ЭНЕРГИЯ
СЕВЕРО-ЗАПАДА
октябрь 2022
В этом выпуске:
Выберите материал
или листайте вниз
Подписывайтесь на наши соцсети и будьте в курсе событий!
Официальный аккаунт ТГК-1:
Спортивный аккаунт ТГК-1:
ГЛавная тема
Вам — тепло!
Прийти промозглым вечером в теплую уютную квартиру. Не следить с тревогой за снижающейся температурой зимой. Ходить по дому в одной футболке, когда на улице мороз. За этими простыми и привычными для миллионов россиян действиями стоит гигантский труд энергетиков — слаженная, хорошо спланированная работа целого ряда служб. И начинается эта работа задолго до начала холодов…
Готовиться к новому отопительному сезону в «ТГК-1» начинают еще в марте, когда текущий сезон в разгаре. Издается приказ о подготовке к осенне-зимнему периоду (ОЗП), и закипает работа. Необходимо провести ремонты основного и вспомогательного оборудования, экспертизу промышленной безопасности, подумать, как повысить надежность и эффективность работы станций, не забывая при этом об оптимизации режима с точки зрения финансовой выгоды. Контрольно-измерительные приборы тоже нуждаются во внимании — их поверяют и калибруют. Специалисты диагностируют автоматизированную систему управления технологическими процессами. Персонал в это время проходит аттестацию, сдает экзамены, тренирует навыки. Пик активности подготовки приходится на лето.
Подготовка к осенне-зимнему периоду 2022/23 включает в себя 361 мероприятие по направлениям:
50
ремонтная деятельность
200
проведение экспертиз промышленной безопасности, технического диагностирования, освидетельствований, обследований энергетического оборудования, зданий и сооружений
95
повышение надежности и эффективности эксплуатации оборудования
9
выполнение предписаний надзорных органов
7
реализация инвестиционных проектов программы технического перевооружения и реконструкции
Специалисты обследуют трубопроводы, сосуды, баковое хозяйство и котельное оборудование, чтобы выяснить реальное состояние оборудования, продлить его срок службы или вначале выполнить его ремонт, замену элементов. Происходит также контроль металла. Все эти действия помогают понять, готово оборудование или нет и какие требуются меры по устранению неполадок. Еще один обязательный шаг — выполнить предписания надзорных органов, и в первую очередь Ростехнадзора.
Бесперебойную подачу тепла населению обеспечивает целый арсенал оборудования во всех филиалах «ТГК-1»:

водогрейных
котла
водогрейных
котлов
турбин
турбин
турбин
энергетических котлов
энергетических котла
энергетических котлов
2
46
5
3
35
8
3
55
КОЛЬСКИЙ филиал
КАРЕЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
Невский филиал
Второй приказ, об окончании подготовки к ОЗП, издается в августе. Причем на разных уровнях — как по «ТГК-1» в целом, так и в филиалах, и на станциях создаются специальные комиссии по проверке готовности. В сентябре они начинают работу и, самое главное, делают выводы о том, готова ли станция к отопительному периоду. Заблаговременная и слаженная работа, которая началась в марте и шла все лето, дает возможность провести необходимые корректировки до полноценного старта отопительного сезона. В начале осени остаются лишь завершающие штрихи.
В этом году осеннее похолодание пришло резко — первые десять дней сентября в Санкт-Петербурге стали самыми холодными за последние 137 лет.

Однако для работников «ТГК-1» это не создало дополнительных трудностей, поскольку к наступлению холодов значительная часть работы была уже выполнена: необходимый запас топлива подготовлен, оборудование проверено, ремонты и корректировки выполнены, а для сотрудников организованы тренировки по разбору нештатных ситуаций. Резкое похолодание повлияло только на сроки отопительного сезона, в этом году он начался раньше периодическое протапливание стартовало 8 сентября. Именно в этот момент отопление включают самым важным потребителям тепла — детским садам, школам, больницам.
255
Филиал Карельский
Филиал Кольский
Филиал Невский
263
269
267
270
266
Продолжительность отопительного периода

отопительный сезон 2021/22
отопительный сезон 2020/21
–2,2 ºС
Филиал Карельский
Филиал Кольский
Филиал Невский
–2,4 ºС
–4,4 ºС
–5 ºС
–7 ºС
–7 ºС
Средняя температура воздуха во время отопительных периодов

отопительный сезон 2021/22
отопительный сезон 2020/21
Успешный старт отопительного сезона вовсе не означает, что у энергетиков появилась возможность выдохнуть. Напротив, начинается время, когда особенно важны главные качества настоящих профессионалов — дисциплинированность, ответственность и трудолюбие.
Антон Широков
начальник службы надежности департамента эксплуатации электростанций ПАО «ТГК-1»
Ежегодная подготовка к осенне-зимнему периоду — приоритетная задача в производственно-хозяйственной деятельности компании. Мы должны обеспечить надежное и бесперебойное энергоснабжение потребителей и подготовить электростанции к несению максимальных электрических и тепловых нагрузок в осенне-зимний период. Процесс подготовки к предстоящему ОЗП включает в себя организационные и технические мероприятия. В общей сложности разрабатывается более 300 мероприятий по ремонтной и инвестиционной деятельности, повышению надежности и эффективности, обследованию оборудования и т. д. Все эти задачи требуют четкой и слаженной работы каждого подразделения компании, с чем мы благополучно справляемся.
Павел Михайлов
старший начальник смены электростанции Южной ТЭЦ
День, когда начинается отопительный сезон, мы, конечно, знаем заранее. Собственно, включать ничего не надо, все оборудование работает, несет заданную нагрузку. Мы держим заданные параметры давления и температуры. В день Х с нами связывается старший диспетчер Теплосети Санкт-Петербурга и говорит, что, согласно заявке от службы режимов Теплосети, надо увеличить циркуляцию. Как только мы увеличиваем циркуляцию, падает давление. Я, как старший начальник смены станции, даю указание начальнику смены КТЦ следить за этим параметром. Это обязанность старшего машиниста и машиниста котлотурбинного цеха. В зависимости от режима и указаний старшего диспетчера Теплосети давление поддерживается на требуемом уровне. Вследствие увеличения циркуляции через 2–3 часа падает температура воды в обратной теплосети. Тогда мы на станции увеличиваем тепловую нагрузку. Так что, в принципе, ничего сверхъестественного не происходит, мы всегда следим за параметрами теплоносителя, но в такой день это особенно важно, и все это понимают.
или листайте дальше
ПОБЕДА
Великолепная восьмерка «ТГК-1»
Три команды представляли «ТГК-1» на двух прошедших в конце сентября в Москве соревнованиях оперативного персонала ООО «Газпром энергохолдинг» — блочных ТЭС и энергоблоков ПГУ. Результат — 1-е, 3-е и 4-е места в командном зачете и как подтверждение успеха — половина (8 из 16) номинаций «Лучший по профессии».
Шесть команд Группы «Газпром энергохолдинг» соревновались в категории блочных ТЭС, и три команды — в категории ТЭС с ПГУ.
Программа соревнований, которые проходили в рамках Фестиваля труда ПАО «Газпром», состояла из семи этапов: проверка знаний нормативно-технической документации, проверка уровня противопожарной подготовки команды, проверка уровня подготовки оперативного персонала котлотурбинного цеха, выполнение переключений и ликвидация аварийной ситуации, ведение водно-химического режима ТЭС, выполнение технологических операций по эксплуатации систем автоматического управления и контроля ТЭС, оказание первой помощи пострадавшему.

На соревнованиях оперативного персонала блочных ТЭС «ТГК-1» представляли команды Правобережной ТЭЦ и Южной ТЭЦ. На соревнованиях оперативного персонала ТЭС с ПГУ — команда Первомайской ТЭЦ.
Команды «ТГК-1» продемонстрировали профессиональное мастерство и знания на всех этапах соревнований. На этапе № 1 «Проверка знаний нормативно-технической документации» команда Южной ТЭЦ показала наивысший результат — 526 баллов из 560 возможных. На этапе № 4 «Выполнение переключений и ликвидация аварийной ситуации» максимальные 640 баллов набрали представители Южной ТЭЦ, Первомайской ТЭЦ и ТЭЦ-26 ПАО «Мосэнерго». На этапе № 6 «Выполнение технологических операций по эксплуатации систем автоматического управления и контроля ТЭС» максимально возможные 320 баллов получили представители Правобережной ТЭЦ, Южной ТЭЦ, ТЭЦ-26 ПАО «Мосэнерго» и ТЭЦ-27 ПАО «Мосэнерго». На этапе № 7 «Оказание первой помощи пострадавшему» лучшей стала команда Первомайской ТЭЦ, набрав 284 балла из 294 возможных.
По итогам соревнований оперативного персонала энергоблоков ПГУ команда Первомайской ТЭЦ заняла первое место.

В соревнованиях блочных ТЭС команда Правобережной ТЭЦ взяла бронзу, команда Южной ТЭЦ стала четвертой в турнирной таблице.

Соревнования продемонстрировали, что лучшие по профессии работают в «ТГК-1». Из 16 номинаций 8 лучших — сотрудники нашей компании:
Энергоблоки с ПГУ:
Лучший начальник смены электростанции
− Валентин Махов (начальник смены электростанции Первомайской ТЭЦ)
Лучший начальник смены электрического цеха
− Артем Калюжин (начальник смены электрического цеха Первомайской ТЭЦ)
Лучший начальник смены цеха ТАИ
− Дмитрий Михайлов (инженер по АСУ ТП 2-й категории цеха тепловой автоматики и измерений Первомайской ТЭЦ)
Лучший машинист блока ПГУ
Игорь Баранов (машинист энергоблока 8-го разряда котлотурбинного цеха Первомайской ТЭЦ)
Энергоблок Блочные ТЭС:
Лучший начальник смены цеха ТАИ
Дмитрий Серебряков (начальник смены цеха тепловой автоматики и измерений Правобережной ТЭЦ)
Лучший начальник смены электрического цеха
− Ильшат Мухаметшин (начальник смены электрического цеха Южной ТЭЦ)
Лучший старший машинист блоков
− Карен Степанянц (старший машинист энергоблоков 8-го разряда котлотурбинного цеха Правобережной ТЭЦ)
Лучший машинист блока
− Дмитрий Салмин (машинист энергоблока 8-го разряда котлотурбинного цеха Правобережной ТЭЦ)
Лучшим в номинации «Оказание первой помощи пострадавшему на производстве» стал Валентин Махов (начальник смены электростанции Первомайской ТЭЦ).
Виктория Плотникова
начальник Учебного центра «ТГК-1»
Участие в соревнованиях оперативного персонала ТЭС ООО «Газпром энергохолдинг» — это большая ответственность и одновременно решение нескольких задач: мы повышаем профессионализм персонала, сравниваем наш уровень подготовки с другими компаниями, обмениваемся опытом с коллегами. Участники соревнований — это наш перспективный кадровый резерв!
или листайте дальше
НОВОСТИ
В «ТГК-1»
ТГК-1» расширила состав генерирующего оборудования, обеспечивающего системную надежность единой энергетической системы

Энергоблоки № 1 и № 2 электростанции № 1 Центральной ТЭЦ ПАО «ТГК-1» прошли конкурентный отбор и приступили к оказанию услуг по обеспечению системной надежности Единой энергетической системы России в части нормированного первичного регулирования частоты (НПРЧ).

Задача НРПЧ — обеспечение гарантированного качества первичного регулирования частоты для минимизации ее отклонений при возникновении небаланса мощности в любой части энергосистемы. Стабильная частота в 50 Гц является важнейшим параметром качества электроснабжения и необходимым условием работы электрооборудования.

Энергоблоки электростанции № 1 Центральной ТЭЦ прошли необходимые испытания и получили сертификаты соответствия стандартам организации АО «Системный оператор Единой энергетической системы». Таким образом, в реестр вошли четыре энергоблока ПАО «ТГК-1»: с 2021 года в НПРЧ также участвуют энергоблоки № 2 Правобережной ТЭЦ и энергоблок № 4 Южной ТЭЦ.
Правобережная ТЭЦ «ТГК-1» завершила ремонт оборудования к предстоящему отопительному сезону
Энергетики ПАО «ТГК-1» завершили капитальный ремонт энергоблока № 2 Правобережной ТЭЦ в составе паровой турбины, двух газотурбинных установок и двух котлов-утилизаторов. Отремонтированное оборудование успешно прошло пусковые испытания и включено в сеть.

В рамках ремонтной программы на Правобережной ТЭЦ также выполнены ремонты газодожимных компрессоров, градирен, воздушной компрессорной станции и контрольно-измерительных приборов. Помимо запланированных работ, энергетики провели дополнительные работы по ремонту вспомогательного и общестанционного оборудования.

— Значительный объем ремонтных работ выполнен в планируемые сроки. Коллектив станции подтвердил свои компетенции и способность справляться с любыми задачами. Сейчас электростанция полностью готова к несению электрических и тепловых нагрузок в предстоящем отопительном сезоне, — подчеркнул директор Правобережной ТЭЦ Анатолий Пасека.
В «Газпром энергохолдинге»
На Рязанской ГРЭС ПАО «ОГК-2» завершен капитальный ремонт энергоблока
В соответствии с утвержденным годовым графиком на Рязанской ГРЭС ПАО «ОГК-2» выполнен капитальный ремонт энергоблока № 2.

Помимо типовых объемов, выполнены работы сверхтипового характера по замене змеевиков зоны максимальной теплоемкости (ЗМТ-Б1) котельного агрегата, направленные на повышение надежности и экономичности эксплуатации энергоблока. Предварительная оценка качества отремонтированного оборудования: «Соответствует требованиям ремонтной документации».
В России
В ООО «Газпромтранс» состоялась презентация газомоторного локомотива ТЭМГ1
6 сентября в Оренбургском филиале ООО «Газпромтранс» состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу опытно-промышленной эксплуатации первого образца маневрового локомотива ТЭМГ1, работающего на сжиженном природном газе.

ТЭМГ1 № 001 — первый маневровый тепловоз с двумя газопоршневыми двигателями суммарной мощностью 1120 л. с. и кузовом модульной конструкции. Инновационный тепловоз создан по инициативе «Газпрома» и не имеет аналогов в России.

ТЭМГ1 оснащен системой автоматического управления работой двигателей. Цифровая система управления и диагностики контролирует около 1,5 тыс. параметров работы локомотива.

Маневровый тепловоз работает на сжиженном природном газе, что существенно снижает воздействие на окружающую среду по сравнению с традиционно используемым дизельным топливом. Показатель выброса оксида углерода в атмосферу у газомоторного локомотива почти в два раза ниже, чем у локомотива, работающего на дизельном топливе.
Нижегородские ученые изобрели устройство для повышения эффективности работы электросетей
Ученые Нижегородского государственного технического университета разработали универсальное модульное вольтодобавочное устройство для повышения эффективности работы электросетей.

Устройство автоматически регулирует напряжение линий электропередачи, повышая качество электроснабжения за счет совместного использования нескольких видов регулирования напряжения. В работе применялись принципиально новые собственные технические решения, эксклюзивные система и алгоритм управления.

Принцип действия устройства основан на добавлении напряжения в линию при совместном использовании продольного и поперечного регулирования напряжения. Продольное регулирование позволяет оптимизировать напряжение в узлах нагрузки, а поперечное распределяет потоки активной нагрузки и реактивной мощности. Устройство выгодно отличается от электромеханических регуляторов быстродействием, экономичностью и кибербезопасностью. Внедрение данной разработки в распределительные электросети не требует их реконструкции, обеспечивает снижение электрических потерь и повышает пропускную способность линии электропередачи.

Устройство основано на современных технологиях силовой электроники и создано с использованием полупроводниковой элементной базы, что позволяет интегрировать его в интеллектуальную электроэнергетическую систему России.

Сейчас опытный образец разработки политехников проходит апробацию на электрической подстанции «Кстовских высоковольтных распределительных электрических сетей».
В России создали технологию изготовления электролитов для водородной энергетики
Сотрудники Института общей и неорганической химии им. Н. С. Курнакова РАН и Института физической химии и электрохимии им. А. Н. Фрумкина РАН представили новую технологию создания пленочных твердых электролитов для современных топливных элементов. Разработка может внести вклад в развитие технологий альтернативной энергетики.

Ученые создали новую технологию получения пленочных (планарных) твердых электролитов на основе оксидов церия и самария для современных среднетемпературных твердооксидных топливных элементов с применением микроэкструзионной печати высокого разрешения.

Главное ограничение в использовании топливных элементов этого типа — высокие рабочие температуры (700–1000 ºС). Решение данной проблемы требует разработки пленочных (планарных) среднетемпературных твердых электролитов с высокой кислородной проводимостью, позволяющих снизить рабочие температуры топливного элемента без ухудшения его мощностных показателей.

Ученые применили гидротермальный метод синтеза, при варьировании параметров которого им удалось получить иерархически организованные наноструктурированные порошки, состоящие из частиц в виде стержней, нанолистов и микросфер, которые далее использовались для создания функциональных чернил, подходящих для микроэкструзионной печати планарных электролитов.

Полученные таким образом покрытия обладают высокой электропроводностью, что позволяет рассматривать их в качестве перспективных твердых электролитов для топливных элементов, функционирующих в интервале температур 400–600 ºС.
Ученые из Томска предложили технологию создания топлива с добавками из отходов
Ученые Томского политеха разработали технологию приготовления высокоэффективной топливной суспензии из промышленных отходов. Такое топливо может конкурировать с дорогостоящими аналогами по ряду показателей.

Топливные суспензии сложного состава могут быть получены на основе различных компонентов, часть из которых — отходы угольного, древесного или нефтяного происхождения. При этом технология смешивания суспензий и использование функциональных добавок могут влиять на характеристики получаемого топлива.

Качество топливной суспензии повышается, если сначала смешивать воду с функциональной добавкой, а затем добавлять твердый угольный компонент. В качестве добавки исследователи использовали древесный отход и отработанное индустриальное масло. Также была испытана технология итерационного смешивания. Она подразумевает не единовременную загрузку всей массы компонента, а постепенную, частями. Такой подход облегчает гомогенизацию смеси при больших объемах производства.

Полученная смесь дольше хранится в стабильном состоянии и выгорает более равномерно по сравнению с топливами, приготовленными без их использования.

Для подготовки топливных суспензий могут применяться коллоидные мельницы (оборудование для сверхтонкого измельчения обрабатываемых материалов). Разработанная технология позволит вовлечь промышленные отходы в цикл переработки и разнообразить топливную базу на энергопредприятиях. В частности, внедрение топливных смесей может быть перспективным для котельных и тепловых станций.
В российской электроэнергетике появятся зеленые сертификаты
Правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы законопроект с изменениями в ФЗ «Об электроэнергетике». В нем, в частности, в гражданский оборот вводятся атрибуты генерации и сертификаты происхождения электроэнергии. Речь идет о развитии системы цифровой сертификации электроэнергии, производимой низкоуглеродной и ВИЭ-генерацией, а также о создании системы обращения «зеленых» сертификатов. Ведение реестра атрибутов генерации будет осуществляться организацией коммерческой инфраструктуры с использованием специализированной информационной системы.

Кроме того, документ определяет права владельцев атрибутов генерации и создает правовые основания для организации учета возникновения, передачи другим лицам и осуществления таких прав, в том числе в случаях, когда атрибуты генерации удостоверяются сертификатами происхождения. Одновременно создаются правовые основания для организации учета предоставления, оборота и погашения сертификатов происхождения.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что введение «зеленых» сертификатов «существенно расширит возможности и повысит гибкость» компаний (в том числе крупнейших экспортеров) в вопросах подтверждения потребления «зеленой» энергии, а также «укрепит конкурентные позиции российского бизнеса на мировых рынках в свете постоянного повышения роли ESG-критериев и внимания к климатическим показателям».
В мире
Южнокорейские ученые разогрели термоядерный реактор в семь раз сильнее Солнца
Ученые из Южной Кореи разогрели плазму в термоядерном реакторе до 100 млн градусов и поддерживали эту температуру более 20 секунд.

Устройство для магнитно-термоядерного синтеза, которое называют «искусственным солнцем», использует магнитные поля для создания и стабилизации сверхгорячей плазмы. Ученые планируют с его помощью сделать управляемый термоядерный синтез реальностью — как потенциально неограниченный источник чистой энергии.

Корейский токамак KSTAR (Korea Superconducting Tokamak Advanced Research) представляет собой установку для протекания управляемого термоядерного синтеза, где плазма удерживается при помощи специально созданных магнитных полей, что позволяет достичь огромных температур во время реакции. В рамках эксперимента плазма раскалилась до 100000000 ºС, что в семь раз превышает температуру внутри солнечного ядра. Результат был достигнут еще в 2020 году, однако научная публикация о достижении появилась только сейчас.

Аналогичный эксперимент провели в 2021 году китайские ученые из провинции Сычуань. Их токамак нагрел плазму до 120000000 ºС и удерживал эту температуру на протяжении 101 секунды.

Южнокорейские специалисты намерены к 2025 году провести аппаратную модернизацию KSTAR, что позволит ему сохранять показатель свыше 100000000 ºС не менее 300 секунд.
В Германии началась коммерческая эксплуатация водородных поездов Alstom Coradia iLint
Парк из пяти двухвагонных поездов Coradia iLint с водородными топливными элементами начал курсировать вместе с дизель-поездами на линии протяженностью 100 км между городами Куксхафен, Бремерхафен, Бремерверде и Букстехуд в Германии.

К концу года перевозчик планирует запустить остальные девять машин производства Alstom, которые заменят весь дизельный подвижной состав, что сделает данную линию самой протяженной в мире с исключительно водородной тягой. По оценкам транспортной администрации федеральной земли Нижняя Саксония LNVG, это позволит экономить около 1,6 млн литров дизельного топлива и сократить выбросы CO2 на 4,4 тыс. тонн ежегодно.

Процесс заправки водородом занимает менее 15 минут. Coradia iLint будут заправляться один раз в день, топлива должно хватать на 1 тыс. км. Скорость поездов на линии ограничивается до 80–120 км/ч, хотя они могут разгоняться до 140 км/ч.

Coradia iLint — первый в мире поезд с тягой от водородных топливных элементов. Он создан на платформе низкопольного дизель-поезда Coradia iLint пассажировместимостью 300 человек. Силовая установка Coradia iLint состоит из двух модулей с топливными элементами мощностью 200 кВт каждый, которые расположены на крыше двух вагонов. Каждый модуль включает шесть комплектов топливных элементов, системы охлаждения, нагнетания и фильтрации воздуха. Также на крыше установлены резервуары со сжиженным водородом. В топливном элементе водород вступает в реакцию «холодного горения» с кислородом, в результате чего образуются водяной конденсат и пар. Излишки энергии накапливают аккумуляторы, тем самым увеличивая запас хода поезда. Также избыточное тепло применяется для обогрева салона.
Разработана новая долговечная твердотельная батарея для электромобилей
Гарвардский университет выдал эксклюзивную лицензию стартапу Adden Energy на производство твердотельной батареи для электромобилей — долговечной и способной заряжаться за минуты. Теперь задача инженеров — разработать процесс массового производства аккумуляторов.

Прототип литий-металлической батареи, разработанный в лаборатории профессора Ли Синя (Adden Energy), показал высокую скорость зарядки — за три минуты — на протяжении 10 000 циклов. Кроме того, батарея обладает высокой плотностью энергии и уровнем материальной стабильности, что позволяет ей не бояться условий, представляющих опасность для других литиевых элементов.

Компания Adden Energy намерена масштабировать прототип до полноразмерного аккумулятора для электротранспорта в ближайшие 3–5 лет.
Малави удвоит мощность гидроэлектростанций за счет новой ГЭС
Правительство Малави совместно с Международной финансовой корпорацией (IFC) Всемирного банка, французской энергокомпанией EDF и норвежской Scatec, специализирующейся на производстве возобновляемой энергии, подписало соглашение о строительстве гидроэлектростанции Мпатаманга мощностью 350 МВт. Проект позволит увеличить мощность действующих в стране ГЭС с 374 МВт до 724 МВт.

Проект будет реализован на крупнейшей в стране реке Шир, протяженность которой составляет более 400 км. Новая ГЭС обеспечит электроэнергией 2 млн человек (при населении страны в 19,1 млн).

Проект позволит частично решить хроническую для Малави проблему энергодефицита. По данным Всемирного банка, в городах Малави лишь 54 % домохозяйств обладают доступом к электроэнергии, а в сельской местности — 6,6 %, притом что уровень урбанизации составляет в стране 18 %.

Помимо строительства новой ГЭС, Малави пытается улучшить ситуацию с энергоснабжением за счет солнечных электростанций, в том числе проектов Salima (в 75 км к востоку от столицы Лилонгве) и Golomoti (в 100 км к юго-востоку от Лилонгве) мощностью 60 МВт и 20 МВт соответственно.
По материалам сайта ООО «Газпромтранс», сайта Нижегородского государственного технического университета, сайта Российского научного фонда, сайта Томского университета, Ассоциации развития возобновляемой энергетики, информационного агентства РБК, информационного агентства ROLLINGSTOCK, портала Хайтек+, портала «Глобальная энергия»
или листайте дальше
Производство
Не плачь, труба!
У дымовой трубы № 4 Автовской ТЭЦ наступила новая, счастливая жизнь, в которой нет повода для слез. 30 сентября завершился длившийся четыре месяца ремонт дымовой трубы. Среди солидного списка работ было и восстановление кирпичной кладки газоходов, заделка трещин и швов на наружной поверхности ствола трубы, ремонт оголовка с заменой футеровки, восстановление слезниковых поясов. Так что труба может не плакать.
Дымовая труба только на первый взгляд проста, 120 метров арматуры и бетона. На самом деле все сложнее: снаружи труба — цельная железобетонная конструкция, изнутри — 12 поясов футеровки, по сути, кирпичной кладки. Каждый пояс высотой 10 метров, только самый нижний — 5 метров, потому что в самом основании труба уже не труба, а подсобное помещение. И как раз на высоте 5 метров к ней подходят газоходы от трех котлов второй очереди: № 6, № 7 и № 8.
Между железобетоном и футеровкой есть небольшой зазор — во-первых, так наружный слой защищается от перегрева, во-вторых, труба должна «дышать».

Кверху труба сужается. В основании ее диаметр 13,41 м, в самом верху — 9,08 м.
120 метров — высота Александрийского маяка, одного из семи чудес света, построенного во II веке до н. э. и разрушенного в начале XIV века после серии землетрясений. Сооружение античных инженеров простояло полторы тысячи лет!
Ремонт дымовой трубы делается не просто так, когда захотелось. Это сооружение (а труба — это как раз сооружение) раз в пять лет проходит экспертизу в специализированной организации, которая дает заключение — технический отчет, может труба подымить следующие пять лет или нуждается в ремонте. У трубы № 4 такой документ имеется, датирован 13 августа 2018 года. И вот на его основании проводился текущий ремонт в 2022 году. Кстати, в следующем, 2023 году трубе исполнится 50 лет. Юбилей!

За четыре месяца, начиная с первого дня лета, проведен «большой комплекс работ». В первую очередь трубу помыли — и снаружи, и внутри. Снаружи эта процедура называется гидроструйная очистка аппаратом высокого давления. Изнутри — промывка водой с подвесной площадки.
Так выглядит дымовая труба изнутри
Далее на наружной поверхности восстановили отдельные места защитного слоя бетонной поверхности (толщина покрытия — 2 см), очистили арматуру от коррозии, заделали трещины, нанесли два слоя антикоррозионной защиты.

Внутреннюю поверхность — футеровку — восстановили там, где требуется, обработали нейтрализующим раствором и провели торкретирование, то есть нанесли слой специального бетона слоем 25 см. Он тоже несет защитную функцию.

Восстановлены ограждение и сигнальное освещение на оголовке дымовой трубы
Ну и возвращаясь к слезам: во время ремонта был восстановлен слезниковый пояс дымовой трубы. В процессе эксплуатации на трубе образуется конденсат из-за разности температур ее поверхности и воздуха — снаружи холодного, а внутри горячего. Этот конденсат должен отводиться в специальные емкости для сбора влаги. С этой целью внутри ствола трубы устроен слезниковый пояс — система отвода конденсата в местах сопряжения футеровок. По сути же — специальные кирпичи из кислотоупорной керамики. Если этот пояс поврежден, вода стекает по стенкам трубы. В таком случае энергетики говорят, что труба плачет. Так вот, труба № 4 плакать больше не будет!

Слезниковый пояс
Вообще, атмосфера оказывает на трубу много разного негативного влияния, помимо того, что доводит ее до слез. Ее поверхность разрушают снег, дождь, град, ветер. И конечно, громы и молнии. Для защиты от этих явлений на трубе устроены молниеприемники и молниеотводы. Их тоже отремонтировали.

На самой верхушке трубы провели работы по восстановлению оголовка. Это специальная конструкция, которая защищает пространство между железобетоном и арматурой от попадания в нее атмосферной влаги. Чугунные звенья, уложенные по принципу черепицы. 85 основных звеньев, каждое 50 кг весом (чугун!), и два — чтобы замкнуть круг, они чуть полегче — 32 и 37 кг. Одно из звеньев было смещено — снять пришлось все, а потом установить заново. Дефект устранили, все звенья покрыли специальным лаком.

Снятое поврежденное чугунное звено
Лакокрасочное покрытие потребовалось и самой трубе — наружной ее части. Как аэродромное препятствие, труба должна иметь специальную расцветку, красно-белую. Также из-за опасности столь высокого ограждения для пролетающих самолетов и вертолетов на ней имеется светозащита на специальных светофорных площадках. Старое освещение демонтировали, заменили новым.
Дымовая труба № 4 в процессе ремонта и после
В нижней части трубы, у самого ее основания, работы проводились на газоходах, по которым отработанные газы от трех котлов поступают в трубу. Восстановили повредившуюся местами теплоизоляцию, заделали швы между плитами, нанесли защитное покрытие, усилили металлические опоры.

Трубе № 4 Автовской ТЭЦ не придется плакать зимой, даже если будет очень холодно.
Денис Павлов
начальник отдела подготовки и проведения ремонтов Автовской ТЭЦ
В 2022 году в ряду со значительными мероприятиями по техническому перевооружению и реконструкции на Автовской ТЭЦ произведен ремонт дымовой трубы № 4. Это одно из особо важных сооружений на станции. Наши специалисты совместно с подрядчиком приложили максимум усилий для качественного выполнения работ в полном объеме. Были отремонтированы газоходы, внутренняя и внешняя части дымовой трубы. Все это позволит повысить надежную работу второй очереди и станции в целом.
или листайте дальше
Режимы
Электричество оптом и в розницу
Основная цель деятельности любой генерирующей компании, и «ТГК-1» в том числе, — генерировать энергию. И зарабатывать на этом: бизнес есть бизнес. Однако привычные маркетинговые решения к таким производствам неприменимы, так как рынок энергии регулируется государством. Но как повысить эффективность работы, когда нельзя просто производить больше и продавать дороже? Решение нашли сотрудники департамента по сбыту электроэнергии. И называется оно «управление оптимизацией режимов розничных электростанций».
Рынок электроэнергии в последние годы значительно усложнился — появилась масса особенностей, которые могут повлиять на итоговый финансовый результат как продавца электроэнергии, так и покупателя.

Цена электричества для покупателя складывается из нескольких составляющих: сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, плата за мощность, плата за потребленные киловатт-часы и плата за передачу энергии по электросетям.

Если электричество торгуется на оптовом рынке, все эти четыре компонента берутся в расчет. На розничном рынке электростанция продает энергию напрямую потребителю, исключая из цепочки гарантирующего поставщика. Продает — дороже, а покупателю выходит — дешевле.

На розничный рынок допускаются энергообъекты с установленной генерирующей мощностью менее 25 МВт. Если посмотреть на карту энергетики России, таких станций немного. Волжские гиганты гидроэнергетики и крупные ТЭЦ превышают этот показатель в разы. А для небольших гидроэлектростанций, которых так много «в портфеле» «ТГК-1», это реальная возможность поработать — и заработать! — на розничном рынке электроэнергии и мощности.
На розничном рынке работают три электростанции «ТГК-1». С 2017 года — Юшкозерская ГЭС (18 МВт), с 2021 года подключилась Нива ГЭС-1 (24,9 МВт), и с 1 января 2022 года — Нижне-Териберская ГЭС (24,9 МВт).

Чтобы выгодно торговать энергией на розничном рынке, надо эффективнее планировать загрузку электростанции в так называемые плановые часы пиковой нагрузки — когда мощность оплачивается в конкретный час. Но в какой именно час будет пиковое потребление, не знает никто, даже Системный оператор. Тайна откроется только в следующем месяце.

Собственно, плановые часы пиковой нагрузки — это довольно продолжительный период, и известен он сильно заранее. В конце года Системный оператор публикует на своем сайте плановые часы пиковой нагрузки на предстоящий год. Например, в первой ценовой зоне, к которой относятся электростанции «ТГК-1», в марте это было время с 8-го по 21-й часы, в июне — с 8-го по 16-й и с 20-го по 21-й.

А конкретный час, тот самый, что становится известен только в следующем месяце и станет «счастливым», 1 марта — 21-й, 16 марта — 10-й. 1 июня — 10-й, 16 июня — 14-й. И как тут угадать? Угадывать не надо, надо оптимизировать режим работы гидроэлектростанций.
Генерация на Нижне-Териберской и Верхне-Териберской ГЭС, станции работают синхронно в плановые часы пиковой нагрузки
Безусловно, это делается, причем для всех ГЭС. Но при работе с розничными станциями нужна ювелирная работа. Правило номер один: загружать станции в плановые часы пиковой нагрузки, а именно днем, ночью — копить воду. Правило номер два: все ремонтные работы проводить либо в ночное время, либо в праздничные дни, чтобы днем, когда можно получить максимальную прибыль, станции работали, график проведения ремонтов составлять с учетом плановых часов. Правило номер три: брать в расчет схемно-режимные условия электрических сетей, по которым будет передаваться произведенная энергия. Правило номер четыре: учитывать гидрометеорологическую ситуацию в бассейне, приточность и прогноз погоды. Правило номер пять: планировать работу не только конкретной розничной станции, но и всего каскада, в который она входит.

Задача непростая, но сотрудники департамента по сбыту электроэнергии и службы режимов филиалов ее успешно решают. График работы водохранилищ формируется таким образом, чтобы дать возможность станциям, работающим на оптовом рынке, максимально точно выдерживать график, задаваемый Системным оператором. Обеспеченность водой закладывается на весь диапазон плановых часов пиковой нагрузки. Любая станция работает в единой энергосистеме, и загрузку Системный оператор задает исходя из потребностей потребителей. Учитывая все эти условия, станции результативно работают как на оптовом, так и на розничном рынке электроэнергии, повышая эффективность работы «ТГК-1» в целом.
Юшкозерская ГЭС
Головная станция Каскада Кемских ГЭС. Юшкозерское водохранилище осуществляет сезонное регулирование стока. Ниже по течению расположены еще четыре станции гораздо большей мощности, они работают на оптовом рынке и поставляют электричество в единую энергосистему. Любое изменение режима работы головной станции оказывает влияние на уровни верхних бьефов нижележащих станций.
Дмитрий Лядвик
начальник службы энергетических режимов филиала «Карельский»
Оптимальная загрузка Юшкозерской ГЭС сказывается на финансовом результате нашей компании, поэтому при планировании режимов работы и ремонтов оборудования работники электростанции, Каскада Кемских ГЭС и служб филиала «Карельский» обязательно учитывают все факторы, которые могут повлиять на более эффективную эксплуатацию данной станции в условиях розничного рынка электроэнергии.
Нива ГЭС-1
Головной узел каскада гидроэлектростанций на реке Ниве, задающий темп работы нижележащим по течению станциям, которые работают по суточному регулированию на оптовом рынке. Водохранилище — сезонного и многолетнего регулирования.
Юрий Муравьев
начальник службы энергетических режимов филиала «Кольский»
Благодаря совместной работе Каскада Туломских и Серебрянских ГЭС, соответствующих служб филиала «Кольский», департамента по сбыту электроэнергии и департамента по планированию и работе на ОРЭМ получается достичь положительного финансового результата для нашей компании и продолжать поддерживать в дальнейшем на том же уровне, но и при этом не переставать стремиться к его повышению.
Нижне-Териберская ГЭС
Особенность Нижне-Териберской ГЭС — станция является нижней ступенью каскада, с водохранилищем суточного регулирования. ГЭС работает, как правило, синхронно с верхней станцией на зарегулированном стоке, поступающем из водохранилища Верхне-Териберской ГЭС. Ввиду того, что Верхне-Териберская ГЭС используется в первую очередь в пиковом режиме и как аварийный резерв в северной части энергосистемы в период прохождения осенне-зимнего максимума, а также в базисном режиме исходя из сложившейся водной или схемно-режимной обстановки, с учетом скорости сработки отметки водохранилища Нижне-Териберской ГЭС, планирование профиля загрузки такой станции сложно.
Сергей Сараев
начальник департамента по сбыту электроэнергии
Благодаря совместной работе Каскада Туломских и Серебрянских ГЭС, соответствующих служб филиала «Кольский», департамента по сбыту электроэнергии и департамента по планированию и работе на ОРЭМ получается достичь положительного финансового ре Работа на розничном рынке дает «ТГК-1» хорошую возможность оптимально загружать станции, работать более эффективно. Это новое направление для «ТГК-1» и отличный инструмент, но им надо уметь пользоваться. Как показывает опыт, при профессиональном подходе мы в состоянии нести максимум нагрузки в те часы, которые позволят нам получить максимальную прибыль, вовремя загружая и разгружая станции. Задача — обеспечить наличие ресурса на сработку в дневные часы. В наших планах — в следующем году вывести на розничный рынок еще несколько станций, а пока мы продолжаем совершенствовать методику. зультата для нашей компании и продолжать поддерживать в дальнейшем на том же уровне, но и при этом не переставать стремиться к его повышению.
или листайте дальше
Учебный центр — особенная структура в составе «ТГК-1». С ней так или иначе связаны работа и развитие каждого без исключения сотрудника компании. Здесь получают профессиональные навыки, учатся основам безопасности производства, аттестуются, проходят переподготовку, становятся мастерами высшей категории и берут разгон для карьерного роста. О том, как работает Учебный центр, кого и чему в нем учат, об эффективности обучения и своем призвании к педагогике накануне Дня учителя рассказала его начальник Виктория Плотникова.
— Виктория Павловна, зачем «ТГК-1» Учебный центр? В чем его предназначение?
— Учебный центр — необходимая часть любой крупной энергетической компании. Развиваетс