ЭНЕРГИЯ
СЕВЕРО-ЗАПАДА
февраль 2022
В этом выпуске:
Выберите материал
или листайте вниз
ГЛавная тема
Заполярная надежность
Каскад Пазских ГЭС встретил новый год обновленным — на Янискоски ГЭС закончилось техническое перевооружение первого гидроагрегата и трансформатора.
Каскад Пазских ГЭС — один из самых удаленных в нашей компании. Повышение надежности оборудования здесь — важная задача. Кроме того, станции каскада поставляют электроэнергию на экспорт, а значит, от их работы зависит энергоснабжение сразу трех государств.

Обновление оборудования на Янискоски ГЭС предшествовало запуску еще одного приоритетного для «ТГК-1» проекта — строительству первой малой ГЭС в Заполярье. Новая станция будет располагаться вблизи Янискоски ГЭС и также будет использовать ресурсы реки Паз. Сейчас завершаются проектно-изыскательские работы, специалисты выбирают оптимальное размещение объектов малой ГЭС. Установленная мощность новой электростанции составит 16,5 МВт.
Проект по техническому перевооружению Янискоски ГЭС начался с замены трансформатора. Шведский ASEA проработал на станции с момента ее ввода в эксплуатацию в 1950 году. Наконец, настало время уйти на заслуженный отдых, уступив более современному «коллеге». Новое оборудование для станции изготовлено в Германии на заводе Starkstrom-Geratebau GMBH (SGB) и полностью соответствует российским требованиям.

Новый трансформатор № 1 прибыл на Янискоски ГЭС
Трансформатор изготавливали по индивидуальному заказу из-за особенностей размеров и компоновки на ГЭС. Также новое силовое оборудование отличается улучшенными техническими характеристиками и рядом преимуществ:
низкие потери
холостого хода
снижение нагрузки на перекрытия здания за счет веса в 33 тонны в сравнении с 45,7 тонны ранее
меньший объем трансформаторного масла:
8,3 тонны в сравнении с 14,1 тонны ранее
длительный гарантийный срок службы —
не менее 30 лет
больший функционал контроля
за режимами работы
и состоянием трансформатора
возможность эксплуатировать оборудование во всех режимах при оптимальных температурах благодаря более эффективной новой системе водяного охлаждения трансформатора
Параллельно с заменой силового трансформатора выполнен капитальный ремонт и техническое перевооружение гидроагрегата.
Здесь фронт работ был большим: заменена обмотка статора, обновлено оборудование маслонапорной установки, установлены современные системы автоматического управления и контроля биения вала гидрогенератора.
Выемка рабочего колеса гидроагрегата № 1
Выемка ротора генератора гидроагрегата № 1
Также существовавшую электромашинную систему возбуждения поменяли на статическую. Ее особенность — быстродействие и высокая точность регулирования напряжения. Теперь оперативный персонал может пустить, включить возбуждение и синхронизироваться с сетью нажатием одной кнопки компьютерной мышки.
Учитывая сравнительно небольшой вес всего гидроагрегата, после замены баббитовых сегментов подпятника на фторопластовые ЭМП-сегменты монтажники выполняли прокрутки гидроагрегата для определения форм ротора-статора практически от руки.

Кроме того, заменен блочный выключатель 110 кВ: устаревший морально и физически масляный уступил место современному элегазовому.

Важным этапом реконструкции стала замена релейной защиты и автоматики генератора и трансформатора — установлены современные микропроцессорные терминалы, повышающие надежность работы при переключениях и нештатных ситуациях.
Подрядчик по капитальному
ремонту гидроагрегата
ООО «Ленэнергомонтаж»
Подрядчик по техническому перевооружению
и реконструкции
ООО «ТЭР»
Производители
оборудования
Релейная защита и автоматика гидроагрегата —
ООО «Релематика» (Россия)

Релейная защита и автоматика трансформатора —
АО «Текон-инжиниринг» (Россия)

Система автоматического управления гидроагрегата —
АО «Текон-инжиниринг» (Россия)

Система возбуждения гидроагрегата —
ООО «Энергокомплект» (Россия)

Производитель силового трансформатора —
SGB (Германия)

Выключатель 110 кВ —
ABB (российское производство)
Исторический экскурс
С исторической точки зрения Янискоски ГЭС посчастливилось появиться на свет дважды — в довоенный и послевоенный периоды, сначала на территории Финляндии, а затем в составе СССР.

Эта территория, согласно Тартускому мирному договору от 14 октября 1920 года, в 1920—1944 годах входила в состав Финляндии. Место было и до сих пор остается весьма привлекательным для промышленности — в 1921 году здесь открыли запасы медно-никелевых руд, затем построили никелевый завод (кстати, именно благодаря ему с годами вырос известный поселок Никель), и, разумеется, для его функционирования требовалась электроэнергия. Строительство первой ГЭС на реке Паз началось в 1938 году. В 1942 году станция начала снабжать энергией никелевые рудники района Петсамо. В 1944-м была взорвана при отступлении немецких войск.
Когда война закончилась, по международному соглашению территория, где расположена Янискоски (с 1945 года она называется Печенгским районом), снова отошла Советскому Союзу. А в 1946 году Советский Союз и Финляндия заключили соглашение о восстановлении Янискоски ГЭС для нужд уже советского комбината «Печенганикель». Год спустя финская фирма «Иматран Войма» начала строительные работы. 26 декабря 1950 года первая станция на Пазе была принята от финнов «Печенганикелем». С тех пор именно эту дату и принято считать днем ее рождения.
Янискоски — значит «заячий порог» с финского: «коски» — порог или водопад, а «янис» — заяц.
или листайте дальше
НОВОСТИ
В «ТГК-1»
«ТГК-1» прошла сертификацию на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001-2015
Система менеджмента качества ПАО «ТГК-1» успешно прошла проверку на соответствие требованиям СТО Газпром 9001-2018 и стандартам ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015) в части производства и продажи электрической энергии и мощности, тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя, передачи тепловой энергии, теплоносителя.

Сертификация ISO 9001-2015 является добровольной и подтверждает, что в ПАО «ТГК-1» действует система менеджмента качества, гарантирующая высокое качество продукции и предоставляемых услуг, независимо от изменяющихся внешних или внутренних факторов, а также нацеленность компании на устойчивое развитие.

— По результатам прошедшего в конце 2021 года аудита сертифицирующая организация отметила высокий уровень производственной культуры и качества внутренних документов, подтвердила эффективность системы предупреждения сбойных ситуаций в соответствии с российским и международным стандартами. В текущем году мы продолжим кропотливую работу по совершенствованию технологических процессов, повышению качества продукции и услуг в сфере теплоснабжения, — рассказал заместитель управляющего директора по развитию и управлению имуществом ПАО «ТГК-1» Эдуард Лисицкий.
«Энергия Северо-Запада» — в топе лучших корпоративных изданий России
Корпоративный электронный медиаресурс «Энергия Северо-Запада» вошел в топ-20 лучших корпоративных газет России по результатам «Рейтинга корпоративных изданий промышленных компаний – 2022», проводимого деловым порталом «Управление производством».

В общем зачете «Энергия Северо-Запада» заняла девятое место из более чем 250 изданий, а в отраслевой номинации «Энергетика» — второе, уступив лишь журналу «Росэнергоатом».

Деловой портал «Управление производством» реализует некоммерческий проект «Рейтинг корпоративных изданий промышленных компаний» с 2011 года. Цель рейтинга — открыть для профессионального сообщества высокопрофессиональные корпоративные издания, наиболее полно и качественно освещающие процессы создания современного, эффективного производства в своих организациях, расширить и ускорить доступ к качественной информации, отражающей практический опыт предприятий.

Итоги рейтинга всецело зависят от заинтересованности читателей портала в публикациях изданий.

В январе 2022 года рейтинг проводился среди корпоративных изданий на основе материалов всего 2021 года.
В «Газпром энергохолдинге»
«Газпром энергохолдинг» получил сертификаты соответствия системы менеджмента качества национальному, корпоративному и международному стандартам
ООО «Газпром энергохолдинг» получило сертификаты, подтверждающие соответствие системы менеджмента качества (СМК) требованиям стандартов СТО Газпром 9001-2018, национального ГОСТ Р ИСО 9001-2015, а также международного ISO 9001:2015.

Сертификационный аудит СМК «Газпром энергохолдинга» проведен специалистами органов по сертификации «КЦ «Перспектива» и AFNOR Certification.

Система менеджмента качества сертифицирована применительно к управлению компаниями Группы «Газпром энергохолдинг» в сфере производства электрической, тепловой энергии и другими дочерними и зависимыми обществами.

Аудиторами отмечено, что в компании применяются эффективные практики бизнес-процессов, обеспечивая высокое качество предоставляемых услуг.

— Внедрение и сертификация системы менеджмента качества будет способствовать достижению стратегических целей Стратегии ПАО «Газпром» в электроэнергетике на период 2018–2027 годов, а также созданию прочной основы для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие компании, — отметил представитель высшего руководства по качеству, первый заместитель генерального директора ООО «Газпром энергохолдинг» Павел Шацкий.
На Адлерской ТЭС ПАО «ОГК-2» прошли пожарно-тактические учения при участии главы МЧС России
13 января 2022 года на Адлерской ТЭС ПАО «ОГК-2» состоялись пожарно-тактические учения. Мероприятие реализовано в рамках рабочей поездки в город Сочи временно исполняющего обязанности министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации, генерал-полковника Александра Чуприяна.

По легенде, в результате технологической аварии на Адлерской ТЭС произошло возгорание одного из двух резервуаров хранения дизельного топлива и разгерметизация трубопровода с аммиаком. В результате возникла угроза жизнеобеспечению населения. Персонал станции оперативно выполнил первоочередные действия, был развернут межведомственный штаб, для эвакуации пострадавших и проведения аварийно-спасательных работ привлечены формирования Южного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России. В общей сложности было задействовано более 20 единиц техники и порядка 100 человек личного состава. Ликвидация всех последствий чрезвычайной ситуации заняла не более 45 минут.
В России
Астраханские ученые разрабатывают проект по орошению садов при помощи солнечных батарей
Ученые и студенты сельскохозяйственного факультета Астраханского государственного университета совместно с коллегами из Германии разрабатывают уникальный проект по использованию энергии солнца для орошения фруктовых садов.

Проект получил название «Солнечный инсталлятор». Первые шаги уже сделаны на 80-гектарном участке студенческого технопарка «Начало». Здесь установлены две солнечные батареи будущей учебной демонстрационной электростанции мощностью 5 кВт и подготовлен котлован бассейна для размещения насосной системы орошения, которая будет питаться от батарей. На этой же площадке будут проводиться обучающие семинары.

Когда потеплеет, стартует вторая часть проекта, будет установлена оросительная система на учебно-опытном участке, где расположены сад, опытные посевы и посадки овощных культур. Здесь студенты работают, проходят практику и будут писать на основе нового оборудования дипломные работы.
В ЛЭТИ разработали первую в России установку для автоматизированной сварки литий-ионных аккумуляторов
На кафедре электротехнологической и преобразовательной техники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» разработана первая отечественная установка для точечной сварки, с помощью которой можно быстро и надежно соединять цилиндрические литий-ионные аккумуляторы в единые батареи.

Действующий прототип имеет рабочую площадь 40 х 40 см. Однако с помощью универсального подхода к созданию программного кода, используемого в ЛЭТИ, разработку можно масштабировать и использовать на больших рабочих областях для сборки аккумуляторных батарей любых конфигураций в промышленных объемах.

Соединение литий-ионных аккумуляторов в единую структуру невозможно выполнить с помощью пайки, так как процесс занимает относительно много времени (несколько секунд или дольше), в течение которого батарейка может перегреться и выйти из строя. Поэтому основным методом является точечная сварка никелевой лентой — она обладает высокой производительностью (несколько сотен соединений в минуту) и не перегревает аккумуляторы, поскольку нагревание элементов для соединения происходит за треть секунды. Однако в России оборудование для использования данной технологии пока не производится. Разработка ученых ЛЭТИ дешевле и компактнее импортных аналогов. В России оборудование для использования данной технологии пока не производится.
На Курилах за четыре месяца построили солнечную электростанцию
Компания «ДальЭнергоИнвест» построила первую солнечную электростанцию в Сахалинской области на самом крупном курильском острове — Итуруп. Новый энергообъект расположен в районе села Рейдово и оснащен современным оборудованием отечественного производства. Станция будет питать электроэнергией местную сеть и, по расчетам, позволит ежегодно экономить для местного бюджета около 15 миллионов рублей за счет сокращения закупок дизельного топлива.

На возведение солнечной электростанции ушло около четырех месяцев. Ее установленная мощность — 250 кВт. Такой объем энергии вырабатывают 620 солнечных батарей. Энергообъект подключат к общей сети дизельных электростанций Рейдово напрямую, без накопителей. В результате традиционная генерация после запуска новой станции станет работать меньше и экономить топливо, а в окружающую среду будет выбрасываться меньше вредных веществ.

Отметим, что Сахалинская область — первый регион в России, который взял на себя обязательства по сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу и развитию альтернативных источников энергии. На островах проводится эксперимент по установлению специального регулирования выбросов и поглощению парниковых газов. Уже действуют электростанции, использующие энергию ветра, воды и геотермальных источников. За пять лет островная экономика должна стать углеродно нейтральной.
В Москве уже в этом году появится водоробус КАМАЗ
В конце 2022 года на дороги Москвы должен выйти первый автобус с водородным двигателем, произведенный российским автоконцерном «КАМАЗ». По информации Минпромторга России, первая водородная заправка (на уровне прототипа) появится в стране «не позднее 2023 года».

Бизнес-план КАМАЗа предусматривает выпуск и поставку в Москву до 450 электробусов. При этом в автоконцерне отмечают высокую заинтересованность в них в Санкт-Петербурге, Казани, Сочи, Белгороде и других крупных городах страны. Кроме того, российское автопредприятие собирается экспортировать отечественный электробус на Восток. Первым шагом в этом направлении должна стать запланированная на 2022 год серия тестов российских электробусов за рубежом.

Первый пассажирский водоробус КАМАЗ-6290 был представлен в сентябре 2021 года. Тестирование водородного автобуса на улицах Москвы планируется начать в текущем году. Заправить водоробус пока можно только в подмосковной Черноголовке.
В мире
«Мерседес» представил электромобиль с интегрированными в кровлю солнечными ячейками
Немецкий автомобильный концерн Mercedes-Benz представил новый концепт электромобиля Vision EQXX. Этот электрический автомобиль, как заявляет производитель, является самым эффективным из когда-либо произведенных. Он потребляет менее 10 киловатт-часов на 100 километров, а дальность пробега на одной зарядке превышает 1000 километров.

Крыша автомобиля «обклеена» 117 солнечными элементами (ячейками). Солнечная система была разработана в сотрудничестве с Институтом солнечных энергетических систем (Fraunhofer ISE). Фотоэлектрические преобразователи снижают потребность в энергии и увеличивают дальность пробега. «Мерседес» заявляет, что энергетическая эффективность автомобиля составляет 95 %. Это означает, что 95 % энергии, хранимой в аккумуляторах, достигает колес. Для сравнения компания приводит пример двигателя внутреннего сгорания, эффективность которого у лучших моделей достигает всего 30 %.

Электроэнергия, вырабатываемая солнечными элементами на крыше, накапливается в легкой литий-железо-фосфатной батарее, которая питает вентилятор кондиционера, освещение, информационно-развлекательную систему и другие дополнительные устройства.
Успешно испытана солнечная панель для передачи энергии из космоса на Землю
Исследовательская лаборатория ВВС США (AFRL) и военно-промышленная компания Northrop Grumman в рамках проекта по инкрементным демонстрациям и исследованиям солнечной энергии в космосе (SSPIDR) провели первые испытания оборудования.

В ходе теста американские инженеры успешно преобразовали солнечную энергию в радиоволновое излучение с помощью фотоэлектрической «сэндвич-плитки». Как заявляют исследователи, это фундаментальный шаг на пути к созданию крупномасштабной системы сбора солнечной энергии в космосе и передачи ее на Землю.

Представленный солнечный модуль состоит из двух слоев. Первый слой — панель из высокоэффективных фотоэлементов, которые собирают солнечную энергию и обеспечивают питание второго слоя, который, в свою очередь, состоит из элементов, преобразовывающих солнечную энергию в радиочастотную и формирующих луч.

После успешных испытаний отдельной солнечной плитки для проекта Arachne инженеры намерены построить блок площадью один квадратный метр — порог, который еще не был достигнут в других научных работах по преобразованию солнечной энергии в радиоизлучение. Ожидается, что эксперимент Arachne будет запущен в 2025 году.
В Китае введена в строй крупнейшая в мире плавучая солнечная электростанция
Китайская компания Huaneng Power International, входящая в пятерку крупнейших электроэнергетических предприятий страны, ввела в эксплуатацию плавучую солнечную электростанцию мощностью 320 МВт в Дэчжоу (провинция Шаньдун, КНР).

Фотоэлектрические модули были установлены на поверхности водохранилища рядом с угольной электростанцией Дэчжоу мощностью 2,65 ГВт.

Особенностями проекта также являются интеграция с близлежащей наземной ветровой электростанцией мощностью 100 МВт и наличие системы накопления энергии на 8 МВтч.

По сообщению Huaneng Power, объект был построен в два этапа. Сначала ввели в эксплуатацию 200 МВт с накопителем энергии, а затем — 120 МВт.
Крупнейшая солнечная электростанция Швейцарии будет поставлять электроэнергию на нужды нефтепереработки
Varo Energy Group и Groupe E объявили о строительстве крупнейшей на сегодняшний день фотоэлектрической солнечной электростанции в Швейцарии мощностью 7,7 МВт. На площади 45 тысяч квадратных метров планируется установить 19 тысяч солнечных модулей последнего поколения от швейцарского исследовательского института CSEM.

Фотоэлектрическая электростанция строится в непосредственной близости от нефтеперерабатывающего завода Varo в промышленной зоне Крессье. Солнечная энергия через инверторы и трансформаторы будет подаваться в сеть среднего напряжения НПЗ. Расчетная годовая выработка составляет 8,4 гигаватт-часа, она позволит покрыть более 60 % потребностей завода в электроэнергии.

Завершение строительства запланировано на ноябрь 2022 года, после чего территория объекта станет доступной для диких животных. Кроме того, запланированы дальнейшие меры по сохранению биоразнообразия, которые направлены на защиту птиц и млекопитающих. Из-за высоких живых изгородей и деревьев солнечный парк практически не будет виден.
«Воздушные змеи» извлекут энергию из морских приливов
Компания Minesto разработала так называемых «приливных змеев» Deep Green, которые используют для движения и выработки энергии потоки океанических приливов. Технология успешно испытана на Фарерских островах, теперь компания работает над тем, чтобы энергия приливов и отливов стала там основной частью энергетического баланса к 2030 году.

«Воздушные змеи» с размахом крыльев около 5 метров, находясь на глубине 40 метров, плывут в форме восьмерки вместе с течением. Турбина, находящаяся на «змее», приводит в действие генератор, который вырабатывает электричество и через «поводок» передает его к соединению, закрепленному на морском дне. Оттуда по кабелю электричество уже поступает на берег.

Разработчики утверждают, что система обеспечивает предсказуемую возобновляемую энергию при относительно низких затратах на эксплуатацию и техническое обслуживание. Испытания на Фарерах — архипелаге с населением 50 тысяч человек — показали, что технология способна подавать электроэнергию в энергосистему островов в течение полных приливных циклов с удовлетворительными характеристиками.

Новый возобновляемый источник энергии подходит для небольших островов, которые очень зависят от импортируемого ископаемого топлива.
Крупнейшая в мире офшорная ветроэлектростанция Hornsea 2 начала выработку энергии
Крупнейшая в мире офшорная ВЭС Hornsea 2 суммарной мощностью 1,3 ГВт начала выработку электроэнергии у берегов Великобритании. Производитель ветроустановок — компания Siemens Gamesa.

В полную силу ветропарк датской компании Orsted начнет работать в конце 2022 года после завершения установки всех 165 ветроэнергоустановок мощностью 8 МВт каждая. После ввода в эксплуатацию Hornsea 2 превзойдет действующего рекордсмена — Hornsea 1 суммарной мощностью 1,2 ГВт.

Hornsea 2 строится в Северном море, в 89 км от восточного побережья Великобритании. Уже сегодня проект может похвастаться крупнейшей в мире трансформаторной подстанцией.

К 2025 году ветропарк будет оснащен электролизером мощностью 100 МВт и начнет производство «зеленого» водорода.

Hornsea 2 недолго останется действующим рекордсменом в области мировой офшорной ветроэнергетики, поскольку такие проекты, как Hollandse Kust South мощностью 1,5 ГВт у берегов Нидерландов и британский Dogger Bank мощностью 3,6 ГВт, планируют обогнать Hornsea 2 уже в 2023 году.
По материалам сайта ГТРК «Лотос» lotosgtrk.ru, пресс-службы СПбГЭТУ «ЛЭТИ», информационного агентства «Сах.ком», журнала «Нефть и капитал», информационного ресурса «RenEn — Возобновляемая Энергетика», отраслевого медиаресурса E2nergy, Российской ассоциации ветроиндустрии (РАВИ), журнала «Эксперт»
или листайте дальше
Сергей Сараев
«По сложности и функциональности системы планирования режимов генерации мы впереди всех»
Интервью
Сергей Сараев
«По сложности и функциональности системы планирования режимов генерации мы впереди всех»
Интервью
Начальник департамента по сбыту электроэнергии ПАО «ТГК-1» Сергей Сараев рассказал об особенностях рынка электроэнергии, о будущем традиционных способов ее генерации и готовности компании к «зеленому переходу».
Сергей Сергеевич, добрый день. Расскажите, какова самая главная задача блока по сбыту электроэнергии?
Зарабатывание денег (улыбается). Методы ее решения вполне стандартны для большинства экономик: повышение дохода и снижение затрат. А вот решаем эту задачу с применением уникального комплекса современных программ.
Что дает этот комплекс?
Возможность выбора оптимального состава работающего оборудования станций с минимальными затратами по топливу при текущей заданной цене рынка на сутки вперед. Мы уже используем комплекс на тепловых электростанциях филиала «Невский». Петрозаводская ТЭЦ — следующая в очереди.
Известен ли опыт внедрения таких программ другими участниками рынка?
Мы здесь одни из первых. Наша уникальность заключается в полном охвате рынков. «ТГК-1» — единственная компания, в которой цифровые модели используются на всех горизонтах планирования и реализации режимов — оперативном, среднесрочном и долгосрочном на девяти ТЭЦ. По сложности и функциональности системы мы впереди всех.
Так и до применения искусственного интеллекта недалеко…
Почему нет? Главное — выстроить прямое взаимодействие между всеми участниками процесса.
Можете рассказать подробнее?
Есть такое понятие — «энергетический переход»: изменение структуры взаимоотношений между потребителем, производителем, сетями и расчетными организациями. Сегодня клиент идет в сеть, где ему протягивают провод и подключают, а потом — в сбыт, где заключает договор и через банк платит сбытовой компании. Затраты на технологическое присоединение, материалы, издержки в виде человеческих ресурсов весьма велики и дорожают год от года. Поэтому на Западе активно продвигается, а у нас пока только рассматривается идея «интернета умных вещей», когда система балансирует само производство — потребление с минимальным участием человека, сокращая тем самым расходы. То есть клиент купит электроэнергии именно столько, сколько ему нужно. Причем не только от генератора, но и, например, от другого потребителя. Так происходит оптимизация: система выдает сигнал на увеличение либо снижение выработки в соответствии с заявленным и фактическим объемом потребления в режиме реального времени. Расчеты автоматически производятся в рамках подписанного смарт-контракта, заключенного на основе блокчейн-технологии. Ключевой момент здесь — максимально эффективное использование существующих генерирующих мощностей и перераспределение непотребленной энергии.
А как вообще устроен рынок электроэнергии в России?
Параметры рынка определяет невозможность хранения электроэнергии: он работает по принципу take or pay. То есть ты берешь то, что заказал, или поставляешь то, что заявил, а если не выполняешь обязательств, все равно платишь — в виде штрафов. Поэтому задача минимизировать потери для нас приоритетна всегда.
Получается, вам нужно уметь предсказывать будущее?
У нас есть опыт прогнозирования цены рынка на сутки вперед, а также наблюдения за спросом в зависимости от времени года, дней недели и времени суток. Погрешность наших прогнозов не превышает 5 %.
А возможно ли создание хранилищ электроэнергии в промышленных масштабах?
Конечно, и уже есть прецедент: компания Tesla миллиардера Илона Маска построила в штате Южная Австралия системы сверхъемких аккумуляторов Powerpack выходной мощностью 100 МВт. Сейчас цена на электроэнергию определяется спросом, а в ситуации, когда есть хранилище, спросом можно управлять. Потреблять не из системы, а, допустим, от накопителя в дневные часы, когда самая дорогая электроэнергия, а в ночные, наоборот, ее копить. Но пока цена этих устройств очень высокая.
Идея не нова: с полвека назад она была заложена в систему ГАЭС. Как думаете, почему они не получили широкого распространения?
История та же: дороговизна объекта при дешевом ресурсе. Нет смысла тратиться на возведение ГАЭС, если ты можешь произвести энергию на обычной электростанции.
Как вы считаете, стоимость энергии для человечества будет расти?
Я считаю, что она должна снижаться. Например, с развитием ветрогенерации мы видим, что при повсеместном ее использовании происходит падение стоимости за счет масштаба строительства. То же самое касается солнечных панелей.
Правда ли, что цена «зеленой» энергии приближается к цене продукта из традиционного источника?
Да, и по прогнозам ближе к 2030 году они сравняются по стоимости. Но даже если много ветра и солнца, необходимо наличие генерации, которая будет балансировать отсутствующую выработку в нужные моменты времени, притом что сейчас нет таких технологий накопления либо они дорогостоящие. Это должна выполнять либо традиционная генерация, газовая, например, или угольная, либо атомная, гидроэлектростанции.
Как на нас будет влиять движение Европы в сторону отказа от ископаемого топлива?
Мы уже видим это влияние и ожидаем введения с 2026 года трансграничного углеродного регулирования. Наблюдаем отказ от традиционных источников в Европе, но на пике потребления, когда «зеленой» энергии ветра и солнца не хватает, наблюдаем значительный рост цен на европейском рынке Nord Pool.
Как считаете, это действительно поможет в ситуации с экологией?
Если речь о декарбонизации, снижении уровня CO2, то, конечно, да. Если рассматривать экологию как явление более широкое, чем просто CO2, то, честно говоря, это — вопрос. Стопроцентной экологичности достичь можно, если все составляющие будут естественного происхождения. Можем ли мы это себе позволить? Думаю, что нет.
А переход на электротранспорт скоро случится?
Да, причем быстрее, чем мы все ожидаем. Потому что перед нами — электродвигатель без сложностей, связанных с технологией внутреннего сгорания, без дорогостоящих деталей и агрегатов. Просто пока это еще не все осознали. Сам я, например, езжу на электромобиле.
В двух словах — как ощущения?
Великолепно! Вечером ставлю машину на зарядку от обычной бытовой розетки, утром снимаю, мне хватает этой энергии на целый день.
А зимой, в мороз, как заводится?
Не жалуюсь (смеется). Чуть больше потребляет из-за печки, но технологии развиваются, позволяя комфортно себя чувствовать при езде на все более дальние расстояния. Бонусами — экономия средств на топливе и ремонте, а самое главное — времени, потому что и сервиса ведь минимум.
В структуре активов компании половину составляет гидрогенерация. В чем ее сильные стороны, и не останемся ли мы, имея ископаемые источники топлива, не у дел в ежесекундно меняющемся мире?
Мы уже используем гидрогенерацию как возобновляемый источник энергии — это и есть наша сильная сторона, которую мы будем развивать и дальше: прямо сейчас строим новые объекты. Что же касается классической генерации, то газовая энергия — самая чистая из всех ископаемых, если сравнить с углем и мазутом. Кроме того, в рамках ESG-политики компании мы работаем над снижением выбросов CO2 и улучшением ситуации с экологией на наших станциях. Поэтому не у дел точно не останемся.
2021-й стал годом «зеленых» сертификатов. Как компания отыграла эту карту?
Мы реализуем эти сертификаты. Одними из первых зарегистрировались в международной системе подтверждения энергии стандарта I-REC и теперь можем не только продавать, но и погашать их. Задача современной компании заключается в том, чтобы сохранить окружающую среду и передать ее последующим поколениям в состоянии не худшем, чем сегодня. Свою «зеленость» покупатель может подтвердить, покупая наш сертификат. По состоянию на конец 2021 года «ТГК-1» заняла 15,6 % рынка «зеленых» сертификатов РФ. Кроме сертификатов мы активно заключаем «зеленые» свободные двусторонние договоры на ОРЭМ.
И обычные люди могут стать более «зелеными»?
Мы прорабатываем возможность продажи сертификатов отдельным физическим лицам через банки, управляющие и биллинговые компании. Кроме того, законодательство не запрещает физическому лицу смонтировать себе солнечную или ветряную электростанцию и излишек выработки продать в сеть гарантирующему поставщику. Такое право есть у каждого.
или листайте дальше
Прогресс
Мини АЭС — будущее безуглеродной энергетики
По оценкам МАГАТЭ, два года назад в мире разрабатывалось около пятидесяти проектов малых модульных реакторов (ММР), сейчас их более семидесяти. Во всем мире ищут решения для получения недорогой, доступной и экологически чистой энергии.
В первую очередь речь идет об атомных станциях малой и средней мощности (АСММ), которые уже в скором времени станут доступны в самых отдаленных и изолированных районах, где требуется большое количество энергии.
Эффективность использования атомной энергии
Классические АЭС — это огромные промышленные комплексы, которые обслуживают иногда несколько тысяч человек, и это если не считать надзорных органов, институтов и научных центров по поддержке эксплуатации и безопасности. Стоимость строительства атомной электростанции составляет в среднем от 5 до 10 миллиардов долларов. А если добавить к этой сумме и затраты на эксплуатацию объекта, то становится понятно, что далеко не каждая страна может заложить в свой бюджет такие расходы.

Да, АЭС мощные и вырабатывают огромное количество электроэнергии, но дело как раз в том, что такие масштабы не всегда и не везде нужны. И вот тут возникает необходимость в небольших реакторах. МАГАТЭ относит к малым модульным реакторам (ММР) реакторы электрической мощностью до 300 МВт, а к средним — до 700 МВт.
Модульная электростанция
Сегодня малые генераторы рассматривают как будущее атомной энергетики, а ведь первый из них появился практически тогда же, когда заработала Обнинская АЭС — в 1960 году.

ТЭС-3 (транспортабельная электростанция, модель третья) представляла собой водо-водяной реактор на тепловых нейтронах электрической мощностью 1,5 МВт, поставленный на танковую платформу. При создании оборудования за основу брались технологические решения, разработанные для реакторов типа ВМ и ледокола «Ленин». Вся электростанция умещалась на четырех гусеничных транспортерах с утепленными кузовами вагонного типа.

ТЭС-3
С тех пор мощность ММР увеличилась почти до двух гигаватт, а расположить нынешние ММР можно где угодно, хоть под водой. Более того, такие станции можно сделать мобильными и эксплуатировать именно там, где это наиболее необходимо, удобно и рентабельно. К примеру, на предприятиях горнодобывающей промышленности.

Все компоненты монтируются в одном корпусе. Единожды разработав, их можно поставить на заводской конвейер, тем самым значительно удешевив производство.

Транспортировка малого модульного реактора
Военные программы породили десятки новых модификаций малых энергетических установок, к примеру, для подводных лодок. Большинство этих решений можно использовать в мирных целях. Но вот здесь идея забуксовала по очень простой причине: себестоимость такой электроэнергии получается очень высокой — от 0,5 доллара за кВтч и более. Причем основная причина ее дороговизны — законодательно закрепленные требования безопасности для АЭС.

По оценкам МАГАТЭ, два года назад в мире разрабатывалось около пятидесяти проектов ММР, сейчас их более семидесяти. В 2019 году Национальная ядерная лаборатория Великобритании (NNL) прогнозировала рост рынка малых реакторов к 2035 году до 65−85 ГВт с оценкой в 250−400 миллиардов фунтов стерлингов.
Пока разработчики заняты усовершенствованием генераторов, в Великобритании раздумывают над новыми законами, которые примирят АСММ с регуляторами. В 2018 году в стране была запущена программа по созданию инфраструктуры ММР. Соединенное Королевство выделило грантовое финансирование в размере 262 миллиона долларов для поддержки разработчиков из США и Канады. В августе 2021 года NNL компания Westinghouse и канадская Terrestrial Energy объявили о старте проекта по промышленному использованию жидкосолевого реактора — АЭС четвертого поколения.

Похожим долгим путем — через параллельную разработку законов и снижение себестоимости самих ММР — пошли также Канада и США. В России же выбрали другой подход. Благодаря давно ведущимся военным разработкам у «Росатома» есть вполне действующие АСММ. Да, они дороги в производстве и эксплуатации, однако востребованы на рынке. В частности, покупать отечественные малые станции станут страны, заинтересованные в атомной энергетике ради ее престижности (к примеру Иордания) и не имеющие бюджета на большие проекты или те, где электроэнергия нужна уже сейчас, а не через несколько лет, когда большая АЭС будет построена.
Сейчас «Росатом» предлагает ледокольные реакторы КЛТ-40С для создания плавучих станций и РИТМ-200 — для наземных. Это хорошо отработанные и надежные проекты, минусом которых является отсутствие современных высокотехнологичных решений, позволяющих удешевить энергию. Зато серийное производство обеспечивает быстрые поставки заказчикам. А отечественный проект плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов» издание The Independent назвало примером успешного развития технологий безуглеродной энергетики.

Плавучая АЭС «Академик Ломоносов» в Певеке
Однако на достигнутом никто останавливаться не собирается. «Росатом» разрабатывает такие передовые проекты, как «Шельф», «Витязь», АТГОР, СВБР-100, АБВ-6. Все они пока существуют только на бумаге. А вот БРЕСТ-300 уже реализуется в рамках проекта «Прорыв».

РИТМ-200 — водо-водяной ядерный реактор
В начале лета 2021 года российская корпорация резко увеличила финансирование своего машиностроительного дивизиона, подняв годовой объем инвестиций до 12,8 миллиарда рублей. Причем средства эти должны были пойти как на производство, так и на новые разработки. Глава «Росатома» Алексей Лихачев еще в августе уверенно заявил, что генератор четвертого поколения появится у нас к середине десятилетия.
Проекты модульных реакторов Росатома
Кроме того, было принято решение обеспечить энергоснабжение труднодоступных районов, в основном Крайнего Севера, за счет АСММ. Строительство первой малой атомной станции начнется в 2024 году в Якутии. Ее мощность составит не менее 55 МВт. Следующими после Якутии станут Дальний Восток и Архангельская область.

Недоступные регионы — проблема не только России. Мест, где нужна электроэнергия, на Земном шаре все еще хватает. Для некоторых стран предлагаемые «Росатомом» решения могут стать единственным выходом. А безопасность, надежность и экологичность отечественных проектов атомных станций малой мощности является гарантией того, что за ними — будущее.
или листайте дальше
Один день из жизни
Шаг за шагом, или
Один день из жизни обходчика
В «ТГК-1» на 11 электростанциях трудятся более 200 машинистов-обходчиков по турбинному и по котельному оборудованию. Во многом от их действий зависит надежная и безаварийная работа станций. На смене им нужны острый глаз, нос парфюмера и чуткий музыкальный слух. Для того чтобы постичь тонкости этой важной и нужной профессии, мы проследили за тем, как складывается рабочий день одного из таких профессионалов — машиниста-обходчика турбинного отделения Южной ТЭЦ Арсения Варинского.
Арсений Варинский работает в компании с 2004 года. Начинал он на Первомайской ТЭЦ зольщиком, в 2014 году перешел на Южную ТЭЦ, где устроился на должность машиниста-обходчика турбинного отделения, хотя квалификация позволяла ему стать обходчиком и по котельному оборудованию, и по компрессорному.
7:10–7:30
Арсений приезжает на работу на автобусе станционной развозки. Встречаемся с ним на проходной, идем внутрь. Прежде чем попасть на рабочее место Арсения, в блок ПГУ, надеваем спецодежду.
7:30–7:45
Происходит передача смены. Те, кто смену сдает, рассказывают, что было за время их дежурства и что предстоит сделать их коллегам в ближайшие 12 часов.

Кстати, в цеху жарко, и необходимо пить воду или чай. Так вот, чай заваривается перед началом смены в большой банке с винтовой крышкой. И в течение дня, если выдается свободная минутка, можно сделать глоток-другой. На полноценную кружку чая времени точно не хватит.
7:45–9:30
— Моя основная работа — смотреть за исправностью оборудования, — объясняет нам Арсений. В ведении машиниста турбинного отделения энергоблока ПГУ Южной ТЭЦ три турбины — одна паровая и две газовые, а также вспомогательное оборудование, в том числе насосы.

Первый обход — самый доскональный, он длится более часа. После обхода — обязательное заполнение документации.

Основная работа во время обхода — осмотр оборудования по маршруту. У машиниста-обходчика из экипировки — фонарик и набор ветоши. Ну и, разумеется, зрение, слух, обоняние и осязание. Главное — внимательно смотреть. А еще нюхать (нет ли утечки газа, нет ли гари), слушать (да, турбина может звучать по-разному в зависимости от режима работы и исправности) и даже трогать (не очень ли горячо, нет ли вибрации).

Если Арсений заметит что-то неладное, он сразу же даст знать машинисту энергоблока и старшему машинисту энергоблока, после чего технологическое нарушение будет исследовано уже во всеоружии — с приборами.
9:30–11:30
Между обходами тоже практически нет передышки, надо то насосы переключать, то открывать воздушный клапан естественной вентиляции (для поддержания оптимальной температуры в машинном зале).

В 10:00 начинается второй обход. А поскольку уже рассвело, маршрут удлиняется: надо обязательно сходить на крышу, чтобы осмотреть комплексные воздухоочистительные установки газовых турбин.
11:30–14:00
Время обеда, объясняет нам Арсений, у них не фиксировано, появляется возможность перекусить между обходами, ею и пользуются. Есть специальная комната для приема пищи. Сейчас, из-за эпидемиологической обстановки, в ней разрешается находиться одновременно лишь двум сотрудникам. Коллеги это правило соблюдают и обедают в противофазе.

В полдвенадцатого Арсению наконец удается выкроить немного времени на обед, после которого он отправляется в третий раз обходить свои владения.
14:00–16:00
Четвертый по счету обход. За обычную смену машинист-обходчик проделывает путь в 20 километров и преодолевает 90 этажей вверх и столько же вниз. Если смена выпадает на период пусков и остановов, эти показатели удваиваются, времени на еду остается ну совсем мало.
16:00–18:00
Перед тем как начнет темнеть, надо сделать тщательный обход — пятый. Свободные минуты Арсений тратит на изучение нормативно-технической документации. Знание документации — обязательное условие нормальной работы. Оно же помогает проходить проверку знаний. А проходить ее обходчикам нужно раз в 12 месяцев.

— Я стараюсь не перед экзаменом готовиться, а поддерживать уровень знаний регулярно, — поясняет Арсений.
18:00–19:30
В 18:00 настает очередь шестого обхода — перед сдачей смены.

За 12-часовую смену Арсений и его коллеги проводят шесть обязательных обходов, тратя на каждый не менее часа. Кроме того, они выполняют регламентные работы по указанию машиниста энергоблока, например, открывают-закрывают арматуру. А еще — уборка! Да, содержать оборудование в чистоте, в том числе турбины, должны именно обходчики. Для этого есть график уборки оборудования.

В 19:30 приехала новая смена. Происходит стандартная процедура приема и передачи смены.

— Если бы мне не нравилась моя работа, я бы здесь не работал, — признается Арсений, когда мы идем к проходной. Он рассказывает про то, что переключиться после работы в режим отдыха ему помогает чтение. Есть у него и другое увлечение — велосипед. Если позволяет погода, Арсений ездит и по 50 километров, это маршруты за город. Это, говорит он, позволяет поддерживать форму.
200 машинистов-обходчиков «ТГК-1» за смену преодолевают расстояние 4000 км — наш тур к Белому морю и обратно.
В «ТГК-1» трудятся люди разных профессий. Если вы считаете свою профессию интересной и хотите о ней рассказать, пишите нам на NWenergy@tgc1.ru. Мы обязательно о вас расскажем.
или листайте дальше
Условия труда
Договорились: все за
С 1 февраля вступает в силу Коллективный договор ПАО «ТГК-1» на 2022–2023 годы. 27 января документ был утвержден на конференции трудового коллектива.
Печатные экземпляры Коллективного договора будут доставлены на объекты «ТГК-1». Также с текстом документа сотрудники смогут ознакомиться на корпоративном портале.
Коллективный договор
Общие положения
Трудовые отношения
Оплата труда
Рабочее время
и время отдыха
Вопросы занятости
Социальные льготы и гарантии
Охрана труда
Сотрудничество при реализации положений договора и ответственность сторон за выполнение принятых обязательств
Гарантии деятельности профсоюзной организации
Порядок внесения в договор изменений и дополнений, разрешения споров
Наталья Быстрова
председатель совета представителей первичных профсоюзных организаций «ТГК-1»
С договорами я работаю с 1992 года и могу, руководствуясь опытом, сказать, что наш документ лучше Коллективных договоров многих других организаций. Например, мы — единственная компания, у которой есть Соглашение о льготах и гарантиях для членов профсоюза. Коллективный договор — основной документ, по которому живет трудовой коллектив компании. Если все его положения выполняются, то обе стороны социального партнерства спокойно и вдумчиво работают, в коллективах работников сохраняется нормальный климат, который способствует качественному выполнению работниками своих обязанностей. Совместная комиссия по разработке и контролю выполнения Коллективного договора постаралась максимально сохранить в новом документе все положительные моменты, хотя жизнь в условиях пандемии накладывает дополнительные ограничения, усложняет выполнение Коллективного договора. Но мы — стараемся!
Евгения Квинт
заместитель директора по персоналу
«ТГК-1»
Каждые два года мы совместно с профсоюзом составляем новый Коллективный договор. Стараемся не только сохранить прежние положения, но и добавить что-то новое для наших сотрудников. Несмотря на тяжелую эпидемиологическую ситуацию и вызванные этим дополнительные затраты, мы сумели в новом договоре сохранить все основные льготы и гарантии.
или листайте дальше
Точка притяжения
Выборг
и Каскад Вуоксинских ГЭС

В полутора сотнях километров от Санкт-Петербурга есть интересное место, где старая крепость хранит почти тысячелетнюю историю удивительного города Выборга. Здесь смешаны эпохи и стили — свой след на берегах Выборгского залива оставили древние карелы, шведы, финны, русские. Тем не менее это город современный, промышленный. Подтверждение тому — в нескольких десятках километрах находятся две гидроэлектростанции, спроектированные еще в финский период, но сейчас служащие на благо российской энергетики. Здесь все так — эклектичность дает жизнь! Приезжайте и убедитесь.
Что такое Выборг?
Энергообъект
Светогорская ГЭС
Дата пуска — 16 августа 1947 года

Установленная электрическая мощность — 122 МВт

Выработка электроэнергии — 748,6 млн кВтч
Лесогорская ГЭС
Дата пуска — 19 декабря 1937 года

Установленная электрическая мощность — 118 МВт

Выработка электроэнергии — 796,5 млн кВтч

Ролик о станциях
История и география
Василий Татищев в «Истории Российской» привел пересказ не сохранившейся ни в каком другом виде Иоакимовской летописи, написанной якобы в IX веке, где рассказал в том числе и о постройке новгородским старейшиной Гостомыслом города при море, названным в честь своего старшего сына Выбора. Известный историк предположил, что летописный Выбор и является Выборгом. То есть основан был город аж в IX веке. Однако это всего лишь легенда, ничем и никем не подтвержденная.

Более достоверна информация, что первые поселения появились здесь в начале первого тысячелетия. Проживали в этом районе люди племени корела, предки современных карел. Они и самостоятельно, и совместно с новгородцами вели торговлю с ганзейскими и готландскими купцами, и очень важную роль в их торговом деле играло ныне исчезнувшее западное устье реки Узервы (сейчас это Вуокса, на которой расположены гидроэлектростанции), через которое можно было попасть в Ладожское озеро. В 1980-х годах советские археологи провели раскопки и сделали вывод о существовании в XI–XII веках на Замковом острове карельского острожка-убежища, в котором были склады товаров и немногочисленная стража. Место расположения острожка более чем удачное: отсюда можно было держать под контролем торговый путь из Финского залива в водную систему Вуоксы и далее в Ладожское озеро. Защитой его стен пользовались не только корелы, но и новгородские купцы, и об этом достоверно свидетельствуют археологические находки.
Читать больше про историю
Удобство Замкового острова оценили и шведы. В 1293 году они взяли с боем и разрушили острожек, а на его месте основали каменную крепость, а по большому счету — целый замок, и назвали его Выборг.

Всего через год новгородцы, потеряв такой важный торговый центр, осадили крепость, но взять не смогли. Лет через двадцать попытку повторили, и снова неудачно. В результате в 1323 году по Ореховецкому мирному договору часть Карельского перешейка вместе с Выборгом отошла к Швеции.

В 1403 году шведский король Эрик Померанский даровал Выборгу «равные городские привилегии», и город быстро восстановил свой статус крупного торгового центра. Впрочем, военное значение крепость не теряла, а, скорее, даже наращивала. С 1442 по 1448 год во времена правления Выборгом Карла Кнутссона Бунде к замку были пристроены новые башни и покои, обновлены рыцарские залы и парадные комнаты. В 1470-е годы при наместнике Эрике Аксельссоне Тотте уже весь город, разросшийся на полуострове, обнесли крепостной стеной с девятью башнями и двумя бастионами, земляным валом и рвом, наполненным водой.

В 1525 году Выборг стал вассальным владением графа фон Гойа, зятя короля Густава Вазы. Влиятельные родственники поспособствовали развитию города: сюда буквально хлынули состоятельные переселенцы. В быт вошли немецкие обычаи, открывались храмы, учреждения образования. Во второй половине XVI века к старому городу пристроили новую часть — Рогатую крепость, сохранившуюся частично и до нашего времени.

XVI–XVIII века ознаменовались русско-шведскими войнами. В 1556 году Выборг осадили русские войска. Город они не взяли, но выгодного мирного договора добились. В 1609 году в городе было заключено сразу несколько соглашений, совместно именуемых Выборгским договором, между посланниками царя Василия Шуйского и шведским правительством о военной помощи в борьбе с Лжедмитрием II. Кстати, нарушение условий этих соглашений русской стороной привело к Русско-шведской войне 1610–1617 годов.

Со временем Выборг потерял свое военное значение и стал устаревшей тыловой крепостью, таким он и оставался до Северной войны, которую вел Петр I, но после падения Нотебурга (Орешка) и Ниеншанца вдруг неожиданно стал передовой базой, откуда шведы вполне могли бы угрожать только что основанному Санкт-Петербургу. Закономерно, что Петр I предпринял первую попытку захватить шведскую крепость. В 1706 году она была неудачной. Только в 1710 году город был взят русскими войсками и флотом, а по Ништадтскому мирному договору 1721 года официально стал частью Российской империи.

И снова смена власти привела к демографическому всплеску, в этот раз за счет притока русских военных и торговых людей.

До XX века история Выборга не отмечена крупными событиями: русский гарнизон стоит, торговля и промышленность развиваются. В 1856 году открылся Сайменский канал, в 1870-м — железная дорога Санкт-Петербург — Гельсингфорс. В городе начинается газификация (1860 год), электрификация и телефонизация (1882 год), проводится водопровод (1893 год), а в 1912 году было открыто трамвайное движение.

Естественно, что столь стремительный экономический взлет XIX века значительно увеличил население Выборга, город стал вторым по населению и экономическому развитию в Великом княжестве Финляндском.

Перелом в судьбе города случился в 1918 году — в январе после провозглашения независимости в Финляндии началась гражданская война, а Выборг стал одним из главных центров красных финнов. Но уже 29 апреля, после разгрома красных отрядов, Выборг пал. Период нестабильности сменился спокойствием — 17 июля 1919 года Финляндия стала республикой, а город — одним из важнейших торговых и транспортных центров страны. В это время были построены многие важные общественные здания в стиле функционализма: художественный музей и школа (1930 год), окружной архив (1933 год), новая городская библиотека (1935 год), здание торгового и морского училища (1938 год). На певческом поле проводились певческие фестивали. В 1938 году в городе действовало 38 промышленных предприятий различных отраслей.

В 1939 году мирный период закончился. Уже в феврале 1940 года, прорвав линию Маннергейма, Красная армия подошла к Выборгу. По условиям Московского мирного договора Выборг, впрочем, как и большая часть Выборгской губернии Финляндии и весь Карельский перешеек, отошел к СССР. 13 марта с башни святого Олафа с соблюдением всех воинских церемоний был спущен финский флаг.

Финское население города было полностью эвакуировано в Финляндию, и Выборг начал заселяться советскими переселенцами. Восстанавливалась промышленность, вновь открывались учреждения культуры и образования. И опять ненадолго — летом 1941 года в Выборг снова пришла война. В 1944 году финская армия отступила с Карельского перешейка, финские граждане вновь эвакуировались. 20 июня 1944 года в Выборг вошли советские войска. Ущерб был нанесен огромный, разрушены и сожжены промышленные предприятия, железнодорожный узел, жилые дома, культурно-просветительные и лечебные учреждения. Постановлением правительства Выборг в числе 15 городов подлежал восстановлению в первую очередь. И восстановился!
Как добраться?
На машине
Все очень просто: 140 километров трассы «Скандинавия» ведут от Санкт-Петербурга до Выборга. Обратите внимание — уже не первый год на трассе ведутся дорожные работы! Это может увеличить время в пути, особенно в пятницу вечером. Есть и приятный момент — с парковками в Выборге все очень хорошо!

Координаты для навигатора: 60.714832, 28.751912.
На автобусе
Автобус № 810 идет от Северного автовокзала в Светогорск. Время в пути — 2 часа, стоимость билета — 300 рублей. Здесь все те же проблемы — дорожные работы.
На электричке
Электричка — пока самый удобный, предсказуемый и комфортабельный вид транспорта. Обычная электричка идет от Финляндского вокзала 2 часа и стоит проезд примерно 350 рублей. Ходит она довольно часто — раз в полтора часа. Для любителей комфорта есть «Ласточка»: билет уже 500 рублей, и время в пути — всего час.
Где перекусить?
Ресторан «Круглая башня»
г. Выборг, Рыночная площадь, д. 1

Ресторан расположен в самом центре города в здании бывшего порохового склада — на Рыночной площади. Пока ждете заказ, сможете полюбоваться старинными росписями. А если позвоните заранее, вам проведут целую экскурсию — как индивидуальную, так и групповую. Из меню рекомендуем в первую очередь мясные блюда. И особенно оленину на гриле с соусом из малины. Правда, стоит блюдо недешево — 1300 рублей. Впрочем, порции хватит на двоих.
Бар «Крыша»
г. Выборг, ул. Красноармейская, д. 16А

Если «Круглая башня» не по карману, то насладиться аутентичной кухней можно в «Крыше». Здесь специализируются на бургерах — быстро обслужат, вкусно накормят, стоимость обеда — от 300 до 700 рублей.
Кухмистерская «Крендель»
г. Выборг, ул. Крепостная, д. 13

Здесь пекут крендели по старинным рецептам. По вкусу кондитерское изделие не уступает своим баварским «собратьям». Это особенно актуально, пока границы закрыты. Так что рекомендуем после прогулки по Крепостной улице зайти и перекусить кренделями. А можно взять с собой.
Кафе «Выборгский трамвай»
г. Выборг, Театральная площадь

Вот уж совсем экзотика — выпить кофе прямо в трамвае начала ХХ века. Четыре столика с видом на католический собор. Кофе самых разных сортов, если торопитесь, можно взять с собой. Но рекомендуем все же остаться, посидеть и полюбоваться прекрасным городом. Кстати, если вы попадете в период проведения кинофестиваля «Окно в Европу», то можно пить кофе, любуясь на звезд кинематографа прямо на красной дорожке.
Где остановиться?
Отель «Дружба»
г. Выборг, ул. Железнодорожная, д. 5

Одно из наиболее интересных современных зданий старинного Выборга. Бывший «Интурист» сейчас принимает всех желающих и за 3000 рублей в сутки за двухместный номер предлагает «отдых премиум-класса», а также непременные завтрак и Wi-Fi.
Отель «Виктория»
г. Выборг, Набережная 40-летия ВЛКСМ, д. 1

Одно из самых пафосных мест размещения Выборга. Раньше не всем доступное, но теперь из-за пандемии ценник упал, и вы можете расположиться в номерах, где останавливались звезды мирового кинематографа. Стоимость сейчас совсем демократичная — от 3000 рублей. Желающие могут заказать номер повыше уровнем, а также дополнить отдых спа-услугами.
Отель «Атлантик»
г. Выборг, ул. Подгорная, д. 13

Город кинематографистов Выборг трудно представить без отеля с кинематографичным же названием «Атлантик». Кстати, на соседних улицах снимали «Соломенную шляпку», «Землю Санникова», «Тихий Дон» (последний, режиссера Урсуляка), последнюю же «Белую гвардию». Номера довольно простые, но все необходимое, включая завтрак и Wi-Fi, есть. Стоимость двухместного номера — от 3000 рублей.
Усадьба «Лесогорская»
пос. Лесогорский, ул. Генераторная, д. 1

В 50 км от Выборга рядом с Лесогорской ГЭС есть старинная усадьба, которая сейчас принимает гостей. Здесь можно провести прекрасные выходные, зимой — лыжи, санки, ватрушки, снегоходы. Летом — катание на лодке, купание и рыбалка. В библиотеке предоставляется бесплатный Wi-Fi. Завтракать, обедать и ужинать можно в ресторане, а гости могут закоптить собственноручно пойманную рыбу. Разумеется, есть площадка для барбекю и шашлыка, а также баня. Номера — от самых простых типа хостела до прекрасных люксов с камином. Стоимость соответственно — от 2000 до 4000 рублей.

Обращаем внимание, что усадьба расположена в пограничной зоне, требуется пропуск!
Достопримечательности
Владимир Воронец
электромонтер главного щита управления Каскада Вуоксинских ГЭС, ветеран труда, обладатель почетного золотого знака «50 лет работы в энергосистеме»

Выборг и его окрестности — это не просто красивое место, но и историческое. Здесь есть все — и красоты природы, и памятники истории. Уникальны и наши станции, как уникальны и люди, которые поддерживают их работоспособность. Работа на каскаде идет день и ночь, энергия поставляется на экспорт в Финляндию, так что торговые и промышленные традиции Выборга продолжаются, дружественные и партнерские отношения есть и сейчас.

Я очень люблю здешнюю природу — скалы, лес, места у нас грибные, прошлый год был просто невиданный. И, конечно, рыбалка здесь отличная! Эти края надо обязательно посмотреть! Река Вуокса — особая достопримечательность, здесь могут отдохнуть и байдарочники, и просто любители природы. Много мест, где можно заняться верховой ездой, посмотреть, как разводят страусов.

Я начал работать на каскаде, еще будучи студентом, проходил здесь практику, в общей сложности много десятков лет отдал энергетике. И могу сказать стихами: «Мне века мало и пяти столетий мало, чтоб насладиться этой красотой!» Я много стихов посвятил своему краю:
Меня Вы вспомните едва ли,

Тот день из памяти сотрется,

Как в Парке Монрепо гуляли:

После дождей — сиянье солнца...
Читать до конца
Мы по сырой дорожке парка

Дошли до самого залива,

Мосточка там белела арка,

Там было тихо и красиво…
Вас валуны заворожили,

А на камнях — седые ели…

К скале ладонь Вы приложили

И долго-долго вдаль глядели…
А сквозь деревья пробивалась

Полоска узенькая света…

И на мгновенье показалось,

Что это — отблеск эполета.
И показалось: видим спину

Придворной дамы… Шелест платья…

Старинной жизни вдруг картину

Вам захотел нарисовать я…
Затем я Выборг показал Вам,

Но, к сожаленью, очень кратко:

Вот замок, площадь у вокзала

И знаменитая брусчатка…
В машине радио играло,

Казалась даль необозримой…

И пел Трофим, как ночевал он

Сегодня с женщиной любимой…
Меня Вы вспомните едва ли,

Тот день из памяти сотрется…

Мы распрощались на вокзале,

И — снова дождь… И нету солнца…
Благодарим за помощь в подготовке материала Ольгу Воронец, главного специалиста службы энергетических режимов «ТГК-1».
Предприятия «ТГК-1» расположены в четырех регионах Российской Федерации. Если вы знаете интересные места, которые стоит посетить, готовы рассказать об их достопримечательностях, как до них добраться, где поесть, где остановиться — пишите нам на электронную почту NWEnergy@tgc1.ru. Мы обязательно опубликуем ваш материал.
или листайте дальше
ТГК-Лайф
Становимся счастливее, делая добро
В рамках благотворительных проектов «ТГК-1» в январе 2022 года открыла самый большой каток в Петрозаводске, а накануне Нового года подарила праздничное настроение особым детям, одиноким людям «серебряного возраста» и зооволонтерам, спасающим животных.
«Поехали!»
16 января «ТГК-1» открыла самый большой каток в Петрозаводске. В 14:00 в воздухе раздалось символическое гагаринское «Поехали!» и заиграла музыка — так началась новая зимняя жизнь катка и интерактивной площадки в самом центре Петрозаводска — в Губернаторском парке. Восемь лет подряд жители города ждут этого события с нетерпением, а самые маленькие любители спорта начинают готовить коньки и хоккейные клюшки уже с осени.
На праздник собрались более пятисот горожан — любителей катания на коньках и сторонников активного образа жизни. Было видно, что жители соскучились по живому общению и спорту на свежем воздухе.

Каток торжественно открыла команда синхронных фигуристов «Карелия»: они поразили всех присутствующих филигранностью выполненных элементов и скоростью скольжения. Никого не оставили равнодушными и одиночные выступления Ланы и Виты Виноградовых. Позже дети, вдохновленные выступлением сестер, попытались повторить увиденное.

Самые юные гости катка смогли поучаствовать в церемонии перерезания синей в фирменных цветах «ТГК-1» ленты. Ловко орудовать ножницами им помогали родители и волонтеры. Каждый малыш унес с собой кусочек ленты на память о необычном празднике.

Одним катком развлечения не ограничивались. Детей ждали веселые эстафеты и соревнования на меткость, мастер-классы по созданию кормушек для птиц и карельской рыбалке. Также в парке были оборудованы фотозоны.

Чтобы никто не замерз, команда Карельского центра добровольчества устраивала танцевальные флешмобы. А еще на мероприятии работало «Доброе кафе» со вкусным чаем и горячими бутербродами. Все вырученные средства пойдут на благотворительные цели.

Каждое воскресенье с 14:00 до 16:00 на ледовом катке в Губернаторском парке будет работать арт-площадка — она совмещает в себе спортивное и культурно-развлекательное пространство. В феврале арт-площадка станет частью Международного фестиваля «Гиперборея». Кроме того, на льду катка пройдет турнир по дворовому хоккею.
Корпоративные волшебники из #ДоброПомощи
Второй год сотрудники управления «ТГК-1» и филиала «Невский» участвуют в благотворительной акции #ДоброПомощь_ТГК1. В канун новогоднего праздника подарки от компании получили подопечные детского психоневрологического санатория «Комарово» и пенсионеры Фрунзенского района Санкт-Петербурга, находящиеся на отдыхе в отделении временного проживания. Кроме того, корпоративные волонтеры вручили лечебные корма и средства гигиены фонду помощи животным «Мы вместе».
Каждый сотрудник, по словам организатора #ДоброПомощи, главного эксперта отдела развития общественных связей «ТГК-1» Нины Марцинюк, мог выбрать то направление, которое ему ближе всего — помочь особым детям, одиноким людям «серебряного возраста» или бездомным животным, которых спасают с улиц зооволонтеры с надеждой найти им дом и любящего хозяина.

В санатории «Комарово» подарки, заботливо собранные сотрудниками компании, получили 115 детей.

— Даже взрослые ждут чудес от Нового года, что же говорить о ребятишках?! Одним из таких чудес стали ваши подарки. Конфеты, шоколад и игрушки мы вручили деткам на новогодней елке. Видели бы вы, как они обрадовались! И нам, взрослым, было очень приятно! Выражаем благодарность Нине Марцинюк и всем, кто откликнулся, не прошел мимо и подарил нашим подопечным ощущение праздника! — говорит заместитель главного врача по хозяйственным вопросам санатория Ирина Гриненко.
Подарки одиноким пенсионерам и инвалидам, встречавшим Новый год в отделении временного пребывания, раздали во время музыкально-развлекательного вечера. В пакетах с презентами пожилые люди находили не только продукты (сладости, чай, кофе), календари, гели для душа, кремы для рук, пледы, полотенца, теплые носки, но и открытки, сделанные детьми сотрудников «ТГК-1». И это, кажется, растрогало адресатов больше всего.

— Для большинства из нас такая забота со стороны других, и прежде всего родных и близких, — вполне привычное явление. Но среди наших отдыхающих есть очень одинокие люди, которых просто некому поздравить с праздником. Для них вдвойне ценно такое внимание со стороны совершенно незнакомых людей. Многие не могли сдержать слез, когда брали в руки эти открытки и читали. В ответ они желали здоровья и счастья и детям, которые их смастерили и подписали, и их родителям. Оставшуюся часть подарков мы вручили в январе новой смене отдыхающих. Реакция была столь же трогательной, — рассказывает специалист по социальной работе, культорганизатор отделения Елена Груздева. — Мы благодарны за то, что «ДоброПомощь» дала нашим отдыхающим, лишенным семейного тепла, почувствовать, что они не одиноки в этом мире!
Только финансовая и моральная поддержка неравнодушных людей позволяет существовать фонду помощи животных «Мы вместе», у которого до сих пор нет даже своего здания, но при этом на попечении находится порядка 150 животных — по большей части собак, в том числе и декоративных пород.



Эти животные ищут свой дом!
— Волонтеры «ДоброПомощи» подарили нам очень важные вещи: лечебные корма, которых постоянно не хватает, памперсы для питомцев, а также большую клетку. Она везде востребована: и в ветлечебницах, и на передержках. С ее помощью животному всегда можно создать личное пространство, — объясняет администратор фонда Татьяна Павлова.

Но добро не ограничивается рамками акции. Если вы хотите завести себе четвероногого друга, обращайтесь в фонд «Мы вместе». Возможно, там вы встретите того, кому захотите подарить свою любовь, заботу и крышу над головой и кто станет вашим настоящим другом. Помимо собак в фонде есть и кошки, которые также ждут своих хозяев.

Участие в таких акциях, как #ДоброПомощь_ТГК1, объединяет людей, улучшает атмосферу в коллективе, ведь делая добро другим, мы и сами становимся счастливее.
Карина Новикова
ведущий специалист по социальной работе отдела социальных программ управления социально-трудовых отношений Управления «ТГК-1»
Акции «ДоброПомощь» вызывают во мне самый живой отклик! Часто ведь как бывает? И рад бы кому-то помочь, но никак не соберешься, а тут фактически все уже организовано. Мы с коллегами подумали, как вовлечь в участие наибольшее число людей. Очевидным показалось минимизировать время, которое люди тратят на поиск вещей из предоставленных организациями списков необходимого, и материальные затраты каждого (да, на «стольник» особо не разгуляешься, но людей у нас много, и, как говорится, с миру по нитке — голому рубаха). Поэтому еще в прошлую акцию «ДоброПомощи» я взяла на себя функцию своеобразного координатора Блока по персоналу: коллеги сдавали деньги в общую «копилку» (кто сколько посчитал нужным), а я, исходя из собранной суммы, делала в интернет-магазине общий заказ, который подвозили прямо в офис на Добролюбова. В этот раз мы покупали большую клетку и корм для подопечных фонда помощи собакам «Мы вместе» (известный больше как «ХелпДогМини» по названию группы «ВКонтакте»). Минимум хлопот для нас — а сотрудникам фонда и их подопечным польза!
Виктория Ниточка
инженер производственно-технического отдела Южной ТЭЦ
Хочу выразить благодарность компании за проведение важной и нужной ежегодной акции #ДоброПомощь_ТГК1. Считаю, что каждый из нас способен сделать этот мир добрее, счастливее, в том числе помогая людям, которые нуждаются в нашей поддержке. Не оставайтесь равнодушными, дарите свою улыбку, энергию и тепло.
или листайте дальше
История
Послание будущим гидроэнергетикам
28 декабря 2021 года на Подужемской ГЭС в честь 50-летия станции была торжественно заложена капсула с посланием будущим поколениям гидроэнергетиков.
Послания потомкам становятся хорошей традицией — год назад из стены Подужемской ГЭС в машинном зале была извлечена капсула, заложенная 50 лет назад с наказом вскрыть ее в год 100-летия ГОЭЛРО. Об этом можно прочитать здесь.
Современные гидроэнергетики помимо послания заложили в капсулу времени летопись Каскада Кемских ГЭС, где поименно указаны все работники — 1209 человек.

На торжественном мероприятии кроме работников присутствовали ветераны станции и Каскада, ветераны Севгидростроя.

Почетное право заложить капсулу было предоставлено начальнику отдела снабжения Карельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» Сергею Лазутину и мастеру группы по эксплуатации и ремонту зданий и сооружений Путкинской, Подужемской ГЭС Василию Шемякину — 50 лет назад именно их отцы заложили первую капсулу, теперь их дети продолжили традицию.
Из текста капсулы
«Чтите свою историю. Храните память. Нам есть, чем гордиться. Мы передаем это достояние вам и надеемся, что вы будете хранить его с достоинством».
листайте вправо
Владислав Панкратов
директор Каскада Кемских ГЭС
Год назад мы вскрыли капсулу и прочитали предназначенное нам послание, в котором строители написали нам, что было сделано ими для того, чтобы станция работала. Перенимая эту эстафету, мы решили создать книгу — летопись Каскада Кемских ГЭС, в которой описали все важные события в жизни Каскада: ремонты, реконструкции, и, конечно, здесь перечислены все, кто эти годы работал на Каскаде. Эти люди отдали нашему предприятия свое время, свой опыт и частичку своей жизни.

Василий Шемякин
мастер группы по эксплуатации и ремонту зданий и сооружений Путкинской, Подужемской ГЭС
51 год назад мой отец — Геннадий Васильевич Шемякин — заложил капсулу, в прошлом году я ее вскрыл, и было очень волнительно увидеть свою фамилию. В этом году уже я сам принял непосредственное участие в закладке капсулы. Это очень важное событие для меня и нашей семьи, все мои близкие были очень тронуты. По мнению коллег на каскаде, мои дети теперь просто обязаны продолжить традицию и через 50 лет вскрыть капсулу. Желаю всей нашей станции эти 50 лет проработать без аварий!
Сергей Лазутин
начальник отдела снабжения Карельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад»
Мой отец, строитель Лазутин Николай Иванович, присутствовал здесь в 1971 году на закладке памятной капсулы. Сегодня он не смог прийти на станцию, но мне он рассказал о том дне, когда все происходило. Тогда, 51 год назад, он работал в ГЭМ, к нему подошел председатель комсомольской организации Геннадий Шемякин и попросил собрать бригаду. Текст на капсуле зачитали, но было плохо слышно. В тот момент и не думал, что пройдет полвека и мы ее прочитаем. Тогда было принято оставлять послания потомкам. Здесь, на станции, мой отец встретил мою мать. Мы с братом продолжаем энергетическую династию. Энергетика жива, без нее жизнь невозможна: никто уже при лучине жить не будет. Я очень рад, что принял участие в закладке капсулы. Надеюсь, что через 50 лет буду здесь стоять и открывать капсулу.
Леонид Расюкевич
директор Каскада Кемских ГЭС в 2002–2007 годах
Гидроэлектростанции рассчитаны на 100 лет эксплуатации, это четыре поколения. Эта станция была для эксплуатационников моего поколения как школа, мы здесь обучались. Вся работа, вся жизнь на энергообъекте человека возвышает, он учится и думает о будущем. Эта станция строилась в самый пик развития большой гидроэнергетики и была построена за четыре года — это очень быстро. Работали в тяжелых условиях по уплотненному графику. Все понимали, что без энергетики народное хозяйство не сможет развиваться. Помимо строителей, монтажников и наладчиков заслуживают особого внимания эксплуатационники. Во время пуска в машзале Подужемской ГЭС температура была ноль градусов, но объект был пущен по плану. Потом многое дорабатывали, и теперь здесь все отлично работает, тепло. Были проведены модернизация оборудования, ввод новой автоматики, релейных защит, силовой части агрегатов. Это огромная работа, и это все — заслуга персонала станции.
Сергей Чугров
директор Каскада Кемских ГЭС в 2007–2020 годах
Самое первое, что мне показали, когда я пришел на станцию, — это место закладки капсулы. Мне, молодому человеку, тогда казалось, что вскрытие капсулы будет в очень далекой перспективе. Время пролетело быстро, и вот мы прочитали, что нам написали наши предшественники. Сейчас благодаря инициативе всех работников каскада снова закладывается капсула времени. Наши потомки оценят, что мы делали и что делали наши предшественники. Гидроэнергетика будет развиваться, это один из самых экономичных видов выработки электроэнергии. Я рад, что невзирая на трудности меняется оборудование, происходит поэтапная реконструкция станции. Мы видим, что она в хорошем состоянии благодаря труженикам всего каскада.
Капсулы времени
Человечество всегда стремилось сохранить память о себе и передать информацию будущим поколениям. Капсулы времени, которые иначе называют письмами в будущее или посланием потомкам, часто содержат не только письменный текст, но и предметы своего времени. Сложно сказать, когда появились первые капсулы времени, но сам термин вошел в обиход в середине 1930-х годов. В 1990 году было создано Международное общество капсул времени (ITCS) для содействия тщательному изучению капсул времени.
Крипта цивилизации
В 1935 году у президента Оглторпского университета Торнуэлла Джейкобса появилась идея сохранить характерные черты современной цивилизации для людей будущего. Крипта цивилизации была запечатана в 1940 году и представляет собой герметично закрытое помещение, в котором находятся энциклопедии, научные работы, газеты и книги, бобины с кинолентами, фонографические записи, модели и т. д. о цивилизации в период с 1900 по 1950 год. Вскрытие запланировано на 8113 год.
Крипта цивилизации за несколько минут до запечатывания (с сайта www.damninteresting.com)
Пластинки в космосе
Послания могут быть оставлены не только для будущих поколений жителей Земли, но и для других цивилизаций. Пластинки из анодированного алюминия с информацией о Земле и ее местоположении, а также рисунками мужчины и женщины были прикреплены к межпланетным станциям Pioneer-10 и Pioneer-11, запущенным в 1972–1973 годах.
Изображение на пластинке межпланетной станции
В 1977 году к космическим аппаратам «Вояджер-1» и «Вояджер-2» были прикреплены позолоченные пластинки с записью звуковых и видеосигналов. К ним прилагается схема по воспроизведению записей и преобразованию сигналов в изображение.
Золотая пластинка «Вояджера»
или листайте дальше
Юбилеи
В январе две станции «ТГК-1» отметили юбилеи.
10 января исполнилось 55 лет Палакоргской ГЭС,
13 января — 85 лет Нижне-Туломской ГЭС.
Жемчужина Карелии
55 лет Палакоргской ГЭС
Палакоргская ГЭС строилась с целью энергетического использования участка реки Нижний Выг. Станцию планировалось врезать в уже существующие сооружения Беломорско-Балтийского канала, сэкономив время и ресурсы.
30
МВт
установленная мощность
187,5
млн кВтч
среднегодовая выработка
26
человек
численность персонала
Для непосредственного строительства самой станции необходимо было решить вопросы с размещением строителей и монтажников, построив 10-километровую дорогу до ближайшего поселка Летнереченского, соорудить разводной мост через Беломорско-Балтийский канал, построить мост через Нижний Выг и протянуть высоковольтную линию электропередачи напряжением 110 кВ.
Днем рождения Палакоргской ГЭС стало 10 января 1967 года, когда был успешно запущен первый агрегат. Правда, торжественное открытие станции едва не сорвалось: из-за сильных холодов замерзли пропускавшие воду затворы. Пришлось спешно искать водолазов и с их помощью размораживать оборудование.

Вскоре были запущены и два других агрегата. С вводом в работу Палакоргской ГЭС завершилось формирование Каскада Выгских ГЭС.

В прошлом году на станции был проведен капитальный ремонт кровли здания. В ноябре 2021 года начался капитальный ремонт гидроагрегата № 3. На очереди — гидроагрегаты № 1 и № 2.
Ветераны в строю
85 лет Нижне-Туломской ГЭС
Нижне-Туломская ГЭС была построена в рекордно короткие сроки — всего за 36 месяцев. Сегодня она имеет важнейшее значение для энергоснабжения крупнейшего заполярного города Мурманска и предприятий Мурманской области.
56
МВт
установленная мощность
287,2
млн кВтч
среднегодовая выработка
51
человек
численность персонала
Первые работы по возведению Нижне-Туломской ГЭС начались в феврале 1934 года. Для этого на берега Туломы перебросили тысячи заключенных Беломорско-Балтийского исправительно-трудового лагеря.

Впоследствии начальник Туломстроя Владимир Сутырин вспоминал, что из-за катастрофической нехватки техники много чего приходилось делать вручную: и тачки толкать, и телеги, и даже вагонетки. Из-за нехватки бурильных станков 90 % буровых работ тоже проводились вручную.
Тем не менее Нижне-Туломская ГЭС была построена в рекордно короткие сроки — за три года. Госкомиссия, принимая объект, подчеркнула, что прецедентов столь быстрого строительства ГЭС в истории СССР еще не было.

13 января 1937 года первый гидроагрегат Нижне-Туломской ГЭС был поставлен под промышленную нагрузку. До 1941 года успели запустить в эксплуатацию и второй агрегат. Третий и четвертый гидроагрегаты испытали уже в начале войны, после чего сразу же эвакуировали их в Ташкент.

Весной и летом 1942 года Нижне-Туломская ГЭС пережила 180 (!) авианалетов, но ожесточенные бомбежки не повлияли на ее работу. Лишь однажды, 22 июня 1942 года, в результате прямого попадания авиабомбы в здание станция была остановлена на несколько дней.

После войны электростанцию не только восстановили, но и смонтировали два новых гидроагрегата.

Запаса прочности Нижне-Туломской ГЭС хватило на десятки лет. Капитальную реконструкцию станции провели только в 1980-х годах, заодно увеличив ее мощность до 56 МВт.

Отдельный предмет гордости сотрудников — уникальный полукилометровый рыбоход, сооруженный в 1936 году с целью сохранить популяцию семги. Рыбоход представляет собой искусственный ручей через плотину, по которому семга поднимается в верховья Туломы на нерест. Конструкция рыбохода до сих пор считается одной из лучших в мире.
или листайте дальше
КОНКУРС
Лучший рыболовный трофей
Наверняка вы знаете, что в составе «ТГК-1» аж 40 гидроэлектростанций! А когда работаешь «на воде», рука сама поневоле к удочке тянется. Не удивительно, что среди сотрудников наших ГЭС так много рыболовов.

Если вы — заядлый любитель насадить червячка на крючок и вашим уловам по-доброму завидуют все друзья и коллеги, примите участие в нашем конкурсе на лучший рыболовный трофей сотрудника «ТГК-1»!

До 15 марта ждем фотографии с вашими трофеями зимнего сезона 2021/22 года. На конкурс можно присылать несколько фотографий.

Все фотографии будут опубликованы на нашем сайте для последующего голосования.
Победители конкурса определяются исключительно голосованием читателей на основе анализа фотографий в следующих номинациях:
самая длинная рыба
самый большой вес одной рыбы
самый большой улов
(по весу)
самый большой улов
(по количеству пойманной рыбы)
самый
неожиданный улов
Присылайте ваши работы на электронный адрес редакции NWenergy@tgc1.ru с пометкой «Лучший рыболовный трофей» в теме письма. Фото должно быть горизонтального формата, минимальное разрешение по ширине — 1920 пикселей.
Возьмите
"Энергию Северо-Запада"
с собой!
Отсканируйте qr-код и читайте с мобильного устройства!
Нравится Энергия Северо-Запада?
Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить свежий выпуск!
Ваш e-mail
Нажимая кнопку Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Мы используем cookie, чтобы сайт работал корректно
ок
Close
Выпуск № 15. Февраль 2022