Долгие годы Александр Свирский жил в затворничестве, постился и читал молитвы, в 1506 году стал игуменом монастыря, появились у него ученики и последователи. Страждущий народ прибывал в монастырь со всех мест — преподобный обладал даром исцелять больных.
Было Александру Свирскому и еще одно явление — Богоматери. Так что первое каменное здание, построенное в монастыре в 1533 году, — церковь Покрова Божией Матери. Церковь строили под руководством Александра Свирского, она до сих пор сохранилась, как и еще одно прижизненное преподобному здание — трапезная, построенная на деньги, выделенные царем Василием III.
Скончался Александр Свирский в том же 1533 году, 30 августа, прожив 85 лет — по тем временам очень солидный возраст!
В 1545 году его ученик Иродион составил житие преподобного Александра, и уже через два года он был канонизирован. Случилось это в 1547 году, в правление Ивана Грозного, есть мнение, что инициатором канонизации был лично знавший Александра Свирского митрополит Макарий.
В 1641 году монахи Свирского монастыря разбирали ветхую каменную церковь Преображения Господня, установленную над могилой похороненного здесь старца Александра. Лопата ударилась о что-то твердое, как оказалось — крышку гроба. Так были в первый раз обретены мощи Александра Свирского. Как рассказывается в житии святого, мощи были найдены нетленными и благоухающими. Началось их почитание. К мощам стекался народ за исцелением, ибо если живой Александр исцелял болезни, то и мощи его также должны быть целебными.
Монастырский ансамбль сложился в XVI–XVII столетиях и состоит из двух самостоятельных частей — Троицкой и Преображенской, в нем два соборных храма.
Шло время, монастырь жил своей жизнью, неотделимой от истории страны. Дважды его разоряли: в 1581 году — шведы, в 1613 году — литовцы, но он отстраивался снова и снова. Расцвет монастыря пришелся на царствование Петра I. Царь-реформатор основал на месте будущего Лодейного Поля Олонецкую верфь, где строились все корабли императора-флотоводца. Александро-Свирский монастырь был одним из подрядчиков верфи, сам Петр I ездил в обитель за благословением на строительство верфи и получил его. Впоследствии все российские цари бывали в монастыре, кроме Николая II.
До революции здесь было более 200 монахов, хозяйство на 40 лошадей и 100 коров, монахи выращивали хлеб и овощи, да так, что хватало не только себе на пропитание, но и на продажу. 40 сирот было на их попечении, местных жителей бесплатно лечили и отпускали им лекарства. Это был один из богатейших русских монастырей.
В начале 1918 года обитель была разграблена отрядом Олонецкого ВЧК, монахи были расстреляны прямо во дворе монастыря. Мощи Александра Свирского передали в Военно-медицинскую академию в качестве экспоната для анатомического музея. В здании монастыря, который изначально вообще хотели уничтожить, были детский дом, интернат для инвалидов, техникум, до 1953 года исправительно-трудовой лагерь и — апофеоз — психиатрическая больница для неизлечимых больных. Кстати, санитарами устроились работать бывшие расконвоированные и лагерная охрана.
Но пришли новые времена. В 1997 году появились первые насельники, которым пришлось немало потрудиться — обитель им досталась сильно разоренной. А уже через год, в 1998-м, случилось еще одно важное событие в жизни восстанавливающейся обители — второе обретение мощей Александра Свирского.
Монахи искали следы мощей по всем архивам, поиски привели их в Военно-медицинскую академию имени Кирова, где на кафедре нормальной анатомии был музей, а в нем 10 тысяч экспонатов. Вполне вероятно, что один из них — мощи преподобного. Никакого противостояния с руководством Военмеда не было, наоборот, только содействие. Подходящие останки были обнаружены, полгода шли тщательные исследования — работали рентгенологи, антропологи, судебные эксперты, а также историки и сотрудники архивов разных городов. Итог проделанной работы — отчет на 250 страниц с актами, фотодокументами и вывод: согласно акту освидетельствования мумифицированного тела, «нельзя исключить его принадлежность святому Александру Свирскому».
Церковь и не исключила. Распоряжение о передаче мумифицированного тела Церкви подписал начальник Военно-медицинской академии Юрий Шевченко. 30 июля 1998 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира святыня была открыта для поклонения православному народу.
Сейчас мощи святого, как и прежде, — главная святыня монастыря, они покоятся в Преображенском соборе в специально устроенном для этого в 1716 году приделе Александра Свирского. К 500-летию монастыря для мощей была изготовлена серебряная рака. Ежегодно в день Пресвятой Троицы их выносят из собора и крестным ходом переносят в Троицкий собор, где они пребывают несколько дней, а потом возвращаются обратно.
В монастыре есть еще одна святыня — копия Туринской плащаницы, подаренная обители в 2006 году. Копии делают особым образом: раз в два года в Турине плащаницу открывают для проведения исследований, фотографируют, а затем изображение переносят на хлопковую ткань, соблюдая размеры и вид оригинала. Копию Туринской плащаницы можно увидеть в Преображенском соборе.
В наши дни монастырский комплекс — своего рода туристическая мекка, автобусы с туристами и паломниками прибывают в Старую Слободу один за одним. Здесь действительно есть что посмотреть и узнать. Способствует этому развитая инфраструктура: кафе, трапезные, ресторан, гостиницы для паломников, солидный отель. И точки продаж всего самого разного — от магнитиков до икон, от крестиков до книг, от монастырской выпечки (безумно вкусной) до местного меда. Так что стоит приехать!