ЭНЕРГИЯ
СЕВЕРО-ЗАПАДА
сентябрь 2024
В этом выпуске:
Главная тема
В преддверии начала нового учебного года поговорили с нашими коллегами-энергетиками о том, насколько труден путь к новым знаниям. Спросили и тех, кто ещё учится, и тех, кто уже передаёт опыт молодому поколению.
Подробности в материале
Новости
Это база
Как вода превращается в пар и вращает турбины? Как охлаждает и согревает? Рассказываем о роли воды на ТЭЦ



Производство
Что придумали молодые специалисты «ТГК-1» для совершенствования процессов на производстве и оптимизации затрат компании?



ТГК_Лайф


Рассказываем о добрых историях, частью которых стали сотрудники компании




Есть такая работа...


Сколько воды проходит через гидроэлектростанцию, какой период у энергетиков самый «спокойный» и зачем бороться с водной шугой рассказывает начальник гидротехнического цеха Каскада Ладожских ГЭС Иван Соколов
История
О том, как в России появился первый фонарь и какой путь он проделал, прежде чем стать электрическим




Искусство

Слышали ли вы про агитационный текстиль? Узнайте больше об этом явлении и его реинкарнации уже в XXI веке



Выберите материал
или листайте вниз
УЧЕНИЕ —
#ГЛАВНАЯ_ТЕМА
Образовательные реформы, авторские методы обучения и тендеции к постоянному развитию мотивируют каждого из нас находиться в режиме совершенствования своих профессиональных компетенций. Энергетики — не исключение. Ежедневно перед специалистами возникают новые вызовы,
и без регулярного пополнения багажа знаний их решение становится затруднительным. В преддверии начала нового учебного года мы поговорили с каждой из сторон образовательной системы, чтобы узнать, какие трудности на пути к новым знаниям встречают энергетики-студенты «ТГК-1» и какие цели стоят перед их опытными коллегами и наставниками, которые преподают профильные дисциплины в вузах. Подробности в материале.
СВЕТ
Ежегодно специальная кадровая комиссия ПАО «ТГК-1» рассматривает ходатайства на получение высшего образования за счёт компании. Сейчас в высших учебных заведениях обучаются более 20 человек. Мы спросили об их пожеланиях к процессу обучения, а ответить и прокомментировать попросили опытных коллег.
Студенты «ТГК-1»
Андрей
Гусев
Андрей Бегунов
мастер по ремонту оборудования,
Центральная ТЭЦ

Учится в Политехе
2021 — 2026
старший
электромонтёр,
Правобережная ТЭЦ

Учится в ВШТЭ
2021 — 2025
Юлия Фролова
Максим Матросов
инженер по договорной работе производственно-технического отдела,
Каскад Нивских ГЭС

Учится в МАУ
2023 — 2027
заместитель
начальника цеха ТАИ,
Выборгская ТЭЦ


Учится в ВШТЭ
2021 — 2025
Преподаватели «ТГК-1»
Виктория
Плотникова
Данил
Веремчук
начальник Учебного центра — начальник отдела развития персонала, кандидат
экономических наук, доцент

Преподавательский стаж: 15 лет

Дисциплины: «Управление персоналом», «Экономика труда», «Экономика предприятия», «Финансовый менеджмент»
Илья Дубровский
Александр
Седельников
заместитель начальника электротехнической службы,
филиал «Карельский»

Преподавательский стаж: 3 года

Дисциплины: «Организация эксплуатации и ремонта электрооборудования»
начальник оперативной службы Каскада Туломских и
Серебрянских ГЭС,
филиал «Кольский»

Преподавательский стаж: 1 год

Дисциплины: «Электрические станции и подстанции», «Электроснабжение»
инженер 1 категории электротехнической службы,
филиал «Кольский»

Преподавательский стаж: 1 год

Дисциплины: «Диагностика
и прогнозирование
технического состояния электрооборудования»
Что не так с процессом обучения?
Для тех, кто не заинтересован в получении новых знаний — всё не так. Если многие молодые специалисты относятся к учёбе как к необходимости пройти этот социальный институт, то опытные, получая второе высшее образование, например, часто бывают недовольны тем, что их «гоняют», что-то требуют, оперируя тем, что они и так всё знают, им всего-то нужно официальное подтверждение — диплом. Я прекрасно понимаю, куда я пришёл и для чего мне нужны знания, но вместе с тем мне, например, важно, чтобы ко мне относились уважительно. Преподаватели очень ценят практический опыт студентов: получается такой диалог «на равных», только они — со стороны науки, а я — со стороны производства. Поэтому, возвращаясь к изначальному вопросу: всё так, главное — осознавать мотивацию, а не искать виноватых в том, почему вам не интересна учёба.
Максим Матросов, сотрудник «ТГК-1», студент
Отвечают преподаватели: есть ли преимущество у студентов с опытом?
У студентов с опытом есть не только какой-то багаж знаний, они относятся к учёбе несколько по-другому. Человек, который уже имеет практический опыт, относится к обучению как
к необходимости, которая появилась у него осознанно. Остальные часто не понимают, зачем им это вообще нужно.
Данил Веремчук, сотрудник «ТГК-1», преподаватель
Все индивидуально, но скорее всего — да. Они быстрее реагируют на изучаемый материал, задают правильные вопросы, которые они знают из практического опыта работы. В этом смысле им явно легче, они понимают ценность лекций и лабораторных работ, умеют выставлять приоритетность знаний, получаемых в университете. А для преподавателя все студенты равны. Нужно стараться быть беспристрастным, не выбирать себе «любимчиков», чтобы никто не чувствовал себя дискомфортно.
Илья Дубровский, сотрудник «ТГК-1», преподаватель
Что хотелось бы изменить в процессе обучения?
На усвоение материала каждому студенту требуется разное время. У кого-то этот процесс происходит легче, кому-то даётся сложнее. Но не стоит забывать о том, что многое зависит ещё и от подачи информации. У преподавателя ограниченное время, он сам определяет, чему лучше уделить занятие, а что студенты возьмут на самостоятельное изучение. Иногда не хватает примеров, понятно иллюстрирующих тот или иной процесс.
Андрей Гусев, сотрудник «ТГК-1», студент
Систему взаимодействия «преподаватель — студент». Хотелось бы исправить ошибки, возникающие в процессе получения лекционных материалов и практических заданий. Также иметь альтернативу изучения технических процессов. Есть же люди с разными видами восприятия: визуалам легче узнать о наладке нового оборудования через видеоролик, а аудиалы лучше воспримут информацию на слух. Но и техническую документацию убирать нельзя: регламенты и письменные научные работы должны быть в любом случае.
Андрей Бегунов, сотрудник «ТГК-1», студент
Отвечают преподаватели: можно ли всю программу обучения сделать визуальной?
На самом деле вопрос подачи информации — это вопрос удобства преподавателя и студента. Всё меняется. Приведу пример. Мы порядка 100 лет в проектировании использовали 2D-чертежи. С 2019 года мир и наша страна перешли на 3D BIM-моделирование, с которым восприятие информации увеличивается в стократном размере. Но из-за людей-ренегатов это перспективное направление тормозится. Когда я веду занятие, я не требую от студентов именно процесса, например, составления конспектов, для меня главное — результат. Использование фото и видеоматериалов, современных способов подачи информации — это, наоборот, плюс. Смысл использовать гусиные перья, когда уже весь мир работает на компьютерах?
Данил Веремчук, сотрудник «ТГК-1», преподаватель
Мир цифрового контента нельзя игнорировать, более того, нужно использовать все доступные инструменты для обучения: 3D-модели, тренажёры, видеоматериалы, диалог с преподавателем. С помощью них удаётся визуализировать сложные процессы, о которых я рассказываю на лекции. Но этим нельзя злоупотреблять. Если всю образовательную программу перевести на подобный формат, то восприятие студентов и усваиваемость материала резко пойдёт на спад. Потому что на просмотр ролика требуется гораздо меньше трудозатрат, чем на чтение нормативных документов. Да, в момент просмотра видео, всё доступно, но буквально через несколько минут половина уже и не вспомнит его содержание. Я считаю, нужно соблюдать баланс и чередовать форму подачи материала: так преподаватель обеспечит себе внимание аудитории и интерес студентов к дисциплине.
Илья Дубровский, сотрудник «ТГК-1», преподаватель
Иллюстрации всегда увлекают студентов, а с заинтересованными людьми лекция получается общим продуктом лектора и слушателя. Обсуждение позволяет студентам лучше усвоить материал, а лектору — ощутить полезность и востребованность материала.
Александр Седельников, сотрудник «ТГК-1», преподаватель
Чего ожидали от процесса обучения?
Вот тут мои ожидания даже больше чем совпали, процесс обучения — 11 из 10. Нас даже учат на том же оборудовании, что и эксплуатируем на станции: в лабораторных работах используем контроллер «Ремиконт-130». Для цеха тепловой автоматики и измерений это одно из основных устройств, предназначенных для автоматического регулирования и логического управления технологическими процессами. Машина хоть и не новая, но своей актуальности и спустя десятки лет не потеряла.
Максим Матросов, сотрудник «ТГК-1», студент
Ожидал изучения оборудования, которое в данный момент времени уже находится в эксплуатации на станции или хотя бы в России. В реальности мой курс настолько передовой, что в нашей стране он применяется лишь на уровне «стартапов». Зато после модернизации оборудования у меня будет фора, и я смогу применить полученные знания на практике.
Андрей Бегунов, сотрудник «ТГК-1», студент
Отвечают преподаватели: почему где-то образовательная система отстает, а где-то опережает? От чего это зависит?
Есть такой прибор — мегаомметр, который используется для диагностики электрооборудования, в частности кабельных линий. Существуют старые советские модели и современные, в которых результат получается путем нажатия кнопки. А чтобы воспользоваться старым советским, нужно сделать определённые манипуляции, понимая, что ты делаешь. Так вот, с точки зрения именно понимания процесса работы, мне гораздо больше нравится старый мегаомметр. Мы подходим к тому, что мы учим людей по принципу «что нажать, чтобы получить результат», а образование должно быть направлено на «что сделать, чтобы появилась возможность нажать на кнопку и получить результат». Нужно понимать физику процесса, для инженера это важно. Тот старый прибор заставляет думать. Это как с правами: умея ездить на МКПП, ты сможешь ездить на АКПП. А вот если учился на «автомате», то за «механику» вряд ли сядешь и поедешь. Так и с оборудованием: и то, и другое должно быть.
Данил Веремчук, сотрудник «ТГК-1», преподаватель
Каким должен быть преподаватель?
Я больше всего ценю преподавателей, которые умеют доходчиво объяснять материал. Рассказать о сложных технических процессах простым языком. У меня на курсе есть отличный преподаватель, который объясняет так, что даже жалко, когда лекция подходит к концу. А тех, кто цитирует учебник, слушать неинтересно, и предмет, который ведёт этот преподаватель, сразу попадает в чёрный список.
Максим Матросов. сотрудник «ТГК-1», студент
Адекватным и лояльным. Преподаватели не оторваны от реальности, большинство из них в курсе процессов на предприятии и имеют соответствующую практику.
У таких педагогов с работающими студентами всегда легко выстраивается коммуникация, и даже есть небольшое преимущество перед остальными сокурсниками.
Андрей Бегунов, сотрудник «ТГК-1», студент
Преподаватель — это не профессия, это призвание. Когда педагог горит своим делом, это видно. И такая высокая самоотдача в работе приносит свои плоды — когда о своих предметах рассказывают с любовью, то и слушать это во много раз интереснее.
Юлия Фролова, сотрудник «ТГК-1», студент
Отзывчивым и лояльным. Тех, которые готовы уделить вам время, разобрать непонятный материал или подискутировать. Такие педагоги бесценны.
Андрей Гусев, сотрудник «ТГК-1», студент
Отвечают преподаватели: что самое сложное в преподавательской деятельности?
Преподаватель – профессия благородная, ответственная, часто преподавателем становятся по призванию. Преподаватель должен знать в сто раз больше, чем рассказывает. Хорошо, если преподаватель знает и теорию, и практику.
Мы в «ТГК-1» организуем стажировки для преподавателей колледжей и вузов. Уверена, что это тоже сказывается на качестве преподавания и помогает им заработать авторитет у студентов.
Виктория Плотникова, сотрудник «ТГК-1», преподаватель
Поймать общее настроение аудитории. В каждой группе свои лидеры, особенности поведения, разная численность. Для преподавателя важно быть в центре внимания, поэтому я сразу стараюсь начать с коммуникации, проверяю обратную связь. Некоторые преподаватели чётко разделяют занятия на теорию и практику, я не из их числа. Диалог со студентами помогает мне разбавить сухую лекцию, попутно проверяя реакцию на понимание материала, и одновременно заинтересовать студентов.
Илья Дубровский, сотрудник «ТГК-1», преподаватель
«Самое сложное — подготовить материал таким образом, чтобы он был понятен аудитории.
Данил Веремчук, сотрудник «ТГК-1», преподаватель
Коллективная или самостоятельная работа?
Сто процентов в пользу самостоятельной работы. Готов отвечать только за свою работу и действия. В ней всё просто: справился — подтвердил навык, не справился — делаешь работу над ошибками и понимаешь, над чем предстоит работать в будущем.
Андрей Бегунов, сотрудник «ТГК-1», студент
Зависит от ситуации. Иногда хочется самому во всём разобраться — тогда работаю в одиночку. А бывает ситуация больше подходит для командной работы. Основной её признак — это объёмность. Понятно, что можно напрячься и сделать всё самому, но зачем? Нужно правильно распределять ресурсы, везде искать оптимальные пути решения, поэтому если выбирать, всё-таки в соотношении 70 на 30 я выберу работу в команде.
Максим Матросов, сотрудник «ТГК-1», студент
Работа в группе — лучший вариант. Коллективная ответственность — это одновременно и хорошо, и плохо. Её основное преимущество в том, что можно разбить работу на части и распределить между членами группы в зависимости от уровня навыков. В результате все одинаково вовлечены в процесс и работа выполнена. А недостаток в том, что за действия команды нужно отвечать как за единое целое, даже если ты всё сделал идеально. Нельзя выкрикнуть: «Это Иван виноват, он ”накосячил”». Вне зависимости от того, что сделал «Иван», в команде уважают каждого участника.
Андрей Гусев, сотрудник «ТГК-1», студент
Отвечают преподаватели: какая работа больше раскрывает потенциал студента?
Считаю, что лучше всего студент может реализоваться в группе. Объединяя студентов разных направлений обучения, можно достичь максимального эффекта в решении многих производственных задач. И мы способствуем этому, подбирая студентам темы проектов для решения в группах. Консультации наших специалистов позволяют добавить к знаниям и усилиям группы студентов практический опыт. По проектам со студентами работали сотрудники блока капитального строительства, блока по персоналу и службы совершенствования производства, департамента инвестиций.
Думаю, при работе над проектами ребята получают дополнительные к вузовским профессиональные знания, происходит синергетический эффект, максимальный результат.
Виктория Плотникова, сотрудник «ТГК-1», преподаватель
На работе людям ставят разные задачи, как индивидуальные, так и командные, поэтому я считаю, что нужно одинаково хорошо проявлять себя в обоих форматах. Потенциал студента во время самостоятельной работы поможет раскрыть его профессиональные качества. А коллективная задача показывает не только мастерство, но и личностные качества. Всегда интересно наблюдать, кто в группе станет лидером, как студенты взаимодействуют, готовы ли они вместе разделить победу или принять поражение.
В нашей отрасли навык работы в команде обязателен.
Илья Дубровский, сотрудник «ТГК-1», преподаватель
Нельзя это привести к единому знаменателю. Кому-то комфортнее работать в группе, кому-то отдельно. Все зависит от того, каким качествами обладает человек. Если это лидер — ему комфортнее в группе. Если это интроверт — ему удобнее работать отдельно. Если преподаватель хочет проверить профильные навыки технического специалиста, то достаточно и самостоятельной работы студента. А если он хочет увидеть лидера среди группы, то нужно объединить студентов в команду.
Данил Веремчук, сотрудник «ТГК-1», преподаватель
Всё зависит от группы (количественного и качественного состава), продолжительности её существования, цели и лидера. Считаю, что при отсутствии деструктивных элементов группа эффективнее и в целом, и для каждого члена команды. Человек социален, ему нужно признание, которое служит важным мотивом к общему успеху. Есть такое понятие «синергетивность»: когда два объекта усиливают результат друг друга, система из нескольких субъектов приобретает новые качества и навыки, которые не наблюдаются по отдельности.
Александр Седельников, сотрудник «ТГК-1», преподаватель
Какой формат обучения вам больше нравится?
Гибрид. Комбинированная форма обучения очень удобна для жизни. Какие-то лекции можно прослушать и дома, на каких-то хочется присутствовать лично. Во время онлайн-лекции, когда на конференции больше 60 человек, практически невозможно задать вопрос, а вживую
на него решиться гораздо легче. Оффлайн-лекции — неоспоримый плюс
к атмосфере, само нахождение в аудитории гораздо больше настраивает на учёбу.
Андрей Бегунов, сотрудник «ТГК-1», студент
Ещё пару лет назад сказал бы, что онлайн. Но сейчас я выбираю очное посещение. Обучение в формате оффлайн — это память, которая останется с тобой на всю жизнь: совместные лабораторные и курсовые работы, живое общение с однокурсниками и преподавателями. Здорово, когда можно собраться с товарищами и вспоминать какие-то весёлые истории из жизни во время учёбы. В онлайн-формате такого никогда не будет.
Андрей Гусев, сотрудник «ТГК-1», студент
Мне ближе оффлайн-формат. Он позволяет напрямую общаться с преподавателями и обмениваться опытом с другими студентами. Все они тоже работают на производственных предприятиях: можно узнать много новой информации, обсудить реальный кейс или просто обзавестись полезными контактами.
Юлия Фролова, сотрудник «ТГК-1», студент
Отвечают преподаватели: какой формат обучения наиболее эффективен?
Давайте вспомним 2020 год, когда царила пандемия, а преподаватели хватались за голову, не зная, как сохранить интерес студентов к учебному процессу через монитор ноутбука. Другое дело, когда мир смог перестроиться, процессы
онлайн-взаимодействия стали налаживаться, и коммуникация
«студент — преподаватель» в цифровой среде плотно вошла в образовательную систему. Я считаю, что и для одного, и для другого формата есть в ней место. А эффективность обучения зависит скорее не от формата, а от желания студента обучаться.
Виктория Плотникова, сотрудник «ТГК-1», преподаватель
Сто процентов очное посещение гораздо эффективнее. Зрительный контакт, возможность беспрепятственно задать вопрос, что-то уточнить. Этот формат обучения существует много лет, и вряд ли образовательная система откажется от него в ближайшие годы. Возможно, онлайн-обучение подходит тем студентам, у кого высокая степень самоорганизации, но даже здесь я задаюсь вопросом, насколько актуально это может быть для технических специальностей.
Илья Дубровский, сотрудник «ТГК-1», преподаватель
Разницы нет. Эффективность обучения прямо пропорциональна обратной связи. Формат взаимодействия не столь важен, главное — реакция слушателей. Если её нет, то у меня для вас плохие новости: считайте, что лекции не было.
Данил Веремчук, сотрудник «ТГК-1», преподаватель
В «ТГК-1»
В РОССИИ
В МИРЕ
#НОВОСТИ
В «ТГК-1»
«ТГК-1» обеспечила «зелёной» энергией завод по производству материалов для финишной отделки
«ТГК-1» заключила первую сделку купли-продажи «зелёных» сертификатов происхождения электроэнергии через национальную систему сертификации происхождения электроэнергии, оператором реестра которой является ООО «Центр энергосертификации».

Сертификаты приобрело ООО «КГ Строй Системы», производитель строительных материалов для финишной отделки. В результате компания полностью закрыла собственное потребление электроэнергии за период с января по апрель 2024 года. «ТГК-1» провела полное сопровождение сделки — выпустила сертификаты происхождения электроэнергии из возобновляемых источников и погасила их в пользу потребителя.

«Наша компания готова обеспечить удобное и выгодное покупателю сопровождение сделки под ключ с выпуском и погашением сертификатов на получателя, избавляя его от необходимости иметь лицевой счёт в национальной системе», — отметил заместитель управляющего директора по сбыту электроэнергии и мощности ПАО «ТГК-1» Альфред Ягафаров.

Сертификат происхождения электроэнергии выдаётся по факту производства электроэнергии из возобновляемых источников и на низкоуглеродных генерирующих объектах и удостоверяет позитивные экологические и социальные эффекты, достигнутые благодаря такому производству: снижение углеродного следа выпускаемой продукции, уменьшение вреда окружающей среде и здоровью людей.
В «Газпром энергохолдинге»
АКРА присвоило «МОЭК» кредитный рейтинг на максимальном уровне AAА (RU)
Кредитный рейтинг АКРА впервые присвоен ПАО «МОЭК» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации. Прогноз рейтинга — стабильный.

Кредитный рейтинг ПАО «МОЭК» обусловлен очень сильной рыночной позицией, хорошими бизнес-профилем, корпоративным управлением, ликвидностью, рентабельностью бизнеса, а также низкой долговой нагрузкой при высоком уровне обслуживания долга, говорится в сообщении АКРА.

Агентство отмечает, что в 2023 году объём инвестиций компании в обновление основных средств вырос к уровню 2022 года и составил 20,6 % от выручки (17,7 % в 2022 году). Текущие капитальные вложения направляются на реконструкцию, модернизацию и техническое переоснащение в целях повышения надёжности функционирования энергетического комплекса и эффективности систем теплоснабжения.

«МОЭК» работает над повышением операционной эффективности, импортозамещением, автоматизацией, цифровизацией, внедрением инноваций и расширением бизнеса. В компании приняты Кодекс корпоративного управления и ряд соответствующих положений, присутствует полноценная система управления рисками, а также принята политика управления рисками и внутреннего контроля.

Фото: пресс-служба ПАО «МОЭК»
Сургутская ГРЭС-1 получила комплексное экологическое разрешение Росприроднадзора
Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования выдало Сургутской ГРЭС-1 ПАО «ОГК-2» комплексное экологическое разрешение. Документ подтверждает выполнение всех обязательных требований в области охраны окружающей среды предприятия. Его получение для крупных промышленных объектов ТЭК, металлургического, химического, текстильного и других видов производства до конца 2024 года стало обязательным условием по новому законодательству в рамках национального проекта «Экология».

«Деятельность Сургутской ГРЭС-1 всегда отвечала требованиям природоохранного законодательства, и получение комплексного экологического разрешения ещё раз подтверждает, что электростанция осуществляет последовательную работу по защите окружающей среды и демонстрирует верность принципам устойчивого развития, где экология, безусловно, на первом месте», — прокомментировал директор энергообъекта Олег Вергейчик.

Сургутская ГРЭС-1 стала первым энергообъектом в числе предприятий Группы «Газпром энергохолдинг», получившим КЭР. Документ будет действовать семь лет и может быть продлён на тот же срок при соблюдении установленных требований.
В России
Испытания новой энергоустановки для малой энергетики начнутся в этом году
Объединённая двигателестроительная корпорация Госкорпорации Ростех представила макет перспективной энергоустановки, которая вырабатывает электроэнергию без сжигания топлива путём электрохимического преобразования. Оборудование предназначено для малой энергетики и будет отличаться высоким КПД — более 50 %.

Как сообщила пресс-служба ОДК, в качестве топлива в новой энергоустановке будет использоваться природный газ. Выработка электроэнергии будет происходить путём электрохимического преобразования синтез-газа в топливных элементах. Отсутствие процесса горения топлива делает новую установку более экологичной и эффективной.

Потенциальными заказчиками продукта являются компании нефтегазового сектора, которым нужно энергоснабжение удалённых автономных объектов. Также интерес к энергоустановке проявляют крупные девелоперы и компании энергетического сектора.

«Малая энергетика — это перспективное направление, и здесь будут преобладать энергоустановки на топливных элементах. Сейчас в России реальных промышленных образцов таких разработок нет. Энергоустановка ОДК станет первой в этом сегменте. На первом этапе энергоустановка будет иметь мощность 2,5 кВт, в дальнейшем мы повысим этот показатель», — отметил генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин.

Проектирование полностью основано на 3D-моделировании. Конструкторы уже выполнили полный комплекс трёхмерных расчётов и разработки конструкции.

Источник информации и фото: официальный сайт ОДК
Три СЭС мощностью 89,5 МВт построят на Кубани
Инвесторы планируют построить солнечные электростанции в городе Армавире, а также в Мостовском и Тихорецком районах Краснодарского края.

Как сообщил заместитель министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства региона Денис Сорокалетов, в Краснодарском крае уже реализуется восемь инвестиционных проектов по строительству электростанций с использованием возобновляемой энергетики.

Ранее были введены в эксплуатацию три объекта ВИЭ общей мощностью 47,47 МВт. Построена солнечная электростанция мощностью 44,1 МВт в Северском районе, на которой в настоящее время идут работы по технологическому присоединению.

По информации ТАСС
11 новых малых и больших АЭС могут появиться в России до 2042 года
Предложение о строительстве новых объектов в дополнение к тем, которые уже существуют или возводятся, содержится в проекте «Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2042 года». Документ в августе был вынесен на общественное обсуждение.

Планируется, что новые объекты электроэнергетики будут расположены на территории Ростовской, Свердловской, Челябинской, Томской областей, в Приморском, Красноярском и Хабаровском краях, в Чукотском АО и Республике Саха.

Согласно документу, совокупная мощность всех новых АЭС в стране должна составить 34 676 МВт. При этом к 2042 году планируется рост показателя до 45 841 МВт. При этом установленная мощность ветроэлектростанций и солнечных станций к концу 2042 года должна будет составить 22 658,9 МВт (7,6 % от общего показателя).

По информации издания «Энергетика и промышленность России»
Фото: ГК «Росатом»
Российские учёные научили ветряки качать лопастями, чтобы поймать больше ветра
Специалисты молодёжной лаборатории роторных систем для ветроэнергетики и транспорта Арктической зоны Института теплофизики им. С.С. Кутателадзе Сибирского отделения РАН создали ротор с качающимися лопастями для ветровых электрогенераторов. Он может повысить эффективность ветроустановок на 40 %.

По словам авторов разработки, изначально ротор создавался лабораторией для циклолёта — летательного аппарата, который может вертикально взлетать и садиться на наклонные поверхности, зависать в воздухе и разворачиваться вокруг своей оси. Затем полученные результаты решили опробовать и в электроэнергетике.

«Отличительная особенность конструкции — механизм с эксцентриком. Эксцентрик — это диск или цилиндр, который насаживается на вал так, что ось его вращения не совпадает с осью вращения самого вала. Такие устройства используются в поршневых насосах и двигателях внутреннего сгорания», — пояснил руководитель молодёжной лаборатории Дмитрий Дектерев.

К эксцентрику крепятся управляющие тяги — так, чтобы он, изменяя своё положение, мог одновременно менять положение лопастей. В результате лопасти ветрогенератора, описывая круг, как бы качаются, отклоняясь вперёд и назад. За счёт подвижности они могут лучше ловить ветер, подстраиваясь под его поток и преобразуя в электричество максимум механической энергии.

Сейчас разработка сибирских учёных находится на стадии лабораторных испытаний.

По информации портала «Энергия+»
Реактор для изготовления биотоплива спроектировали в России
Научные сотрудники лаборатории биотопливных композиций Института нефти и газа Сибирского федерального университета сконструировали установку для изготовления и анализа различных видов биотоплива — из отходов лесообрабатывающей промышленности и корчевания земельных угодий, хвои и шишек, отработанных технических и пищевых масел, отходов сельскохозяйственного комплекса.

Все детали нового устройства — авторская разработка красноярских исследователей, а установка в целом является полностью импортозамещённым оборудованием, простым и эффективным
в использовании.

«Наша главная задача — повысить энергоэффективность производства и получения биотоплива. Реактор снабжён особыми внутренними поверхностями, которые позволяют проводить все процессы при пониженных температурах, повышая при этом производительность. Установка в целом предназначена для лабораторных испытаний, но её легко масштабировать в условиях реального производства. В настоящее время работаем над конструкцией охлаждающих элементов, а также улавливающих ёмкостей и фильтров, которые будут собирать и очищать новые разновидности биотоплива, получаемые на нашей установке», — рассказал руководитель проекта, заведующий кафедрой технологических машин и оборудования нефтегазового комплекса СФУ Владимир Бухтояров.

Установку снабдят измерительной аппаратурой, чтобы контролировать режимы и отладить технологические условия получения биотоплива. Это позволит выяснить, при каких температурах можно получить те или иные топливные композиции.

Источник информации и фото: пресс-служба СФО
Источник бесперебойного питания для электроснабжения Арктической зоны создали в Петербурге
По уровню энергоэффективности и времени подхвата нагрузки при ухудшении качества напряжения сети прототип источника бесперебойного питания, созданный учёными Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», превосходит существующие аналоги.

Как рассказали в вузе, для обеспечения стабильного качества электроэнергии в локальных распределённых энергосистемах может использоваться множество источников бесперебойного питания с собственной системой управления. В таких условиях необходимо решать задачи синхронизации слабо связанных динамических систем с поддержанием показателей качества электроэнергии.

«Мы разработали прототип источника бесперебойного питания. От существующих прототипов его отличают более высокие показатели энергоэффективности и КПД. Кроме того, скорость синхронизации устройства с сетью в случае отключения промышленных предприятий от энергоснабжения составляет менее 20 мс, то есть одного периода напряжения сети. Этого удалось добиться благодаря использованию технологии «цифровых двойников», разработанных для данной системы на основе высокоточных численных схемотехнических моделей электротехнических преобразователей энергии», — рассказал руководитель проекта, доцент кафедры электротехнологической и преобразовательной техники Юрий Перевалов.

Сейчас учёные продолжают модернизацию системы, чтобы ещё больше повысить КПД бесперебойного источника питания.

Источник информации и фото: пресс-служба ЛЭТИ
В России создали модульный ветрогенератор для Арктики
Модульную ветроэнергетическую установку с использованием цифровых технологий разработали учёные Санкт-Петербургского политехнического университета. По мнению научного коллектива, разработка повысит эффективность энергоснабжения удалённых населённых пунктов и промышленных объектов в северных регионах. Результаты исследований опубликованы в журнале Thermal Engineering.

Значительная проблема энергоснабжения в Арктике — высокая сложность транспортировки топлива для дизельных электростанций, снабжающих электричеством удалённые логистические пункты на трассе Северного морского пути, населённые пункты и точки нефтедобычи. Из-за этого существенно растёт стоимость самого топлива для потребителей и полученной с его помощью электроэнергии.

В то же время прибрежные территории России, арктические острова и шельфовые зоны в Северном Ледовитом океане обладают высоким ветроэнергетическим потенциалом. Петербургские учёные предложили использовать для получения электричества ветро-дизельные энергокомплексы с модульными ветроэнергетическими установками мощностью 100 кВт.

По мнению разработчиков, это существенно повысит энергоэффективность и снизит затраты на энергоснабжение, уменьшит вредные выбросы и эмиссию парниковых газов в отдалённых регионах с ранимой арктической природой.

По информации РИА «Новости»
В мире
Крупнейшая в мире ГАЭС введена в строй в Китае
Государственная сетевая корпорация КНР (SGCC) ввела в эксплуатацию гидроаккумулирующую электростанцию Fengning мощностью 3,6 ГВт. Объект расположен в провинции Хэбэй на востоке страны.

ГАЭС состоит из 12 гидроагрегатов, мощность каждого из которых составляет 300 МВт. Станция оснащена двумя резервуарами, между которыми есть перепад высот. Ввод объекта позволит сбалансировать использование солнечных и ветровых генераторов.

По данным Global Energy Monitor, провинция Хэбэй занимает третье место в Китае по установленной мощности ветроустановок (27,3 ГВт) и седьмое — по мощности солнечных панелей (21,1 ГВт). Пик выработки на солнечных электростанциях приходится на середину дня. В это время электроэнергию из общей сети можно использовать для перекачки воды из нижнего в верхний резервуар новой ГАЭС.

Электростанция стоимостью 19 млрд юаней ($2,6 млрд) стала флагманским проектом, разработанным для обеспечения надёжного энергоснабжения зимних Олимпийских игр 2022 года в Пекине.

По информации портала Ruscable.ru
Фото: Государственная электросетевая корпорация Китая (SGCC)
В Нидерландах построят систему накопления электрической энергии с двухчасовым циклом зарядки
Энергокомпании Corre Energy и SemperPower создали совместное предприятие для реализации проектов строительства системы накопления электрической энергии (СНЭЭ) с двухчасовым циклом разрядки суммарной энергоёмкостью 640 МВт*ч. Объём инвестиций в строительство составит около 300 млн евро.

Ожидается, что реализация проекта станет ключевым решением для обеспечения надёжности функционирования энергосистемы Нидерландов и позволит решить проблему увеличения мощности генерации на базе ВИЭ.

В рамках совместного предприятия SemperPower обеспечит поиск и поставку комплектующих для СНЭЭ. Для Corre Energy новый проект является расширением плана компании по строительству накопителя энергии на сжатом воздухе (compressed air energy storage, CAES). По информации Corre Energy, новая СНЭЭ будет использовать ту же электросетевую инфраструктуру, что планировалось использовать для CAES. Ввести в коммерческую эксплуатацию СНЭЭ планируется в 2026 году.

По материалам ресурса NS Energy
Фото: официальный сайт компании Corre Energy
Две самые крупные и энергоэффективные ПГЭС в мире планируют построить в Саудовской Аравии
Энергокомпания Siemens заключила 25-летний контракт на строительство и техническое обслуживание двух самых крупных современных и энергоэффективных парогазовых электростанций (ПГЭС) в мире: Taiba 2 и Qassim 2.

Станции совокупной стоимостью около $1,5 млрд планируется построить в западном и центральном регионах Саудовской Аравии. Мощность каждой из ПГЭС составит около 2 ГВт. Подключить ПГЭС Taiba 2 и Qassim 2 к электрической сети планируется в 2026 году, а начать полноценную эксплуатацию станций в режиме комбинированного цикла — в 2027 году.

Новые электростанции обеспечат дополнительной энергией растущее население страны и развивающуюся экономику, а также частично заменят выбывающие мощности устаревшей традиционной генерации. Ожидается, что новые ПГЭС позволят почти на 60 % снизить объём выбросов CO2, по сравнению с ТЭС, работающими на нефтепродуктах.

По материалам ресурса NS Energy
Фото: официальный сайт компании Siemens
Мы уже рассказывали про основные виды топлива для ТЭЦ — газ, мазут, уголь.
Но не стоит забывать про воду, без которой генерация тепла и электричества была бы невозможна. Для нормальной работы ТЭЦ требуются тысячи тонн воды в сутки!
Как вода превращается в пар и вращает турбины, как охлаждает и согревает, рассказываем в материале.
КРУГОВОРОТ
ТЭЦ
#ЭТО_БАЗА
ВОДЫ НА
Для чего нужна вода на ТЭЦ?
Превращаться в пар
Главный «труженик» на ТЭЦ — это пар, ведь именно он приводит в движение ротор паровой турбины, который, в свою очередь, вращает генератор, и происходит выработка электроэнергии. Отработавший пар через теплофикационные отборы поступает в подогреватели сетевой воды поверхностного типа, где нагревают воду для её «отправки» в город на отопление. Оставшаяся часть пара после турбины идёт в конденсатор и обратно превращается в воду. Затем её насосами перекачивают на котлы, и цикл повторяется.
8 535
тонн воды в сутки
259 605
3 115 259
тонн воды в месяц
тонн воды в год
проходит через Первомайскую ТЭЦ
*по данным за 2023 год

Охлаждаться

Вода выполняет одновременно противоположные функции. Одна из важных — охлаждение. На электростанции есть циркуляционная вода. Как и следует из её названия, она перемещается в трубках конденсатора паровой турбины, чтобы охлаждать пар. Тогда тот сконденсируется и пойдёт обратно в котёл. Чем эффективнее проходит процесс конденсации, тем выше КПД паровой турбины.
Охлаждённая циркуляционная вода подаётся в конденсатор циркуляционным насосом либо от градирни, либо из водоёма. После конденсатора нагретая вода возвращается «домой», где снова охлаждается. Кроме циркуляционной воды, существует ещё и техническая — она нужна для охлаждения другого оборудования ТЭЦ. Техническая вода охлаждает генераторы при помощи воздухоохладителей. Её используют для снижения температуры масла в маслоохладителях для насосов, турбин, компрессоров и газа после газодожимных компрессоров в газоохладителях.
Фото из фотобазы ТГК-1
Греть
Ещё одна задача воды — обеспечивать теплоснабжение города. Это вода, которая постоянно циркулирует между потребителями и ТЭЦ. В город уходит прямая сетевая вода — это та горячая вода, что бежит по батареям и льётся из крана. Из города на ТЭЦ возвращается обратная сетевая вода, которая уже остыла. В Санкт-Петербурге применяется открытая система теплоснабжения: вода в батареях подаётся и в краны с горячей водой, поэтому обратно на ТЭЦ часть сетевой воды не возвращается. Для восполнения этих потерь используют подпиточную воду, чтобы снова отправить в город необходимый потребителям объём.

Тушить и мыть

Ещё одна функция воды на ТЭЦ — её применение для противопожарных и производственных нужд. На каждой станции есть система противопожарного водоснабжения, представляющая собой сеть трубопроводов, пожарных кранов и гидрантов, а также автоматические системы водного пожаротушения. Об этом «Энергия Северо-Запада» рассказывала подробно в майском номере. А ещё вода используется на станции для организации различного рода промывок оборудования и уборки. Кроме того, как и в любом помещении, тут есть вода для хозяйственно-бытовых нужд — вода из городского водопровода в санитарных узлах.
Откуда поступает вода?
Вода на теплоэлектроцентрали берётся из двух источников. На Первомайской ТЭЦ она попадает на станцию только из городского водопровода от Водоканала. Эта вода уже предварительно очищена и обеззаражена, соответствует санитарно-гигиеническим нормам. На большинстве ТЭЦ воду забирают из естественного водоёма — реки или озера. В точке забора устанавливают специальные сетки, чтобы предотвратить попадание мусора и рыбы, а зимой — льда. Далее вода поступает на специальную береговую насосную станцию, расположенную на территории ТЭЦ, где её разделяют. Большая часть идёт без дополнительной
очистки в конденсаторы паровых турбин, а вот ту, что предназначена для охлаждения оборудования, ещё раз прогоняют через механические фильтры. Воду, которой суждено стать паром и вращать турбину, использовать в первозданном виде нельзя, она обязательно проходит водоподготовительную установку. Кстати, воду из естественного водоёма не применяют в качестве подпиточной для подачи в город, так как она не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Зачем нужна водоподготовка?
Стоит понимать, что вода из водопровода или водоёма, несмотря на то, что прозрачна на вид и кажется чистой, на самом деле содержит в себе много растворённых частиц. Среди них кислород и углекислый газ. В холодной воде эти газы не создают каких-либо проблем, однако при нагреве воды они начинают вступать в химические реакции с металлом, из которого изготовлены трубопроводы, котлы и прочее оборудование, в результате чего стенки механизмов разрушаются. Также в воде содержатся и другие растворённые элементы, которые в процессе нагрева и парообразования создают накипь на внутренних поверхностях оборудования, выпадают в виде осадка. Чем выше температура используемой воды, тем более строгие требования предъявляются к её предварительной подготовке.
Долой кислород и углекислый газ!
Чтобы избавиться от растворённых в воде кислорода и углекислого газа, предварительно подогретую воду отправляют в деаэратор. Вспомнить, как он устроен, можно здесь. Если коротко, то в деаэраторе вода распыляется на мелкие капли. Туда же подаётся пар, в результате нагрева воды происходит её вскипание, в процессе которого растворённые газы отделяются от воды и удаляются в атмосферу. Очищенная от растворённых газов вода накапливается в нижней части устройства. Она уже годится для подпитки тепловой сети, но для использования в основном цикле производства электрической и тепловой энергии этого недостаточно.

Избавиться от таблицы Менделеева

Помимо газов, в воде есть много растворённых элементов, которые при нагреве и образовании пара будут вредить оборудованию. Например, соли жёсткости — соли кальция, магния, натрия — при нагреве образуют внутри трубок котлов и подогревателей накипь, которая ухудшает теплопередачу в этих устройствах. Вначале это снижает эффективность работы оборудования, а впоследствии может привести к разрушению трубок, так как снаружи на них действуют высокие температуры, а циркулирующая внутри вода из-за плохой теплопередачи не может охладить их материал до допустимой температуры. Если в воде содержатся
растворённые соединения металлов (например, железа, меди и алюминия), то возникнут такие же проблемы. Кремниевая кислота в воде и затем в паре вредна для лопаток паровых турбин. При сильном нагреве она, по сути, превращается в стекло, частицы которого «налипают» на лопатки, появляется накипь, и её практически невозможно удалить. Не говоря уж о том, что в воде могут присутствовать микроорганизмы и органические соединения, влияющие на коррозионный износ оборудования.
Как очищают воду?
Как правило, предварительная очистка происходит механическим способом: вода под давлением пропускается через специальные мембраны с очень маленьким размером пор, загрязнения остаются на мембранах, а очищенная вода идёт дальше. Дальнейшая очистка может производиться тоже механическим способом. но с применением мембран с ещё меньшим размером пор и при более высоком давлении. На Первомайской ТЭЦ финальная стадия очистки воды проходит на установке электродеионизации. Процесс основан на электрохимических ионно-обменных реакциях. Вода проходит через специальные модули, наполненные ионно-обменной смолой. Через них при работе постоянно проводится электрический ток.
Растворённые в воде частицы имеют положительный или отрицательный заряд и за счёт силы притяжения, возникающей в модуле в результате технологического процесса, удаляются из воды. После прохождения последней степени очистки химически обессоленная вода поступает в бак запаса конденсата, откуда направляется на подпитку основного цикла производства тепловой и электрической энергии.
Избежать кислотности воды
Ещё один важный параметр воды — это водородный показатель (pH), который определяет её кислотность. Для сохранности оборудования воду на ТЭЦ подщелачивают: повышают pH до 9 ед. и выше. На всех стадиях производства пара предусмотрен контроль за соблюдением нормативных показателей среды (воды или пара) и организованы возможности ввода специальных реагентов и удаления части воды с помощью продувки. В случае отклонения параметра pH меняется количество подаваемого реагента в котёл (или на другой участок), в случае появления отклонений по содержанию каких-либо веществ выполняется продувка участка для их удаления. Совокупность выполнения операций по контролю и корректировке качества пара и воды называется водно-химическим режимом работы оборудования.
Кто отвечает за воду на ТЭЦ?
Водно-химический режим на ТЭЦ — это зона ответственности персонала химического цеха. Они контролируют качество воды, поступающей на ТЭЦ: как холодной из водопровода, так и остывшей горячей, которая возвращается из города по обратным сетевым трубопроводам.
Работа водоподготовительной установки, контроль нормативных показателей воды и пара, коррекция при необходимости этих показателей — тоже задачи «химиков». Они же контролируют качество конечного продукта, уходящего с теплоэлектростанции по прямым сетевым трубопроводам в виде горячей воды.
В период останова оборудования и его ремонта сотрудники этого подразделения участвуют во внутренних осмотрах механизмов, где оценивают влияние водно-химического режима на состояние оборудования, а также принимают работы по его очистке от образовавшихся в процессе эксплуатации отложений. По результатам таких осмотров могут вноситься корректировки в водно-химический режим.
Куда утекает вода?
А что происходит с теми тысячами тонн воды, которые уже отработали своё? Если вода на технологические нужды забирается из естественного бассейна, то она возвращается в него обратно. Процессы на ТЭЦ построены так, что попадание загрязнений в воду, которая сбрасывается в водоём (например, масла из маслоохладителей), невозможно. Единственное её отличие — повышенная температура. На Первомайской ТЭЦ отработанная производственная вода (а также дождевая) собирается в специальные баки и идёт на очистные сооружения. А после используется в производственных нуждах — например, для поддержания запаса противопожарной воды в соответствующих баках.
Лишнюю воду сбрасывают в городскую канализацию, и по составу она полностью соответствует всем установленным нормам.
ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ
ПРИЗНАКУ
#ПРОИЗВОДСТВО
Профессии энергетика более 100 лет. Проектирование, ремонт, обслуживание электрического и теплового оборудования — лишь часть рабочих задач. Невозможно представить работу специалистов без новаторства. Ежедневно они улучшают процессы на производстве и оптимизируют затраты компании. В «ТГК-1» такие инициативы ценят, а лучшие идеи побеждают на научно-практической конференции. О том, что в 2024 году придумали молодые специалисты, рассказываем в статье.
26 июля на Василеостровской ТЭЦ состоялась традиционная Научно-практическая конференция 2024. Мероприятие также является II туром Конкурса молодых специалистов и рационализаторов ООО «Газпром энергохолдинг», поэтому проекты победителей попадают на большой финал, чтобы посоревноваться с изобретательностью других дочерних обществ.

Молодые специалисты представили на суд жюри конкурса 18 работ по темам, актуальным для развития компании и отрасли в целом.
Среди них десять — в технической секции и восемь — в секции «Управление и автоматизация». В числе предложений — проекты повышения эффективности работы оборудования и уменьшения его износа, безопасности проведения работ на станциях, совершенствования цифровых систем, улучшения имиджа «ТГК-1» как потенциального работодателя. Все конкурсанты были достойны представлять свои проекты на финале в «Газпром энергохолдинг», но комиссия определила шесть победителей. Редакция газеты попросила рассказать авторов о пользе их предложений.
Техническая секция
Иван Корнев, инженер-конструктор отдела подготовки и проведения ремонтов Петрозаводской ТЭЦ
Проект: «Модернизация системы промывки маслосистемы тягодутьевых механизмов котла БКЗ-420-140НГМ4»
На проект меня вдохновила реальная ситуация, произошедшая в 2023 году: когда вместо 28 тысяч положенных часов работы подшипник тягодутьевых механизмов котла отработал всего 1574 часа. Я решил разобраться, с чем связан его ускоренный износ. Выяснилось, что проблема кроется в несовершенстве методики промывки (очистки) системы маслоснабжения и её конструктивных особенностях. Масло, которое циркулирует по системе, содержит много механических примесей, накапливающихся естественным образом в процессе эксплуатации. Но такие загрязнения должны убираться из системы во время её промывки.
«
повысить температуру подогрева масла до 60 градусов, чтобы увеличить его текучесть по трубопроводам;
установить на штатный фильтр маслобака полиамидную ткань с размером ячейки 56 мкм, чтобы частицы с большим размером не разрушали масляный слой;
вместо штатных фильтров ФДЖ-50 использовать маслоочистительную установку ПГ-225: её встроенный фильтр с размером ячейки 25 мкм. Кроме того, она обеспечит подогрев масла до необходимой температуры;
использовать оба насоса в параллельном режиме, чтобы скорость потока масла в трубопроводе достигла 6,5 м/с (текущая скорость масла при промывке 2,5 м/с);
осуществлять работы по каждому контуру отдельно: с помощью имеющихся задвижек отключить остальные контуры и прогнать масло только по одному. Это позволит снизить гидравлическое сопротивление системы, а следовательно, увеличить скорость потока масла до необходимых 6,5 м/с.
Поэтому я предлагаю:
Благодаря совокупности предлагаемых мер можно существенно улучшить итоговый результат очистки системы от накопившихся загрязнений твёрдыми частицами
«
.

Сергей Батулин, мастер участка электромашинного цеха Нижне-Свирской ГЭС Каскада Ладожских ГЭС
Проект: «Увеличение установленной мощности Нижне-Свирской ГЭС путём установки малых гидротурбин в пролёты неиспользуемых щитов плотины»
Увеличение установленной мощности Нижне-Свирской ГЭС предполагает установку трёх гидроагрегатов мощностью до 10 МВт каждый в пролёты глубоких отверстий. Это решение позволит увеличить располагаемую мощность Нижне-Свирской ГЭС до 120 МВт, обеспечивая более рациональное использование водных ресурсов за счёт снижения холостых сбросов. Улучшится режим работы и регулирование расходов, поскольку мощности и пропускные способности Нижне-Свирской и Верхне-Свирской ГЭС будут приведены в соответствие друг с другом.
В рамках проекта я провёл детальные расчёты зависимости расхода воды от нагрузки на ГЭС в различных режимах работы станции. Для установки гидроагрегатов в пролёты были учтены существующие отметки флютбета и водобойной плиты. Так как вырубка бетона во всех вариантах не предусматривается, именно они определяют оси горизонтальных гидроагрегатов. Также мной были учтены размеры пролётов глубоких отверстий по ширине и длине, что наряду с первыми условиями определило диаметр рабочего колеса. В расчётах также учитывались существующая конструкция бычков и кранового оборудования, проанализированы существующие напоры на ГЭС, их изменения, глубина сработки и кривая связи расходов и горизонтов нижнего бьефа
«
.

«
Дмитрий Горбунов, инженер по ремонту I категории гидротехнического цеха Каскада Нивских ГЭС
Проект: «Модернизация пьезометров на Ляхкоминской и Тупьегубской плотине с установкой автоматизированной системы диагностического контроля»
Мой проект базируется на идее автоматизации и оптимизации производственных процессов. Ляхкоминская и Тупьегубская грунтовые плотины Княжегубской ГЭС труднодоступны для проведения работ. Они находятся на расстоянии более 80 км, где последние 30 км пути в холодное время года проходят по лесным дорогам, а в период навигации — по Княжегубскому водохранилищу. Сейчас мониторинг осуществляется вручную: требуется выезд на место для фиксации показаний уровня воды в скважине с последующим занесением в журнал наблюдений. После установки автоматизированной системы предполагается, что основные метрики будут передаваться автоматически в программу, а вмешательство человека потребуется только для замены батареи (раз в 10 лет) или для проведения технического осмотра и калибровки датчиков.
«
Благодаря реализации проекта персонал станции будет обеспечен современными средствами мониторинга и оперативного контроля процесса фильтрационного режима грунтовой плотины
«
.

Внедрение автоматизированной системы диагностического контроля приведёт к сокращению затрат на содержание и ремонт специальных транспортных средств, обучение и аттестацию ответственного персонала, повысит уровень безопасности сооружения.
Секция "Управление и автоматизация"
Феликс Дряев, главный специалист службы совершенствования производства
Проект: «Организация центра компетенций по совершенствованию деятельности компании с помощью аддитивных технологий и трёхмерного моделирования»
Параллельно с цифровой трансформацией “ТГК-1” занимается и технологической, внедряя в свою деятельность аддитивные технологии. Технологию 3D-моделирования и 3D-печати впервые использовали для совершенствования процесса обучения в Учебном центре компании.
«
На лекциях, например, слушателям часто не хватает наглядности: лучше один раз увидеть,
чем сто раз услышать. Так я создал трёхмерную цифровую модель внутреннего устройства насоса на ТЭЦ, чтобы сотрудники могли увидеть и “пощупать” оборудование, которое невозможно рассмотреть во время эксплуатации.
Достигнуты первые результаты применения аддитивных технологий и для производственных целей: изготовлены пластиковые запчасти и комплектующие для оборудования. Среди них защитные крышки на аварийные ключи отключения оборудования, которые уже активно используют Автовская и Южная ТЭЦ. Сейчас на 3D-принтере изготавливаются опытные партии пластиковых шестерней и корпусных изделий.
Одним из ключевых преимуществ аддитивных технологий является то, что они позволяют гибко производить индивидуальные изделия напрямую из 3D-моделей, хранящихся в системах CAD (CAE). Это уменьшает финансовые и временные потери: не нужно закупать специальные станки, пресс-формы и ожидать доставки от производителя.
В конечном итоге 3D-технологии позволят укрепить технологический суверенитет, увеличить локальную производственную способность, снизить временные и финансовые затраты на обучение персонала и проведение ремонта
«
.

Проект: «Расширение функционала ИУС П ГК в целях оптимизации документооборота закупочной деятельности для группы компаний «Газпром энергохолдинг»
Деятельность любого предприятия в стране регламентирована различными юридическими актами, а политика государства в части антикоррупционной повестки требует соблюдения прозрачности в документообороте компаний. Закупочная деятельность — наиболее подверженное коррупционным рискам направление. Поэтому для приобретения любого товара или услуги в компании разработан последовательный порядок действий для подготовки необходимого пакета документов.
Авторский коллектив Департамента реализации проектов капитального строительства: Егор Литвинов и Елена Незнал
  • Елена
    «Процесс проверки и корректировки заявок на внесение изменений в годовую комплексную программу закупок занимает довольно внушительное время, а на одну заявку уходит ориентировочно до 40 минут. Мы предлагаем оптимизировать этот процесс без вреда для бизнеса, а именно, использовать современный технический метод для внесения изменений в функционал программного обеспечения ИУС П ГК, которое используется в том числе в организации процессов закупочной деятельности ТГК-1».
  • Егор
    «Предлагается внести расширение функции “экспорта данных” в табличный и текстовый форматы документа. Техническое решение не требует нововведений в логике операционной работы ПО, а лишь предусматривает объединение существующих полей информационных баз данных ИУС П ГК. Для пользователя всё будет реализовано через добавление кнопки, нажимая которую сформируется (заполнится) таблица со всеми введёнными данными. Использование этой таблицы сократит время заполнения однотипных документов, снизит риск возникновения ошибок из-за ручного ввода данных, а также увеличит общую производительность каждого структурного подразделения, которое занимается закупками».
Александра Харламова, ведущий специалист отдела оплаты и организации труда
Проект: «Внедрение Яндекс.Форм в рабочие процессы. Анкетирование соискателей в процессе подбора персонала»
В пользе проведения исследований рынка или потребителей уже давно никто не сомневается. С помощью них компании узнают о реальных потребностях и используют результаты при стратегическом планировании бизнеса. Единственный минус — стоимость услуг по их проведению.
Поэтому сотрудники Блока по персоналу обратили внимание на полезный сервис сбора и анализа данных — Яндекс.Формы.
Через специалистов Блока по персоналу проходит множество анкет и резюме, большое количество людей приходят на собеседования, и вне зависимости от сферы деятельности, у сотрудников ко всем соискателям есть список обязательных вопросов. Благодаря формам весь этот процесс можно упростить, информацию структурировать, а ответы на интересующие вопросы зафиксировать и даже увидеть по ним готовую статистику. Формы закрывают и актуальный вопрос о согласии передачи персональных данных: в конце опроса можно добавить соответствующее поле, чтобы соблюсти юридическую сторону его проведения
«
.

«
  • Эдуард Лисицкий
    заместитель управляющего директора по развитию и управлению имуществом
    «Участие в конкурсе рационализаторов — взаимовыгодное сотрудничество компании и работника. Предложенные молодыми специалистами идеи помогают взглянуть по-новому на производственные процессы, а там, где их навыка пока недостаточно, совместно с опытными руководителями практически каждую из предложенных инициатив возможно “докрутить”, тем самым повысив эффективность работы компании. Кроме того, участие в мероприятии показывает активную жизненную позицию специалиста и выступает подспорьем для развития его личных компетенций и карьерного роста».
  • Виктория Плотникова
    начальник Учебного центра — начальник отдела развития персонала
    «Ежегодно молодые специалисты заявляют на конкурс проекты, которые впоследствии нередко имеют отражение на практике. Не все они сразу выглядят идеально, но именно благодаря таким мероприятиям у рационализаторов появляется возможность охватить сразу несколько компетентных мнений, выявить точки роста и двигаться вперёд к намеченной цели. Важно отметить, что мы ценим каждую инициативу, независимо от области её применения. Это могут быть не только технологические решения, но и предложения в области безопасности, работы с персоналом, закупочной деятельности, делопроизводства, связей с общественностью и остальных направлений, существующих в компании».
#ТГК_ЛАЙФ
В ТГК-1 работают люди, всегда готовые откликнуться и помочь. Уже не один год подряд в компании проводятся различные благотворительные акции и количество тех, кто хочет принять в них участие, из года в год только растет. В этот раз наши коллеги снова не остались в стороне и стали частью сразу нескольких добрых историй.
ДОБРЫЕ
ТВОРИМ
ДЕЛА

Собрать детей к школе

В этом году сотрудники Невского филиала ПАО «ТГК-1» снова оказывают помощь подопечным благотворительной организации «Солнечный луч», взаимодействие с которой длится уже не один год. В этот раз коллеги собирали канцелярские принадлежности к школе для воспитанников петербургской школы-интерната № 22 и детей, находящихся на длительном лечении в НИИ
Фтизиопульмонологии. Каждый желающий мог принести школьные пеналы с наполнением, альбомы для рисования, раскраски, карандаши, фломастеры, тетради, наборы для творчества. За две недели удалось собрать несколько коробок, доверху наполненных школьными принадлежностями, которые отправили детям прямо к началу учебного года.
По словам одного из организаторов акции «#ДоброПомощь_ТГК-1», начальника отдела развития общественных связей Юлии Солошенко, отклик на призыв помочь в компании достаточно большой, даже несмотря на то, что сбор проходил в разгар отпускного сезона.
  • Юлия Солошенко
    начальник отдела развития общественных связей
    «Есть те, кто помогают регулярно и участвуют в каждой нашей «ДоброПомощи», но много и новичков. Мы устраиваем волонтерские акции в пользу разных целевых групп — детей, с особенностями в развитии или оказавшихся в сложной жизненной ситуации, бездомных животных, одиноких пожилых людей, так что наши коллеги могут выбрать того, кому хотели бы помочь. Основная мотивация у людей, как мне кажется, — это стремление поделиться заботой, теплом и сделать чью-то нелёгкую жизнь хоть немного ярче».
Акции «ДоброПомощь» уже
четыре года!
Впервые акцию «ДоброПомощь» провели в 2020 году. С тех пор она проходит дважды в год. Акция построена на волонтёрских началах, объектами помощи выбираются небольшие и проверенные благотворительные организации. Участвовать в ней легко: можно купить что-то из списка необходимых вещей, можно лично присутствовать при вручении собранных подарков. С каждым годом про акцию узнаёт всё больше сотрудников ПАО «ТГК-1», и отклик на призывы помочь растёт.
Помочь самым уязвимым
Ещё одно направление акции «ДоброПомощь» в этот раз — помощь приюту для животных-инвалидов «Особый друг». Организатор этой акции – Совет молодых специалистов ПАО «ТГК-1». Ребята уже не первый год собирают для питомцев из этого приюта самое необходимое: корма, лекарства, средства для ухода (пелёнки, подгузники), средства для бытовых нужд, инвентарь для уборки.
  • Марина Константинова
    начальник отдела по работе с персоналом Выборгской ТЭЦ
    «Многие с готовностью откликаются на наш призыв о помощи, за годы сформировался костяк помогающих, которые принимают участие в сборе каждый раз, но и новые лица постоянно появляются. Очень многие хотят лично пообщаться с питомцами, и мы все вместе выезжаем в приют, чтобы передать собранные нами вещи и погулять с собаками. Собаки-инвалиды, пострадавшие от травм и жестокого обращения, — это наиболее незащищённая и нуждающаяся в поддержке группа питомцев, поэтому желающих помочь приюту среди коллег всегда много. Есть и те, кто сами стали хозяевами питомцев, которых спасли с улицы».