещенные электричеством небоскребы в Нью-Йорке в 1924 году. «Здания казались вертикальным парусом, сверкающим и очень легким, роскошным фоном, подвешенным в темном небе, чтобы ослеплять, отвлекать и гипнотизировать», — так Ланг описывал свои первые впечатления от города.
Верно! По словам режиссера, городская антиутопия «Метрополис», где богатые живут на верхних ярких этажах, а бедные рабочие умирают глубоко внизу, родилась из первого взгляда на освещенные электричеством небоскребы в Нью-Йорке в 1924 году. «Здания казались вертикальным парусом, сверкающим и очень легким, роскошным фоном, подвешенным в темном небе, чтобы ослеплять, отвлекать и гипнотизировать», — так Ланг описывал свои первые впечатления от города.
Не совсем. На самом деле, по словам режиссера, городская антиутопия «Метрополис», где богатые живут на верхних ярких этажах, а бедные рабочие умирают глубоко внизу, родилась из первого взгляда на освещенные электричеством небоскребы в Нью-Йорке в 1924 году. «Здания казались вертикальным парусом, сверкающим и очень легким, роскошным фоном, подвешенным в темном небе, чтобы ослеплять, отвлекать и гипнотизировать», — так Ланг описывал свои первые впечатления от города.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Знаменитые «лампочки Ильича» не только осветили тысячи домов и заводов в советской России, но и вдохновили авторов на создание и массовое распространение… Чего?
Верно! Ткани в цветочек — это пережиток буржуазного прошлого, темой производственного искусства должна стать индустриализация и электрификация. Две художницы-авангардистки — Варвара Степанова и Любовь Попова — были отправлены на Ивановскую мануфактуру, где разработали тысячи эскизов новых «коммунистических» узоров на тканях — пионеров, тракторов и лампочек Ильича.
Было бы интересно, но нет. Правильный ответ — тканей. Ткани в цветочек — это пережиток буржуазного прошлого, темой производственного искусства должна стать индустриализация и электрификация. Две художницы-авангардистки — Варвара Степанова и Любовь Попова — были отправлены на Ивановскую мануфактуру, где разработали тысячи эскизов новых «коммунистических» узоров на тканях — пионеров, тракторов и лампочек Ильича.
Открытки не получили такого массового распространения, как ткани. Ткани в цветочек — это пережиток буржуазного прошлого, темой производственного искусства должна стать индустриализация и электрификация. Две художницы-авангардистки — Варвара Степанова и Любовь Попова — были отправлены на Ивановскую мануфактуру, где разработали тысячи эскизов новых «коммунистических» узоров на тканях: пионеров, тракторов и лампочек Ильича.
Нет, вы не угадали! Правильный ответ — тканей. Ткани в цветочек — это пережиток буржуазного прошлого, темой производственного искусства должна стать индустриализация и электрификация. Две художницы-авангардистки — Варвара Степанова и Любовь Попова — были отправлены на Ивановскую мануфактуру, где разработали тысячи эскизов новых «коммунистических» узоров на тканях: пионеров, тракторов и лампочек Ильича.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Появление электричества настолько вдохновило людей, что они старались использовать новую технологию везде — например, при создании костюмов. На одном из ежегодных костюмированных балов в 1893 году настоящий фурор произвела гостья, осветившая свой экстравагантный наряд электрическим светом. Отгадайте, в каком образе она пришла?
Вы не правы. Хотя Эйфелева башня построена в 1889 году, электрическими лампами она была освещена лишь в 1900 году. А правильный ответ — Статуя свободы. Именно в таком наряде на бал в Нью-Йорке пришла меценат и глава одной из влиятельнейших семей США Элис Вандербильт. Вместо факела в руке у «статуи» была электрическая лампа. Знаменитый костюм назывался «Электрический свет» и до сих пор хранится в музее.
Вы угадали. Статуя свободы была создана в 1889 году и выполняла в том числе роль маяка. Факел в ее руке горел с помощью паровой динамо-машины. В таком светящемся наряде на костюме бал в Нью-Йорке пришла меценат и глава одной из влиятельнейших семей США Элис Вандербильт. Вместо факела в руке у «статуи» была электрическая лампа. Знаменитый костюм назывался «Электрический свет» и до сих пор хранится в музее.
Вы ошиблись, ведь знаменитая статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро появилась значительно позже — лишь в 1931 году. А правильный ответ — Статуя свободы. Именно в таком наряде на бал в Нью-Йорке пришла меценат и глава одной из влиятельнейших семей США Элис Вандербильт. Вместо факела в руке у «статуи» была электрическая лампа. Знаменитый костюм назывался «Электрический свет» и до сих пор хранится в музее.
Вы немного промахнулись с датой. Композиция Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» могла бы стать отличной идеей для костюма, но она была создана лишь в 1937 году. А правильный ответ — Статуя свободы. Именно в таком наряде на бал в Нью-Йорке пришла меценат и глава одной из влиятельнейших семей США Элис Вандербильт. Вместо факела в руке у «статуи» была электрическая лампа. Знаменитый костюм назывался «Электрический свет» и до сих пор хранится в музее.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Кстати, наряду со скульптурой «Рабочий и Колхозница» на всемирной выставке в Париже в 1937 году была представлена 10-метровая «Фея электричества». Сможете догадаться, что это было такое?
Да, вы правы! Это полотно французского художника Рауля Дюфи является одним из самых больших в мире. Панно высотой 10 метров и длиной 60 метров состоит из 250 фанерных панелей. На картине показана история электричества. Всего на полотне изображено 110 персон, в том числе Зевс-громовержец, Алессандро Вольта, Майкл Фарадей и другие.
Нет, «Фея электричества» — это название картины. Это полотно французского художника Рауля Дюфи является одним из самых больших в мире. Панно высотой 10 метров и длиной 60 метров состоит из 250 фанерных панелей. На картине показана история электричества. Всего на полотне изображено 110 персон, в том числе Зевс-громовержец, Алессандро Вольта, Майкл Фарадей и другие.
Было бы красивое имя для субмарины, но нет. «Фея электричества» — это название картины. Это полотно французского художника Рауля Дюфи является одним из самых больших в мире. Панно высотой 10 метров и длиной 60 метров состоит из 250 фанерных панелей. На картине показана история электричества. Всего на полотне изображено 110 персон, в том числе Зевс-громовержец, Алессандро Вольта, Майкл Фарадей и другие.
Хорошее было бы имя для ветроэлектростанции, но на самом деле «Фея электричества» — это название картины. Это полотно французского художника Рауля Дюфи является одним из самых больших в мире. Панно высотой 10 метров и длиной 60 метров состоит из 250 фанерных панелей. На картине показана история электричества. Всего на полотне изображено 110 персон, в том числе Зевс-громовержец, Алессандро Вольта, Майкл Фарадей и другие.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Как только электричество стало неотъемлемой частью цивилизации, появились страхи — что произойдет с нашим миром, если вдруг по какой-то причине вся мировая энергетическая система рухнет? Кто из писателей взял этот сюжет на вооружение для своего произведения?
Вы ошиблись. В антиутопии Рея Бредбери нет недостатка в электричестве. Их проблема в другом — тоталитарном обществе, где чтение книг и даже владение ими жестоко карается. А правильный ответ — «Волновики». В этом фантастическом рассказе, написанном американским фантастом Фредериком Брауном в 1945 году, рассказано о нашествии необычных пришельцов — разумных радиоволн, которые питаются электричеством. В итоге человечество остается без радио и электричества и учится жить заново. Но это идет ему только на пользу!
Верно! В фантастическом рассказе «Волновики», написанном американским фантастом Фредериком Брауном в 1945 году, рассказано о нашествии необычных пришельцов — разумных радиоволн, которые питаются электричеством. В итоге человечество остается без радио и электричества и учится жить заново. Но это идет ему только на пользу!
В знаменитом романе «Войне миров», написанном в 1897 году, нет речи про отключение электричества, которое тогда еще не было внедрено повсеместно. Там проблема похуже — вторжение марсиан. А правильный ответ — «Волновики». В этом фантастическом рассказе, написанном американским фантастом Фредериком Брауном в 1945 году, рассказано о нашествии необычных пришельцов — разумных радиоволн, которые питаются электричеством. В итоге человечество остается без радио и электричества и учится жить заново. Но это идет ему только на пользу!
Если вы читали этот научно-фантастический роман 1951 года, то не забудете, что отключение электричества в нем — лишь сопутствующая проблема. Основная беда в том, что почти все люди на Земле ослепли и им угрожают ядовитые ходячие растения — триффиды. А правильный ответ — «Волновики». В этом фантастическом рассказе, написанном американским фантастом Фредериком Брауном в 1945 году, рассказано о нашествии необычных пришельцов — разумных радиоволн, которые питаются электричеством. В итоге человечество остается без радио и электричества и учится жить заново. Но это идет ему только на пользу!
Дальше
Проверить
Узнать результат
Кстати, о Герберте Уэллсе. Фантаст в своих романах (еще на заре «электрической эры») предсказал появление многих ныне привычных для нас вещей и явлений. Что из перечисленного все же НЕ пришло ему в голову?
Не угадали! Уэллс, выросший при печном отоплении, предсказал батареи и всю систему обогрева городов. «В будущем дома, вероятно, станут нагреваться при помощи труб, проведенных в стены, от общего сильного источника тепла. Дома будут вентилироваться через трубы в стенах, в которых воздух будет нагреваться, пыль — задерживаться, а испорченный воздух — выводиться простым механизмом», — вполне точно описывал Уэллс современную систему центрального отопления и кондиционирования.
Нет, не угадали! Вот как он описывал будущее изобретение: «С помощью пары изящных таганчиков, накаляемых электричеством, снабженных термометрами для контроля за температурой, кухарство превратится в приятную забаву для любой интеллигентной особы. Вдобавок с крыш исчезнут безобразные дымовые трубы».
Неожиданно, но и ее Герберт Уэллс предсказал. Он справедливо предполагал, что использование только что изобретенного телефона вскоре поменяет жизнь городского человека: не нужно будет ходить по магазинам, на почту, в больницу. А также можно будет работать прямо из дома, заключая сделки по телефону, без необходимости держать офисы в деловой части города.
Вот тут вы правы! До этого Герберт Уэллс действительно не додумался.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Начавшаяся в 80-х годах позапрошлого века борьба между изобретателями Томасом Эдисоном и Джорджем Вестингаузом за использование постоянного или переменного тока была настолько долгой и коварной, что ее назвали «войной токов». Эта война стала центральной темой в …
Живописное полотно точно было бы эпичным, но нет. На самом деле «Война токов» — это фильм 2017 года, который рассказывает о битве Томаса Эдисона и Джорджа Вестингауза вместе с Николой Теслой. Томаса Эдисона играет Бенедикт Камбербетч.
Вы ошиблись, хотя мюзикл на эту тему мог бы стать легендой. На самом деле «Война токов» — это фильм 2017 года, который рассказывает о битве Томаса Эдисона и Джорджа Вестингауза вместе с Николой Теслой. Томаса Эдисона играет Бенедикт Камбербетч.
Правильно! Фильм «Война токов» 2017 года рассказывает о битве Томаса Эдисона и Джорджа Вестингауза вместе с Николой Теслой. Томаса Эдисона играет Бенедикт Камбербетч.
Не совсем, хотя не исключено, что кто-то вскоре возьмет эту идею на вооружение. На самом деле «Война токов» — это фильм 2017 года, который рассказывает о битве Томаса Эдисона и Джорджа Вестингауза вместе с Николой Теслой. Томаса Эдисона играет Бенедикт Камбербетч.
Дальше
Проверить
Узнать результат
С развитием энергетики стало очевидно, что ее объекты могут иметь не только утилитарную, но и эстетическую функцию. Благодаря мировому конкурсу дизайнеров были созданы проекты крайне необычных объектов в форме людей с поднятыми руками. Так промышленные дизайнеры увидели…
Да, вы угадали. На конкурсе лучших проектов опор для ЛЭП в 2008 году в Исландии были представлены уникальные работы. Если бы их воплотили в жизнь, то они могли бы стать новыми достопримечательностями. Но, к сожалению, идея пока так и осталась идеей.
Нет, речь шла о ЛЭП. На конкурсе лучших проектов опор для ЛЭП в 2008 году в Исландии были представлены уникальные работы. Если бы их воплотили в жизнь, то они могли бы стать новыми достопримечательностями. Но, к сожалению, идея пока так и осталась идеей.
Вы не угадали, речь шла о ЛЭП. На конкурсе лучших проектов опор для ЛЭП в 2008 году в Исландии были представлены уникальные работы. Если бы их воплотили в жизнь, то они могли бы стать новыми достопримечательностями. Но, к сожалению, идея пока так и осталась идеей.
Это логичная мысль, но нет, речь шла о ЛЭП. На конкурсе лучших проектов опор для ЛЭП в 2008 году в Исландии были представлены уникальные работы. Если бы их воплотили в жизнь, то они могли бы стать новыми достопримечательностями. Но, к сожалению, идея пока так и осталась идеей.
Дальше
Проверить
Узнать результат
В 1920 году физик Лев Термен занимался в Физико-техническом институте изучением изменения свойств газов при воздействии на них в разных условиях. В результате поисков удачной компоновки разных приборов Термену пришла в голову идея совместить в одной установке работу сразу двух генераторов электрических колебаний. Эти исследования сподвигли его на создание…
Вы не правы. Речь про терменвокс — первый электронный музыкальный инструмент, один из редких пространственных музыкальных инструментов. Электрическая генерация звука позволяла исполнять музыку свободными движениями пальцев в воздухе (аналогично дирижерским жестам) на расстоянии от самого прибора.
Было бы забавно, но речь про терменвокс — первый электронный музыкальный инструмент, один из редких пространственных музыкальных инструментов. Электрическая генерация звука позволяла исполнять музыку свободными движениями пальцев в воздухе (аналогично дирижёрским жестам) на расстоянии от самого прибора.
Да, вы правы! Так был создан терменвокс — первый электронный музыкальный инструмент, один из редких пространственных музыкальных инструментов. Электрическая генерация звука позволяла исполнять музыку свободными движениями пальцев в воздухе (аналогично дирижёрским жестам), на расстоянии от самого прибора.
Интересная мысль, но речь про терменвокс — первый электронный музыкальный инструмент, один из редких пространственных музыкальных инструментов. Электрическая генерация звука позволяла исполнять музыку свободными движениями пальцев в воздухе (аналогично дирижёрским жестам) на расстоянии от самого прибора.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Кажется, тема «энергетического искусства» для вас новая. Советуем изучить ее подробнее — откроете для себя очень много интересного!
Весьма неплохо! Не все вопросы вам поддались, но вы явно уже были знакомы с историей появления электричества.
Отличный результат! Вам явно не чужды ни энергетика, ни искусство и вы явно интересовались историей появления электричества.
Вам можно присудить звание «доктор энергетического искусствоведения»! Подозреваем, что у вас либо очень широкий кругозор, либо вы просто очень удачно выбираете правильные ответы.
Мы используем cookie, чтобы сайт работал корректно
Выпуск № 35. Сентябрь 2023