ЭНЕРГИЯ
СЕВЕРО-ЗАПАДА
август 2023
В этом выпуске:
Главная тема
На Автовской ТЭЦ приступили к сооружению новой системы оборотного водоснабжения
Новости
Один день
Как аварийно-ремонтная служба обеспечивает бесперебойную работу оборудования ТЭЦ
Важная деталь
Зачем турбине нужна «команда спасателей»

История
Кто же является создателем лампы накаливания — Лодыгин или Эдисон?


Прогресс
Как уменьшить количество вредных выбросов, снизить стоимость энергетической установки и повысить ее КПД
Энергичное хобби
Яркий фотоальбом с летними активностями наших коллег


Тест
Попробуйте узнать наши электростанции по оттенку фасада

Выберите материал
или листайте вниз
Подписывайтесь на наши соцсети и будьте в курсе событий!
Официальный аккаунт ТГК-1:
Спортивный аккаунт ТГК-1:
Главная тема
Охладить пыл
Подача охлаждающей воды на конденсаторы паровых турбин и на вспомогательное оборудование — обязательная часть технологического процесса на любой ТЭЦ. Автовская ТЭЦ проходит через масштабную модернизацию, ее потребности в охлаждающей воде возрастают. Поэтому в июле этого года на станции начали подготовку к строительству новой системы оборотного водоснабжения — эффективной, экологичной и компактной.
25 тысяч кубометров воды из Финского залива в час
Сейчас процесс только стартовал: выполняются работы по подготовке строительной площадки и устройству котлована под будущую циркуляционную насосную станцию. Но уже через два года — к 1 августа 2025 года — новую систему оборотного водоснабжения планируют ввести в эксплуатацию.
Зачем вообще нужна система водоснабжения? Изначально большие объемы холодной воды необходимы для того, чтобы охлаждать и конденсировать перегретый пар, уже отработавший в турбинах. До начала модернизации потребности оборудования Автовской ТЭЦ в охлаждающей воде составляли 25 тысяч кубических метров в час (для сравнения: столько воды требуется, чтобы наполнить 10 олимпийских 25-метровых плавательных бассейнов!). Обычно ТЭЦ используют воду из рек или ближайших озер, но Автовской ТЭЦ повезло: рядом находится Финский залив.

Как происходит процесс водозабора сейчас? Забор воды производится из Большого Турухтанного ковша Финского залива, транспортируется по подводящему каналу к береговой насосной станции, которая подает ее по двум напорным трубопроводам к главному корпусу ТЭЦ-15, и далее потоки направляются на охлаждение основного и вспомогательного оборудования. Нагретая вода отводится в самотечный сливной канал, по которому отправляется в реку Красненькую. У этой схемы есть ряд нюансов. Если зимой во время отопительного периода часть пара направляется в сетевые подогреватели, то летом в межотопительный период Автовская ТЭЦ работает в конденсационном режиме и весь пар уходит в конденсатор и охлаждается только там. Это накладывает ограничения на выработку мощности электростанции. Во-первых, большой расход воды на охлаждение не всегда возможно получить из-за отливов в Финском заливе. Уровень воды просто не позволяет отправлять на станцию необходимые объемы. Во-вторых, если бы ТЭЦ-15 работала летом на полную мощность, то температура воды на сбросе в речку Красненькая значительно превосходила бы комфортную температуру для рыб, обитающих в этом водоеме. Кроме того, в связи с модернизацией оборудования второй очереди Автовской ТЭЦ охлаждающей воды потребуется больше — ее количество вырастет до 29 тысяч кубических метров в час. Нужны новые технологии и новые решения.
  • Юрий Рыков
    директор Дирекции капитального строительства Автовской ТЭЦ
    Чтобы покрыть возрастающую потребность станции в охлаждающей воде и не зависеть от ограничений, связанных с летними сложностями водозабора и водосброса, в «ТГК-1» приняли единственно возможное практическое решение — строительство экологически чистой системы охлаждения оборудования ТЭЦ с замкнутым оборотным циклом водоснабжения, обеспечивающего все потребности предприятия. Замкнутая оборотная система позволит снизить объемы водосбросов в открытые бассейны, что соответствует требованиям природоохранного законодательства. Речка Красненькая является объектом рыбохозяйственного значения, поэтому с точки зрения экологии замкнутый цикл водоснабжения ТЭЦ позволит максимально бережно отнестись к окружающей среде.
Остудить воду помогут вентиляторы
Как же будет выглядеть система оборотного водоснабжения? Необходимо строить градирни, но какого типа? Градирни с естественной тягой (привычные для горожан огромные «башни», где тяга создается за счет высоты сооружения, силы ветра и естественной конвекции воздуха) не подходят для Автовской ТЭЦ из-за своих размеров. Проектировщикам пришлось учитывать относительно стесненные условия генплана существующей площадки и необходимость выдерживать нормативные территориальные разрывы между градирнями и действующим оборудованием станции. Поэтому планируется строить более компактные градирни — вентиляторные (сухие и испарительные), которые не занимают так много места. Летом, во время пиковых летних нагрузок (когда температура воздуха окружающей среды поднимается до высоких значений), планируется дополнительно использовать отдельные аппараты воздушного охлаждения (АВО) меньшей производительности. Еще один вариант — градирни комбинированного типа (гибридные градирни), где совмещены процессы тепломассообмена, присущие сухим и испарительным градирням.
В градирнях вентиляторного типа охлаждение воды происходит благодаря принудительной циркуляции наружного воздуха. Лопасти вентиляторов, расположенных в верхней части градирни, могут вращаться быстрее или медленнее. Специальные жалюзи на входе в теплообменники тоже можно регулировать — так можно контролировать входящий поток воздуха. У сухой градирни есть система автоматического управления, которая регулирует температуру по определенному алгоритму на выходе.

Что же в итоге? Строительство градирни вентиляторного типа и новой оборотной системы водоснабжения решит сразу две задачи: во-первых, обеспечит надежное функционирование модернизированного оборудования не только второй очереди с ее возросшими мощностями, но и всей ТЭЦ, а во-вторых, новая схема позволит снять ограничения на выработку мощности в летний период.
или листайте дальше
НОВОСТИ
В «ТГК-1»
«ТГК-1» повысила надежность работы Автовской ТЭЦ
На Автовской ТЭЦ ПАО «ТГК-1» завершен капитальный ремонт котлоагрегата №3, входящего в состав основного оборудования станции, предназначенного для производства тепловой и электрической энергии.

В ходе ремонта специалисты восстановили тепловую изоляцию и обшиву котлоагрегата, отремонтировали тягодутьевые механизмы, провели диагностику и ремонт металлоконструкций котлоагрегата.

«Опыт персонала, тщательное планирование и контроль работ позволили нам завершить ремонт в сжатые сроки. Это особенно важно для подготовки оборудования к прохождению осенне-зимнего периода и дальнейшего бесперебойного снабжения потребителей тепловой и электрической энергией», — подчеркнул главный инженер Автовской ТЭЦ Денис Максин.

Параллельно текущим ремонтам на Автовской ТЭЦ завершается масштабная модернизация турбоагрегата № 6. Проект увеличит установленную мощность оборудования и повысит надежность энергоснабжения потребителей.
В «Газпром энергохолдинге»
Новая паровая турбина для Киришской ГРЭС ПАО «ОГК-2» успешно прошла испытания на заводе-изготовителе
На Ленинградском металлическом заводе АО «Силовые машины» новая паровая турбина мощностью 60 мегаватт для Киришской ГРЭС успешно поставлена на валоповорот в присутствии заказчика. Это одно из ключевых технологических испытаний при производстве энергетической турбины. Его цель — проверка правильности сборки турбины, оценка центровки всех элементов перед приемкой заказчиком. В ходе операции ротор турбины вращается, благодаря установленному на ней электроприводу с редуктором, со скоростью около четырех оборотов в минуту. В ходе эксплуатации оборудование будет вращаться со скоростью 3000 оборотов в минуту.

Замена основного оборудования Киришской ГРЭС проходит в рамках реализации государственной программы Конкурентного отбора модернизированных мощностей (КОММод) и необходима для обеспечения в долгосрочной перспективе поставок тепловой энергии в виде горячей воды и пара промышленным потребителям, обеспечения надежности поставок нефтехимическому кластеру Ленинградской области. В начале 2023 года завершен I этап модернизации: после замены введен в эксплуатацию новый турбогенератор ТГ-2Т. На втором этапе будет заменена старейшая турбина ТГ-1Т. На следующем — замена турбогенератора ТГ-4Т.

Источник новости и фото: пресс-служба ПАО «ОГК-2»
В России
Ученые РАН разработали технологию переработки углекислого газа
Российские ученые разработали метод переработки углекислого газа в метанол. Его можно будет использовать при производстве формалина и уксусной кислоты, а также других ценных для промышленности компонентов. Авторы разработки — специалисты Центра компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) «Водород как основа низкоуглеродной экономики» на базе Института катализа имени Г.К. Борескова СО РАН.

Для превращения СО2 в метанол ученые предлагают использовать специальные катализаторы, содержащие оксид индия и цеолитные системы. Реагируя с углекислым газом, они превращают его в метанол и в этилен, пропилен и бутилен (эти компоненты сейчас получают из нефти). Авторы идеи предлагают перерабатывать углекислый газ, который образуется на промышленных объектах и электростанциях, а также на шельфах и в природе. Ученые считают, что конечными продуктами переработки СО2 станет широкий круг соединений: низшие олефины, диметиловый спирт, метанол. Разработку предстоит доводить до готового решения еще год: осенью 2024 года ученые обещают представить полноценно работающий проект. По мнению исследователей, внедрение этой технологии сократит выбросы углекислого газа в атмосферу и повысит эффективность работы тех производств, где СО2 образуется в качестве отхода.
Новое устройство защитит ветрогенераторы от скачков напряжения
Молодой ученый из НГТУ НЭТИ предложил идею устройства, которое защитит ветроэлектростанции от высокочастотных перенапряжений. Его разработка победила в ежегодном конкурсе «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» как наиболее перспективная. Автор проекта — Валентин Ломан, кандидат технических наук, доцент кафедры безопасности труда Новосибирского государственного технического университета НЭТИ.

Основная идея — использовать неоднородные материалы (проводник и ферромагнетик), чтобы иметь возможность менять сопротивление устройства в зависимости от частоты приходящих сигналов. Цель — защита трансформатора устройства при скачках напряжения. Скачки напряжения — краткосрочные импульсы с большой амплитудой — могут приводить к пробою межвитковой изоляции и снижению работоспособности трансформатора, что укорачивает срок его службы. Устройство, придуманное Валентином Ломаном, должно удлинить импульс и снизить его амплитуду, что уже не вызывает разрушительных последствий. Сейчас ученый сфокусировался на решении проблемы высокочастотных напряжений именно на ветроэлектростанциях. По мнению Валентина Ломана, они наиболее уязвимы: находятся в удаленных местах, что мешает постоянному мониторингу и контролю. Они подвергаются серьезным воздействиям: ударам молний, работе инвертора, коммутационным переключениям. Поэтому новая разработка, прямых аналогов которой пока не существует, будет ориентирована именно на ВЭС.
Ученые из Томска и Новосибирска работают над увеличением КПД электромобиля
Исследователи из Томского политехнического университета (ТПУ) и Новосибирского государственного технического университета НЭТИ разработали математическую модель, которая с большой точностью может анализировать производительность двигателей электромобиля. Преимуществом модели является то, что она не требует больших вычислительных мощностей. Математическая модель поможет разработчикам при проектировке новых электродвигателей с максимально высоким КПД.

Проект нового электродвигателя должен решать сразу две задачи: повышение емкости аккумуляторных батарей и рациональное использование получаемой от них энергии, то есть снижение потерь и повышение КПД. Математическая модель сибирских ученых помогает проводить необходимые расчеты — описывает механический, энергетический и силовой баланс. Ученые определили запас хода автомобиля, смоделировав циклы его движения, характерные для разных стран. Кроме этого, при разработке математической модели учитывались циклы ускорений, условия работы аккумулятора, энергетические затраты на поездку и многие другие факторы. Авторы модели оценили и ресурс тяговой батареи и определили оптимальный тип литий-ионной батареи для электромобиля. В теории она может продлить свой ресурс до 500 тысяч километров пробега. Данные, полученные с помощью математической модели, позволят выявить максимально энергоэффективные режимы движения, в том числе и беспилотных автомобилей. Это позволит сэкономить затраты на перевозку пассажиров и грузов.
В мире
Солнечные батареи в бочках — инновация автономного энергоснабжения
Солнечные батареи теперь можно транспортировать в бочках. Такой необычный формат фотогальванической установки разработала итальянская компания Barrel. В бочке находятся солнечные модули мощностью 6 киловатт, литиевые батареи емкостью 3,5 киловатт-часов и инвертор на 5,6 киловатт, который преобразует постоянный ток в переменный. Одной такой «бочки» достаточно для энергоснабжения небольшого одноэтажного коттеджа на 4–5 человек. Эта разработка уже с успехом использовалась в регионах, пострадавших от землетрясений, в том числе в Турции и на севере Италии. Кроме того, установки заказывают себе африканские страны: Мали, Сенегал, Марокко, Гана, Нигерия, а также Ближний Восток — Оман и ОАЭ.

Бочка с солнечными модулями — не первая разработка в сфере автономного солнечного энергоснабжения. Например, немецкая компания Autarq создала черепицу, в которую встроены монокристаллические элементы. Она выглядит как обычная кровля, которая рассчитана на 25 лет эксплуатации при температуре от минус 40 до плюс 85 градусов Цельсия и способна выдерживать нагрузку до 5 400 паскалей (то есть снег зимой). 1 квадратный метр покрытия состоит из 12 плиток мощностью 10 ватт каждая. Для небольшого загородного одноэтажного дома нужно 50 квадратных метров черепицы.

Фото: electrek.co
Бразильцы запустили один из крупнейших мировых солнечных парков
В Бразилии ввели в строй солнечный парк, который является одним из крупнейших в мире. Мощность солнечного парка Complexo Solar Janauba составляет 1,2 гигаватт, он находится в штате Минас-Жерайс и занимает площадь более 3069 гектаров в северной части штата. Парк объединяет 20 солнечных электростанций и более 2 миллионов солнечных панелей. Это крупнейший проект такого типа в Бразилии, который обошелся компании Elera Renovaveis в 830 миллионов долларов США. В этом месте максимально высокий уровень солнечной радиации и большое количество солнечных дней, поэтому энергетики предсказывают его будущую эффективность. Кстати, Бразилия входит в первую пятерку стран в мире по рынку солнечной энергии, ее установленная мощность в первом квартале 2023 года превысила 28 гигаватт. В прошлые годы основным источником солнечной энергии были небольшие солнечные электростанции, но в последнее время опережающими темпами растет процент крупных солнечных парков.
Американцы открывают предварительные продажи на летающие электромобили
Сразу несколько обнадеживающих новостей из мира летающих автомобилей было опубликовано в июле. В июле компания Alef Aeronautics из Калифорнии, которая уже несколько лет конструирует летающий электромобиль, начала прием предварительных заказов на транспортные средства. Электромобиль получил специальный сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиации США и теперь имеет разрешение проводить дорожные и воздушные испытания. По словам основателей компании (это Джим Духовны, Константин Кислый, Павел Маркин и Олег Петров), на создание летающего электрокара их вдохновил культовый фильм «Назад в будущее» (1985), где в 2015 году основной трафик был перенесен с автодорог на небо. Созданная ими модель может проехать до 321 километра по обычным дорогам, а также подниматься в воздух вертикально и лететь около 177 километров. Электромобиль рассчитан на 2-х человек, его стоимость — около 300 тысяч долларов.

Еще одна компания Doroni (на этот раз из Флориды) тоже открыла предварительные заказы на двухместный круизный персональный электромобиль eVTOL H1. Правда, авторы называют свой проект «самолетом». Недавно его протестировал генеральный директор Дорон Мердингер в первом пилотируемом полете. Его стоимость будет ниже «калифорнийца» — около 195 тысяч долларов. А в Европе еще год назад летающий автомобиль AirCar получил сертификат летной годности. Разработка инженеров из Словакии произвела уже 200 взлетов и посадок, проведя в небе в общей сложности около 70 часов.

Фото: Alef Aeronautics
Подготовлено по материалам пресс-службы ПАО «ТГК-1», ПАО «ОГК-2», информационного агентства ТАСС, порталов «Глобальная энергия», «Национальная ассоциация нефтегазового сервиса», RenEn, сайта НГТУ НЭТИ, сайта газеты «Известия».
или листайте дальше
Один день из жизни
Всегда на страже
Чтобы в наших домах была горячая вода и горел свет, на электростанциях задействовано огромное количество оборудования. Обеспечить его надежную и бесперебойную работу — задача аварийно-ремонтной службы.
Сегодняшний «Один день» мы проведем на Автовской ТЭЦ с начальником аварийно-ремонтной службы Сергеем Кукушкиным, который покажет нам работу своего подразделения.
07:30–09:15
Рабочий день Сергея начинается в 08:00 часов, но на ТЭЦ он приходит раньше: надо успеть переодеться, просмотреть суточную ведомость и рабочую почту. В 07:45 — оперативное совещание с мастерами: в зависимости от выданных и подготовленных ночью нарядов Сергей определяет состав ремонтных бригад.
В 08:00 — утренний развод ремонтного персонала. Сергей доводит до подчиненных свежую информацию от службы совершенствования производством и проводит инструктаж.

Мастера расходятся по своим участкам, озвучивают подчиненным, какие задания предстоит выполнить за день, оформляют допуски к работам. Сергей возвращается в кабинет: надо встретиться с представителями подрядной организации и рассмотреть акты дефектации и акты выполненных работ.
09:15–09:45
Утреннее совещание по ВКС, которое проводит главный инженер. В онлайн-встрече принимают участие все начальники цехов, служб и отделов. Начальник смены докладывает оперативную обстановку: что произошло за ночь, каковы основные показатели работы ТЭЦ на данный момент. Руководители подразделений озвучивают свои планы работ на день.
09:45–11:00
Дальше — обход. Доверяй, но проверяй: Сергей должен проконтролировать работу подчиненных.

В процессе ремонта зачастую возникают ситуации, когда требуется быстро принять решение. Сегодня как раз такой случай. На энергетическом котле № 5 — аварийная вибрация подшипников дутьевого вентилятора ДВ-5Б. Предварительное предположение — дефект вала вентилятора. Для проверки надо замерить посадочные места подшипников и измерить бой вала. Для этого вал устанавливают на токарный станок. Отсюда — с токарной мастерской — Сергей и начинает обход рабочих мест.

За станком — токарь 6 разряда АРС Николай Омелаев. «Николай Васильевич работает на Автовской ТЭЦ с 2007 года, — говорит Сергей. — Настоящий профессионал, который своим отношением к работе подает пример всем остальным».

Замер боя вала показал превышение допустимых значений. Предположение о том, что причина увеличенной вибрации вентилятора кроется в состоянии вала, подтверждается.
Что делать дальше? Для решения вопроса Сергей инициирует встречу с представителями подрядной организации на месте — прямо у дефектного вентилятора. Решение: неисправный вал ремонтировать нецелесообразно, надо изготовить новый собственными силами в токарной мастерской АРС.
Следующий пункт — мастерская турбинного участка АРС. Сегодня здесь работают слесари по ремонту парогазотурбинного оборудования Сергей Митрофанов и Алексей Алексеев. Они ремонтируют привод задвижки 102/8б. Необходимо просверлить и обработать «болгаркой» полумуфту привода. Операции несложные: до 12 часов привод будет собран.
Сергей направляется в котельное отделение II очереди. Здесь на мазутопроводах котла № 6 работает слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов Елена Олихнович. У нее узкая специализация — ремонт и наложение тепловой изоляции. На Автовской ТЭЦ это единственная женщина, которая выполняет эту важную и ответственную работу.
Кстати, она мама А. Алексеева, который уже закончил сверлить полумуфту привода в мастерской турбинного участка АРС. Преемственность поколений на Автовской ТЭЦ приветствуется!

Дальше — на I очередь котлотурбинного цеха, проверить работу крановщика (о ювелирном труде этих специалистов «Энергия Северо-Запада» писала в февральском номере). Сегодня работает машинист кранов 6 разряда Александр Наглый.
11:00–12:00
Сергей возвращается в кабинет, чтобы встретиться с представительницей группы производственного контроля и охраны труда (ГПКиОТ) — инженером по пожарной безопасности I категории Ольгой Прасоловой. Сегодня — третья среда месяца, День охраны труда, в который специалисты осматривают рабочие места, производственные и непроизводственные помещения во всех цехах и службах ТЭЦ: надо удостовериться, что они соответствуют нормам охраны труда.

Ольга проверяет журналы повторных инструктажей. Все в порядке. Затем — комиссионный обход и проверка соблюдения требований охраны труда в мастерских и на рабочих местах. Выявлены несколько замечаний — их надо будет занести в акт и устранить.
12:00–12:45
Обед
12:45–13:30
Сергей снова идет в обход. На очереди — рабочее место слесарей по ремонту парогазотурбинного оборудования (ПГТО). На пружинно-грузовом аккумуляторе маслосистемы ТГ-3 выявлен дефект: образовался свищ на выходном патрубке. Чтобы его устранить, надо сдренировать с корпуса аккумулятора масло, затем паром удалить его остатки с внутренней поверхности аккумулятора и маслопроводов и только потом приступить к заварке свища. Но это потом. Сегодня надо смонтировать линию подачи пара к аккумулятору. Этим занимаются слесарь по ремонту ПГТО Денис Сабзаев и электрогазосварщик АРС Леонид Рябков. Оба не только высококвалифицированные специалисты, но и активные участники мероприятий, которые проводятся на Автовской ТЭЦ. На Спартакиаде в апреле Денис Сабзаев и Леонид Рябков заняли первое и второе места по гиревому спорту.
удалить излишки влаги или жидкости с поверхности или изнутри объекта
Далее Сергей направляется к задвижке 102/8б. Помните такую? Как раз та задвижка, привод от которой чинили в мастерской Сергей Митрофанов и Алексей Алексеев. Они же доставили отремонтированный привод на место установки и уже приступили к сборке задвижки.
13:30–14:00
Время заседания ШОПР — Штаба оперативного планирования ремонтов. В нем принимают участие все ремонтные структуры: начальник отдела подготовки и планирования ремонтов, заместитель начальника КТЦ по ремонту, начальник службы логистики и обеспечения производства, начальник аварийно-ремонтной службы совместно с мастерами, подрядчики, специалист по контролю металла. На ШОПР планируют и обсуждают работы на завтрашний день. Лето — пора остановов, и «горячих» вопросов по ремонтам множество. Сегодня ШОПР проходит в режиме видеоконференцсвязи.
14:00–14:30
Сергей встречается с коллегами из ООО «Газпром энергохолдинг», которые проводят на этой неделе технический аудит по выполнению требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах Автовской ТЭЦ. Сопровождает аудиторов руководитель группы производственного контроля и охраны труда Игорь Коньков.
14:30–15:30
Сергей осматривает закрепленную за аварийно-ремонтной службой территорию. На площадке вокруг баков запаса конденсата № 1, 2, 3 надо скосить траву. Это часть плановой работы по благоустройству территории ТЭЦ, направленная на соблюдение требований пожарной безопасности, которую делают все цеха и службы теплоэлектроцентрали. Работу выполняет слесарь по ремонту оборудования Михаил Русаков.
Напротив баков запаса конденсата организована площадка, где временно хранятся пакеты экранных труб пикового водогрейного котла № 6. Главный инженер Автовской ТЭЦ Денис Максин дал задание зачистить под контроль металла коллекторы экранов. Этим занят слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов Дмитрий Лазаренко.
Сергей направляется в мастерскую по ремонту и изготовлению металлоконструкций. Там находятся станки, необходимость в которых очень высока: листогибочный, вальцовочный, токарно-карусельный станки, гильотина для рубки листового металла, установка точечной сварки. Вкупе с оборудованием в других мастерских АРС — сверлильными, токарными, фрезерными станками — это очень солидная база. В мастерской электрогазосварщик АРС Алексей Смирнов изготавливает кронштейны для кабелей, которые будут установлены в кабельных каналах электроцеха.
15:30–16:00
Подведение итогов Дня охраны труда. Сегодня — в режиме ВКС. Начальники всех служб и цехов докладывают о выявленных замечаниях, намечают сроки и ответственных за их устранение.
16:00–16:30
Остается полчаса для подведения итогов дня. Мастера, так же как и утром, собираются в кабинете Сергея, докладывают о проделанной работе, о возникших в течение дня проблемах. Также проговаривают планы АРС на завтрашний день.
16:30–17:00
Вечерняя оперативка по ВКС по результатам рабочего дня. Сергей докладывает главному инженеру о том, что было сделано.
17:00–17:30
Рабочий день закончен, но надо уделить еще немного времени работе с документами. «Задача нашей службы — свести аварийность к минимуму, — говорит Сергей. — Ситуации могут быть различными, и, если что-то случится, мы должны обеспечить вывод персонала для устранения дефектов. Хоть днем, хоть ночью, хоть в будни, хоть в праздники — мы всегда готовы к работе. На то мы и аварийно-ремонтная служба».
или листайте дальше
важная деталь
Клапаны паровой турбины
В системе парораспределения турбины работают «братья», которых вместе можно смело назвать командой спасателей. Это клапаны паровой турбины: регулирующий и стопорный. И если последний работает исключительно в экстренных случаях, то первый трудится на своем посту круглосуточно.
Каждый клапан паровой турбины функционирует в условиях воздействия перегретого пара. Прибавим сюда малые скорости перемещения и высокие контактные давления — и условия можно точно назвать экстремальными. Несмотря на это, клапанам удается решать одну из сложных задач — поддержание постоянной скорости вращения паровой турбины.

Это важно, ведь выработка тепловой и электрической энергии должна совпадать с их потреблением. При этом частота генерируемого электрического тока прямо пропорциональна скорости вращения ротора генератора. Именно механизм регулирования парового потока позволяет поддерживать постоянную скорость паровой турбины. Если она вращается слишком быстро, то регулирующий клапан автоматически уменьшает поток пара до момента стабилизации системы. Если скорость вращения турбины окажется низкой, поток пара будет увеличен. Так достигается постоянная частота тока в 50 ± 0,1 Гц.
Во время летней ремонтной кампании регулирующий клапан можно увидеть на Северной ТЭЦ, где идет капитальный ремонт энергоблока № 2
Типичная конструкция регулирующего клапана состоит из паровой коробки, клапанной крышки, запорного органа, седла, штока и подводящего паропровода. Конструктивное разнообразие регулирующих клапанов достаточно широкое, и различают их по множеству параметров: форме запорного органа, направлению движения пара, числу седел, системе привода.

По форме запорного органа встречаются тарельчатые, шаровые, профилированные, поршневые и колокольные клапаны.
В зависимости от типа парораспределения схема работы регулирующих клапанов отличается. Так, при дроссельном варианте пар подводится к соплам по всей окружности через один или несколько регулирующих клапанов, которые открываются одновременно. А вот при сопловом парораспределении каждый регулирующий клапан обслуживает свою группу, поэтому при уменьшении нагрузки турбины они будут закрываться последовательно.
Дроссельное парораспределение применяют к турбинам малой мощности, а также для мощных турбин, предназначенных для работы на номинальной мощности. Сопловое распределение, в свою очередь, получило широкое распространение в стационарных мощных турбинах.
Как же клапаны «спасают» турбину от ошибок?
По сути, все сводится к изменению положения клапана относительно входного участка седла. Но сами по себе регулирующие клапаны не справились бы с этой задачей. Эта командная работа всей системы регулирования турбины. «Задание» на движение регулирующего клапана передается по цепочке: от регулятора скорости к сливным клапанам на маслопроводе системы, далее к сервомотору и, наконец, к регулирующим клапанам.

Регулятор скорости первым реагирует на изменение числа оборотов. Движение его муфты приводит к перемещению сливных клапанов на маслопроводе системы регулирования и изменению давления масла. Это, в свою очередь, обеспечивает перемещение золотника, управляющего подачей масла к сервомотору. А уже его перемещение вызывает изменение степени открытия регулирующих клапанов для правильной подачи пара в турбину.
В команде спасателей особое место занимает стопорный клапан. Он нужен для прекращения доступа пара к проточной части турбины в аварийной ситуации. Клапан двигается вверх и вниз, перекрывая или открывая доступ. Срабатывает он буквально за миллисекунды.
Клапан состоит из тарелки, стакана и седла, а для обеспечения герметичности в закрытом состоянии используются уплотнительные детали.

Принцип действия клапана достаточно прост, но задействовано в нем сразу несколько элементов: тарелка совмещена с приводом с помощью штока. Привод представляет собой систему из пружин, тяг и коромысел. Систему приводит в работу электрический сигнал: под его воздействием пружины привода сжимаются и опускают стопорный клапан вниз, тем самым создавая зазор. В случае возникновения аварийной ситуации срабатывает электромагнитный выключатель, пружины возвращаются в исходное положение, клапан поднимается вверх и перекрывает доступ пара. После закрытия клапана постепенно останавливается и ротор.
или листайте дальше
история
Споры об отцовстве
Как и многие другие великие изобретения, лампа накаливания уже более ста лет является предметом спора: кто же стал ее изобретателем? Во всем мире считают создателем лампочки американца Томаса Эдисона. Имя Александра Лодыгина помнят только в России, да и то не все. Кто-то из отличников может еще вспомнить фамилию Яблочкова и тоже будет в какой-то мере прав. Но кто же главный?! Рассказываем эту запутанную историю.
Свет электрической дуги напугал прохожих
Установить «отцовство» лампочки накаливания действительно трудно, потому что ее изобрели не одномоментно. С самого начала XIX века ученые из разных стран пытались создать источник электрического освещения. Так, в 1802 году Василий Петров, проводивший «электрические» эксперименты в своей мастерской в Санкт-Петербурге, разместил рядом на стекле два уголька и поднес к ним электроды. Яркий белый свет, внезапно озаривший окна комнаты, ошарашил не только самого ученого, но и проходящих по улице людей. Этой вспышке света позже дали название электрической дуги. Кстати, имя Петрова, как первого изобретателя электрической дуги, незаслуженно забыто: спустя шесть лет английский исследователь, сэр Гемфри Деви, описал аналогичный дуговой электрический разряд и вошел в историю как первооткрыватель.

На протяжении следующих десятилетий было несколько не самых прорывных попыток создать стабильно светящую лампу: бельгийский изобретатель Жан Жобар запатентовал лампу с угольным фильтром (слишком быстро гасла), а британский астроном Уоррен де ля Рю придумал использовать для нити накаливания платиновую проволоку (слишком дорого). В 1854 году голландский иммигрант Генрих Гебель представил на суд публики в Нью-Йорке свою собственную лампочку: она горела целых два часа! В качестве нити накаливания Генрих использовал обугленную бамбуковую нить, а вместо стеклянных колб — пустые бутылочки от парфюма (на нормальные колбы у иммигранта не было средств).
Свечи Яблочкова осветили Лувр и Колизей
Одновременно в России тоже проводились амбициозные эксперименты. Два молодых энтузиаста — Павел Яблочков и Александр Лодыгин — параллельно друг с другом пытались добиться яркого и стабильного электрического света. Сначала победителем однозначно стал Павел Яблочков: именно его свеча смогла покорить всю Европу. Он создал дуговую лампу без регулятора. Два угольных стержня, разделенные изоляционной прокладкой из каолина, зажимались в двух клеммах подсвечника. На верхних концах стержня зажигался дуговой разряд, пламя дуги светило, угли постепенно сжигались, а изоляционный материал испарялся. Свеча могла гореть полтора часа, была проще и дешевле, чем все предшественницы. Когда в 1876 году Яблочков запатентовал свою лампу во Франции, то она произвела фурор. В заголовках европейских газет писали: «Свет приходит к нам с севера — из России». А нашу страну называли родиной электричества. Свечи Яблочкова стоили около 20 копеек, поэтому ими за последующие два года успели осветить Лувр, развалины Колизея, ипподром в Париже, покои персидского шаха. Их покупали лучшие магазины в Филадельфии. В Лондоне свечи Яблочкова пытались запретить через суд, так как их активная продажа ущемляла интересы местных бизнесменов. В 1878 году лампы Яблочкова зажглись в Кронштадте. Успех был очевиден, но недолог. Уже к началу 80-х годов свечи Яблочкова морально устарели.

Свеча Яблочкова.
Фото: images.shoutwiki.com
Одновременно в России тоже проводились амбициозные эксперименты. Два молодых энтузиаста — Павел Яблочков и Александр Лодыгин — параллельно друг с другом пытались добиться яркого и стабильного электрического света. Сначала победителем однозначно стал Павел Яблочков: именно его свеча смогла покорить всю Европу. Он создал дуговую лампу без регулятора. Два угольных стержня, разделенные изоляционной прокладкой из каолина, зажимались в двух клеммах подсвечника. На верхних концах стержня зажигался дуговой разряд, пламя дуги светило, угли постепенно сжигались, а изоляционный материал испарялся. Свеча могла гореть полтора часа, была проще и дешевле, чем все предшественницы. Когда в 1876 году Яблочков запатентовал свою лампу во Франции, то она произвела фурор. В заголовках европейских газет писали: «Свет приходит к нам с севера — из России». А нашу страну называли родиной электричества. Свечи Яблочкова стоили около 20 копеек, поэтому ими за последующие два года успели осветить Лувр, развалины Колизея, ипподром в Париже, покои персидского шаха. Их покупали лучшие магазины в Филадельфии. В Лондоне свечи Яблочкова пытались запретить через суд, так как их активная продажа ущемляла интересы местных бизнесменов. В 1878 году лампы Яблочкова зажглись в Кронштадте. Успех был очевиден, но недолог. Уже к началу 80-х годов свечи Яблочкова морально устарели.

Свеча Яблочкова.
Фото: images.shoutwiki.com
Тем временем Александр Лодыгин продолжал свои эксперименты, хотя его имя и не гремело по всей Европе, как имя Яблочкова. Он создавал свой вариант лампы накаливания: методично перебирал элементы накаливания и среды, в которых их можно использовать. Так он дошел до угольного стержня, прикрепленного к медным электродам в стеклянной колбе, из которой был откачан воздух.
Уже в 1873 году (за три года до Яблочкова!) Александр Лодыгин устроил электрическую иллюминацию на Одесской улице в Санкт-Петербурге, заменив в фонарях несколько керосиновых ламп своими «чудо-шарами». Они давали яркий, немерцающий свет, при котором можно было читать. Лампы горели по два часа, их можно было включать и выключать. В 1874 году Лодыгин получил российский патент на свою лампу, позже — несколько европейских патентов. Он даже отправил заявку на патент своего изобретения в США, но не нашел средств для оплаты необходимых пошлин. Кстати, Павел Яблочков признал технологическое превосходство лампы накаливания перед своей свечой и даже готов был вложиться финансово в распространение нового изобретения (но идею не поддержали другие акционеры его общества).

Портрет А. Лодыгина.
Иллюстрация:
aspbiblmv.nov.muzkult.ru

Мечты об электролете
Удивительный факт: Александр Лодыгин вовсе не мечтал создать первую в мире электрическую лампочку. Несколько лет все свои усилия он направлял на разработку проекта электролета — летательного аппарата вертикального взлета, который должны были использовать в военных целях. Поднимать в воздух этот аппарат (нечто среднее между аэростатом и вертолетом) должен был электродвигатель. Российские военные проект посчитали фантастикой, а вот французы заинтересовались и хотели использовать в войне с Пруссией. Но война закончилась до того, как идею Лодыгина начали претворять в жизнь. Одним из многочисленных ноу-хау в этом электролете, по задумке Лодыгина, должна была стать электрическая лампочка, чтобы пилоты могли летать в темное время суток. Оставив мечты о создании летательного аппарата, изобретатель решил довести до конца хотя бы эту небольшую идею и продолжил эксперименты с электрическим светом.
Модель электролета. Иллюстрация: wikimedia.org
Эдисон и Лодыгин — битва за патенты
Когда же в этой борьбе изобретателей появляется Томас Эдисон? Американский инженер и сам уже несколько лет бился над созданием электрической лампы, которая бы горела стабильно и долго. По одной из версий, до него дошли чертежи «неоплаченной» заявки на американский патент русского конкурента Лодыгина и он взял их на вооружение. Есть и другая история: лейтенант российского флота и энтузиаст электрического прогресса Ахиллес Хотинский прибыл в 1874 году в Нью-Йорк и в качестве подарка привез Эдисону несколько лампочек Лодыгина. Американец был в восторге и тут же начал изучать «русское изобретение». И уже в 1879 году запатентовал в США свою собственную лампу накаливания. Она повторяет лампу Лодыгина, только угольный стержень Эдисон заменил на более эффективную угольную нить.

Следующие десять лет можно назвать своеобразной электрической «гонкой вооружений» между Эдисоном и Лодыгиным, тем более что русский изобретатель как раз в эти годы переехал в США. Оба они совершенствуют нить накаливания и стараются быстрее соперника запатентовать самые успешные результаты. Сначала выигрывает Эдисон: он придумывает бамбуковую нить накаливания, которая горит более 13 часов! Потом Лодыгин совершает прорыв: он выясняет, что оптимальным материалом для нити является вольфрам, и догадывается закрутить нить в спираль. Именно так и по сей день выглядит привычная нам электрическая лампочка.

Казалось бы, очевидно, что именно Александр Лодыгин — отец лампы накаливания? Но судьба распорядилась иначе: в 1907 году русский изобретатель, испытывая финансовые трудности при строительстве завода по производству вольфрама, продает патент на свою лампочку компании General Electric, владельцем которой стал как раз Томас Эдисон. А тот, как талантливый бизнесмен, наладил производство лампочек по всему миру. Поэтому светящиеся стеклянные шары на долгие годы по всему миру стали называться «лампами Эдисона», а имя Александра Лодыгина осталось известным только в России.

Т. Эдисон. Фото: forbes.com
или листайте дальше
прогресс
Сверхкритический тренд
Пока одни ученые занимаются поисками альтернативных источников энергии и совершенствованием технологий в области ВИЭ, другие изучают возможности использования новых технологий в традиционной энергетике, способных обеспечить одновременно и снижение вредных выбросов, и снижение стоимости энергетической установки, и повышение КПД.
Одним из прорывных направлений для решения этих задач уже сейчас является использование сверхкритического диоксида углерода. Эта технология попала в новый доклад «10 прорывных идей в энергетике на следующие 10 лет» ассоциации «Глобальная энергия». Мировой опыт и нюансы технологий использования сверхкритического диоксида углерода объединила в докладе команда Национального исследовательского университета «МЭИ».
Что за критичность?
Сверхкритическое состояние диоксида углерода — это совокупность его свойств при температуре свыше 30,98°С и давлении свыше 7,38 МПа. В критической точке граница раздела фаз между жидкой и газовой средой исчезает. По сути, сверхкритические вещества существуют как гибрид жидкости и газа, а их характеристики представляют что-то среднее между обоими состояниями. Они претерпевают большие изменения в плотности с небольшими изменениями давления или температуры — это главный плюс для эффективного использования сверхкритического диоксида углерода (sCO2) в питании турбин. Проще говоря, использование sCO2 в качестве рабочей среды означает, что для преобразования заданного количества подводимой теплоты в электричество требуется меньше работы, независимо от источника энергии.
Как развивается технология?
Работа в направлении использования сверхкритического диоксида углерода началась в середине XX века: компания Sulzer Bros запатентовала цикл Брайтона на сверхкритическом CO2 с частичной конденсацией углекислого газа. Это вызвало интерес у исследователей и разработчиков энергетических установок во многих странах. В СССР разработкой циклов на диоксиде углерода занимались Давид Гохштейн и Григорий Верхивкер, которые в 1969 году представили тепловую схему АЭС с углекислым газом в качестве теплоносителя и рабочей среды.

Первые научные разработки показывали простейший цикл на сверхкритическом CO2 —полузакрытый цикл Брайтона с утилизацией теплоты уходящих газов. Исследования показали, что при начальной температуре 550°С, температуре на входе в компрессор 32°С и давлении на выходе из компрессора 25 МПа термический КПД составлял порядка 40%. Кроме того, появился и цикл Брайтона с конденсацией рабочего тела c использованием ацетона для растворения диоксида углерода, где для сжатия рабочей среды вместо компрессора использовался насос. Результаты исследований отметили КПД цикла в 56% при температуре на входе в турбину 1400°С.
Появление первых углекислотных циклов стало фундаментом для проведения последующих многочисленных исследований. В результате были разработаны различные модификации цикла Брайтона на сверхкритическом диоксиде углерода. Все они реализуют основные направления повышения КПД — увеличение температуры нагрева и снижение температуры охлаждения рабочего тела.
Полузакрытые CO2-циклы с кислородным сжиганием топлива
Полузакрытые термодинамические циклы с кислородным сжиганием топлива — это энергетические комплексы, состоящие из самого цикла, установки по производству кислорода и подготовке углекислого газа к захоронению. Широкую известность получили полузакрытый цикл с кислородным сжиганием топлива SCOC-CC, циклы «МАТИАНТ» (цикл MATIANT) и циклы Аллама (цикл NET Power).

Общей чертой полузакрытых циклов является практически полное отсутствие выбросов вредных газов в атмосферу. Кислородно-топливная технология позволяет секвестрировать до 99% CO2, образующегося в результате сжигания углеродного топлива в кислороде. Остальные технико-экономические параметры кислородно-топливных циклов сильно различаются.

Первые модификации полузакрытых циклов появлялись еще в конце прошлого века. Сегодня США, Япония и страны Европы активно развивают данное направление. За счет выделения грантов, активного субсидирования «зеленых» технологий производства электроэнергии, создания законодательных баз, стимулирующих сокращение выбросов углекислого газа, проводятся научные исследования, строятся экспериментальные установки и создаются предпосылки для создания реальных энергоблоков с «нулевыми» выбросами вредных веществ. Крупные энергетические корпорации объединяют усилия с целью создания демонстрационных установок, способных отпускать до 50 МВт электроэнергии в сеть.
В 2016 году компания NET Power объявила о закладке фундамента демонстрационной ТЭС мощностью 50 МВт в Ла Порте (штат Техас) для тестирования эффективности цикла Аллама. Компания Toshiba изготовила для проекта работающую на диоксиде углерода в сверхкритическом состоянии турбину и камеру сгорания. А разработчик самого цикла профессор Родни Аллам, лауреат Нобелевской премии мира и энергетической премии «Глобальная энергия», выступил консультантом.
К тестированиям NET Power приступила в 2018 года. Были проведены три расширенные кампании тестирования, а осенью 2021 года прошла успешная синхронизация с электросетью штата Техас. Кроме того, NET Power прошла валидацию технологии, достигла критических этапов эксплуатации и наработала более 1500 часов общего времени функционирования комплекса по состоянию на октябрь 2022 года. Сейчас станция в Ла Порте остается важнейшим ресурсом для постоянного совершенствования технологии.

Как утверждают представители компании NET Power, электростанция на цикле Аллама производит только электричество, воду и жидкий диоксид углерода, готовый к транспортировке по трубопроводу, работая при этом не менее эффективно, чем лучшие из сегодняшних газовых электростанций. Ее расчетный чистый КПД — 58,9% на газе и 51,4% на угле (с использованием встроенного газификатора). Кроме того, за счет небольшого снижения КПД такая станция может работать без подвода воды для охлаждения, фактически становясь производителем чистой воды.
SCOC-CC
Этот полузакрытый цикл с кислородным сжиганием топлива был впервые предложен в 1992 году учеными Болландом и Сетером. Он имеет простую конфигурацию и представляет собой по сути комбинированный цикл Брайтона-Ренкина с кислородным окислителем топлива и диоксидной рециркуляцией. Основным достоинством цикла является простота реализации.
MATIANT
Впервые концепция этого цикла была представлена в 1997 году изобретателями Матье (Mathieu) и Янтовский (не Янтовским?) (Iantovsky). Отличительной чертой данной технологии является расширение рабочей смеси с большим содержанием диоксида углерода в трех турбинах: турбине высокого, среднего и низкого давлений. Эффективность циклов «МАТИАНТ» несколько ниже, чем у SCOC-CC из-за высоких затрат энергии на охлаждение нескольких высокотемпературных турбин.
ЦИКЛ АЛЛАМА
Технология позволяет достигать рекордный КПД нетто, равный 58.9% при работе на природном газе и 51.44% при работе на угле (с учетом затрат на захоронение диоксида углерода). В сравнение КПД нетто парогазовых энергоблоков, использующих технологию секвестирования, не превышает 48%, а ПГУ с газификацией и секвестрованием – 39%.

Диоксид углерода сжимается в многоступенчатом компрессоре с промежуточным охлаждением до 80 бар, а затем подается в насос, после которого достигает максимального давления в цикле в диапазоне от 200 до 400 бар. После насоса углекислый газ направляется в регенератор, где нагревается до 700–750°С за счет теплоты рабочей среды на выходе из турбины и нагретого хладагента, использующегося для промежуточного охлаждения кислорода в установке для его подготовки. Реализация низкопотенциальной теплоты в регенераторе, получаемой за счет промежуточного охлаждения кислорода, позволяет скомпенсировать тепловой баланс между горячим и холодным потоками. После регенератора большая часть потока углекислого газа направляется в камеру сгорания для ограничения максимальной температуры, меньшая часть – на охлаждение газовой турбины. Оставшаяся часть диоксида углерода смешивается с потоком сжатого кислорода и также направляется в камеру сгорания, где температура рабочей среды повышается до 1150°С за счет сгорания топлива с кислородом. На выходе из газовой турбины рабочая среда направляется в регенератор.

У этой технологии сразу несколько достоинств. И в первую очередь это конкурентоспособная удельная стоимость установленной мощности. По предварительным оценкам, для энергоустановок на природном газе она составляет 800–1000 $/кВт, а при работе на угле (с его последующей газификацией) – 1500–1800 $/кВт. Для сравнения: стоимость современных парогазовых энергоблоков с внутрицикловой газификацией составляет не менее 5000 $/кВт.

Столь низкий показатель стоимости цикла Аллама удалось достигнуть за счет компактности всей станции и энергетического оборудования вследствие высокого минимального давления рабочей среды и отсутствия традиционных элементов парогазового цикла. Кроме того, у этой технологии высокая эффективность и компактность.

Но и недостатки у цикла Аллама тоже имеются. Прежде всего отмечается, что максимальная температура на входе в турбину ограничивается предельно допустимыми температурой и давлением рабочей среды в регенераторе, которые, в свою очередь, зависят от применяемых для их изготовления сплавов.
В чем выгода?
Переход на углекислотные рабочие тела – перспективное направление повышения эффективности генерации энергии и снижения выбросов диоксида углерода. При этом ряд циклов имеет технико-экономические показатели, сравнимые с наилучшими доступными в настоящее время традиционными источниками энергии.

Высокая эффективность данных циклов проявляется в том числе в низкой себестоимости электроэнергии в условиях наличия платы за выбросы парниковых газов. Так, уже при близком к текущему уровне цен на квоты в размере 50$ за тонну перспективные углекислотные циклы сопоставимы с парогазовыми установками по себестоимости генерации энергии.
В 2021 году в России, Китае и Евросоюзе были приняты Стратегии по снижению выбросов парниковых газов, предусматривающие их квотирование, при этом европейская предусматривает также дополнительные пошлины для продукции с высоким углеродным следом, в том числе электроэнергии. В связи с существующими в настоящее время экологическими и законодательными трендами, создание, развитие и внедрение низкоуглеродных технологий генерации энергии в РФ в перспективе ближайших 20–30 лет имеют большие экономические перспективы как с точки зрения сохранения конкурентоспособности энергетики и промышленности на внутреннем рынке, так и с точки зрения сохранения высокого экспортного потенциала энергоемкой продукции.
или листайте дальше
энергичное хобби
Мое спортивное лето
Лето — это энергия, это движение. Летом нет ни одной весомой отговорки, чтобы лежать на диване и ничего не делать. Впрочем, сотрудников «ТГК-1» нельзя упрекнуть в лени. Наши коллеги используют теплые дни на сто процентов: бегут марафоны, играют в теннис, качают бицепсы, скачут на лошадях… Точно не пожалеют осенью, что лето прошло зря!
Фотографий целых 35!
Листайте слайдер, чтобы посмотреть все
или листайте дальше
тест
Узнай электростанцию по цвету
Лето – пора ярких красок, насыщенных цветов и солнечных пейзажей. Многие наши объекты добавляют особые нотки в летние ландшафты. Давайте попробуем угадать электростанцию по цвету фасада.
Начать
1. Летняя природа дарит нам множество оттенков зеленого. Одни яркие и насыщенные, другие будто наполнены свежестью и дуновением ветра, а некоторые и вовсе можно различить только под солнечными лучами. Светло-зеленый цвет фасадов этой станции вполне можно было бы включить в палитру, присвоив ее имя. Узнали?
Вы ошиблись. Это Волховская ГЭС — первенец ГОЭЛРО и одна из старейших действующих гидроэлектростанций России. За счет нее комплекс стал прекрасным акцентом летнего пейзажа и излюбленным фоном для фотографий путешественников.
Точно. Фасад станции выполнен из гладкой штукатурки, окрашенной в светло-зеленый цвет. Строго функциональные, четко прорисованные формы, ритм девяти арочных застекленных проемов создают впечатляющий архитектурный образ.
Вы ошиблись. Это Волховская ГЭС — первенец ГОЭЛРО и одна из старейших действующих гидроэлектростанций России. Именно фасады этого памятника науки и техники выполнены в светло-зеленом цвете. За счет него комплекс стал прекрасным акцентом летнего пейзажа и излюбленным фоном для фотографий путешественников.
Вы ошиблись. Это Волховская ГЭС — первенец ГОЭЛРО и одна из старейших действующих гидроэлектростанций России. Именно фасады этого памятника науки и техники выполнены в светло-зеленом цвете. За счет него комплекс стал прекрасным акцентом летнего пейзажа и излюбленным фоном для фотографий путешественников.
Дальше
Check
Результаты
Представить лето без цветов сложно. Одни умиляются полевым ромашкам, лютикам, василькам. Другие фотографируются в полях с люпинами, напоминающими по цвету лаванду. Но однозначными фаворитами остаются розы в парках и садах. Розовый акцент в природу добавляет и эта станция. Какая же?
Верно. Эта красавица — прекрасный образец конструктивизма и ныне объект культурного наследия Российской Федерации. Фасады станции, построенной в 1933 году по проекту русского инженера Генриха Графтио, выполнены в светло-розовом цвете.
Вы немного ошиблись. Светло-розовые фасады получила Нижне-Свирская ГЭС — образец советского конструктивизма и ныне объект культурного наследия. Туристы с удовольствием делают яркие фото на фоне этой станции.
Нет. Светло-розовые фасады получила Нижне-Свирская ГЭС — образец советского конструктивизма и ныне объект культурного наследия. Туристы с удовольствием делают яркие фото на фоне этой станции.
Вы ошиблись и с регионом, и со станцией. Светло-розовые фасады получила Нижне-Свирская ГЭС — образец советского конструктивизма и ныне объект культурного наследия. Туристы с удовольствием делают яркие фото на фоне этой станции.
Дальше
Check
Результаты
Какой цвет мы чаще всего представляем в ожидании лета? Точно — цвет ярких солнечных лучей. Долгожданное солнце наполняет все вокруг оттенками желтого. А у нас есть свое круглогодичное солнце: станция с прекрасными охровыми фасадами. Знаете ее?
Правильно, ее фасады радуют своими красками в любой сезон. Княжегубская ГЭС — первая из станций, построенных в низовьях водной системы Ковды, на новом рукотворном устье реки. Сроки пуска станции были уникальны. Первый агрегат сдали 21 октября 1955 года. Второй — 23 ноября, третий — 29 декабря того же года. С пуском четвертого агрегата 28 марта 1956 года станция вышла на проектную мощность. Тогда она составляла 128 МВт, но в ходе модернизации ее удалось увеличить до 152 МВт.
Немного промахнулись. Правильный ответ — Княжегубская ГЭС. Это первая из станций, построенных в низовьях водной системы Ковды, на новом рукотворном устье реки. Ее фасады радуют своими красками в любой сезон.
Вы ошиблись. Это Княжегубская ГЭС — первая из станций, построенных в низовьях водной системы Ковды, на новом рукотворном устье реки. Сроки пуска станции были уникальны. Первый агрегат сдали 21 октября 1955 года. Второй — 23 ноября, третий — 29 декабря того же года. С пуском четвертого агрегата 28 марта 1956 года станция вышла на проектную мощность. Тогда она составляла 128 МВт, но в ходе модернизации ее удалось увеличить до 152 МВт.
Промахнулись. Это Княжегубская ГЭС в Мурманской области — первая из станций, построенных в низовьях водной системы Ковды, на новом рукотворном устье реки. Ее фасады радуют своими красками в любой сезон.
Дальше
Check
Результаты
Какое же лето без моря? В ожидании отпуска большинство из нас представляет его шум и голубую манящую гладь. Среди наших станций есть и красавица в убранстве морских оттенков. Вспомните ее?
Вы ошиблись. Обладательница прекрасных фасадов сине-голубого оттенка — Палакоргская ГЭС. Эта станция на реке Нижний Выг в Карелии входит в Выгский каскад ГЭС. Строительные работы по основным сооружениям станции были начаты в июне 1964 года. Пуск первого и второго агрегатов Палакоргской ГЭС состоялся в январе, третьего — в марте 1967 года. ГЭС использует напорные сооружения Беломорско-Балтийского канала.
Да, вы правы. Эта станция на реке Нижний Выг в Карелии входит в Выгский каскад ГЭС. Строительные работы по основным сооружениям станции были начаты в июне 1964 года. Пуск первого и второго агрегатов Палакоргской ГЭС состоялся в январе, третьего — в марте 1967 года. ГЭС использует напорные сооружения Беломорско-Балтийского канала.
Нет. Обладательница прекрасных фасадов сине-голубого оттенка — Палакоргская ГЭС. Эта станция на реке Нижний Выг в Карелии входит в Выгский каскад ГЭС. Строительные работы по основным сооружениям станции были начаты в июне 1964 года. Пуск первого и второго агрегатов Палакоргской ГЭС состоялся в январе, третьего — в марте 1967 года. ГЭС использует напорные сооружения Беломорско-Балтийского канала.
В Петербурге, конечно, цвет воды смотрится органично, но ваш ответ неправильный. Обладательница прекрасных фасадов сине-голубого оттенка — Палакоргская ГЭС. Эта станция на реке Нижний Выг в Карелии входит в Выгский каскад ГЭС. Строительные работы по основным сооружениям станции были начаты в июне 1964 года. Пуск первого и второго агрегатов Палакоргской ГЭС состоялся в январе, третьего — в марте 1967 года.
Дальше
Check
Результаты
А еще летом и взрослые, и дети радуются радуге. Есть у нас и электростанция, выполненная сразу в нескольких цветах, она под летним солнцем выглядит особенно красиво. Какая это станция?
Верно. Фасад этой ГЭС на реке Нижний Выг в Карелии можно узнать сразу по нескольким цветам. Строительство станции начато в январе 1961 года. Первый агрегат введен во временную эксплуатацию 1 декабря 1962 года. На полную мощность станция работает с августа 1963 года.
Ошибка. Несколько разных цветов использованы при оформлении фасада Беломорской ГЭС на реке Нижний Выг в Карелии. Строительство станции было начато в январе 1961 года. На полную мощность станция работает с августа 1963 года.
Неверно. Несколько разных цветов использованы при оформлении фасада Беломорской ГЭС на реке Нижний Выг в Карелии. Строительство станции было начато в январе 1961 года. Первый агрегат введен во временную эксплуатацию 1 декабря 1962 года. На полную мощность станция работает с августа 1963 года.
Неверно. Несколько разных цветов использованы при оформлении фасада Беломорской ГЭС на реке Нижний Выг в Карелии. Строительство станции начато в январе 1961 года. Первый агрегат введен во временную эксплуатацию 1 декабря 1962 года. На полную мощность станция работает с августа 1963 года.
Дальше
Check
Результаты
Летними закатами можно любоваться вечно. Эта магия цвета, от алого до багрового, завораживает и умиротворяет. А какая из наших станций выполнена как раз в этой цветовой гамме?
Вы ошиблись. Интересные архитектурные фасады бордового цвета принадлежат Юшкозерской ГЭС на реке Юряхмя в Карелии. Построенная в период с 1971 по 1980 год станция сейчас не только вырабатывает электроэнергию, но и круглогодично регулирует стоки реки Кемь в целях гарантированной работы нижерасположенных станций каскада.
Вы угадали! Эта красавица на реке Юряхмя в Карелии входит в каскад Кемских ГЭС. Строительство станции началось в 1971 году, а закончилось в 1980-м — пуск осуществили 13 марта. Юшкозерская ГЭС создала крупное водохранилище, включившее в себя озера Верхнее, Среднее и Нижнее Куйто. Кроме того, появление станции дало толчок к развитию ближайших территорий.
С регионом вы не ошиблись, а вот станцию не узнали. На самом деле эти интересные фасады принадлежат Юшкозерской ГЭС на реке Юряхмя в Карелии. Построенная в период с 1971 по 1980 год станция сейчас не только вырабатывает электроэнергию, но и круглогодично регулирует стоки реки Кемь в целях гарантированной работы нижерасположенных станций каскада.
Промахнулись. Чтобы найти обладательницу бордовых фасадов, надо переместиться в Карелию. Здесь в составе каскада Кемских ГЭС функционирует Юшкозерская ГЭС. Построенная в период с 1971 по 1980 год станция сейчас не только вырабатывает электроэнергию, но и круглогодично регулирует стоки реки Кемь в целях гарантированной работы нижерасположенных станций каскада.
Дальше
Check
Результаты
Лето частенько сравнивают с глотком свежего воздуха, да и вообще в это время года большинство из нас много гуляют, уезжают на природу и стараются надышаться. Одну из наших станций точно можно назвать «воздушной». В ее фасадном решении нет буйства красок, зато много воздуха. Какая это станция?
Верно. Фасады этой ГЭС в Карелии можно легко узнать по большому количеству фигурного остекления. Строительство станции осуществлялось с 1968 по 1971 год.
Вы немного промахнулись. Необычные фасады с большой площадью остекления можно увидеть на Подужемской ГЭС.
Вы ошибаетесь. Необычные фасады с большой площадью остекления можно увидеть на Подужемской ГЭС в Карелии.
Интересная промышленная архитектура, конечно, хорошо смотрится в Петербурге. Но этот необычный фасад с большой площадью фигурного остекления принадлежит Подужемской ГЭС в Карелии.
Дальше
Check
Результаты
У природы всегда свои планы: летние дожди, особенно в Северо-Западном регионе, совсем не редкость. Поэтому и немного серых оттенков присущи летним месяцам. Есть среди наших станций особая обладательница строгого фасада — первенец электрификации Карелии. Что это за станция?
В точку. Кондопожская ГЭС — первенец электрификации Карелии, построена по Ленинскому плану ГОЭЛРО. Здание Кондопожской ГЭС представляет не только историческую, но и архитектурную ценность. Оно состоит из нескольких разновысоких объемов, сложено из крупных блоков тесаного камня, покрыто двускатными крышами.
В здании станции первой очереди сохранилось покрытие пола из исторической шестигранной светло-серой и четырехгранной темно-серой керамической плитки. Кроме того, сохранились высокие наружные филенчатые двери здания с медной фурнитурой советского времени.
Нет, эта станция появилась позже. А первенец электрификации Карелии — Кондопожская ГЭС. Здание станции признано памятником архитектуры. Оно состоит из нескольких разновысоких объемов, сложено из крупных блоков тесаного камня, покрыто двускатными крышами. В здании станции первой очереди сохранилось покрытие пола из исторической шестигранной светло-серой и четырехгранной темно-серой керамической плитки. Кроме того, сохранились высокие наружные филенчатые двери здания с медной фурнитурой советского времени.
Неверный ответ. Первенец электрификации Карелии — Кондопожская ГЭС. Здание станции признано памятником архитектуры. Оно состоит из нескольких разновысоких объемов, сложено из крупных блоков тесаного камня, покрыто двускатными крышами. В здании станции первой очереди сохранилось покрытие пола из исторической шестигранной светло-серой и четырехгранной темно-серой керамической плитки. Кроме того, сохранились высокие наружные филенчатые двери здания с медной фурнитурой советского времени.
Не угадали, у этой станции фасады в сине-голубых тонах. А вот строгий фасад из камня принадлежит Кондопожской ГЭС. Здание ГЭС представляет не только историческую, но и архитектурную ценность. Оно состоит из нескольких разновысоких объемов, сложено из крупных блоков тесаного камня, покрыто двускатными крышами. В здании станции первой очереди сохранилось покрытие пола из исторической шестигранной светло-серой и четырехгранной темно-серой керамической плитки. Кроме того, сохранились высокие наружные филенчатые двери здания с медной фурнитурой советского времени.
Дальше
Check
Результаты
Мы Вам даже немного завидуем. Теперь у Вас точно есть стимул взять отпуск и проехать по туристическому маршруту «Энергия Северо-Запада»: насладиться прекрасной природой регионов и видом наших станций! Тогда вы точно сможете узнать их по «нарядам».
Заново
Кажется, в летних красках вам проще разобраться, чем в наших объектах. Хотя, судя по ответам, часть из станций успели запасть вам в душу и оставить яркий след.
Заново
Согласитесь, наши станции настоящие красавицы, тем более в летних пейзажах. И пусть не все они оказались вам знакомы, все равно вашему кругозору можно позавидовать!
Заново
Да вы настоящий эксперт! Кажется, вы знаете все про наши станции и запутать вас не получится. У нас только несколько догадок: в душе вы не только энергетик, но и архитектор, а может, вас слишком часто отправляют в командировки по регионам! В любом случае уверены, что у вас в коллекции есть прекрасные фото на фоне наших объектов.
Заново
Мы используем cookie, чтобы сайт работал корректно
Выпуск № 36. Август 2023